Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.03.2017
Ярославль
4087
10 ТОЧЕК РОСТА, 10 ПОВОДОВ ДЛЯ СОМНЕНИЙ
Мысли на полях стратегии развития Ярославской области
10 ТОЧЕК РОСТА, 10 ПОВОДОВ ДЛЯ СОМНЕНИЙ

«Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Под таким лозунгом Мао Цзэдун в своё время объявил широкую кампанию по усилению гласности и критики. Вначале всё было красиво. Китайский лидер обратился к интеллигенции, чтобы получить от неё широкий спектр мнений о социалистическом устройстве, политике и правительстве. В результате мнения оказались столь многогранными и столь критичными, что кампанию поспешно пришлось свернуть. Почему-то этот исторический пример сам собой всплыл в памяти при обсуждении новой (хотя отнюдь не первой) стратегии социально-экономического развития Ярославского региона «10 точек роста». Безусловно, ни о какой исторической аналогии речи не идёт. А прямые параллели практически отсутствуют - с событиями 60-летней давности ярославские разработки объединяют разве что круглые цифры в названии да обращение к интеллектуалам (в нашем случае – экспертным группам). Но есть серьёзные опасения, что стратегия (при всей правильности её изначальных посылов) столкнётся с большими трудностями в реализации. Также, как и кампания китайских товарищей. В результате благие намерения могут пойти прахом из-за неверных прогнозов, нереальных планов или завышенных цифр.

 20170316_120102.jpgВ начале статьи сделаем три оговорки. Во-первых, никто не ставит под сомнение необходимость самой стратегии развития. Да, обязательное планирование имеет свои минусы. Но ещё хуже - жить вообще без плана. Поэтому, разработка средне- и долгосрочных стратегий давно превратилась в повседневную практику для большинства регионов. Во-вторых, вряд ли кто-либо будет оспаривать пункты озвученной программы. То есть те самые «10 точек роста». Возможно, некоторые из них – «болевые». Но они в любом случае отражают основные векторы приложения сил для нашей области. В своё время, когда в окружении Дмитрия Миронова ещё не помышляли ни о какой стратегии, «Клуб социологов» взял на себя смелость дать несколько предложений насчёт «направлений главного удара» (статья «10 стрел совсем не Ататюрка»). Как минимум, по 8 пунктам позиции сошлись. Некоторые – почти дословно. Так что вопрос не в смысловом содержании «точек роста». Вопрос в их экономической оценке. И возможности практического воплощения. Так что разговор не о критике СЭР ЯО, а всего лишь о наших сомнениях (естественно, подкреплённых кое-какими фактами). Предлагаем воспринимать данный материал исключительно в этом ключе и не обижаться. Это, в-третьих. Надеемся, нас не постигнет участь китайских товарищей (шутка).

Строительство и ЖКХ

Пойдём по порядку. То есть по разделам маленькой «жёлтой книжечки», которую раздавали на презентации стратегии развития в КЗЦ «Миллениум» 13 марта сего года. Первым пунктом в ней значится доступное жильё и развитие ЖКХ. Там же говорится, что подавляющая часть жителей области называет главной проблемой региона неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства. В общем, кто бы спорил! В качестве «узловых точек» в книжечке указано строительство газопроводов, расселение ветхого жилья и работа с обманутыми дольщиками. И тут начинаются вопросы. Сомнения по поводу реализации программы газификации (строительство 576 километров газовых сетей и обеспечение «голубым топливом» 23 тысяч человек в 41 населённом пункте к 2021 году) мы уже высказывали (статья «Вентильная дипломатия»), так что не будем повторяться. Не вполне ясна отсылка к программе расселения аварийного жилья. Всем известно, что она заканчивается 1 сентября текущего года. И пока никаких внятных документов, гарантирующих её продление, нет. Это уже пройденный этап. В таком случае, какое отношение он имеет к стратегии развития на 8 лет вперёд? Если бы в области инициировали собственную программу – тогда другое дело. Но пока на подобный эксперимент со своими «хрущёвками» замахнулись только столичные власти. Как говорится, что дозволено Юпитеру, о том другие могут лишь мечтать. Наконец, работа с обманутыми дольщиками. Здесь планы выглядят более реалистичными. По официальной информации, к концу 2016 года в регионе значилось 2619 людей, признанных обманутыми дольщиками. За 2017 год их количество намерены сократить до 1200. А к 2018 свести к нулю. Но если поразмыслить, в этих цифрах можно усомниться. И вот почему.

