Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.01.2023
Ярославль
2847
Мечты уходят – их смущают цены

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью. 

Александр Дюма (отец)

О весьма специфических «подарках» властей на новый год кролика

Мечты уходят – их смущают цены

    Новый год – это всегда ожидание чуда. И тот редкий момент, когда действительно можно расслабиться и ненадолго почувствовать себя немного детьми. Однако праздники проходят, и жизнь заставляет возвращаться в суровую реальность, в которой уже совсем другие «подарки». Это и аварии на трассах, и различные сюрпризы в ЖКХ, и обязательное повышение стоимости всего и вся: от детского сада до взносов на капремонт. Само собой, на каждое такое увеличение у власть предержащих всегда припасена масса аргументов, расчётов и объяснений. Объяснить у нас вообще можно всё что угодно (здесь мы безусловные чемпионы). Пожалуй, кроме одного: почему это самое повышение является постоянным и идёт куда более шустрыми темпами, чем рост зарплат граждан? Не говоря уже про реальные доходы, под конец года окончательно съеденные инфляцией. В итоге значительная часть населения продолжает жить, как в песне группы «Ноль»: от получки до получки я надеюсь на аванс. Притом, не только в январе (это уже традиция), но и все остальные месяцы. А в качестве девиза (или пожелания) для них остаются слова другой песни, на сей раз из репертуара Олега Митяева: крепитесь люди, скоро лето. В том смысле, что не надо будет тратиться на колоссальные счета за отопление, а обед можно будет собрать на собственном огороде (разумеется, при наличии такового). А цены, налоги, тарифы и сборы, меж тем, продолжают расти. В подтверждении всего вышесказанного – краткая подборка того, что с нового года повысится в России вообще и в Ярославской области в частности. А также иных резонансных событий долгих выходных.

 

Жизнь дорожает, выбившись из сил!

           Начнём с изменений на федеральном уровне. Они являются не только едиными, но и, как правило, наиболее ощутимыми для всех регионов страны. Прежде всего, это касается повышения акцизов и различных сборов, поскольку напрямую влияет на увеличение стоимости продуктов питания, а также иных товаров и услуг. Увы, нынешний год не стал исключением. Больше всего изменились как раз акцизы. При этом повышение коснулось не только всех существующих подакцизных, но и новых товаров. Самые зримые новшества – по части алкогольной продукции.

          Для тех её разновидностей, у которых объёмная доля этилового спирта свыше 9%, акциз с 1 января увеличится с 589 до 613 рублей за 1 литр безводного этила. Для той продукции, у которой указанная доля составляет до 9% включительно, ставка поднимется до 490 рублей (ранее она составляла 471 рубль). На 1-2 рубля за литр увеличатся акцизы на винные и виноградосодержащие напитки, сидр, пуаре, медовуху, игристые вина, включая российское шампанское, и пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5% до 8,6%.

 aktsiz1.png         Всё это приведёт к повышению розничных цен на горячительные напитки. Скажем, минимальная стоимость поллитровой бутылки коньяка, ниже которой его нельзя продавать в магазинах и торговых сетях, составит 517 рублей (в прошлом году была 480 рублей). Аналогичная цена для бутылки водки того же объёма установлена на уровне 281 рубля, что на 20 рублей выше, чем в 2022 году. Наконец, бутылка 0,75 литра игристого вина обойдется минимум в 239 рублей (сразу на 70 рублей дороже минимальной цены предыдущего периода).

          Также вырастут акцизы на табачную продукцию и электронные сигареты (вейпы). Увеличение составит порядка 4%. Как отмечает «Российская газета», за последние десять лет данный акциз вырос более чем в 10 раз, а стоимость пачки сигарет повысилась почти в 5 раз. В отдельные периоды рост был особенно ощутим. К примеру, в 2021 году ставки акцизов на табачную продукцию, обычные и электронные сигареты были повышены сразу на 20%.

          В связи с изменением акцизов на «железных коней», изменения цен стоит ждать и автолюбителям. Сами акцизы изменятся в зависимости от мощности двигателя. Скажем, для тех авто, у которых она составляет от 90 до 150 лошадиных сил, ставка возрастет на 2 рубля за 1 лошадиную силу. Для следующей категории (от 150 до 200 лошадиных сил) повышение будет уже более ощутимым – на 20 рублей. А больше всех (на 61 рубль) акциз поднимется для машин с мощностью двигателя свыше 500 «лошадей». Ну а где «железные кони» - там и их «корм». Он тоже подорожает. Притом, как в хорошем ресторане, цена будет зависеть от класса «питания».

