Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

03.10.2016
Ярославль
1789
10 стрел совсем не Ататюрка
Структура Правительства Ярославской области утверждена, основные кадры назначены. Теперь самое главное - рутинная работа на результат. А что собственно собирается делать новая команда? Тактические задачи понятны – избрать Миронова полнокровным Губернатором, а затем обеспечить относительно приличный результат по выборам Президента в марте 2018 г. Однако совершенно непонятно, есть ли какие-то серьезные стратегические задачи у новой команды. Где перспективная программа действий? Четкая, понятная, верифицируемая программа действий со стратегическими задачами, определенными мероприятиями, сроками и деньгами... 
10 стрел совсем не Ататюрка

В понедельник, 26 сентября была утверждена новая структура Правительства Ярославской области и назначены ключевые замы. Стало понятно, что вся предыдущая команда С.Ястребова зачищена. То, что пока с приставкой «и.о.» усидели Князьков и Бойко, в расчет по серьезному брать не надо. Они пока нужны, чтобы понять, что происходило в хозяйстве «при прежнем режиме». И для того, чтобы определиться, как нужно взаимодействовать с местными элитами. Не надо обольщаться - как только москвичи с этим разберутся, так сразу же станет ясно, какова будет реальная и перспективная потребность в этих людях.

стратегия.jpg

Однако основной вопрос все-таки в том, а что собственно собирается делать новая команда. Тактические задачи понятны – избрать Миронова полнокровным Губернатором, а затем обеспечить относительно приличный результат по выборам Президента в марте 2018 г. Однако совершенно непонятно, есть ли какие-то серьезные стратегические задачи у новой команды. Про это пока никто и словом не обмолвился. Программы их действий пока тоже никто не знает. Дежурные и общие фразы «работать для улучшения материального положения ярославцев» серьезно восприниматься, конечно, не могут. Нужна четкая, понятная, верифицируемая программа действий с перспективными задачами, опредебленными  мероприятиями, сроками, деньгами. А ее пока нет. И если до декабря 2016 г. (пресловутые 100 дней истекают как раз в ноябре) этой программы так и не появится в публичном поле, это будет означать, что ничего нового эти люди с собой не принесут. Фамилии чиновников поменяются, а результат каким был, таким и останется. Единственное, что можно относительно смело предположить – коррупционных скандалов от своих подчиненных врио Губернатора не потерпит. Какой смысл было менять Ястребова на нового губернатора, если все оставлять по-прежнему – и коррупционные схемы, и безответственность, и семейственность, и поделенный рынок госуслуг и госконтрактов между приближенными первого лица. Если смысл был только в том, чтобы взять все финансовые потоки под контроль уже других официальных лиц, тогда все это станет понятно уже в ближайший год. Если за этим стоит все-таки нечто большее, а именно - желание сделать что-то позитивное и полезное для региона, тогда это также будет понятно в течение ближайшего года. Ждем, как говорится, позитивных результатов. Негативных нам уже предостаточно. Накушались…

ситуация запутанная.jpg

Мы в своей среде решились на определенный эксперимент. И попробовали поставить себя на место Губернатора (извините за столь нетривиальную и наглую фантазию) и попробовали сформулировать ту программу действий, которую бы действительно нужно реализовывать для региона в ближайшие два-три года. Мы понимаем, что это все может оказаться полной утопией, поскольку цели у новой команды губернатора могут быть совсем другие, да и смотрит она на мир сквозь очки непонятно какого цвета. Однако, а вдруг в чем-то наши мысли могут быть созвучны и даже может быть (я фантастически грежу) пригодятся для реализации в реальной политике. А вдруг! Чем черт не шутит?..

Итак, мы представляем нашу губернаторскую программу социально-экономического развития Ярославской области. Мы, кстати, готовы к критике и будем признательны всем, кто даст свой отклик, замечания и предложения по этой программе. Мы помним и знаем, что в Ярославской области в марте 2014 г. была принята «Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г.» и там написано много важных и полезных вещей. Есть только одно «но» - за два года после ее принятия (а она была принята еще до воссоединения Крыма с Россией) мир вокруг нас сильно изменился. Поэтому и с этой точки зрения наш труд также может быть не напрасным. Итак…


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ на 2017-2019 гг.

