Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.05.2018
Ярославль
2305
ГЕРОИ АСФАЛЬТА

Есть ли выход из дорожного тупика?

Ярославль никогда раньше не славился плохими дорогами. Они были средненькие и уж точно были лучше, чем у наших соседей - костромичей и ивановцев. Теперь все наоборот - дороги в Костроме и Иваново существенно лучше. И это при том, что Костромская область по сути является банкротом (там введено внешнее финансовое управление Минфина РФ). Почему так получилось? Сказать сходу трудно. Но есть смутные предположения, что там были подрядчики получше и качество приемки дорог со стороны власти пожесче. Ну и, наверное, воровали поменьше. Но как сделать так, чтобы и у нас в Ярославском регионе было хотя бы также?... Уж про прочее - молчим в тряпочку.
ГЕРОИ АСФАЛЬТА
        Нынешний май выдался не в пример лучше прошлого. Порадовал и отсутствием затяжных дождей, и тёплой погодой. Можно сказать даже – жаркой. Этакая компенсация за прошлогодний снег и отмену билетов на юг из аэропорта «Туношна». Вслед за жучками, птичками и молодыми листочками на улицах и загородных трассах стали появляться дорожные рабочие. Они давно стали своеобразной сезонной приметой. Но если другие «спутники весны» (за исключением разве что клещей) вызывают исключительно положительные эмоции, то о дорожниках в массе своей такого не скажешь. И словно в подтверждение этих слов вслед за первыми «зелёными» или «оранжевыми» (в зависимости от цвета спецжилетов) человечками полетели первые предписания контролирующих органов. А ярославские автолюбители в который раз хватаются за голову: неужели нынешний сезон дорожных работ снова превратится в «день сурка» и обернётся потерями десятков тысяч рублей на замену колёс и ремонт подвески? Сегодня ремонт дорог не хает только ленивый. И критика совершенно справедлива. Между тем, гораздо меньше людей задаются вопросом: а существует ли выход из дорожного тупика? А ведь он, как тот суслик из известного фильма, есть. Более того: кое-какие подвижки на этом направлении уже начались. Главное, чтобы они приобрели системный характер. И первую скрипку в этом вопросе, как ни крути, должна играть власть. Притом, и федеральная, и региональная, и местная. Да, государственный контроль и централизованное планирование давно ушли в прошлое. Мы живём в условиях дикого капитализма… простите, рыночной экономики. Тем не менее, без жёстких (а порой – даже авторитарных) мер со второй российской бедой сладить не получится.


