Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.05.2019
Ярославль
4822
ПЯТИЛЕТКА НАЦПРОЕКТОВ С ЯРОСЛАВСКИМ КОЛОРИТОМ

Об учёте, контроле, партийной дисциплине и ненавязчивой саморекламе

ПЯТИЛЕТКА НАЦПРОЕКТОВ С ЯРОСЛАВСКИМ КОЛОРИТОМ

Никто не знает, что ждёт нашу страну после 2024 года, когда закончится очередной избирательный цикл и сменится глава государства. Зато мы точно знаем, что будет до этого времени. Будут национальные проекты, утверждённые Президентом Владимиром Путиным. Большинство из них стартуют в 2019 году и реализуются по утверждённому плану. Что в нынешние первомайские дни волей-неволей вызывает ассоциации с советскими пятилетками. Масштабы, правда, совсем не те. Да и идея не нова. Но ничего лучшего всё равно не придумали. Так что спасибо и на этом. По сравнению с вариантом далёкого 2005 года нынешний список нацпроектов расширен втрое: их стало двенадцать. Каждый имеет своего куратора, руководителя и администратора на уровне Правительства страны. На местах исполнение высочайше поставленных задач поручено контролировать федеральным, региональным и муниципальным депутатам «Единой России». В общем, классическая «вертикаль» времён «тучных нулевых». Кстати, ярославские адепты «партии власти» определили ответственных товарищей ещё до праздников (читайте – до депутатских отпусков). Воистину, стахановские темпы! Однако во всей этой, на первый взгляд, стройной цепи есть несколько слабых звеньев. Возможно, они не способны завалить всё дело. Но запросто могут подпортить конечный результат. Притом, проблемы есть как «наверху», так и на местном уровне. И наша область здесь, увы, не исключение.

 

«Пятилетке» – ударный труд!

         s1200.jpg  Внешне всё выглядит пристойно и вполне солидно. 12 национальных проектов объединены в 3 ключевых направления:

          - «Человеческий капитал» (хорошо, хоть не материал) включает четыре проекта: «Здравоохранение», «Образование», «Культура» и «Демография»;

          - «Комфортная среда для жизни» состоит из трёх проектов: «Жильё и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экология»;

          - «Экономический рост» является самым большим и финансово обеспеченным и делится на пять проектов: «Наука», «Малое и среднее предпринимательство», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости» и «Международная кооперация и экспорт».

          Национальные проекты, в свою очередь, подразделяются на 67 федеральных, которые в массе своей дублируются на региональном уровне. Общий бюджет всей программы на пять лет составляет 25,7 триллиона рублей. Большую часть этой суммы, 13,2 триллиона, даёт федеральная казна. 

Грибов в Думе.jpg

Хотя со-финансирование по линии субъектов и даже внебюджетные источники также предусмотрены. В общем, фронт работ весьма внушительный. И, как любое большое дело (особенно с хорошим финансированием), не может обойтись без внимания политиков. Как было сказано выше, «Единая Россия» заранее подсуетилась и объявила о всероссийском партийном контроле над исполнением нацпроектов с подключением своих депутатов. А учёт и контроль, как известно, наше всё! На местах поспешили взять под козырёк и принять собственные аналогичные решения. Осипов.jpgВ Ярославле сие историческое событие состоялось 29 апреля, на заседании президиума регионального политсовета. За более чем 300 объектами и мероприятиями были закреплены два депутата Государственной Думы России (Александр Грибов и Илья Осипов), 31 региональный парламентарий (вся фракция «единороссов» в областной Думе за исключением Председателя Заксобрания Алексея Константинова) и несколько десятков муниципальных «партайгеноссе» со всех районов и городских округов. В общем, целая армия контролёров, готовых встретить «пятилетку» ударным трудом! 

Для удобства восприятия информация о нацпроектах на территории Ярославской области сведена в таблицу. 

