Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

24.05.2023
Ярославль
2634
МЕХАНИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ РЕГИОНА

Кто владеет Ярославской областью? Часть 4. Машиностроение.

МЕХАНИЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ РЕГИОНА

Как известно, май начинается с Международного дня солидарности трудящихся. И лучшим материалом в нашем цикле статей «Кто владеет Ярославской областью?» под занавес последнего весеннего месяца станет рассказ о самой «трудовой» сфере нашей экономики - производстве. Несмотря на то, что с победой развитого капитализма промышленность уступила торговле лидерство по объёму выручки, её обрабатывающие отрасли по-прежнему продолжают играть одну из ведущих ролей и дают примерно 30% ВРП. А главное место среди них занимает машиностроение. На ярославской земле оно имеет прочные исторические корни, отличается широким территориальным покрытием, разнообразием собственников, организационно-правовых форм деятельности и выпускаемой продукции. Одним словом, если перефразировать классика, машиностроение – это ум, честь и совесть региональной экономики. Впрочем, сейчас всё это даёт ещё и неплохую прибыль. Пока, конечно, значительно уступающую той же торговле. Но, полагаем, что при дальнейшем развитии импортозамещения и расширением госзаказа эта ситуация будет меняться. Так что перспективы у машиностроительной сферы весьма обнадёживающие.

Наша гордость и краса

         Не нарушая сложившийся порядок и придерживаясь традиций, начнём рассказ с лучших из лучших в ярославском машиностроении. Сразу отметим, что мы не включили в наш список ряд отраслей, которые связаны с данной сферой производства, но всё же являются самостоятельными. Главным образом, это судостроение и электротехническая промышленность. Последняя представлена целым кластером предприятий, от условно старых («Ярославский электромашиностроительный завод» или кабельное производство в Рыбинске и Угличе) до относительно новых (ООО «Завод ПСМ» или ЗАО «Центрстройсвет»), и заслуживает отдельной статьи. Так что сегодня мы берём этакую «квинтэссенцию» машиностроения. ТОП-20 ведущих предприятий представлен в таблице (от большего к меньшему). В качестве критерия по-прежнему используем объём выручки за 2021 год. Чуть ниже также покажем кое-какую динамку.

Наименование

ФИО руководителя

Владелец

 Выручка  за 2021 год, млрд. руб.

Чистая   прибыль/  убыток за 2021 год,  млрд. руб.

Основной вид деятельности

1. ПАО «ОДК – Сатурн»

Поляков Виктор Анатольевич

АО «ОДК»

(ГК «Ростех»)

52,27

2,32

30.30.12 Производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей и их частей

2. ПАО «Автодизель» (Ярославский Моторный Завод)

Матюшин Андрей Александрович

ПАО «ГАЗ»

29,64

0,93

29.10.1 Производство двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств

3. ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус»

Хосоя Казуши

ООО

«Комацу СНГ»

11,14

0,41

28.92 Производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства

4. АО

«ОДК - Газовые Турбины»

Мольков Сергей Сергеевич

АО «ОДК»

(ГК «Ростех»)

9,61

-1,17

28.11.23 Производство газовых турбин, кроме турбореактивных и турбовинтовых

5. ООО «Ярпожинвест»

Васильев Дмитрий Владимирович

Соколова Евгения Александровна, Воронов Олег Алексеевич

3,9

0,4

28.29 Производство прочих машин и оборудования общего назначения, не включенного в другие группировки

6. ПАО «Тутаевский Моторный Завод»

Грибанов Виталий Михайлович

ПАО «Камаз»

(ГК «Ростех»)

3,8

0,042

29.10.1 Производство двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств

7. АО «Русская Механика»

Можейко Леонид Чеславович

Структура собственников не раскрывается. Считается, что конечным собственником является Ю.В. Ласточкин

3,7

-0,074

29.10.5 Производство автомобилей специального назначения

8. АО «Ярославский Завод Дизельной Аппаратуры»

Матюшин Андрей Александрович

ПАО «ГАЗ»

2,97

0,01

28.13 Производство прочих насосов и компрессоров

9. АО «Ярославский Вагоноремонтный Завод «Ремпутьмаш»

Нет данных

С ноября 2021 г. основным владельцем является АО «СТМ» («СИНАРА-транспортные машины», г.Екатеринбург)

2,96

0,092

30.20.9 Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава

10. АО «Ярославский Радиозавод»

Якушев Сергей Владимирович

АО «Российские космические системы»

(ГК «Роскосмос»)

2,91

-0,163

26.30.17 Производство радио- и телевизионной передающей аппаратуры

11. АО

"Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат»

