Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.07.2015
Ярославль
1565
ПОВЕЗЁТ ЛИ ТЕМ, КТО ВЕЗЁТ?

Похоже, между Ярославской областной Думой и Правительством региона что-то зреет. Притом, это «что-то» – совсем неприятное для Правительства. Похоже, на кадровый кризис в администрации области (а вместе с ним и нежелание делать что-то полезное и понятное) обратили внимание даже депутаты! Притом, не только обратили, но и сделали публичное порицание. Хоть и довольно лёгкое и завуалированное. А это показатель!

ПОВЕЗЁТ ЛИ ТЕМ, КТО ВЕЗЁТ?

На днях в Думе обсуждался вопрос «О мерах по повышению эффективности работы государственных автотранспортных предприятий Ярославской области в 2015 году». Говоря проще и понятнее, речь шла о реорганизации пассажирских АТП, находящихся в собственности региона. Правительство области представило своё видение этой самой реорганизации, отдав на суд депутатов специально подготовленную концепцию. Вообще, среди региональных элит сейчас стало модно разрабатывать всякие «концепции», «стратегии», составлять «тайминги», «планинги», «дорожные карты» и так далее. До дела всё это, правда, очень часто как то не доходит, но это же мелочи, правда? Ну а если уж доходит, то чиновники, как правило, бывают на 100% уверены, что будут поддержаны всеми инстанциями. По крайней мере – уж Думой то точно! Что греха таить, сами депутаты подтверждали это много раз. Но тут вышло с точностью до наоборот. Да ещё как! Выступавший с докладом зампред Правительства по экономике Михаил Крупин и его подчинённые так и не дождались решения в стиле «одобрямс» в свой адрес. А вместо этого получили неожиданно упорное противодействие. Притом, не только со стороны депутатов и общественников, но и от своих же предприятий (что крайне удивительно!). И даже (что совсем уж нонсенс!) - от коллег по цеху из самого Правительства. Что лишний раз доказывает – а в «Датском королевстве» то разлад, однако!

Автобусы-2.jpg

Кратко суть концепции, предложенной Правительством, такова. Сейчас в области работают семь госпредприятий в сфере пассажирского транспорта. Чиновники хотят объединить все эти ГП в одно. Предполагается, что это произойдёт на базе Ярославского АТП. Соответственно, все существующие организации получат статус филиалов, лишатся определённой самостоятельности, а взамен получат централизованное управление из Ярославля. Одним словом, схема та же, что и в прошлом году, когда председатель правительства Александр Князьков решил объединить 11 ГУП «Автодор». По замыслу чиновников, превращение семи отдельных АТП в одно большое повысит рентабельность, сократит издержки, даст возможность оперативно перераспределять подвижной состав, позволит снизить себестоимость услуг, будет способствовать сдерживанию роста тарифов на автотранспортные перевозки. И самое главное – новая структура станет более конкурентноспособной. А это значит – сможет запросто выигрывать конкурсы на право осуществлять пассажирские перевозки. Возможно, даже в другом регионе.

Автобус Шестихино-Брейтово.jpg

Это на бумаге и на словах Михаила Крупина. На деле же, как выяснилось в ходе обсуждения, вопрос оказался совсем не таким однозначным. По крайней мере, далеко не таким положительным, каким его хотел представить Михаил Львович. Судите сами. На комитете выступали президент Ярославского автотранспортного союза Роберт Бестаев, эксперт Николай Калинин, директоры Рыбинского и Шестихинского АТП, советник губернатора области Александр Болтовнин. И все они раскритиковали правительственную концепцию. Притом, критика эта касалась и экономической, и организационной, и даже «идеологической» составляющей. Замечания высказали и депутаты, притом, не только от оппозиции (Александр Воробьёв), но и от партии власти (Виктор Волончунас, Михаил Королёв и другие). А это, согласитесь, уже кое о чём говорит. И наводит на кое-какие мысли.

Мы не будем перечислять всех замечаний, на это уйдёт слишком много времени. Ограничимся главными. Для понимания, можно посмотреть на ряд показателей работы предприятий, представленных в таблице ниже.