1. Масштабная программа строительства и реконструкции дорог с упором на г. Ярославль. Увеличение доли Ярославля при распределении средств регионального дорожного фонда и/или за счет получения целевых федеральных субсидий на дорожное строительство. Жесткая приемка объектов по качеству нового строительства и реконструкции дорог, приведение в регион подрядчиков, которые будут гарантировать качество проведенных работ и положат конец «армянской дорожной олигополии». Жесткий контроль за работой и расходованием средств регионального госпредприятия «Ярдормост». Полное освоение средств федерального бюджета и регионального дорожного фонда в пределах текущих бюджетных периодов на строительство и реконструкцию дорог в Ярославской области.

2. Активная инвестиционная политика с привлечением 2-3 новых крупных инвесторов в регион в течение ближайшего года. Наиболее простой способ решить эту проблему в ближайшее время - это все-таки убедить бельгийскую фармкомпанию ООО "Безен Хелскеа Рус» разместить свое производство в индустриальном парке «Новоселки». Представители этой фирмы уже приезжали к нам три раза только в этом году и явно потенциально готовы сюда зайти для постоянной прописки. Однако ждут гарантий. Надо эти гарантии со стороны Правительства области давать и как можно быстрее.

3. Разрешение проблем по долгам «Межрегионгазу», подписание графика погашения задолженности между областью и «Межрегионгазом», полное обеспечение текущих платежей за газ, возвращение Ярославской области в программу газификации ОАО «Газпром». Решение проблем с должниками по поставкам газа ТГК-2 и ЯГК имеет первостепенное значение. И если с ЯГК вполне можно разобраться и на региональном уровне (она находится в областной собственности), то с ТГК-2 придется разбираться на федеральном уровне. Размер компании и ее лоббистский ресурс вполне себе федеральный. Миронов, если захочет, в состоянии решить этот вопрос. Главное, чтобы захотел. В ЯГК вообще было бы неплохо провести финансовую ревизию, она наверняка смогла бы пролить свет откуда там взялись такие огромные долги перед газовиками (уж не с подачи ли какого-то заинтересованного официального лица).

4. Активное участие в федеральных целевых программах, привлечение крупных федеральных средств в регион. Любые крупные госпрограммы, отвечающие интересам и специализации региона, должны приходить к нам. Все зависит от воли и желания продвигать сюда деньги и технологии. Шанс хоть что-то получить от федерального пирога велик. Дело - в политической воле и желании этого добиваться.

5. Активная промышленная политика, привлечение крупных и средних резидентов в индустриальные парки, выстраивание договоренностей с госкорпорациями и крупными частными компаниями о перенесении в Ярославскую область части профессиональных компетенций по машиностроению, химической и нефтехимической промышленности, банковскому сектору (размещение российских call-центров крупных московских банков в Ярославле по примеру «Райфайзен-банка) и it-инфраструктуры (перемещение в Ярославскую область части ЦОДов (центры обработки данных) крупных сотовых операторов (действующий пример – Билайн) и крупных it-компаний). Развитие промышленной агломерации «Ярославль-Тутаев-Рыбинск» с упором на развитие технических и инженерных компетенций для госкорпорации «Ростех» (Тутаевский моторный завод и НПО «Сатурн»), группы ГАЗ (дивизион «Силовые агрегаты» - ярославский моторный завод, заводы топливной и дизельной аппаратуры) и АФК «Система» (ярославский радиозавод).

6. Создание опорного университета – поставить приоритет развития современного высшего образования Ярославской области над узковедомственными и личными интересами ректоров отдельных ярославских вузов. «Завязать» образовательный процесс под практические нужды крупных промышленных предприятий Ярославской области. Четкая профориентация, специализация. Объединение в опорный вуз ЯрГУ, педуниверситета, политехнического университета и рыбинского авиационного технического университета, «заточка» профессионального обучения и учебных программ под практические нужды работающих в регионе крупных промпредприятий в таких отраслях как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, возможно банковское дело и it-сектор.

