Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.12.2020
Ярославль
2148
КУДА ЕДЕМ: ПРОРЫВ, КОЛЛАПС ИЛИ ПЕРЕДЕЛ?

Что ждать от транспортной реформы мэрии Ярославля?

КУДА ЕДЕМ: ПРОРЫВ, КОЛЛАПС ИЛИ ПЕРЕДЕЛ?

Воистину, история имеет циклическое развитие. «Клуб социологов» начал 2020 год с публикации о новой маршрутной схеме, введённой в Ярославском регионе. А «под занавес» новости «транспортного цеха» вновь вышли на первый план. Только на сей раз их поставщиком стала мэрия областного центра, затеявшая реформу городского пассажирского сообщения. Предложения оказались настолько резонансными, что не стихают уже больше недели, оттеснив на второй план даже вездесущий коронавирус. «Переформатированием» отрасли в той или иной степени занимались практически все мэры «Столицы «Золотого кольца» - от Виктора Волончунаса до Владимира Слепцова. Ликвидация депо, введение электронных проездных, замена остановок, разработка маршрутных карт, унификация стоимости проезда, перекрашивание автобусов – за последние годы всего и не упомнишь. И всё это время градоначальников можно было чётко разделить на две группы: тех, кто поддерживал «муниципалов» (в смысле, городские предприятия) и тех, кто в той или ной степени «лоббировал» интересы «частников». Если придерживаться этой «системы координат», то нынешний глава города Владимир Волков принадлежит к числу первых. Недаром мэрия планирует отменить «маршрутки» и перевести все перевозки на регулируемый тариф. Однако при более внимательном анализе всё может оказаться далеко не столь очевидным. Да и сама реформа представляется отнюдь не однозначной. Сегодня мы попытаемся максимально объективно взвесить все за и против. И постараться ответить на вопрос: что несут ярославцам очередные перемены?

 

Факты «за»

           Начнём плясать от печки. То есть от того, что, собственно, предлагает городская администрация. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Краткая суть реформы со ссылкой на начальника управления городского пассажирского транспорта Сергея Волканевского изложена на официальном сайте мэрии. Реорганизация маршрутной сети предполагает введение регулируемого тарифа и постепенный переход на муниципальные контракты с учётом стандартизации качества обслуживания и оплаты транспортной работы. Иными словами, отказ от использования так называемых «маршруток». Проект рассчитан до 2025 года, но наиболее существенные изменения произойдут в течение ближайших полутора лет. Притом, за несколько этапов.

       2f2a725468e41838e80100fc0ed60c1f_XL.jpg   На первом из них (с марта по июль 2021 года) власти проведут торги по маршрутам социального сектора, при этом объём перевозок маршрутными такси будет сохранён. На втором этапе (с июля 2021 по июль 2022 года) объём перевозок нерегулируемого сектора сократят до 80% и параллельно проведут «компенсационные изменения маршрутной сети». Показательно, что новые договоры на перевозки заключат на срок чуть более года. Третий этап (с лета 2022 года) предполагает заключение уже длительных муниципальных контрактов минимум на три года и полный переход на регулируемый тариф. Официальное постановление мэрии о прекращении работы 25 «нерегулируемых» маршрутов (ранее говорилось о 26) было опубликовано 7 декабря. Два дня спустя в открытом доступе появилась и новая транспортная схема. Если учесть, что контракты у подавляющего большинства частников действуют до июля 2021 года, то уже к середине будущего лета из трёх десятков «маршруток» в городе останется лишь пять. Власти уверяют, что с целью компенсации отмененных рейсов в транспортную сеть «социального сектора» внесут существенные изменения, предусматривающие открытие 23 новых маршрутов, изменение схем движения, а также количества и класса подвижного состава.

Волканевский.jpgБолтовнин.jpg          Не слишком умело подобранная и плохо адаптированная для восприятия информация вполне предсказуемо вызвала волну народного возмущения. Отдельные «горячие головы» даже призвали к отставке Волканевского. Хотя всерьёз полагать, что Сергей Валерьевич выступает от своего имени и является единоличным генератором озвученных идей, как минимум крайне наивно. Он лишь транслирует позицию, выработанную в куда более высоких сферах, нежели департамент городского хозяйства. Конечно, молодому чиновнику пока далеко до «патриархов» типа бывшего начальника областного агентства транспорта Александра Болтовнина (который по иронии судьбы теперь представляет интересы частных перевозчиков). Но со своими непосредственными обязанностями он вполне справляется. А сама реформа, если подойти к ней с «холодной» головой и внимательно разобраться в сути (сообщений на сайте для этого, увы недостаточно) имеет ряд преимуществ.

          Во-первых, при переходе на регулируемый тариф стоимость проезда официально устанавливается органами власти, что даёт возможность для полноценного пользования льготами, установленными федеральными и областными законами и местными нормативами. Речь о бесплатном проезде и проезде за полцены для определённых категорий граждан, перечень которых указан в Социальном кодексе Ярославской области. Соответственно, перевозчики будут получать положенную компенсацию выпадающих доходов из бюджета. Притом, не только за провоз льготников, но и за разницу между принятым и экономически обоснованным тарифом (который всегда выше).