        Долгострой-2.jpgВ настоящий момент в области имеются 46 объектов, строительство которых ведется с нарушением сроков или вовсе приостановлено (либо имеются объективные предпосылки приостановки строительства). 17 домов находятся на особом контроле Правительства региона. Высчитать средний срок достройки «проблемных» зданий довольно трудно. Есть примеры, когда процесс затягивался более чем на 4 года (например, в случае с домом ООО «РСУ» на улице 8 марта в Ярославле), на 5 лет (дом ООО ПСК «Квартал, 12 микрорайон Ярославля), на 7 лет (ООО СК «Волга-Дом», 12 микрорайон Ярославля). А отдельные дома строят уже 10 лет (ООО «Альянс»). В то, что власти завершат работы по 17 домам за оставшийся 1 год и 9 месяцев (при том, что за это время не появится ни одного нового проблемного объекта), верится с трудом. Да, за последние полгода в Ярославле сдали два дома во Фрунзенском районе. Но это не вполне показательный пример. Здания строила «Ивановская ДСК» (связанная со знаменитым СУ-155). Их объекты находятся под особым контролем чуть ли не на федеральном уровне, достройка финансировалась банком «Российский капитал». А основная подготовительная работа была проведена ещё предыдущей администрацией. Так что заслуга нынешнего областного Правительства здесь довольно относительна. Между тем, в Ярославле остаётся ряд по-настоящему сложных долгостроев (в первую очередь – в Заволжском районе). Завершить работу с ними будет гораздо сложнее. Впрочем, с 1 января вступили в силу изменения в федеральном законодательстве. Свой законопроект подготовил и глава нашего региона. Если меры поддержки заработают, результат может быть вполне удовлетворительным. Хотя срок решения всех проблем до конца 2018 года всё же представляется слишком оптимистичным.

Дороги и транспорт

Вторая проблема по количеству нареканий – плохое состояние дорог. За первый весенний месяц в этом вновь смогли убедиться десятки тысяч ярославских автомобилистов. Как власти намерены справляться с традиционной российской бедой в стратегическом плане? Обещают отремонтировать 1036 километров региональных и местных автомагистралей к 2025 году. Много это или мало? Смотря как посчитать. Например, в прошлом году в Ярославской области построили и реконструировали 13,8 километра дорог. Кроме того, в рамках проекта «Обустроим область к юбилею!» был выполнен текущий ремонт 108 километров муниципальных трасс. Формально выходит порядка 120 километров. Вроде бы не мало. Но всем понятно, что разница между указанными видами работ и в финансовом, и в технологическом плане – колоссальная. Одно дело – стройка, и совершенно иное – «ямочный» ремонт. Выходит, что «капитальные» работы были невелики. К 2018 году запланирован ремонт 380 километров. Но какие это будут работы? Если реконструкция или хотя бы полная замена верхнего слоя асфальта, как на 27 улицах Ярославля – хорошо. Но тогда трёхлетний план выглядит завышенным (в сравнении с 13,8 километрами 2016 года). Если статистика дана с учётом очередного «латания дыр» - это другой коленкор. И конечная цифра могла быть больше. Одним словом, нужна конкретика. С другой стороны, общая протяженность областной дорожной сети составляет 18,5 тысяч километров (из которых федеральными являются лишь 327). Так что 1036 километров к 2025 году – это около 6% (даже если их все приведут в идеальное состояние). Согласитесь, не самые амбициозные планы на 8 лет. Впрочем, сделали бы это.

        Третий мост в Ярославле (генплан).jpgА вот планы транспортные можно назвать даже не наполеоновскими, а фантастическими. Поскольку они предусматривают строительство не только Карабулинской развязки, но и автомобильных мостов через Волгу в Ярославле и Тутаеве. Безусловно, все эти объекты крайне необходимы. Но давайте будем реалистами: построить сразу 3 вряд ли получится. Сегодня наиболее реалистичной является «Карабулинка». По ней готов проект, проводится государственная экспертиза. Впрочем, перед празднованием тысячелетия проект тоже имелся. А про саму развязку говорят чуть ли не с 1970-х годов. Понятно, что своими средствами объект нам не потянуть. Нужна поддержка федерации. Вопрос – договорятся или нет. Второй объект, Южный мост, предусматривался Генпланом Ярославля ещё в 2006 году. В разные годы его планировали построить то ли за счёт бюджета, то ли силами частников, хотели сделать то ли платным, то ли общедоступным. Разговорами всё и закончилось. Понятно, что удовольствие тоже не из дешёвых. И если Москва даст денег на Карабулинскую развязку, ждать субсидий на второй объект вряд ли стоит. Придётся искать инвесторов. Но сегодня о потенциальных «интересантах» ничего неизвестно. Во всяком случае, публично. История с тутаевской переправой – вообще сплошная проблема. Сейчас обещают мост. Пару-тройку лет назад говорили о канатной дороге (на которую было получено «добро» чуть ли не от министерства транспорта). Но годы идут. А в городе не могут отладить даже доставку людей на судне с воздушной подушкой. Так что круглогодичная переправа пока остаётся скорее мечтой. Впрочем, мечты иногда сбываются.