План работ на год вперёд

         Отрадно, что в нынешнем году сезон «больших» дорожных работ начался раньше, чем в прошлом. Аукцион на ремонт семи областных магистралей в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» (БКД) провели ещё 23 апреля. Победа и контракт на сумму порядка 380 миллионов рублей достались компании «Северный поток», которая уже выполняла аналогичные работы в 2017-м. Но зарекомендовала себя, скажем так, неблес
Трещина на дороге в Диево-Городище.pngтяще. В прошлом сезоне она трижды перекладывала асфальт на участке магистрали «Ярославль – Углич» в районе Карачихи. 
А уже нынешней весной трещину дало покрытие на трассе «Ярославль – Диево-Городище». Похоже, что на этот раз фирма сделала определённые выводы. И подобрала себе субподрядчика с нормальной репутацией. В частности, ещё в середине мая начался ремонт левобережной дороги «Ярославль – Тутаев». Работы в объёме 55,9 миллиона рублей ведёт ОАО «РУМСР» Евгения Сдвижкова. К слову, ему же достался подряд на ремонт автомобильной дороги «Рыбинск – Сельцо», которую делают по целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий». Аукцион также состоялся в апреле.
        Комсомольская площадь (1).jpg21 мая начались работы и на городских объектах БКД – Комсомольской площади, улицах Чехова и Нефтяников. Правда, пока на старт вышел только один подрядчик – государственное предприятие «Ярдормост». По итогам аукциона он получил контракт стоимостью без малого 515 миллионов рублей на 14 улиц в Ленинском, Кировском, Красноперекопском и Фрунзенском районах Ярославля. Напомним, что всего в рамках БКД за сезон должны сделать 30 объектов: 23 – в Ярославле, 6 – в Ярославском районе и 1 – в Тутаевском. Общая стоимость работ – 1 миллиард 460 миллионов рублей.
       Помимо двух названных программ ремонты пройдут ещё по двум направлениям. За счёт ведомственной целевой программы «Сохранность автомобильных дорог Ярославской области» профинансируют реконструкцию нескольких участков трассы «Ярославль – Рыбинск» (за Тутаевом) и «Ярославль – Иваново» (после Гаврилов-Яма). Рассказывать об их состоянии опытным автомобилистам нет необходимости. Все и так прекрасно представляют, какое там «решето»! Та же программа предусматривает ежегодную субсидию на дорожное хозяйство муниципальных образований региона. В этом году она составляет 474 миллиона рублей. Ещё один транш предназначен для моногородов и посёлков – 77,6 миллиона рублей направят на ремонт центральных улиц в Тутаеве, Ростове, Гаврилов-Яме, Мышкине и Песочном. Наконец, не будем забывать про целевую субсидию в 200 миллионов рублей, которые получит Рыбинск. Для второго города области также предусмотрены средства на ремонт улицы Волочаевской. Они заложены в четвёртой программе - «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области». Она же предусматривает средства на работы по реконструкции моста через реку Которосль в Ярославле и реку Касть в Даниловском районе. Сводная информация по всем объектам на 2018 год представлена в таблице.

Таблица. Дорожные работы в Ярославской области в 2018 году. 

Программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская» (БКД)

Программа «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области»

Программа «Сохранность автомобильных дорог Ярославской области»

Программа «Устойчивое развитие сельских территорий»

- 23 улицы на территории г. Ярославля;

- 7 автомобильных дорог регионального значения на территории Ярославского и Тутаевского районов.

- Реконструкция моста через реку Касть в Даниловском районе;

- Субсидия городу Ярославлю на реконструкцию моста через реку Которосль;

- Субсидия на строительство и реконструкцию муниципальных дорог (г. Рыбинск, ул. Волочаевская)

- Ремонт автомобильной дороги «Ярославль-Рыбинск» в Тутаевском и Рыбинском районе (от Тутаева до Рыбинска);

- Ремонт автомобильной дороги «Иваново-Писцово-Гаврилов-Ям-Ярославль (до дер. Шопша)» в Гаврилов-Ямском районе;

- Субсидия на финансирование дорожного хозяйства муниципальных образований;

- Субсидия на капитальный ремонт и ремонт муниципальных дорог в монопрофильных поселениях.

- Реконструкция автодороги «Рыбинск-Сельцо-птицефабрика (п. Майский)» в Рыбинском районе


