Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

06.12.2018
Ярославль
110
НЭП УЖЕ НЕ ТОТ!
Ярославские региональные власти недавно нас порадовали утверждением Концепции НЭПа. В их интерпретации это - новая экологическая политика. 50 страниц умного и выверенного текста. Сходство с новой экономической политикой 20-х годов XX столетия на этом и заканчивается. Во-первых, Концепция - это еще не политика. А во-вторых, уж больно декларативный документ получился. Такое ощущение, что он нужен был только для того, чтобы сбить "антимусорный протест". Но получилось не очень. В документе нет даже такой важной процедуры как раздельный сбор мусора. Какая тогда тут получается экологическая политика?..
НЭП УЖЕ НЕ ТОТ!

Без малого сто лет назад молодая Советская Россия провозгласила новую экономическую политику, главной целью которой были восстановление разрушенного хозяйства страны, преодоление социальной напряженности и обеспечение благоприятных условий для построения социалистического общества. Бытовавшая в то время мода на аббревиатуры быстро сузила название до трёх букв (НЭП), с трех пор ставших необъемлемой частью отечественной истории. Споры о причинах и следствиях НЭПа не утихают до сих пор. Однако большинство сходятся во мнении, что это был один из самых удачных экономических проектов советского периода. Не зря же сам Владимир Ильич утверждал, что «НЭП – это всерьёз и надолго!». Столетие спустя в Ярославской области появился свой НЭП – новая экологическая политика. Недавно власти представили её концепцию и даже озвучили планы по финансированию на будущий год. Не беремся судить, руководствовались ли современные авторы ленинскими принципами. Но цели и задачи ставили точно не менее амбициозные. Вопрос – настолько эти амбиции найдут отражение в практике? Или залп «Авроры» снова окажется холостым? Судя по первым цифрам, пока ничего революционного не предвидится. Без внятного решения остаются даже текущие проблемы. А их немало. И если власти не предложат ничего по-настоящему нового, сфера экологии так и останется слабым звеном региональной политики.

 

НЭП по-ярославски

         НЭП.JPG Сама концепция новой экологической политики, утвержденная целым постановлением областного Правительства за подписью профильного вице-премьера Романа Колесова, представляет собой объёмный фолиант в полсотни страниц и состоит из восьми разделов. В самом начале авторы уточняют, что концепция определяет цели, принципы и задачи обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, устойчивого развития Ярославской области, охраны здоровья, сохранения благополучия жителей и обеспечения экологической безопасности населения на период до 2030 года. В принципе, документ нельзя назвать пустым. Как-никак, над ним трудились несколько десятков экспертов. Одной только нормативной базе отведено четыре листа. А уж красивых и правильных слов о «неразрывном единстве здоровья, социального благополучия и экологической безопасности населения» или «природно-климатической уникальности Ярославской области» вообще не сосчитать!

Определён и исчерпывающий список проблем экологической безопасности нашего региона. Позволим себе немного отвлечь внимание уважаемых читателей и привести данный перечень полностью, поскольку он будет важен в контексте дальнейшего разговора. Заранее приносим извинения за скучнейшую юридическую терминологию – выдержка даётся «без купюр». Итак, основными проблемами являются:

·      изношенность технологического оборудования предприятий, магистральных трубопроводов, приводящая к возникновению потенциально опасных ситуаций с нанесением вреда окружающей среде;

·      использование устаревших технологий, приводящее к увеличению объема образования отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

·      ухудшение качества поверхностных и подземных вод;

·      ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, в том числе в результате роста количества автотранспорта, не отвечающего современным экологическим требованиям;

·      увеличение объема образования отходов, требующих переработки и утилизации;

·      деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия;

·      недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации;

·      увеличение вредного влияния загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения;

·      отсутствие экономических стимулов для внедрения малоотходных и безотходных технологий;

·      низкий уровень внедрения на предприятиях Ярославской области систем экологического менеджмента;

·      низкий уровень экологической культуры населения.

         

Надолго, но не всерьёз?