          Скажем, для бензина, соответствующего 5 классу, с 1 января 2023 года акциз составит 14 345 рубля за тонну, что на 552 рублей выше значения 2022 года. Ставки акциза на дизельное топливо и моторные масла для дизельных и инжекторных двигателей повысятся на 382 и 243 рубля соответственно. Что, в свою очередь, приведёт не только к увеличению розничной цены топлива, но и к росту стоимости соответствующих услуг (пассажирские и грузовые перевозки). А через них – и к повышению цен на самые различные товары (к примеру, из-за удорожания доставки продуктов в магазины).

          К слову, тем, у кого «железных коней» нет, сэкономить тоже не получится. Ибо, к примеру, услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах также подорожают на 8,1%. Наконец, появится новый подакцизный товар – сладкие газированные напитки. Правда, таковыми они станут только с 1 июля. Акциз для них составит 7 рублей за литр. Так что любителям «Байкала» с «Тархуном» или адаптированной «Колы» (или как там она теперь называется) с лета придётся раскошелиться. Ну, или перейти на минералку, пополнив ряды «организмов, измученных «Нарзаном».

nalog1.png          Что касается налогов и сборов, то здесь основных изменений будет всего два, но при этом весьма значительных. Во-первых, в 2023 году россияне вновь будут отдавать 13% дохода, полученного от вклада. Ранее этот налог был «заморожен» в течение двух лет. Во-вторых, изменится порядок начисления страховых взносов. С 1 января Пенсионный фонд и Фонд социального страхования России (ПФР и ФСС) объединены в единую новую структуру - Социальный фонд России (СФР, полное название – «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации»). Его учредителем является Правительство страны.

          Отныне все основные взносы (обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также взносы в связи с временной нетрудоспособностью и материнством) будут объединены в едином сборе. Его ставка останется прежней – 30%. А вот предельная величина базы (размер заработной платы сотрудника в течение года) для начисления страховых взносов по полному тарифу увеличится. Если ранее он составлял 1,565 миллиона рублей (и в случае превышения применялся уже льготный тариф), то теперь данная база повысится до 1,917 миллиона рублей.

          Также до 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров сжиженного природного газа и вырастет налог на добычу полезных ископаемых для организаций газовой, нефтяной и угледобывающей промышленности. Как пишет издание «Аргументы и факты», в следующем году с учетом роста налога «Газпром» перечислит в бюджет на 600 миллиардов рублей больше.

отказано.jpg       Наконец, с 1 января отменяется скидка на оплату пошлин и штрафов через портал «Государственные услуги» (за исключением 50%-й скидки за быструю оплату штрафов за нарушение ПДД), увеличивается госпошлина за выдачу свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (с 800 до 1500 рублей) и за выдачу свидетельства о допуске автомобиля к перевозке опасных грузов (1500 рублей), а также повышается стоимость технического осмотра транспортных средств на величину инфляции. Таким образом, перечисленные изменения прямо или косвенно коснутся действительно каждого жителя страны.

 

Готовьте деньги! Если, конечно, они у вас есть

стоимость проезда.jpg           Теперь о том, что изменилось в Ярославской области. У нас тоже много «сюрпризов». Начнём с повышения стоимости проезда в общественном транспорте в Ярославле. С 1 января за одну поездку вместо 28 мы уже заплатим 32 рубля, то есть на 4 рубля или 14% больше. А с учётом того, что в четвёртом квартале для пользователей сервиса «Мир Pay» ещё и действовала скидка в 6 рублей (проезд стоил 22 рубля), разница получается уже весьма ощутимой. Разумеется, подорожали и проездные билеты. Повышение распространяется на весь транспорт, работающий по регулируемому тарифу: автобус, троллейбус, трамвай.

          Чуть позже об увеличении стоимости проезда заявили и предприниматели, осуществляющие перевозки маршрутными такси (в Ярославле работают 5 таких маршрутов). Правда, в них цена повысится не с начала года, а в двадцатых числах января. Изменится стоимость проезда и в общественном транспорте Рыбинска. Правда, во втором по величине городе области это коснётся только автобусов, где билеты подорожают с 26 до 28 рублей. А вот услуги троллейбусов будут стоить, как в 2022 году – 26 рублей за поездку. Весьма показательный пример с учётом того, что электротранспорт в Рыбинске – частный.