          Во-вторых, регламентирование перевозок должно привести к более строгому соблюдению расписания. Владельцы «маршруток», работающие по нерегулируемому тарифу, могут не придерживаться чёткого графика движения. И даже не выпустить часть машин на линию. При новой системе такая «казачья вольница» станет невозможна. Во всяком случае, де-юре. В-третьих, перемены принесут стопроцентный переход на автоматизированную регистрацию оплаты проезда. Сегодня некоторые частники по-прежнему принимают оплату только за наличный расчёт. После запуска реформы везде будут использоваться он-лайн кассы, а билет можно будет приобрести с помощью банковской карты. Согласитесь, это современно, удобно, а в условиях распространения коронавируса – ещё и безопасно (ибо не требует возни с мелочью, прошедшей через неведомое количество рук). Хотя, откровенно говоря, «маршруткам» также ничего не мешает внедрить бесконтактную оплату. Было бы желание. Так что данный плюс относительно условный. Но факт остаётся фактом.

        Vladimir_Volkov_polojitelno_ocenil_optimizaciyu_yaroslavskogo_PATP.jpg  Также стоит отметить, что отказ от «маршруток» не означает отказа от услуг частных перевозчиков как таковых. Они никуда не денутся и смогут продолжать работать на «регулируемых» маршрутах. Как происходит уже сегодня. Если верить данным мэрии, сейчас на муниципальных маршрутах задействовано 190 таких автобусов. Это даже больше, чем в городском АО «ПАТП-1». Другое дело, смогут ли частные перевозчики потянуть условия новых контрактов? Но об этом – ниже.

         d0b2-d18fd180d0bed181d0bbd0b0d0b2d0bbd0b5-d0bcd0b0d180d188d180d183d182d0bad0b0-d181-d0bfd0b0d181d181d0b0d0b6d0b8d180d0b0d0bcd0b8-d0b2-1000x600.jpg Наконец, переход всего транспорта на регулируемый тариф подразумевает введение некоторой «унификации» в оформлении внешнего облика и «внутреннего содержания» транспортных средств. Если хотите, придание им определённой эстетики. Чего греха таить, отдельные «маршрутки» даже после введённых во времена Владимира Слепцова жёстких требований представляют собой весьма нелицеприятное зрелище, а обслуживающие их водители являются ходячей рекламой выражения «ненавязчивый советский сервис». Про культуру вождения говорить и вовсе не приходится (хотя нарушителей ПДД хватает и в рядах «ПАТП-1»). На этом видимые плюсы заканчиваются и начинаются минусы. Притом, весьма существенные.

 

Аргументы «против»

          Самый главный и очевидный – рост расходов граждан на проезд. Во-первых, весьма вероятно увеличение самого тарифа. В настоящее время он составляет 28 рублей (для автобусов, троллейбусов и трамваев). «Маршрутки» праве устанавливать свою цену, и многие берут с людей, к примеру, 26 рублей. В отдельные периоды новейшей истории города, когда стоимость билета у муниципалов и частников была одинаковой, последние чуть ли не открыто признавали, что готовы возить пассажиров за меньшие деньги и при этом не терпеть убытков. Когда «маршрутки» отменят, тариф, само собой, будет рассчитываться «по верхней планке». А с учётом возрастающих расходов на топливо, ГСМ, запчасти и те же кассовые терминалы, скорее всего, даже увеличится.

         95767.jpg Во-вторых, если посмотреть на список ликвидируемых маршрутов (он есть в открытом доступе, так что не будем его дублировать), то нетрудно заметить, что они являются «сквозными». То есть следуют через весь город. В результате жители без пересадки могут попасть из одного спального района в другой, заплатив за поездку всего один раз. Скажем, сев на 82-ю «маршрутку», доехать с конца Брагино аж до Дядьково. На 96-й можно «долететь» из Норского в ТРЦ «Вернисаж». А на 36-й – с Машприбора до посёлка Прибрежный на Костромской шоссе. Ну и так далее. В результате реформы количество «длинных» маршрутов существенно поубавится. И гражданам придётся делать одну, а то и две пересадки. Соответственно, за каждую из них придётся платить полным рублём. Так что новая схема однозначно ударит по карману населения.

         558c61c85ae8c977d543e7b4865961f2.jpg В-третьих, отмена «маршруток» с целью «исключения необоснованного дублирования маршрутов и повышения безопасности на дорогах» (как говорят в самой мэрии) имеет смысл лишь в случае замены выбывшего подвижного состава на адекватное количество нового транспорта. А этого не будет! О сокращении единиц техники открыто заявляют сами власти: вместо 845 автобусов, троллейбусов и трамваев останется только 633. Таким образом, парк пассажирских перевозчиков уменьшится более чем на 200 единиц. Мэрия уповает на то, что на смену машинам среднего класса (главным образом, марки «ПАЗ») придут автобусы большой вместимости («ЛиАЗ», «МАЗ», «НефАЗ»). Что, по замыслу авторов реформы, позволит снять напряжённость. Однако это весьма неточный расчёт. Посудите сами, сможет ли один городской «ЛиАЗ», рассчитанный на 68-82 пассажира, заменить два-три стандартных «ПАЗ Вектор Некст» вместимостью 43-53 человека? Как говорится, комментарии излишни.