           Всё хорошо, всё правильно. Чёткое осознание вопроса – уже половина дела. Но помимо деклараций хотелось бы конкретики. Как областные власти намерены решать все перечисленные проблемы? Возьмём самый что ни на есть официальный источник – «Ярославский регион». Из него мы узнаём, что на реализацию мероприятий новой экологической политики на будущий год в бюджете заложено более 240 миллионов рублей. Деньги распределят по следующим направлениям:

·      на строительство мусоросортировочных комплексов в Ростовском и Брейтовском районах (также рассматривается возможность создания объекта утилизации отходов с применением пиролизных технологий) – более 130 миллионов рублей;

·      на укрепление правого берега Волги в Рыбинске (на участке от улицы Средней Казанской до устья реки Черемухи) – свыше 90 миллионов рублей;

·      на со-финансирование работ по рекультивации полигона захоронения твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в Переславском районе (предложение о включении этого объекта в федеральный проект «Чистая страна» направлено в Минприроды России) – порядка 11,5 миллиона рублей;

·      на проведение мониторинга состояния окружающей среды3 миллиона рублей;

·      на финансирование мероприятий по сбору у населения и утилизации ртутьсодержащих отходов и батареек – около 800 тысяч рублей;

·      на реализацию просветительских проектов в сфере экологии – примерно 500 тысяч рублей.

          С одной стороны, сумма весьма приличная. К примеру, в этом году на экологическую политику (ещё без всяких концепций) выделяли чуть более 135 миллионов рублей. А тут – почти двукратное увеличение финансирования. Но какова эффективность этих затрат? Давайте по порядку. Обустройство мусоросортировочных станций в принципе дело хорошее. Но чем обусловлен выбор мест? Ладно, ещё Ростовский район. Всё-таки крупное муниципальное образование. К тому же, после консервации полигона бытовых отходов под Переславлем (Красная деревня) туда стали свозить мусор от соседей. А вот строить комплекс в окрестностях Брейтова как минимум странно. По крайней мере, при отсутствии аналогичных проектов в других муниципальных образованиях. Никто не говорит, что он не нужен. Но если рассуждать о приоритетах, то начинать с самого малонаселенного района, где нет ни одного промышленного предприятия, всё-таки не вполне логично. Кроме того, разве сегодня не пропагандируется раздельный сбор мусора? Даже разноцветные контейнеры во дворах ставят. Не проще ли наладить процесс на данном этапе? Или это очередная профанация? Вопрос открытый. Отсюда – затраты бюджетных денег на дорогостоящие проекты по непонятным принципам.

          Берегоукрепление-1.jpgДалее – берегоукрепление Волги. Тоже хорошо. Только здесь нет ничего нового. Помнится, Анатолий Грешневиков пробивал эту тему ещё с незапамятных времён. Позже к ней подключались федеральные депутаты от «Единой России» (Андрей Кокошин, Валентина Терешкова) и КПРФ (Александр Куликов). Так что за последние годы работа в этом направлении идёт практически ежегодно. Не был исключением и 2018 год. Финансирование также остаётся вполне приличным. Например, ещё в 2014 году в том же Рыбинске на берегоукрепление в микрорайоне Волжский выделяли около 100 миллионов рублей. То есть даже больше, чем предусмотрено сейчас. Поэтому нынешние планы Правительства области весьма скромны.

         Полигон в Переславле.jpg Расходы на реализацию просветительских проектов просто смешны. В сегодняшних условиях 500 тысяч рублей, пожалуй, не хватит даже на разработку и размещение десятка баннеров. То же самое касается сбора ламп, градусников и батареек. Кроме того, этой работой занимаются муниципальные структуры (допустим, то же «Спецавтохозяйство» в Ярославле). В итоге, единственным заслуживающим внимания проектом остаётся рекультивация полигона ТКО под Переславлем. Однако и здесь есть одно «но» - это именно проект. Как было сказано выше, предложение о включении объекта только направлено в федеральный центр. Так что его реализация пока «писана вилами по воде».

          На этом – всё. Не трудно сделать вывод, что перечисленные мероприятия на будущий год способны решить названные выше проблемы процентов на десять. И это – очень оптимистичная оценка. Без внимания остались даже целые разделы, как то: ухудшение качества поверхностных и подземных вод, ухудшение качества атмосферного воздуха в крупных населенных пунктах, деградация природных экосистем, сокращение биологического разнообразия. Возможно, мероприятия по решению этих вопросов будут профинансированы за счёт внебюджетных источников? Но пока внятной информации об этом нет. Во всяком случае, в публичном пространстве. Вот и получается, что НЭП, вопреки ленинским тезисам, вроде бы надолго (согласно концепции – до 2030 года), но как-то не очень всерьёз!