Образование, здравоохранение, спорт

По этим направлениям в стратегии также даны некоторые любопытные цифры, которые с позиции сегодняшнего дня представляются малореалистичными. Первое. К 2025 году все школы области планируют перевести на односменный режим обучения. Откровенно говоря, задача архитрудная. В одном только Ярославле к началу 2016 года в две смены учились 40 средних общеобразовательных учреждений. Конечно, можно провести какую-то реорганизацию и «раскидать» детей по свободным классам. Но по субъективным ощущениям, это создаст больше проблем, чем пользы. Так что без строительства новых зданий обойтись в любом случае не получится.

Школа в Дмитриевском.jpgВместе с тем, за последние 20 лет в регионе смогли построить лишь две новые школы – в Ярославле (СОШ № 90, строительство которой началось в 1993 году и затянулось на 5 лет) и селе Дмитриевском Даниловского района (открыта в 2013 году). Плюс – несколько пристроек. Перспективы на ближайшие годы также более чем скромные. В 2017-2018 годах в лучшем случае достроят школу в селе Туношна Ярославского района на 499 детей и пристройку к СОШ № 43 в Ярославле на 189 мест. На этом всё. По другим крайне необходимым учебным заведениям (например, на улице Тракторной в Рыбинске, в микрорайоне «Сокол» в Ярославле, в Угличе, в Борисоглебском и Переславском районах) дело по-прежнему не двигается. В большинстве случаев не могут даже утвердить ПСД. Между тем, не нужно быть специалистом, чтобы понять: для перехода на одну смену потребуется никак не меньше 10 новостроек. К сожалению, строительство любых социальных учреждений – процесс небыстрый. И занимает ни один год. Чтобы успеть даже к 2025 году, начинать работу нужно «вчера». Но при имеющемся подходе ситуация вряд ли сдвинется с «мёртвой точки».

Второе. В соответствии со стратегией, через три года число отремонтированных и оснащённых всей необходимой техникой медучреждений планируют увеличить в 2,5 раза – с 23 в 2015-2016 годах до 57 в 2019-2020. Правда, непонятно на какие «шиши». Скажем, на тот же ремонт и противопожарные мероприятия для больниц и поликлиник в прошлом году выделяли 175 миллионов, а в этом – только 108. Что касается нового строительства, то за последнее время в регионе были сданы разве что поликлиника в Ростове да офис врача общей практики в Поречье Рыбном, которые строились с 2011 и 2006 года соответственно. Ведутся разговоры о новом корпусе онкобольницы и детской поликлинике во Фрунзенском районе Ярославля. Но пока их судьба не слишком понятна. Больше о новом строительстве речи не идёт. И денег на него не выделяется. А при таком раскладе наша медицина вряд ли сможет стать более доступной.

Третье. Похожие проблемы прослеживаются и в спортивной сфере. В стратегии заявлена цель, согласно которой к 2025 году каждый второй житель области будет заниматься спортом на систематической основе. К этому же сроку в регионе намерены построить более 500 новых спортивных объектов. Вопрос – что это будут за объекты? Если речь о новом биатлонном корпусе в Дёмино или реконструкции стадиона «Шинник» - всё понятно. Но скорее всего, в массе своей речь пойдёт о спортивных площадках (или плоскостных сооружениях, как их называют чиновники).