Призрачно всё в этом мире бушующем…

  Тормозное (3).jpg Всё перечисленное выше – это работы капитальные, основательные. Но последние недели на дорогах Ярославля и области гораздо чаще проводятся ремонты небольшие, локальные. Официально их называют «текущими», в народе – «ямочными», а по факту это банальное «латанием дыр». Последнее время «кружок кройки и шитья» собирается всё чаще. Яркий пример – Тормозное шоссе. В майские праздники там появилось несколько больших «карт» - на проезжей части и остановочных «карманах». Аналогичные работы проводились и в прошлом сезоне. Это притом, что магистраль отремонтировали в 2013 году. Подрядчиком была фирма печально известного Эдуарда Авдаляна (по злой иронии судьбы, его же контора, правда, уже с другим названием, выиграла конкурс на текущий ремонт в этом году).
Конечно, кто-то может возразить: прошло пять лет, а гарантия на верхний слой асфальта – 4 года. Но, во-первых, тогда проводился не обычный, а капитальный ремонт. И это совсем другой коленкор. Во-вторых, дорогу латают уже не первый год. И за прошедшую пятилетку улицу, наверное, «перестелили» почти полностью. Так что вопрос об изначальном качестве работ остаётся открытым. К сожалению, на этот раз оно тоже далеко от совершенства. Мы не технологи, но по имеющейся информации, асфальт укладывают без битумной проливки. Что не позволяет обеспечить должное сцепление слоёв «дорожной одежды». И создаёт риск скорого возникновения новых трещин и ям.
        Красноборская.jpgАналогичная история – с «любимой» многими заволжанами улицей Красноборской. Её тоже делали в 2013 году. И тоже «капитально». Сегодня она представляет собой довольно печальное зрелище. Подробности излишни. Кто ездит – и так поймёт. Кто нет – посмотрите фотографии. К 2013 году относится и ремонт проспекта Октября, который уже весь в ямах. Его, кстати, подновляли в прошлом году. Но нынешней весной картина не сильно изменилась. Впрочем, что говорить о примерах пятилетней давности. Проблемы начались и на гораздо более поздних объектах. Скажем, на «святая святых» - Московском проспекте. Его частично ремонтировали в 2016 году. Помнится, работы вызвали сильное недоумение у водителей – дорога была вполне приличной. Власти объяснили сей пассаж необходимостью устранить колейность. Субподряд достался фирме «Трасса». Сегодня она включена в список недобросовестных исполнителей, а на главной магистрали города зияют внушительные ямы. Что примечательно - подозрительно близко к тем местам, где потрудились горе-дорожники. А вот участки, сделанные к тысячелетию города, продолжают стоять без особых проблем! Как говорится, почувствуйте разницу!

Проспект Октября1.jpgМосковский (1).jpg
      
ЮЗОД1.jpgТрещины пошли даже на прошлогодних объектах хвалёного проекта БКД. К примеру, на Юго-Западной окружной дороге, на улицах Некрасова и Красноперекопской в Ярославле. Всего в ходе комиссионного обследования в апреле было сделано 23 замечания и выдано 4 предписания. Притом, дело касалось не только трещин, но и сколов бордюрного камня, просадки ливневых колодцев, качества разметки. Ну и в качестве «вишенки на торте»: проблемы появились даже на небольших дорогах в зоне ЮНЕСКО (например, на улице Челюскинцев). Нагрузка на которые существенно ниже, чем на основных улицах. Их также делали в прошлом году в рамках «московского» транша в 600 миллионов рублей. Одним словом, ярославский ремонт продолжает оставаться крайне недолговечным. Можно сказать, даже призрачным. Вроде были работы. А по факту – как будто и не было!


Разорвать замкнутый круг

        Извечный вопрос – что делать с этой «развесистой клюквой»? И есть ли выход из дорожного тупика? Конечно, полностью сладить со второй российской бедой вряд ли получится. Но существенно минимизировать проблемы вполне реально. Вот несколько мер, которые, на наш взгляд, позволят добиться выполнения этой архинужной и архиважной задачи.
Знак поваленный.jpg1. Не побоимся показаться банальными, но в первую очередь стоит разобраться с финансовым вопросом. И первый шаг в сторону регионов должны сделать из федерального центра. Многие наверняка слышали, как у нас хвалят, скажем, Московскую или Костромскую дорогу. Или вологодское направление. Всё это федеральные магистрали (трасса М-8). На ремонт и содержание которых выделяются совершенно иные деньги, нежели на дороги регионального значения. В принципе, кое-какие подвижки уже есть. Во-первых, действует та же программа БКД. Она рассчитана до 2025 года и предусматривает приведение в нормативное состояние улично-дорожную сеть крупнейших агломераций. На втором году проекта произошло увеличение его финансирования. Если в 2017-м Ярославлю выделили 625 миллионов федеральных рублей, то в 2018-м – уже 730. Во-вторых, 7 мая Президент России подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно документу, Правительству страны дано поручение обеспечить:
  •  увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50%;
  •  доведение в крупнейших городских агломерациях доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности до 85%;
  •  снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети в два раза по сравнению с 2017 годом.
        Совершенно очевидно, что на местах не смогут добиться выполнения этих задач собственными силами. Значит, должна быть помощь «сверху». Либо механизмы, позволяющие регионам самим зарабатывать на ремонт.

