Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.06.2016
Ярославль
1332
Мастера бумажного стиля
Отчеты руководителей любого уровня - это возможность показать свои волшебные способности. Волшебства, правда, не случилось. Ведь отчитывались недавно за 2015 г. градоначальники двух самых крупных городов Ярославской области. А ситуация в этих городах, если и обладает свойствами волшебства, то только какого-то злого, недоброго. Кризис-ссс...
Мастера бумажного стиля

Из школьного курса истории всем известно, что каждый продолжительный исторический период имеет какую-то яркую особенность. Если хотите – этакий уникальный бренд, отражённый в названии этого самого периода. Вспомните: Тёмные века, эпоха Великих географических открытий, столетие Просвещения и так далее. Лет через пятьсот историки наверняка будут ломать голову над тем, как окрестить нынешнее время. Специально для них мы готовы предложить свой вариант. На наш взгляд, в качестве названия вполне подойдёт «Эпоха великих отчётов». Посудите сами: отчёты давно стали неотъемлемой частью жизни. Их пишут в садиках и школах, над ними ломают головы в конструкторских бюро и в заводских цехах, ими озадачены в магазинах и офисах. Есть ощущение, что вся эта бумажная канитель постепенно становится важнее реальной деятельности. Моду задают власти. Здесь отчитываются буквально все: губернатор, начальник УВД, председатель Общественной палаты, уполномоченные по правам всего и всех. Не стали исключением и первые лица Ярославля и Рыбинска. На днях они также отчитались о работе за прошлый год. Но вот что любопытно. Несмотря на схожесть этих отчётов, реальная ситуация в городах всё же отличалась. Как и реакция на сами доклады. Притом, не в пользу областного центра. Что само по себе интересно и заслуживает внимания.


1. Два берега у одной реки

В политическом плане одинакового в 2015 году у двух крупнейших городов региона действительно было немало. Во-первых, и там, и там весь год не было главы, а имелись только исполняющие обязанности градоначальника. Которые, к тому же, ещё и менялись в течение года. В Ярославле Александра Нечаева сменил Алексей Малютин. А в Рыбинске практически под новый год кресло Леонида Можейко перешло к Наталье Шульдиной. Перешло, впрочем, ненадолго. Ибо уже в марте во втором по величине городе области состоялись выборы, и главой (без приставки и.о.) стал Денис Добряков. Так что 26 мая ему пришлось отчитываться о работе, в которой он практически не принимал участия. 

Добряков1.jpgМалютин1.jpgВ этом плане Алексею Малютину, пришедшему на хозяйство в июне, было легче. По крайней мере, он отвечал хотя бы за собственную деятельность. Во-вторых, кадровые (а местами и структурные) изменения прошли и в самих администрациях. Что не могло не сказаться на их работе. В-третьих, и в Ярославле, и в Рыбинске продолжали заседать весьма неоднородные и крайне активные в политическом плане муниципальные советы. В которых далеко не все депутаты были лояльными к действующей власти. Так что отмахнуться от народных избранников или «впарить» им любую блажь под любым соусом было в принципе невозможно.
5.jpg

Во многом, похожей была ситуация и в экономике обоих городов. Если говорить в общем и целом, и там, и там она была откровенно неважной. На бытовом уровне это понятно любому обывателю, притом без всяких отчётов. Но если покопаться поглубже, некоторые различия увидеть всё-таки можно. Конечно, мы не претендуем на всесторонний и всеобъемлющий анализ. Всё-таки оба отчёта – и мэрии Ярославля, и администрации Рыбинска – документы весьма объёмные: по 68 и 67 страниц соответственно. Да к тому же включают в себя кучу общей информации, имеющей к работе органов власти довольно опосредованное отношение. Так что полновесное исследование займёт страниц так 150-200. А утомлять читателя столь увесистым фолиантом было бы непростительной ошибкой. Вместе с тем, несколько показателей из числа, так сказать, наиболее фундаментальных, показать можно и нужно. Они отображены в таблице. И являются весьма наглядными для оценки ситуации.