Плохая спортплощадка.jpgПравда, потребность региона в таких сооружениях, похоже, до сих пор не просчитана. О каком стратегическом развитии можно говорить, если в областной администрации отсутствует даже единый реестр существующих площадок, учитывающий их параметры, уровень износа и фактическое состояние? К слову, оно зачастую далеко от совершенства. Качество работ оставляет желать лучшего даже у «новодела». Например, в Ярославле покрытие нескольких сооружений пришло в негодность через считанные месяцы после сдачи. Тогда история получила широкий резонанс и стала поводом для обсуждения в городском муниципалитете и областной Думе. Если контроль и приёмка останутся такими же, как раньше, ничего хорошего из этого не выйдет. А о массовых занятиях спортом можно будет забыть. Тут не то, что каждый второй – каждый десятый житель останется не при делах!

АПК, туризм и поддержка бизнеса

На наш взгляд, эти сферы объединяет отсутствие принципиально новых идей. Возможно, такая оценка не вполне верна. Но есть ощущение, что в каждой из указанных отраслей будут использовать уже имеющийся потенциал. Да и тот – не в полную силу. Возьмём сельское хозяйство. Прежде всего, стратегия нацелена на поддержку птицеводческих объектов и молочного скотоводства. На их развитие планируют выделить 8 и 6 миллиардов рублей соответственно. Безусловно, и то, и другое направление всегда были основными столпами агропромышленного комплекса региона. Основными, но отнюдь не единственными. Не меньшую важность до последнего времени представляли свиноводство (наша знаменитая порода) и льноводство. Более того, на их основе развивалось сельское хозяйство целых районов (например, Брейтовского или Гаврилов-Ямского). Но в «жёлтой книжечке» про данные сектора них нет ни слова. Если на них в принципе не будут обращать внимания, это станет очень существенным упущением для регионального АПК.

Похожая ситуация в туризме. В этой сфере в качестве «флагманов» называют давно существующие объекты: территорию «Ярославского взморья», переславский туристический комплекс «Золотое кольцо» и зоопарк в областном центре. Да, они важны. Да, они получат новое развитие. Но как быть с другими объектами, со свежими маршрутами? Почему ни в один малый город даже не планируют привлечь инвесторов, чтобы превратить его в заповедный туристический уголок по образу и подобию Мышкина или Вятского? Хотя в том же Любиме или Пошехонье для этого есть масса возможностей. Единственная цифра, которая привлекла наше внимание – планы по увеличению турпотока в 2,5 раза (к 2025 году). Этому должна поспособствовать единая маркетинговая стратегия региона, сертификация организаций и работников туризма, благоустройство городской среды и общее повышение качества инфраструктуры для гостей области. Задача правильная. Инструменты, вроде бы, тоже. Каким будет исполнение – пока вопрос. Поживём – увидим.

Бендер.jpgЧто касается поддержки бизнеса, то на этот счет мы также неоднократно выражали своё мнение. Об альтернативном прогнозе развития этой важнейшей части экономики мы рассуждали в самом начале года (статья «Курс на «стерилизацию»), а до этого прямо или косвенно касались в других материалах. Например, нам не очень понятно, как ярославские «малые предприниматели» будут выживать в связи с требованиями по новым торговым павильонам? Или в связи с обязательной заменой парка маршрутных такси (даже если машины итак новые)? Ожидания насчёт появления 1700 новых предприятий МСБ в течение трёх лет тоже вызывают недоумение. Поскольку в регионе итак ежегодно исчезают и регистрируются сотни ИП и ООО. Это обычный процесс, который происходит без всяких стратегий. Важно удержать бизнесменов на рынке, а не просто нарастить их количество. В создание 4 территорий опережающего развития (Тутаев, Ростов, Гаврилов-Ям, Песочное) верится с трудом. Скорее всего, область в лучшем случае потянет один такой проект в Тутаевском районе.

А вот затея с дальнейшим развитием промышленных парков выглядит вполне разумной. Для этого есть реальные перспективы (как минимум, по индустриальному парку «Новосёлки» и промпарку «Мастер»). И здесь власти проявляют последовательность.

Таким образом, большинство направлений в целом всё-таки заданы верно. Но их точно придётся корректировать. И чем скорее, тем лучше. В противном случае стратегические ошибки повлекут за собой тактические просчёты. Которые в итоге загубят всё дело. Между тем, не хочется, чтобы «10 точек роста» постигла участь «100 цветов» товарища Мао. Иначе, зачем было привлекать экспертов и собирать предложения от населения? Люди ждут реальных действий и конкретных результатов. Было бы неправильно их разочаровывать. Ведь стратегию делали для людей, правда? Нью-Васюки2.jpg

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?