 Таблица. Реализация национальных проектов в Ярославской области в 2019-2024 годах 

Национальный проект

Региональный проект

Количество объектов (мероприятий)

     Муниципальные   образования

Здравоохранение

«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»

7

(строительство 1 фельдшерско-акушерского пункта, приобретение 6 мобильных медицинских комплексов)

Переславль-Залесский, Даниловский, Любимский, Некрасовский, Первомайский, Угличский, Ярославский районы

«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»

4

(переоснащение/дооснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием)

Ярославль, Рыбинск, Угличский район

«Борьба с онкологическими заболеваниями»

2

(переоснащение/дооснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием)

Ярославль

«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»

Развитие материально-технической базы детских поликлиник, детских больниц и медицинских организаций, оказывающих помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и новорожденным

По всей области

«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Ярославской области квалифицированными кадрами»

19

(закупка компьютеров, принтеров, МФУ и сетевого оборудования для медицинских организаций городских округов и муниципальных районов Ярославской области)

По всей области

Образование

«Современная школа»

1

(строительство общеобразовательной школы на 786 мест в г. Рыбинске)

Рыбинск

«Успех каждого ребёнка»

6

(создание детских технопарков, создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом)

Ярославль, Рыбинск, Гаврилов-Ямский, Некоузский, Рыбинский, Угличский районы

Культура

«Культурная среда»

7

(строительство дома культуры, обеспечение музыкальных, художественных и хореографических школ необходимыми инструментами, оборудованием и материалами)

Ярославль, Рыбинск, Некрасовский и Ростовский районы

«Цифровая культура»

1

(создание виртуального концертного зала в МАУ «Дворец культуры Угличского муниципального района»)

Угличский район

Демография

«Старшее поколение»

Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста с целью актуализации компетенций и обновления профессиональных знаний данной категории граждан, приобретение автотранспорта для комплексных центров социального обслуживания населения городских округов и муниципальных районов Ярославской области

По всей области

«Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»

17

(строительство дошкольных образовательных учреждений)

Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Ярославский район

«Спорт - норма жизни»

8

(строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием)

Брейтовский, Некоузский, Первомайский, Ростовский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский, Ярославский районы

Жильё и городская среда

«Жильё»

2

(строительство общеобразовательной школы на 750 мест и детской поликлиники на 500 посещений в г. Ярославле)

Ярославль

«Формирование комфортной городской среды»

166

(благоустройство дворовых и общественных территорий в городских округах и муниципальных районах Ярославской области)

По всей области

«Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»

Мероприятия по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда городских округов и муниципальных районов

   По всей области

Безопасные и качественные автомобильные дороги

«Дорожная сеть и общесистемные меры развития дорожного хозяйства»

37

(строительство и ремонт автомобильных дорог, обустройство светофорных объектов)

Ярославль, Переславль-Залесский, Гаврилов-Ямский, Даниловский, Любимский, Рыбинский, Тутаевский, Угличский, Ярославский районы

Экология

«Чистая страна»

1

(рекультивация полигона твердых коммунальных отходов)

Переславль-Залесский

«Комплексная система по обращению с твердыми коммунальными отходами»

5

(создание объектов сортировки ТКО)

Брейтовский, Некрасовский, Первомайский, Пошехонский,   Ростовский районы

«Сохранение уникальных водных объектов на территории Ярославской области»

1

(реабилитация озера Неро как особо охраняемой природной территории)

Ростовский район

«Сохранение лесов»

Увеличение площади лесовосстановления на землях лесного фонда на территории Ярославской области, находящегося в федеральной собственности

По всей области

 

Партия – наш рулевой!