          Что касается областного центра, то повышение, конечно, было ожидаемо (мы не раз писали об этом в прошлом году). Притом, тариф оказался ещё не самым большим (ходили слухи об увеличении стоимости проезда до 35 и даже 50 рублей). Особенно с учётом того, что его не меняли с осени 2019 года, а усреднённый экономически обоснованный тариф составляет порядка 40 рублей (а для электротранспорта – и вовсе 53-56 рублей).

          Другое дело, что по законам рыночной экономики, оплачивая что-либо в большем объёме, ты ожидаешь увидеть или повышение качества услуги, или какие-то дополнительные опции. Но с наступлением нового года ярославцы не увидели ни того, ни другого. Повышение было бы оправдано, скажем, с 1 июня – после того, как в городе, по словам губернатора Михаила Евраева, полностью заменят парк автобусов и оснастят транспорт системами электронной оплаты проезда. Но за что платить больше прямо сейчас, когда в системе пассажирских перевозок не поменялось ровным счётом ничего, непонятно!

 Транспорт (3).jpg        Напротив, все новогодние праздники ярославцы жаловались на длительное ожидание транспорта (мёрзнуть на остановках приходилось чуть ли не по часу), несоблюдение расписания и по-прежнему разваливающиеся на ходу автобусы (скажем, № 57 и 79 с оторванными сиденьями или № 40 с отлетевшими колёсами). Вообще, это позор. При том, позор неоднократный. За который, говоря по справедливости, давно пора разрывать контракт. Но власти не торопятся это делать (видимо, рассчитывая как-то «доскрипеть» до весны). В свою очередь, троллейбусы и трамваи вообще пропали с онлайн-карт «Яргортранса». И отследить их в электронных сервисах стало невозможно. Понятно, что в таких условиях повышение стоимость проезда с 1 января вызвало предсказуемое возмущение ярославцев.

          Добавим, что проезд подорожал не только в городских автобусах, но и в межмуниципальном сообщении. С нового года цена за один километр здесь составит 3 рубля 43 копейки, что на 19 копеек больше, чем в прошлом году. И это чуть ли не самое чадящее увеличение стоимости по всему «транспортному цеху». От автомобильного транспорта не отстаёт и железнодорожный. Проезд в пригородных электричках на территории области отныне стоит 3 рубля 88 копеек за километр, подорожав на 32 копейки. Отметим, что годом ранее увеличение было только на 14 копеек. А за билет на экспресс «Чайка», следующий по маршруту «Ярославль – Рыбинск», теперь придётся заплатить 260 рублей вместо 240.

          Само собой, транспортный блок – отнюдь не единственное направление повышения стоимости. Вторая (если не первая) сфера здесь – по традиции, ЖКХ. Непосредственно с 1 января увеличился размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Теперь с 1 квадратного метра площади квартиры придётся платить по 9 рублей 36 копеек. До этого цифра была 8 рублей 51 копейку. Соответственно, рост составил 10%. Отметим, что в прошлом году жителям дважды проиндексировали все остальные коммунальные услуги. С 1 июля – в среднем на 6,5%, и с 1 декабря – на 9%. Хотя в ряде населённых пунктов в отдельных муниципальных районах декабрьское повышение почему-то оказалось выше. Скажем, по информации депутатов областной Думы, в Тутаевском районе оно достигало 12%, а в Ростовском – и вовсе 15%. Да и по отдельным видам коммунальных услуг рост тоже был отнюдь не 9%.

изображение_2023-01-10_233058000.png          Первая оплата по повышенной ставке пройдёт как раз в январе. Сюда же придётся добавить расходы по статье «Содержание и ремонт жилья», которые в Ярославле тоже поднялись – в среднем, на 9,1%. Для многих жителей январские квитанции стали неприятным сюрпризом. Особенно удивили счета за отопление. Ярославские СМИ привели примеры, когда данная услуга для однокомнатной квартиры площадью 30,5 «квадратов» обошлась в 2661 рубль. За тепло в «двушке» на Тутаевском шоссе пришлось выложить 3100 рублей, а за аналогичное по площади жильё на улице Доронина – 3400 рублей. Разумеется, были и более серьёзные примеры. И это при том, что кое-где, по словам самих жителей, батареи были чуть тёплые. Так что здесь, как и в случае с общественным транспортом, появляется вопрос: а за что, собственно, платить больше?