Городской бюджет

Показатель

               Ярославль      

             Рыбинск         

Доходы, тыс. руб.                                          

    15 708 469,6    

  4 650 800   

Процент исполнения, %

91,1%

93,3%

Расходы, тыс. руб.

16 284 428,2

4 651 400

Процент исполнения, %

89%

86,6%

Деятельность муниципальных предприятий

Показатель

Ярославль

Рыбинск

Количество, ед.               

20 (7 – АО, 9 – МУП, 4 – МКП)

14 (4 – АО, 9 – МУП, 1 – МКП)

Численность работников, чел.

7 351

3011

Средняя заработная плата

24 583

22 417

Финансовый результат, тыс. руб.

- 83 694 (прибыль: 76 046, убыток: 159 740)

- 43 000 (прибыль: 29 000, убыток: 72 000)

Инвестиционная деятельность

Показатель

           Ярославль    

           Рыбинск       

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.       

           29,1        

          6,04          

Динамика по сравнению с 2014 годом, %

-37,8

-35,7

Количество инвестиционных проектов

13

47

Стоимость инвестиционных проектов, млрд. руб.

25,7

65,3

Рынок труда

Показатель

 Ярославль   

     Рыбинск    

Общее число лиц, занятых в экономике, тыс. чел.

     321,4

95,5

Динамика по сравнению с 2014 годом

- 0,1

+ 0,5

Количество официально зарегистрированных безработных,тыс. чел.

3,3

1,9

Несмотря на общий негативный тренд, кое-какая разница имеется. В плане исполнения доходной части бюджета дела в Рыбинске идут немного лучше, чем в Ярославле. Проблемы в обоих городах были одинаковыми (ибо количество доходных источников, за счёт которых живёт местная казна, в принципе ограничено). Допустим, уменьшение поступлений от НДФЛ произошло из-за замедления темпа роста фонда начисленной заработной платы в городских организациях. А недополученные средства по земельному налогу связывают со снижением кадастровой стоимости участков на основании решений судов. Это причины объективные. Хотя субъективный фактор также не стоит списывать со счетов. В конце концов, никто не отменял аренду или ту же приватизацию муниципального имущества (хотя с последней не стоит слишком заигрываться). Как и лучший двигатель налоговых поступлений – инвестиционную политику. Одним словом, по совокупности Рыбинск смотрелся на этом поле чуть выигрышней (хотя и чисто символически). А вот по расходам ситуация с точностью до наоборот. Правда, бюджет Ярославля имел пусть и минимальный, но дефицит. В то время, как казна второго по величие города оказалась практически сбалансированной. Что имеет важное значение для привлечения финансовой поддержки с вышестоящих уровней. Возможно, меньшее исполнение расходов было обусловлено стремлением достичь именно этой цели.

износ1.jpg

Теперь возьмём муниципальные предприятия. Вряд ли кто-то будет оспаривать их значение для жизни обоих городов. Если посмотреть на абсолютные цифры финансового результата (чистый убыток), то в Рыбинске они будут меньше (43 миллиона), чем в Ярославле (86,7 миллиона). Правда, в последнем и количество указанных организаций больше, и оборот у них иной. Хуже всего сработали предприятия дорожно-транспортной и жилищно-коммунальной отраслей. Притом, больший перекос в первой сфере идёт в Ярославле (МУП «САХ»: - 20,7 миллиона рублей; МУП «ПАТП-1»: - 39,5 миллиона рублей; АО «Яргорэлектротранс»: - 89,4 миллиона рублей), а во второй – в Рыбинске (МУП «Теплоэнерго»: - 39 миллионов рублей, МКП «Топливно-сбытовое предприятие»: - 6 миллионов рублей). Но есть и пересечения. Например, по тем же пассажирским автотранспортным предприятиям. Хотя в Рыбинске убытки местного ПАТП почти в 3 раза меньше, чем в Ярославле. Думается, что на итоги работы транспортных организаций (и без того низкорентабельных) мог повлиять эксперимент по введению электронной транспортной карты. В результате которого, по свидетельству руководителей ряда предприятий, их затраты серьёзно выросли. Более того, региональный бюджет на некоторое время оказался должен им несколько миллионов рублей.