          Кроме того, выставить адекватную замену особенно не из чего. Ресурсы городских предприятий ограничены. Конечно, подвижной состав «ПАТП-1» периодически обновляется. Однако уровень износа автобусов по-прежнему остаётся высоким (по состоянию на начало 2020 года – более 60%). С электротранспортом ситуация ещё хуже. Единственная надежда остаётся на частников. Однако местных предпринимателей, обладающих достаточным парком машин большого класса – на пересчёт (на ум приходит только компания «Яркамп»). Большинство имеют относительно скромное количество техники, притом, как правило, именно среднего класса. В результате заявиться на грядущие конкурсы смогут далеко не все.

       peredel1.jpg   Всё это означает одно из двух. Либо интервалы движения транспорта и, соответственно, срок ожидания на остановках существенно увеличатся (что абсолютно нивелирует указанный выше плюс про соблюдение расписания). Либо на рынок придут иногородние перевозчики (очевидно, очередные фирмы из Москвы и Подмосковья). Ряд экспертов объясняет весь смысл реформы именно желанием осуществить новый передел (как ранее уже случилось в Переславле, Ростове, Рыбинском районе, а также на межмуниципальных маршрутах по области). Оба расклада грозят новым ударом по местному транспортному бизнесу, который итак не знает покоя последние несколько лет. Не исключено, что для кого-то он станет последним. На фоне экономических неурядиц и коронавирусных ограничений такой прогноз вовсе не выглядит преувеличением. А это – уже серьёзный социальный кризис. Притом, в год федеральных выборов и начала нового избирательного цикла. Откровенно говоря, очень опасный эксперимент.

          С другой стороны, приглашая частников на новые маршруты по регулируемому тарифу, мэрия отчасти попадает к ним в зависимость. Мы уже говорили, что при новой системе перевозчики будут получать компенсацию за провоз льготников и за выпадающие доходы, возникшие в результате тарифной разницы. Так вот, размер указанной компенсации рассчитывается на основании целого ряда показателей. И порой частник получает не ту сумму, на которую претендовал. По понятным причинам, это вызывает его недовольство. Если прийти к компромиссу с властями не получится, предприниматель может пойти на расторжение контракта и попросту снять свои автобусы с маршрута. Оставив, тем самым, «оголённый фланг» и тысячи ни в чём неповинных пассажиров. Во всяком случае, такие прецеденты были. А закрыть «брешь» силами «ПАТП-1» просто не получится. Отсюда – риск очередного негатива со стороны населения и новых проблем для городской администрации.

          недовольство.jpgНаконец, недальновидным представляется формат проведения реформы. Не было ни обсуждения с самими перевозчиками, ни хотя бы видимости общественных обсуждений. Организация последних не составила бы большого труда. Но зато позволила бы снять хотя бы часть вопросов со стороны горожан. Сегодня таких вопросов очень много, о чём наглядно свидетельствуют социальные сети. По ним же нетрудно отследить общее восприятие реформы со стороны жителей. И оно отнюдь не оптимистичное. Отрабатывать такой негатив «по факту» гораздо труднее, чем попытаться его предупредить. Кто не верит – может почитать о недавних событиях в Новокузнецке, где через это уже прошли.

          Что получается в сухом остатке? В реформе, безусловно, есть рациональное зерно (развитие муниципальных предприятий, широкое использование льгот, прозрачность расчётов, «окультуривание» перевозок). Однако плюсов всё же меньше, чем минусов. Поэтому успешная реализация поставленной задачи возможна лишь при нивелировании последних (хотя бы основных). Не исключено, что в конечном счёте властям придётся оставить больше маршрутов с нерегулируемым тарифом, а также пересмотреть транспортную схему, добавить новые «регулируемые» направления и проводить более гибкую политику в отношении класса подвижного состава (по верному замечанию того же Александра Болтовнина, в ряде случаев большие автобусы просто не нужны). Само собой, придётся существенно обновить парк, а также найти какой-то компромисс с ярославскими перевозчиками. В своё время они выступили даже против «народного мэра» Евгения Урлашова (тогда в Ярославле тоже назревали перемены). И вряд ли станут молчать теперь. Одним словом, если не решить все обозначенные вопросы – реформа рискует провалиться и принести ярославцам много разочарований. Хочется верить, что в таком развитии событий не заинтересован никто. Так может, стоит немного «сдать назад»? Чтобы дальнейший путь не был похож на прогулку по минному полю.

 

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?