Школьное питание.jpg          Следующей статьёй расходов стало школьное питание (для учащихся средней и старшей школы, не относящихся к льготным категориям) и плата за детский сад. Стоимость завтраков повысится с 65 до 75 рублей (двухразового питания – со 130 до 150 рублей). А за присмотр и уход за детьми в группах с 12-часовым пребыванием вместо 156 придётся отдавать по 180 рублей в сутки. В обоих случаях повышение составит 15,3%. Предыдущий рост стоимости школьного питания был в 2021 году, плату за детский сад поднимали в 2019-м.

          Жаль только, что доходы многих родителей растут на куда меньшие величины. И хорошо, если вообще растут. Потому что в целом за три квартала 2022 года по данным «Ярославльстата» (более свежих данных статистика пока не представила) реальные располагаемые денежные доходы ярославцев по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уменьшились на 5,3%. И по прогнозу социально-экономического развития Ярославской области, к концу года никакого улучшения не ожидалось. Напротив, снижение указанного показателя ждали ещё больше – до 91,5% от уровня 2021 года. Как говорится, выводы очевидны, комментарии излишни.

 

Жесть, как она есть

Рыбинск (1).jpg          Помимо чисто финансовых «подарков», немало «сюрпризов» для ярославцев оказалось и в других сферах. Прежде всего, нельзя не отметить резонансные коммунальные ЧП. 6 января разорвало трубы на улице Плеханова в Рыбинске (одна из центральных улиц, расположенная поблизости от железнодорожного вокзала). В 25-градусный мороз несколько многоквартирных домов осталось без тепла. Жалобы поступали и из других районов – Полиграфа, Мариевки, Северного. До этого по всему городу проходили периодические отключения отопления. Температура в квартирах опускалась до 12-14 градусов при минимальной норме в 18 градусов. Про повсеместные «раскопки» на улицах и во дворах говорить не приходится.

          Откровенно говоря, с учётом уровня износа тепловых сетей более 80%, авария предсказуемая. Только по официальным данным, в городе необходимо заменить не менее 200 километров труб. Однако ответственная за теплоснабжение «Рыбинская генерация» в рамках своей инвестиционной программы отремонтировала лишь порядка 5 километров. Ещё несколько километров были сделаны за счёт средств бюджета. Но даже в совокупности не получилось и десятой части от потребности.

          Правда, в конце года глава города Дмитрий Рудаков сообщил, что ПАО «ТГК-2» продало «Рыбинскую генерацию» муниципальному предприятию «Дорожно-эксплуатационное строительство». Так что котельные и сети вновь принадлежат администрации. Само собой, пока выводы о её работе делать рано. Время покажет, смогут ли новые городские управленцы решить застарелую рыбинскую проблему. А до тех пор расплачиваться за чужие грехи по-прежнему придётся простым людям.

 Энергетика.jpg         В тот же день из-за перегрузки на линии произошло отключение электричества в посёлке Кузнечиха Ярославского района. Позднее авария повторилась. От электроэнергии работают системы отопления и водоснабжения. Так что граждане в ближайшем пригороде областного центра несколько часов вынуждены были находиться без элементарных коммунальных удобств. На следующий день история повторилась уже в посёлке Щедрино и селе Лучинское. Также за вторую половину праздников и в первые рабочие дни на отсутствие света и (или) тепла жаловались жители поселков Заволжье, Красный Бор, деревни Климовское.

          Проблема тоже застарелая. В пригороде Ярославля давно идёт активное жилищное строительство. Энергетические мощности попросту не рассчитаны на всё более возрастающую нагрузку. А их ремонт и тем более ввод в эксплуатацию новых объектов идёт в час по чайной ложке. Плановая сумма затрат инвестиционной программы филиала ПАО «Россети Центр» - Ярэнерго» на территории Ярославского района просто смешная. В прошлом году она составляла 48,9 миллиона рублей. В нынешнем – и вовсе 26,4 миллиона (во всяком случае, на сегодняшний день). Любой человек, мало-мальски знакомый с расценками в данной сфере скажет, что это мизер, по сути «ноль». Вопрос пытались решать муниципальные депутаты от оппозиции, направлявшие запросы вплоть до Администрации Президента РФ. Но, несмотря на обещания губернатора и самих энергетиков, воз и ныне там. Что наглядно подтвердили январские отключения.