Что касается инвестиционной деятельности, то по абсолютным цифрам областной центр далеко впереди. Зато во втором по величине городе региона снижение инвестиций в основной капитал идёт медленнее, чем в Ярославле. Хотя разница, опять же, исключительно символическая. Если посмотреть на количество проектов, то здесь пальма первенства остаётся за Рыбинском. Притом, не только по числу, но и по стоимости. Опять же, если судить по данным отчётов. Наконец, рынок труда. Если в Ярославле численность занятых в экономике по сравнению с позапрошлым годом продолжала снижаться, то Рыбинск дал рост.


2. О депутатской печали и плохих танцорах

Как видно, по ряду позиций Рыбинск если не обходит Ярославль, то вполне достойно держит марку. При этом, судя по всему, у рыбинских властей более высокий уровень поддержки в депутатском корпусе и в активной общественной среде, нежели у мэрии Ярославля. Безусловно, элита второго по величине города региона далеко неоднородна. Там есть и всегда были свои группы интересов. И о безусловной поддержке главы округа, будь то Ласточкин, Можейко или Добряков, говорить не приходится. Но некий «внутриэлитный консенсус» там, безусловно, присутствует. В Ярославле всё сложнее. Что подтверждают и оценки отчётов. Судите сами. В Рыбинске документ утвердили с первой попытки. В Ярославле – только с третьей. И то после перерыва и совещаний в кулуарах, чем вообще отличается муниципалитет нынешнего созыва. Кстати, при первом голосовании кнопку «за» нажали лишь 17 депутатов. Рыбинская администрация большинством голосов заслужила удовлетворительную оценку. 

Пахарев 1.jpg

Единственным, кто предложил ничего не выставлять и просто принять отчёт к сведению, был депутат Владимир Пахарев. Но у него с нынешним главой города, судя по всему, давняя нелюбовь. Напомним, в ходе предвыборной кампании Пахарев активно поддерживал конкурента Добрякова – Владимира Денисова. Денисов в итоге проиграл. А Пахарев некоторое время спустя перестал быть зампредом Муниципального Совета. Как бы то ни было, но предложение депутата не нашло поддержки большинства коллег. 

Каширин.jpg

А вот ярославская мэрия вполне могла заработать «неуд». Во всяком случае, подобные предложения были. А критика звучала не от одного, а сразу от нескольких депутатов. Притом, критика жёсткая. Например, лидер фракции «Справедливая Россия» Анатолий Каширин сказал, что с мэрией все вопросы решать нужно только через прокуратуру. А после отметил, что какое бы решение не принималось городскими властями – оно или отменяется, или вызывает много споров и шума, в том числе с вмешательством федеральных властей! 

Никольская.jpg

Не менее жёстко оценила работу властей и председатель комиссии по социальной политике Вера Никольская. Сначала она уподобила город живому организму, а градоначальника – хирургу, лечащему болезнь и не имеющему права на ошибку. А после напомнила мэрии про плохого танцора, которому вечно что-то мешает. «Неуд» за 2015 год мэрии всё же не поставили. Точнее, ей вообще не поставили никакой оценки. Депутаты просто приняли отчёт (то есть пошли по тому сценарию, который предлагал их рыбинский коллега). Впрочем, та же Вера Никольская поспешила отметить, что «ноль» - это даже хуже, чем «неуд».