7. Инициирование собственных крупных новых и продолжение старых перспективных проектов, включая инфраструктурные (Карабулинская развязка, строительство третьего моста через Волгу, Международный политический форум и т.д.), пробивание их на федеральном уровне, софинансирование, отслеживание эффективности проектов.

8. Программа развития аэропорта «Туношна» с правильным позиционированием и ориентацией на грузовые аэроперевозки, строительство крупного логистического грузового хаба на несколько областей Центральной России (Ярославская, Костромская, Ивановская).

9. Программа развития здравоохранения. Сегодня все бюджетные учреждения здравоохранения находятся в компетенции региона. Таким образом, область полностью отвечает за состояние заболеваемости населения. Ни федерация, ни муниципалитеты, а именно регион. Программа развития здравоохранения (не только ремонты зданий больниц и поликлиник), но и обеспечение лечебных учреждений новым современным оборудованием и самое главное квалифицированными кадрами (особенно в районных больницах) действительно может дать импульс развитию отрасли в среднесрочной перспективе. Повышение доли высокотехнологичной медицинской помощи. Реальное обеспечение работы электронной очереди (запись ко врачам по Интернету) во всех учреждениях здравоохранения крупных городов региона (Ярославль, Рыбинск, Ростов, Тутаев, Переславль, Углич, Гаврилов-Ям). Важно в рамках программы развития здравоохранения остановить объединение больниц и сокращение стационарных коек в сельской местности – ничего кроме как к организационной сумятице и удлинению очередей для пациентов это не приводит (бюджетная экономия копеечная). Если же здравоохранение окажется вне рамок приоритетов региональной власти – всю полноту ответственности за состояние заболеваемости будет нести Правительство области (рост числа онкологических заболеваний и т.д., и т.п.).

10. Развитие туризма. Тема действительно из области инвестиционной политики как и прописано в новой структуре Правительства Ярославской области. На территории области нужно иметь большее количество крупных российских туристических операторов, которые предлагали бы комфортный туристический продукт по доступным ценам. Альтернативой Москве может быть только одна – здесь дешевле и при том, что качество туристических услуг как минимум такое же. Цель – увеличение длительности пребывания туристов в Ярославской области до 2-3 ночей. Помимо экскурсионного направления по историческим достопримечательностям, нужно развивать такие направления как spa-отели и парк-отели, ориентированные на развлечения и отдых туристов (охота, рыбалка, спортивная инфраструктура, индустрия spa и красоты), эко-туризм (создание своей ярославской лосиной фермы, использование богатств Рыбинского водохранилища), событийный туризм (исторические реконструкции, спортивные состязания, научные конференции и т.д., и т.п.), санаторно-курортный туризм (Красный Холм, Большие Соли, Ясные Зори, санаторий им. Воровского), паломнический туризм (православные святыни в Ростовском и Борисоглебском районах, Переславле, Угличе, Ярославле (Толгский монастырь)), создание крупных современных охотничьих хозяйств с развитой инфраструктурой гостеприимства (современные мини-отели, рестораны с возможностью приготовить дичь, наличие вездеходов и т.д.). Список этот можно продолжать он, кстати, отчасти присутствует в «Стратегии развития туризма Ярославской области до 2025 г.».


Безусловно, это далеко не все основные проблемы, стоящие перед региональной властью. Но - это приоритеты. 10 приоритетов - это даже много для одного Правительства, обычно главными становятся всего 3-4. Но про них нужно публично заявить, их нужно обосновать, поставить цели и технологические задачи, прописать механизмы и сроки реализации… И жестко добиваться их выполнения. Как правило, стратегии и программы чиновники у нас уже научились писать. Временами даже получается красиво. На бумаге. Сложнее с их реализацией. Эффективности пока толком никто не видел. А хотелось бы.


Евгений Голубев

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?