Елисеев Юрий Сергеевич

ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» (Росимущество)

2,1

0,037

30.30.11 Производство двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием и их частей

12. ООО «НСК»

Ярисько Кирилл Александрович

ООО

«ФИНВЕСТ»,

Лихарева Виктория Сергеевна

1,76

0,148

28.25 Производство промышленного холодильного и вентиляционного оборудования

13.АО "Сатурн - инструментальный завод (САТИЗ)"

Чернышов Максим Александрович

АО «ОДК»

(ГК «Ростех»)

1,4

0,12

25.73 Производство инструмента

14. ООО «Ярославский Металлургический Завод»

Лагутин Виктор Сергеевич

Банников Павел Сергеевич,

Исаев Муса Байрам оглы

1,35

0,95

28.41 Производство металлообрабатывающего оборудования

15. АО «Кондор-Эко»

Жученко Екатерина Львовна

Структура собственников не раскрывается

1,28

0,1

28.25.1 Производство теплообменных устройств, оборудования для кондиционирования воздуха промышленного холодильного и морозильного оборудования, производство оборудования для фильтрования и очистки газов

16. ООО «Угрешский завод трубопроводной арматуры»

Жиравов Дмитрий Вячеславович

Жиравов Дмитрий Вячеславович,

Комиссаренко Любовь Петровна

1,27

0,183

28.14 Производство арматуры трубопроводной (арматуры)

17. АО «Рыбинский Завод Приборостроения»

Комогорцев Андрей Сергеевич

АО «Концерн «Вега»

(ГК «Ростех»)

1,26

0,01

26.51 Производство инструментов и приборов для измерения, тестирования и навигации

18. ООО «Ист»

Малышев Игорь Иванович

Малышев Игорь Иванович,

Стрелков Евгений Николаевич,

Ерин Александр Михайлович

1,216

0,075

29.32 Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств

19. ООО «Завод дорожных машин»

Арансон Мария Павловна

Кузнецов Павел Александрович

1,17

0,328

28.9 Производство прочих машин специального назначения

20. ПАО «Ростовский Оптико-Механический Завод»

Комаров Александр Олегович

«РАТМ Холдинг»

1,15

0,003

26.70 Производство оптических приборов, фото- и кинооборудования


Тонкости производства

         Итак, какие наблюдения даёт нам срез главных предприятий ярославского машиностроения? Во-первых, отрасль широко представлена по всей Ярославской области (что по-прежнему даёт нам право считаться истинно промышленным регионом). В Ярославле находится только 8 организаций из приведённого списка. Ещё 6 предприятий расположены в Рыбинске, 2 – в Ростовском районе и по одному – в Тутаеве, Переславле-Залесском, Гаврилов-Яме и Ярославском районе. Во-вторых, по обороту машиностроение занимает ведущие позиции в экономике края. Восемь предприятий из сегодняшнего перечня входят в ТОП-50 ведущих компаний Ярославской области с объёмом выручки свыше 500 миллионов рублей (напомним, в 2021 году всего таких было 370). Ещё три попадают в первую сотню (последний – ГМЗ «Агат», находится на 92-й строчке).

Сатурн.jpg

         В-третьих, активами в сфере машиностроения владеют самые разные собственники. В нашем списке представлены и крупнейшие государственные корпорации («Ростех», «Роскосмос»), и солидные частные холдинги (Группа «ГАЗ», «РАТМ Холдинг»), и примеры, так сказать, государственно-частного партнёрства (ВРЗ «Ремпутьмаш», который, не так давно давно вошел в состав екатеринбургской промышленной группы «Синара – Транспортные Машины»), и частные лица («Ярпожинвест», «Ярославский металлургический завод», «Ист» и другие) и даже иностранцы («Комацу»). Притом, есть как предприятия общероссийского масштаба, так и местные производства с местными же владельцами (к примеру, ООО «Завод дорожных машин» в Рыбинске).

Автодизель.jpg

              В-четвёртых, ярославское машиностроение, даже без учёта электротехнической составляющей, весьма разнообразно. В нашем списке ТОП-20 представлено сразу несколько направлений. Наиболее распространённым, безусловно, является производство двигателей и силовых агрегатов, а также их комплектующих. Здесь представлены ПАО «Автодизель» и ПАО «ТМЗ» (производство двигателей внутреннего сгорания для автотранспорта), ПАО «ОДК – Сатурн» и АО «ОДК – Газовые Турбины» (производство турбореактивных и турбовинтовых двигателей, производство газовых турбин), АО «Ярославский Завод Дизельной Аппаратуры» (топливные насосы для дизельных двигателей) и АО ГМЗ «Агат» (комплектующие для двигателей летательных аппаратов с искровым зажиганием).