Отдельные показатели работы государственных автотранспортных предприятий за 2014 год.

Предприятие

Выручка предприятия

(с учётом бюджетного финансирования перевозок), тыс. руб.

Чистая прибыль

предприятия, тыс. руб.

Среднесписочная численность работников, чел.

Среднемесячная заработная плата, руб.

Ярославское АТП

272176,0

641,0

504,0

16 079

Рыбинское ПАТП-3

126920,0

964,0

174,0

22 282

Гаврилов-Ямское АТП

38604,0

149,0

51,0

20 766

Шестихинское АТП

46487,0

663,0

67,0

22 007

Ростовское АТП

143176,0

1 009,0

251,0

20 750

Пошехонское АТП

25315,0

28,0

39,0

21 090

Переславское АТП

45048,0

-7 393,0

103,0

16 685

Первое замечание касалось главного социального вопроса – зарплаты и сокращения людей. Экономия на заработной плате более 13 миллионов рублей – пожалуй, вообще один из главных «козырей» реформы АТП по версии Правительства. Правда, чиновники уверяли, что сокращения коснутся не простых работяг, а административно-управленческого аппарата. Дескать, раз предприятия объединят в одно, а существующие структуры станут филиалами, то штат руководителей «первого эшелона» на местах можно сократить. При этом, если судить по презентации самого же Правительства, управленческая структура «будущего» филиала во-многом дублирует структуру «головного офиса». По крайней мере, в том, что касается конкретного функционала. Так что где тут планируется сокращение (и планируется ли вообще) – вопрос. Что касается зарплаты, то, как видно из таблицы, по всем предприятиям она разная. А объединение планируется, как мы говорили, на базе Ярославского АТП. Где доходы людей – самые низкие из всех. Но, по нормальной логике, проводить реорганизацию с переводом людей с большей зарплату на меньшую просто неразумно. А в некоторых случаях и неправильно с точки зрения трудового законодательства. Следовательно, объединять надо на лучших условиях. То есть зарплату придётся подтянуть до «средних» 20, а то и 22 тысяч (как в большинстве других предприятий). А это, в свою очередь, повлечёт за собой дополнительные затраты. Как было озвучено на заседании – миллионов под 60. Так что о какой экономии в 13 миллионов идёт речь – непонятно. Можно, конечно, при повышении зарплаты добиться и экономии. Но тогда придётся сокращать людей. Притом, при таком раскладе одними управленцами дело явно не ограничится. Придётся «резать по живому». А вот это уже пахнет социальным взрывом. В общем, всё непросто.

Второе замечание – собственно, текущая работа предприятий. Как видно из той же таблицы (и о чём было сказано в ходе заседания), шесть АТП из семи работают с прибылью. Убыток даёт только одно – Переславское. Говорят, что оно находится чуть ли не в предбанкротном состоянии. Впрочем, как отмечали сами же депутаты, спасти предприятие в Переславле было можно. При том, для этого даже не требовалось каких-то титанических усилий. По словам законодателей, ещё в прошлом году они оценили ситуацию на месте. И рекомендовали Правительству ряд шагов по исправлению положения АТП. Шаги эти касались сокращения численности работников, чтобы можно было перейти на упрощённую систему налогообложения, списания мобилизационного ресурса, разработки специальных маршрутов и много чего ещё. Однако ни одному из этих советов Правительство не последовало. Почему – остаётся только гадать. Хотя истории с банкротствами многих крупных предприятий в нашем регионе, случавшиеся за последнее время, наводят исключительно на печальные мысли о чьём-то интересе… Но это так, размышления в слух. Как бы то ни было, даже если Переславское предприятие генерирует убытки и рискует стать банкротом, реформировать из-за него всю систему с шестью остальными прибыльными АТП по меньшей мере странно. Не проще ли решить вопрос с одним предприятием? Например, изменить его организационно-правовую форму, передать в ведение другому АТП, продать в конце концов? Понятного ответа на этот вопрос депутаты и общественники также не услышали. И это – тоже повод задуматься.