Что касается обсуждения докладов, то в Рыбинске депутатов интересовали, в основном, «точечные» вопросы: когда завершится берегоукрепление в посёлке Волжский, будет ли построен детский сад в микрорайоне Прибрежный, что станет с детскими площадками во дворах и т.п. Единственной по-настоящему глобальной темой стала сфера ЖКХ. Что вполне понятно. Тут и застарелые проблемы с рядом управляющих компаний, и сорванные сроки программы капитального ремонта домов вкупе с низким качеством самих работ, и крайне высокие тарифы на коммунальные услуги, и огромные долги местных предприятий за природный газ. Судя по всему, в этом году на решение проблем ЖКХ рыбинским чиновникам придётся бросить главные силы.

1.jpg

К ярославской мэрии вообще и Алексею Малютину в частности вопросов было гораздо больше. А перечень проблемных тем оказался куда шире и глобальнее, чем в Рыбинске. Чиновникам посетовали на фактический провал программы строительства детских садов, отдельно напомнив про три временно «замороженных» дошкольных учреждения в растущих районах города – на улицах Чернопрудная, Академика Колмогорова и на Тутаевском шоссе. Резкую критику вызвала реорганизация спортивных школ и прекращение трудовых контрактов с несколькими уважаемыми тренерами. Тут же упомянули и о проблемах школ обычных, общеобразовательных. Которых также чуть было не коснулись «реформы». В частности, речь шла о СОШ № 4, 7 и 44. Кроме того, депутаты в очередной раз обратили внимание чиновников на необходимость строительства новых «кузниц знаний» в микрорайоне Сокол и на Московском проспекте. А ещё потребовали наконец решить проблему с аварийным зданием СОШ № 53 в Красноперекопском районе. Если сравнивать, то в том же Рыбинске, в отличие от Ярославля, в прошлом году был построен один новый детский сад на 120 мест (притом, с бассейном), сделана пристройка к школе № 11 (для спортивного зала), а также выделены немалые по местным меркам средства (18.7 миллиона рублей) на капитальный ремонт школы № 32. После социальных вопросов депутаты посоветовали мэрии определиться со стратегией развития неэффективных и убыточных муниципальных предприятий. Особенно отметив МУП «Спецавтохозяйство» и МУП «Волна» - волынку с ними тянут уже не первый год, а ситуация напоминает сказку про белого бычка. Потом покритиковали за платные парковки. Ретивые городские власти хотели ввести их чуть ли не прошлой осенью. Но после критики «старших товарищей» из облдумы (и угрозы отменить штрафы за нарушение правил пользования этими парковками) как то присмирели и свернули программу. В итоге из 47 мест, которые планировали сделать платными, осталось только 2. Да и те не на улицах, а на площадях. Разумеется, отдельно вспомнили про плохую уборку города, очень плохой капремонт, и просто отвратительные дороги. Коснулись новых правил благоустройства (прежде всего по размещению ларьков), сильно задевших предпринимателей. Наконец, посоветовали сократить бюджетный дефицит, оптимизировать расходы на управленческий аппарат и заняться поиском неналоговых доходных источников.

Откровенно говоря, после отчётов остались странные ощущения. С одной стороны, вряд ли есть смысл сравнивать Малютина и Добрякова (или Можейко) с градоначальниками прошлых времён – тем же Волончунасом или Ласточкиным. Слишком разные весовые категории, политический авторитет и лоббистские возможности. Хоть последним всё это не свалилось с неба. Их путь к вершине пролегал далеко не по ковровой дорожке. Но времена не выбирают. С другой стороны, очень хотелось бы, чтобы нынешние власти проявили куда большее рвение в решении проблем своих городов. А в Ярославле – просто не создавали их на ровном месте, руководствуясь каким-то сиюминутными устремлениями. Чтобы горожанам новых поколений тоже было, чем гордиться. Пока что остаётся гордиться единственным построенным детским садом. А у кого-то нет даже этого. Печально, однако!

vlast-i-narod.jpg

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Что Вы ждете от 2019 года?