Уборка (2).jpg          Наконец, традиционная проблема – уборка улично-дорожной сети. Справедливости ради стоит отметить, что расчистка основных магистралей и даже отдельных дорог второй категории в Ярославле этой зимой организована вполне неплохо. По крайней мере, если сравнивать с прошлым или позапрошлым годами. Местами снег вычищали до бордюров (чего не было уже лет десять), начали убирать и остановочные карманы. В городе стала заметна работающая техника. Главной проблемой остаются тротуары и другие пешеходные зоны, а также дворы. В первом случае гололёд уже стал притчей во языцех, превратившись для ярославцев в прямом смысле слова в непреодолимое испытание. А количество обращений в травмпункт больницы имени Соловьёва побило новые рекорды и в отдельные дни превышало сотню человек. При том, «каток» был как на участках, примыкающих к частным учреждениям, так и на муниципальной земле вплоть до центральной Советской площади. По ощущениям, последних случаев было даже больше.

          Мэр города Артём Молчанов проблему признал и даже назвал отстающие районы – Дзержинский, Заволжский и Фрунзенский (самые густонаселённые). Определённые меры были приняты. Однако более-менее нормализовать ситуацию удалось только снегопаду, плотно засыпавшему город в середине каникул. Ситуация во дворах оказалась ещё хуже. Ответственность за них несут управляющие компании и ТСЖ. Увы, далеко не все из них ответственно отнеслись к своей работе. Нормально очищенные от снега территории были наперечёт.

          Заметим, что рычаги влияния на управдомы у той же мэрии есть. Для этого существует та же Муниципальная жилищная инспекция. А в нескольких крупных УК имеются непосредственно муниципальные доли. Имеется и целое управление организации контроля и мониторинга в сфере благоустройства (это уже к вопросу о тротуарах, парках и общественных пространствах). Но почему-то всё это или не используется вовсе, или используется неэффективно. Во всяком случае, судя по тому, что мы видим на улицах. К слову, аналогичные недостатки уборки улично-дорожной сети зафиксированы и в Рыбинске. В некоторых из них (снег на обочинах и остановках, колейность, гололед на тротуарах) честно признался сам глава города Д.Рудаков. Что ж, хочется верить, что понимание и признание проблемы – это половина пути к её решению.

          Но главное (во всяком случае, для властей), что уборку скептически оценивают сами граждане. А это наглядно подтвердили данные опроса социологического центра «Хи-Квадрат» и портала «Клуб социологов», который проходил ещё в конце декабря. В нём приняло участие 400 ярославцев. Из них полностью довольны уборкой города были только 1,8% респондентов (все – пенсионеры). В свою очередь, полностью недовольны оказались около 40% опрошенных. А средний индекс удовлетворенности по так называемой «школьной» пятибалльной системе составил 2,19 балла, оказавшись самым высоким среди людей старше 60 лет (2,4 балла) и самым низким среди респондентов 40-59 лет (1,93 балла).

          С другой стороны, окончательные выводы о работе мэрии Ярославля по зимней уборке города пока делать преждевременно. Итоги следует подводить уже в марте, чтобы объективно посмотреть, справилась ли городская администрация со своими обязанностями. Да и горожане смогут оценить старания властей более комплексно. А вместе с ними – и работу управляющих компаний. Так что у мэрии ещё есть время поправить статистику в свою пользу. На что все мы очень надеемся.

          Что касается остальных новостей и событий, то здесь поводов даже для умеренного оптимизма пока немного. Многие проблемы носят системный характер. А значит, и к их решению нужно подходить системно. Остаётся верить, что предстоящие выборы (в сентябре 2023 г. будут выборы депутатов областной Думы, в марте 2024 г. должны состояться президентские выборы) хоть как-то сподвигнут ответственных управленцев сделать некие шаги в этом направлении. Не зря же помимо всех прочих у нас есть и традиция улучшать жизнь населения перед голосованием. Пусть и очень выборочно.

  

          ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?