2. В качестве самого очевидного механизма видится законодательное закрепление дополнительных источников дорожных фондов субъектов. К примеру, обязательное зачисление туда штрафов за нарушение правил безопасности дорожного движения. Кстати, в своё время Президент давал поручение проработать этот вопрос (это было в Ярославле на заседании Президиума Государственного Совета). А на днях Госдума в третьем чтении приняла соответствующие поправки в Бюджетный кодекс. Но пока в большинстве регионов штрафы поступают в консолидированный бюджет и распределяются на иные цели. В Ярославской области – в основном, на социальную политику. Ещё одним существенным подспорьем может быть увеличение поступлений от акцизов на бензин. Эта мера, столь непопулярная у автомобилистов, для дорожных фондов наоборот крайне полезна. Ибо акцизы являются для них доходным источником № 1. В названном выше Указе Президент уже поручил довести норматив зачисления налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от акцизов на ГСМ до 100% для обеспечения увеличения региональных дорожных фондов. Это произойдёт с 1 января 2019 года. Что интересно, в своё время такая норма уже действовала. Но потом «региональная» доля отчислений стала постепенно снижаться. В прошлом году она составляла 61,7%, в этом – 57,4%. Так что возвращение к 100% зачислению станет хорошим подспорьем для дорфондов субъектов.

3. Ещё одна инициатива в продолжение темы – расширить существующие городские агломерации. В Ярославскую, помимо собственно областного центра, сегодня входит территория нескольких поселений Ярославского района и небольшая часть Тутаевского района. Хотя ещё при Сергее Вахрукове серьёзно прорабатывался вопрос расширения границы агломерации – вплоть до включения в неё Тутаева и Рыбинска. Учитывая сложившиеся социально-экономические связи, логистическую и транспортную инфраструктуру двух крупнейших городов, такое предложение не лишено смысла. К тому же, в рамках программы БКД не лишним было бы дать возможность ремонтировать за федеральные деньги не только региональные, но и местные дороги (помимо города Ярославля). Тогда выполнение задачи по приведению наших трасс в нормативное состояние продвигалось куда как быстрее.

4. Не менее важным подспорьем стали бы изменения нормативной базы. Один из самых очевидных примеров – поправки в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 № 2019-р в части, касающейся сферы дорожных работ. Это позволило бы проводить торги в форме конкурсов (а не только в виде аукционов, как это происходит сейчас). В таком случае победителем бы становился участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, а не просто наименьшую цену. Такой подход позволил бы отсеять от участия в торгах фирмы-однодневки, не имеющие в своём арсенале ничего, кроме шариковой ручки и письменного стола. В принципе, можно развивать тему «чёрных списков» недобросовестных исполнителей. Для начала – более активно включать в них проштрафившихся подрядчиков. В Ярославле пока что имеется всего два известных примера – ООО «Автодор» и ООО «Трасса». А бракоделов, как известно, гораздо больше. Впоследствии можно было бы проработать механизм распространения санкций на должностных лиц (а не только на юридических, которые нередко перерегистрируются под другим названием и продолжают спокойно работать).