Третье замечание – налоговые расчёты. Сейчас три предприятия из семи работают по упрощённой системе налогообложения. Этот льготный режим позволяет в значительной степени сократить постоянные расходы АТП. Но в результате объединения налоги придётся платить уже по-полной. И затраты по этому пункту лишь возрастут. Как минимум – на 5 миллионов рублей. Что также не говорит в пользу объединения.

Четвёртое замечание касается той самой централизации. Точнее, как было указано Правительством, «повышения оперативности управления перевозками за счет централизации». А заодно – «оптимизации ремонтных и сервисных затрат, сокращения маневренного фонда материалов и запчастей». Суть замечания, которое, к слову, как раз озвучил советник губернатора, состоит в том, что теперь за каждой лампочкой придётся ездить в Ярославль. Очевидно, лампочками дело не ограничится. По всей вероятности, в областной центр придётся приезжать и за документами, например, по финансовым или кадровым вопросам. К тому же, сервисно-ремонтный центр также предлагается сделать единым, притом – на базе Пошехонского АТП. Для Пошехонья это, может быть, и неплохо. А вот для всех остальных предприятий – вряд ли. Поскольку транспортные расходы на доставку единиц техники на край области и обратно наверняка превысят затраты на содержание локальных ремонтных цехов.

Одним словом, экономика так себе. Вопросов больше чем ответов. И замечаний – хоть отбавляй. Кстати, сама концепция была утверждена 20 мая. Но ни с депутатами, ни с общественностью, ни, похоже, с профсоюзами её никто не обсуждал. Конечно, реорганизация региональных госпредприятий – дело Правительства. Но вопрос всё-таки не праздный и касается дальнейшей жизни без малого 1200 жителей области. Которым наверняка хотелось бы более определённо знать свою судьбу. Кризис то ведь не закончился. Но чиновники, почему-то, довольно сильно педалируют события. Подготовка соответствующего постановления Правительства области о реорганизации запланирована уже на июль. А все мероприятия, по замыслу авторов концепции, должны завершить до конца года. К чему такая спешка? Среди представителей профессионального сообщества есть мнение, что АТП объединяют не просто так. Якобы, новой большой структурой (если она появится) интересуются представители бизнеса в сфере пассажирских перевозок. По крайней мере, одна из ярославских структур, давно ведущая дела в нашей и соседней губернии. И по этой версии речь может идти о возможном лоббировании потенциального будущего интереса представителей капитала. Ведь сделать так, чтобы новый большой ГУП некоторое время спустя оказался в частных руках, не так сложно. Например, попросту включить в план приватизации. Или набрать долгов перед бизнесом и передать ему же в собственность. Или просто обанкротить. А частник в этом случае получит огромную материально-техническую базу вместе со зданиями и автобусами. Но главное – станет абсолютным монополистом в сфере перевозок. Сделать это с помощью лишь одного предприятия из семи невозможно.

Так это на самом деле или нет, сказать сложно. Это лишь версия. Да и сравнивать не с чем. Ведь результат объединения ГУПов на примере «Автодора» пока не виден: объединённое предприятие не работает ещё и года. Правда, оно всё-таки заключило договоры субподряда с рядом печально известных всем ярославцам фирм. И где тут заявленная ранее борьба за качество ремонта – непонятно. Экономия пока что тоже не слишком очевидна: в бюджете под новое ГП заложена кругленькая сумма в 110 миллионов. Так что вопросы тут тоже есть. Что же касается АТП, то по итогам рассмотрения концепции, депутаты приняли решение признать её не в полной мере отвечающей задачам по эффективному развитию автотранспортных предприятий области. Конечно, очень обтекаемо. И крайне мягко. Есть подозрения и на то, что таким образом депутаты попросту открестились от этого вопроса. Дескать, мы своё сказали, а уж дальше делайте, как хотите. И всё же это уже не 100% «одобрямс». И «Фи» в адрес Правительства всё же было сказано. Кто знает, может, это только начало?

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Что Вы ждете от 2018 г.?