Русская механика.jpg         Далее идёт выпуск различных автотранспортных средств. На этом направлении работает завод «Комацу» (производство техники для добычи полезных ископаемых и строительства), АО «Русская Механика» (снегоходы и квадроциклы) и ООО «Завод дорожных машин» (автогрейдеры, дорожные катки, снегопогрузчики, коммунальная техника). Сюда же можно отнести ООО «ИСТ», занятое выпуском комплектующих и принадлежностей для транспорта, и, отчасти, ВРЗ «Ремпутьмаш» (восстановление и оснащение железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава).

Радиозавод.jpg

         Третьим направлением можно назвать точное приборостроение. В этой сфере представлены «Ярославский радиозавод» (средства наземной подвижной связи и управления, бортовые и стационарные средства связи и управления для авиации, аппаратура систем спутниковой связи, бортовые спутниковые ретрансляторы для систем связи, космическая бортовая аппаратура связи и навигации и другая продукция), «Рыбинский завод приборостроения» (производство доплеровских измерителей скорости, угла сноса и пройденного пути самолетов и вертолетов всех модификаций, телеметрических систем сбора и обработки информации движущихся объектов, волноводов, медицинского оборудования) и «Ростовский оптико-механический завод» (бинокли, монокуляры, оптические прицелы для стрелкового оружия). 

         Отличительной особенностью отрасли является «завязка» на ВПК. Сегодня это имеет особое значение в связи с курсом на импортозамещение и создание полного производственного цикла в стратегически важных отраслях. К слову, если последние два предприятия не меняли собственников уже достаточно длительное время, то ярославский радиозавод в прошлом году перешёл под крыло компании «Российские космические системы» (входит в государственную корпорацию «Роскосмос»). О приобретении контрольного пакета акций завода было объявлено 14 марта 2022 года. Дальнейшее развитие предприятия предполагается в рамках Программы стратегических преобразований предприятий космического приборостроения, одобренной наблюдательным советом «Роскосмоса» в феврале 2021 года.

НСК (2).jpg         Кроме того, ведущие предприятия машиностроительной отрасли Ярославской области производят промышленное холодильное оборудование, трубопроводную арматуру, огнетушители и противопожарное оборудование, теплообменные устройства, оборудования для фильтрования и очистки газов, металлообрабатывающее оборудование, инструмент и другую продукцию (смотрите таблицу). Одним словом, направления действительно достаточно разнообразные.


Нюансы экономики

 Газовые Турбины.jpg         Если смотреть экономику ведущих предприятий ярославского машиностроения, то здесь также хотелось бы отметить ряд нюансов. Исходя из данных предпоследнего столбца нашей таблицы, в 2021 году убыток показали только три предприятия из двадцати – это АО «ОДК - Газовые Турбины», АО «Русская механика» и АО «Ярославский радиозавод». Остальные сработали с прибылью. Да, в большинстве своём не слишком внушительной. Хотя у некоторых компаний она составила несколько сотен миллионов рублей («Автодизель», «Комацу», «Ярпожинвест», «Завод дорожных машин»), а у «ОДК – Сатурн» и вовсе превысила 2 миллиарда. В целом, это может свидетельствовать о достаточно неплохом самочувствии отрасли.

 Ремпутьмаш (2).jpg        Если оценивать динамику развития ярославского машиностроения с 2019 года, то за трёхлетний период подавляющее большинство указанных нами предприятий нарастили выручку. Некоторые – весьма серьёзно. К примеру, «ОДК – Сатурн» - с 33,8 (2019) до 52,3 (2021) миллиарда рублей, а «Кондор – Эко» - с 400 миллионов (2019) до 1,28 (2021) миллиарда рублей. В аутсайдерах оказались, опять-таки, АО «ОДК – Газовые Турбины» и АО «Ярославский радиозавод», а также «Ярославский ВРЗ «Ремпутьмаш». Однако последний в 2022 году «выправился» и по сравнению с предыдущим периодом увеличил выручку почти на миллиард. Ниже в таблице представлены данные о выручке основных ярославских машиностроительных предприятий в динамике по показателям выручки и прибыли за 2019-2022 гг.

Название компании

выручка в 2019 г., в  млрд. руб.

выручка в 2020 г.  в млрд. руб.

выручка в 2021 г.  в млрд. руб.

выручка в 2022 г.  в млрд. руб.

прибыль в 2021 г. в млрд. руб.