 

О новом и хорошо забытом старом

          У концепции НЭП есть ещё одна особенность. В ней ставится много новых задач. Но при этом отсутствует ясность по решению старых проблем. Например, как-то незаметно канул в Лету проект комплексной экологической реабилитации озера Неро. Помните такой? Он был включен в региональную программу «Развитие водохозяйственного комплекса в 2013 – 2020 годах», а его стоимость оценивалась более чем в 929 миллионов рублей. Однако на начальном этапе реализации был установлен факт хищения 47 миллионов бюджетных средств. В результате контракт с подрядчиком расторгли. О чем ещё в мае сообщил директор областного департамента охраны окружающей среды и природопользования Дмитрий Пеньков. На тот момент реализация проекта была приостановлена. Велись какие-то дополнительные научно-исследовательские работы. С тех пор о судьбе комплексной реабилитации озера Неро широкой общественности ничего не слышно. Хотя вопрос отнюдь не праздный. То же самое касается ликвидации прудов–накопителей кислых гудронов ЯНПЗ имени Д.И. Менделеева в Тутаевском районе. Это ещё одна давняя экологическая проблема региона. Про неё сказано даже в самой концепции. Но как то вскользь, чуть ли не одной строкой. А хотелось бы более подробной информации. А заодно - чёткого понимания, как будут решать этот злободневный вопрос.

          Контейнеры-1.jpgОтдельный блок составляет работа регионального оператора по обращению с ТБО. Если кто забыл, у нас им является московская фирма «Хартия», главным учредителем которой значится сын генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки Игорь. По результатам конкурса компания заключила контракт до конца 2026 года стоимостью около 16 миллиардов рублей. И получила права на сбор и утилизацию мусора в нашем регионе с 1 сентября. С одной стороны, работа единого оператора должна была внести в процесс больше порядка. Однако этого не произошло. Ярославцы увидели новые контейнеры и мусоровозы. Но тут же получили существенное (местами – в два раза) увеличение тарифа. Начало работы «Хартии» сопровождалось массовыми сбоями с вывозом мусора. А в течение всей осени её деятельность продолжала вызывать массу нареканий. Люди жаловались в УФАС на незаконное использование персональных данных («Хартия» пользовалась базами энергетиков, в частности – «ТНС») и выставленные счета на оплату услуг при отсутствии заключенных договоров. Жители сельской местности негодовали по поводу начисления платы за вывоз мусора, который фактически не производился. А горожане высказывали претензии по поводу содержания контейнерных площадок.

          Контейнеры-2.jpgРанее за это отвечали, в основном, управляющие компании. Ставили задачу дворникам и включали данную работу в счёт платы за вывоз мусора. Но с 1 сентября управдомы лишились указанной строки. А «Хартия» попросту открестилась от уборки площадок. Посчитав, что её обязанности касаются исключительно опорожнения баков. В результате всю осень граждане, эксперты, управляющие компании, местные власти и даже «Единая Россия» спорили и выясняли – кто же всё-таки должен отвечать за содержание мест накопления твёрдых коммунальных отходов? При этом, сами места в отдельных районах продолжали захламляться. В результате точку поставили федералы. С 1 января 2019 года вступают в силу изменения законодательства, регламентирующие порядок содержания и организации контейнерных площадок. Не будем погружаться в юридические тонкости процесса. Но судя по всему, он будет предельно забюрократизирован. Не исключено, что в конечном счёте это отразится на кошельках граждан. То есть, помимо вывоза самого мусора, люди будут платить ещё и за содержание площадок.

          не тот.jpgСамое интересное, что пока совершенно непонятна отдача от этих денег. Помнится, на последнем Петербургском экономическом форуме между Правительством Ярославской области и компанией «Хартия» было подписано соглашение о строительстве в Ярославской области мусороперерабатывающего завода. Общая сумма инвестиций в мусороперерабатывающую инфраструктуру региона оценивалась в 5 миллиардов рублей. Где же эти инвестиции? Повторимся, пока внятная информация для широких масс на этот счёт отсутствует. Может быть, деньги придут позднее? Не исключено. Но пока даже строительство мусороперерабатывающих станций планируют осуществлять за счёт бюджета. И в чём здесь роль «Хартии» - непонятно.

          Одним словом, новая экологическая политика оставляет массу вопросов. И насчёт экологии, и насчёт новизны. Возможно, в будущем они будут сняты. В конце концов, концепция увидела свет только на днях. Но пока перспектив превращения Ярославской области в экологический рай как-то не просматривается.

 

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

 


Саму концепцию можно прочитать здесь - https://yadi.sk/d/bwzVZNOIZ8PKDg

Возможно, мы ошибаемся в оценках, рады удостоверится в обратном. Читайте, наслаждайтесь...

Опрос
Что Вы ждете от 2019 года?