          413580.jpgИз оказавшегося в нашем распоряжении решения политсовета следует, что депутатам поручается «осуществлять непрерывный мониторинг и контроль исполнения мероприятий и проведения работ по объектам в рамках реализации национальных проектов на территории Ярославской области». Правда, закрепление народных избранников коснулось только двух блоков из трёх («Человеческий капитал» и «Комфортная среда для жизни») и семи проектов из двенадцати. Возможно, перечень будет дополнен (не зря же на официальном сайте областного отделения партии указано, что распределение ответственных депутатов пройдёт до конца мая). А может быть, и нет. Поскольку как таковые объекты и мероприятия (строительство зданий и сооружений, ремонт дорог, закупка техники и оборудования и так далее) в массе своей сосредоточены именно в рамках первых двух направлений. А третий блок («Экономический рост») подразумевает иные виды поддержки, которые в гораздо меньшей степени подвержены партийному контролю. И то правда. Как, к примеру, проконтролировать внедрение пилотного проекта для самозанятых граждан на базе мобильного приложения? Или расширение доступа малого и среднего бизнеса к льготному финансированию? Или увеличение доли закупок у субъектов МСП? Тут и без партийных товарищей проверяющих хватает.          

Мониторинг.jpg

Поэтому рискнём предположить, что ярославские «единороссы» сосредоточат своё внимание именно на двух указанных направлениях с «живыми» объектами и мероприятиями. На фоне которых можно хорошо пропиариться. По всей вероятности, именно это является основной задачей партийного контроля. Задачей абсолютно понятной и до гениальности простой. Федерация выделяет деньги. Регионы распределяют бюджетные средства. Муниципалитеты являются заказчиками работ. А представители «партии власти» героически их контролируют. Или, как сегодня принято говорить, «мониторят». И совершенно неважно, что они не имеют никаких особых полномочий за рамками обычной депутатской деятельности и не несут практически никакой ответственности. Главное, что современные «стахановцы от политики» могут постоянно оставаться на виду и играть роль «злого полицейского» для подрядчиков и «доброго» - для дорогих избирателей. 

Грибов в области (1).jpg

Что совершенно необходимо в преддверии нового избирательного цикла. Особенно на фоне поддержки непопулярных законов, сокращения льгот и зажима оппозиции. К слову, первые выборы в 10 муниципальных районах Ярославской области состоятся уже в сентябре. Не случайно даже Председатель областной Думы и секретарь регионального политсовета «Единой России» Алексей Константинов отметил, что задача депутатов «заключается не только в том, чтобы контролировать ход работ, но и вовлекать граждан в эту работу, обсуждать с ними все возникающие вопросы». А зачем ещё нужна такая «обратная связь», если не для последующей конвертации в голоса на избирательных участках? 

          Правда такая ненавязчивая самореклама может выйти «Единой России» боком. Тому есть сразу несколько причин. Первую условно можно охарактеризовать как несоответствие объектов масштабу замыслов. Посмотрите на таблицу. Самое масштабное направление – строительство 17 яслей и детских садов (в том числе для обеспечения местами малышей до трёх лет, что на сегодняшний день является серьёзной проблемой). Четыре из них уже начаты. Так что решение задачи за пять лет выглядит вполне посильным. Разумеется, при нормальной организации процесса и отсутствии сбоев при финансировании. А вот школ планируется построить только две – в Ярославле и Рыбинске. Притом, в тех микрорайонах, где потребность в образовательном учреждении возникла даже не вчера, а позавчера. Остальные муниципальные образования, где также необходимы школы (к примеру, Ростовский или Борисоглебский районы), остаются у разбитого корыта. Здравоохранение вообще обошли вниманием: из капитальных объектов за пять лет запланировано только возведение детской поликлиники во Фрунзенском районе Ярославля и фельдшерско-акушерского пункта в Переславле-Залесском. Мобильные медицинские комплексы не в счёт. Судя по всему, кураторы данного национального проекта остаются верны курсу на «оптимизацию».