ПАО "ОДК-Сатурн"

33,82

46,99

52,27

нет данных

2,32

ПАО "Автодизель" (ЯМЗ)

24,99

24,64

29,6

нет данных

0,931

ООО "КОМАЦУ МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС"

9,43

6,12

11,14

5,3

0,408

ПАО "ОДК-Газовые турбины"

11

7,95

9,61

нет данных

-1,17

ООО "Ярпожинвест"

2,96

2,87

3,9

нет данных

0,405

ПАО "Тутаевский моторный завод"

3,1

3,0

3,8

нет данных

0,042

АО "Русская механика"

2,96

3,01

3,72

4,4

-0,074

АО "ЯРОСЛАВСКИЙ ВРЗ "РЕМПУТЬМАШ"

5,31

4,45

2,96

3,9

0,092

АО "Ярославский радиозавод"

3,49

3,26

2,91

2,6

-0,163

АО "ЯЗДА"

2,77

2,66

2,9

4,3

0,01

АО "Гаврилов-ямский машиностроительный завод "Агат"

2,1

нет данных

2,06

нет данных

0,037

АО "Сатурн - инструментальный завод" (САТИЗ)

1,29

1,26

1,38

нет данных

0,124

АО "Кондор-Эко"

0,406

0,277

1,28

нет данных

0,1

ООО "Ист"

0,942

0,953

1,22

0,886

0,075

ООО "Завод "Дорожных машин"

1,04

0,935

1,17

1,4

0,327

 Завод дорожных машин (2).jpg        Динамику выручки и прибыли в 2022 годах отследить сложнее, так как многие предприятия пока что не представили полную отчётность за последний финансовый период. К примеру, нет свежих данных по всем предприятиям ГК «Ростех», ПАО «Автодизель», АО «Ярославский радиозавод», АО «Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат», ООО «Ярпожинвест», АО «Кондор – Эко». А получить объективную картину по оставшимся предприятиям не представляется возможным – слишком разная ситуация и слишком много факторов влияния. Скажем, «ЯЗДА» прибыль увеличил, а «Завод дорожных машин» - уменьшил. «Русская механика» вышла из минуса и получила прибыль, а «Ремпутьмаш» и «Комацу» показали убытки. Притом, последний – весьма значительные.

Коматцу (2).jpg        Впрочем, это не удивительно, если учесть, в каком положении оказалось ярославское подразделение японского производителя экскаваторов, самосвалов и погрузчиков. Прошлой весной «на фоне неразберихи в цепочке поставок и неопределенных финансовых и экономических условий» (официальная формулировка из релиза компании) «Komatsu» приостановила поставки и производство на своей дочерней компании в России».

         8 апреля 2022 года заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев в своем телеграм-канале отметил, что «предприятие минимизировало объемы производства – о чем сразу предупреждало», но «при этом руководство предприятия подтвердило, что его деятельность продолжается, сокращений штата сотрудников не планируется, работники будут ориентированы на процессы обучения и повышения квалификации». Однако данные отчётности наглядно показали, что на финансовых результатах эти процессы сказались отнюдь не лучшим образом.

          Впрочем, вопрос о полной приостановке своей деятельности и уходе из России японский производитель не рассматривал. Во всяком случае, по состоянию на декабрь 2022 года. Несмотря на приостановку производства на своем заводе в Ярославле, а также отгрузки продукции в России, компания продолжила оказывать услуги по техническому обслуживанию техники, которая находится в стране. Так что, возможно, всё ещё наладится. А экономическая выгода и производственная целесообразность перевесит для представителей «Страны восходящего солнца» сомнительные политические решения.

         Что же касается отечественных производителей с ярославской пропиской, то для них западные санкции, во многом, напротив дали толчок к развитию. Многие из них получили хорошие государственные заказы (по линии импортозамещения, а также в оборонном секторе), которыми обеспечены минимум на пару лет. В результате вместо возможных сокращений и перехода на неполную рабочую неделю, сотрудники ряда предприятий выходили на смены даже в выходные дни. Понятно, что восстановить полный цикл производства после долгих лет разрухи и целенаправленного уничтожения целых кластеров, в том числе в угоду западному бизнесу (как, к примеру, в Тольятти) будет ох как непросто. На это уйдут годы, и всё это время экономика будет испытывать весьма болезненный процесс перестройки и адаптации к новым условиям. Но лёд уже тронулся.  И хочется верить, что перспективы у российских машиностроителей будут всё-таки оптимистичными. А у ярославских – особенно, поскольку для нас машиностроение – это не просто отрасль промышленности. Это – жизнь. И от того, насколько хорошо станет работать «механическое сердце» края, будет зависеть благополучие всего региона.

         ИВАН ТИХОНОВ



Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?