5. Особое внимание стоит уделить и организационно-производственному блоку. Тут также есть несколько нюансов. Если плясать от печки, то начинать нужно с качественной проектно-сметной документации. Последнее время её не критикует только ленивый. И есть за что. Нередко подготовка ПСД не учитывает важнейшие виды работ. В том числе обустройство ливневой канализации, полос отвода, установку бордюрного камня и даже укладку дополнительного слоя асфальта (как было, в частности, на улице Урицкого). Всё это чревато в лучшем случае удорожанием контракта, а в худшем – затягиванием сроков работ и существенным нарушением технологии. В этой связи неплохо вспомнить, что в Ярославской области фактически не осталось государственных проектных институтов. А поскольку свято место пусто не бывает, то его сразу заняли частники и иногородние фирмы. Например, из Иванова. Мы не хотим никого хаять. Но низкое качество подготовки ПСД налицо.
Кстати, аналогичная ситуация может произойти и с автодорожными предприятиями. До 2015 года в регионе было более десятка самостоятельных государственных организаций. Потом их объединили в единый «Ярдормост», опять-таки государственный. Работал он вполне сносно (хотя и не без нареканий), притом как по строительству и ремонту, так и по содержанию дорог. Но в прошлом году его включили в план приватизации. Чиновники уверяют, что речь идёт всего лишь о преобразовании госпредприятия в акционерное общество. Но терзают смутные сомнения. И если подтвердятся худшие предположения, и область лишится единственного государственного автодорожного холдинга, будет печально. Ибо большинство имеющихся частников (а их список не сильно меняется от года к году) себя дискредитировали.

Разметка (3).jpg6. Вторым важным условием хорошей подготовки к работам являются своевременно организованные аукционы. Специалисты на всех углах давным-давно кричат, что проводить их нужно в феврале-марте. Чтобы, как только позволит погода, выходить на площадку и приступать к работам. Увы, перестроиться на эти рейсы у нас по-прежнему не могут. Не стал исключением и этот год. Как мы уже говорили, аукцион по городским дорогам программы БКД состоялся ещё 23 апреля. Но победителя определили лишь по одному лоту – для Красноперекопского, Фрунзенского, Кировского и Ленинского районов. Ещё два лота, для Дзержинского и Заволжского районов, так и остались не разыграны. А это, на минуточку, 9 улиц (в том числе такие крупные, как Ленинградский проспект и проспект Авиаторов) и более 500 миллионов рублей денег. Аукцион сначала перенесли на май, а потом и вовсе на начало июня. Таким образом, к ремонту подрядчик сможет приступить только во второй половине месяца. Это даже позднее, чем в прошлом году. Как говорится, уже половина лета пройдет. Не известны и победители аукционов по региональным магистралям. Они должны были определиться 16 мая, но торги перенесли. Между тем, в наших неустойчивых погодных условиях каждый день промедления смерти подобен.

7. Ну и напоследок – после выполнения работ за них нужно своевременно расплачиваться. И это – уже камень в огород государевых заказчиков. По 44-му федеральному закону срок расчёта за выполненные работы составляет 30 дней. Но по факту перед подрядчиками постоянно копится задолженность. Притом, весьма приличная – ни в одну сотню миллионов рублей. В итоге исполнители фактически оказываются в роли просителей, вынужденных обивать пороги департамента финансов и ждать перечисления денег за свои труды. Притом, давно сделанные и принятые. «Терпелки» хватает не у всех. Отдельные подрядчики (в том числе весьма неплохие) уходят с ярославского рынка и переориентируются на соседние регионы (например, Тверь). В результате и без того невеликая конкуренция снижается ещё больше. Понятно, что за один сезон подобная практика вряд ли прекратится. Но работать в этом направлении надо.
         
            Разумеется, все перечисленные меры хороши только при наличии соответствующего контроля (ради которого не жалко увеличить штаты технадзора – к слову, невеликие) и только в комплексе. Качество приемки работ – один из основных приоритетов. А роль основного «приводного ремня» для претворения этих пожеланий в жизнь должна играть власть. Все понимают, что дорожное хозяйство является лакомым куском для многих «интересантов». Поэтому без твёрдой политической воли здесь ничего не получится. Исходить она должна с самого верха. Но и местную инициативу, разумеется, никто не отменял. В конце концов, есть же субъекты, где на дорожном фронте одержаны убедительные победы. Те же Белгород, Казань, Тюмень, Калининград. Города абсолютно разные. И в финансовом, и в климатическом плане. Тем не менее, там сумели справиться и со второй, и с первой российской бедой. Очень хочется, чтобы их примеру последовали и другие регионы, в том числе Ярославская область.


ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?