          Впрочем, капитальных объектов в рамках национальных проектов на территории Ярославской области вообще немного. Гораздо больше примеров типа закупки принтеров в больницы, ремонта тротуара в Пошехонье, обустройства стоянки в Пречистом или установки стелы «Я люблю Некоуз». Да, это тоже нужно делать. Но согласитесь, как-то мелковато для задачи общероссийского уровня. А ведь подобных примеров большинство. Вот и получается, что вместо решения по-настоящему глобальных проблем в Ярославской области предлагают размазывание сил и средств тонким слоем. Настолько тонким, что впору дыры протереть. Вызывает вопросы и распределение отдельных объектов по направлениям. К примеру, строительство школы и поликлиники в Ярославле почему-то включили в проект «Жильё». Но этот вопрос – уже к федералам. Последнее время в Москве рождается много чего странного. Объединение театров, например.

          Вторая причина – кадровая. То, что за Ярославской областью закреплены только два федеральных депутата от «партии власти» (в то время, как за связь с нашим регионом отвечают ещё как минимум Валентина Терешкова и Валерий Иванов) – это ещё пол дела. В конце концов, Иванов – уроженец Иванова (извините за каламбур), а Терешкова давно живёт в столице и появляется на малой Родине лишь по большим праздникам. Гораздо больше вопросов вызывают областные и местные депутаты. Точнее – уровень их компетенции. Мы не хотим никого обидеть. Но далеко не все из них способны осуществлять полноценный контроль реализации нацпроектов. Безусловно, часть ярославских «единороссов» - люди опытные, уважаемые и пользующиеся заслуженным авторитетом на местах. Такие и «ЦУ» главе района могут дать, чтобы смету нормально сделал, и подрядчику «хвоста накрутить», чтобы сроки не затягивал. Но значительная часть нынешних депутатов от «Единой России» не имеет подобного опыта и авторитета. И их просто не будут слушать. Поэтому контроль многих объектов рискует обернуться профанацией. Особенно с учётом того, что все основные полномочия (составление ПСД, проведение госэкспертизы, подача заявок, проведение конкурсов, заключение контрактов и приёмка работ) сосредоточены в руках исполнительной власти. И ответственность за работу несут чиновники, а не парламентарии. А там, где нет ответственности, как правило, нет и результата.

          Третья проблема – диспропорциональный охват муниципальных образований. Из таблицы видно, что в безусловном приоритете находятся Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, а также Ростовский, Угличский и Ярославский районы. В «середнячках» - Некрасовский, Первомайский и Рыбинский районы. Все остальные (а это больше половины) существенно уступают им по количеству объектов и мероприятий. А отдельные муниципальные образования (Большесельский, Борисоглебский, Мышкинский районы) вообще не отражены ни по одному направлению. За исключением тех, которые в принципе реализуются по всей области. Такая диспропорция может вызывать неудобные вопросы со стороны жителей и стать причиной недовольства. Для «Единой России» ситуация осложнятся ещё и тем, что осенью в указанных районах состоятся выборы. И объяснять людям, почему от всех национальных проектов с бюджетом почти 26 триллионов рублей им досталась только закупка компьютеров в ЦРБ, приобретение автомобиля для социального центра и ремонт пары дворов будет очень непросто.

          Таким образом, путь реализации новых национальных проектов обещает быть весьма тернистым. Отметим, что их предшественники были оценены некоторыми аналитиками и представителями оппозиции как провальные. Это притом, что политическая и экономическая ситуация в России тогда была на порядок стабильнее, чем сейчас, а рейтинг руководителей государства – существенно выше. Не было затяжного конфликта на Украине, фактической международной изоляции, одиозного пенсионного законодательства и непрекращающегося снижения реальных доходов граждан. А главное – на горизонте не маячил 2024 год с его главной задачей – обеспечением преемственности власти. Нынешние национальные проекты являются одним из инструментов её решения. И руководители страны (включая руководителей ведущей политической партии) должны очень постараться, чтобы он был использован с максимальной отдачей. Судя по качеству проектной документации и самих работ, а также безбожно затянутым конкурсам, пока эффективность не слишком высока. А сроки для работы над ошибками уже не столь велики. Что будет дальше, поживём – увидим.

 ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?