Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.08.2022
Ярославль
3030
ОТ ПИ́КА К ПИКЕ́

     Обзор итогов социально-экономического развития Ярославской области в первом полугодии 2022 года

ОТ ПИ́КА К ПИКЕ́

        Сказать, что последние полгода стали для нашей страны временем тяжелейших и непрекращающихся испытаний – значит, не сказать ничего. Январские события в Казахстане, штамм «омикрон» с новыми рекордными цифрами заболевших, специальная военная операция на Украине, жесточайшие международные санкции, инфляционная лихорадка, уход иностранных компаний, разрыв технологических и логистических цепочек, товарный дефицит. И всё это – за считанные месяцы. Разумеется, эти события не обошли стороной и Ярославскую область как субъект, активно включённый во все общегосударственные процессы. Слабым утешением служит тот факт, что мы пострадали, наверное, не так сильно, как те же авиа- и автомобилестроительные регионы, напрямую зависимые от целого комплекса зарубежных поставок. И, в отличие от Нижнего Новгорода или Калуги, у нас закрылись не автосборочные конвейеры и даже не дилерские центры мировых автопроизводителей, а только «Макдональдсы» и одёжные магазины. Однако обольщаться не стоит. Экономика глобальна. И негативные процессы в любом случае ощутят на себе все субъекты страны. Вопрос лишь в степени, в глубине падения. Ярославская экономика за прошедший период уже просела практически по всем направлениям. И что-то подсказывает, что это крутое пике будет лишь усугубляться.

 

Промышленность: отчётливый сигнал «SOS»

          По традиции, начнём с ярославской промышленности. При всех оговорках и отрицательной динамике по отдельным отраслям, за последние 5 лет она демонстрировала относительно неплохое «самочувствие». Удалось реанимировать несколько почти «убитых» заводов (АО «Раскат», НПЗ имени Д.И. Менделеева) и даже запустить новые предприятия (ООО «Безен Мануфэкчуринг Рус» в Ярославле, ООО «Викамед Текнолоджиз» в Гаврилов-Яме, ООО «Гулбахар Рус» в Ростове, фабрика мороженого «Айсберри» в Тутаеве и другие). Статистические показатели также оставались вполне обнадеживающими, за исключением разве что 2020 года, когда, по понятным причинам, индекс промышленного производства (ИПП) составил 96,7% по сравнению с 2019 годом (здесь и далее – данные «Ярославльстат»).

         Тем более, что уже в 2021 году положительная динамика была восстановлена, и цифры по итогам периода составили 106,8% (а в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – и вовсе 114,2%). Тем печальнее выглядит статистика нынешнего первого полугодия. Увы, теперь ни о каком росте не приходится даже помышлять. Как говорится – не до жиру. За январь-июнь 2022 года Индекс промышленного производства (ИПП) Ярославской области составил 98,7%. Промышленное производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 1,3 п.п. Непосредственно в июне (опять же по аналогии с показателями годичной давности) снижение было ещё более существенным – на 4,6 п.п. А «в минус» ушли многие системообразующие отрасли региональной экономики (данные за полугодие, в сравнении с первым полугодием 2021 года):

·        производство прочих транспортных средств и оборудования – 52,8%;

·        производство компьютеров, электронных и оптических изделий – 88,7%;

·        производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования – 90,4%;

·        ремонт и монтаж машин и оборудования – 91,8%;

·        производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях – 92,1%;

·        производство кожи и изделий из кожи – 93%;

·        производство нефтепродуктов – 93,7%;

·        производство химических веществ и химических продуктов – 95,2%;

·        производство неметаллической минеральной продукции – 95,5%.

       Как видите, просела и медицинская сфера (данные особенно показательны на фоне периода пандемии – со снятием ограничений и возвращением больниц к плановой работе спрос на те же медицинские изделия значительно упал), и производство стройматериалов и метизов (постепенное снижение темпов возведения жилья на фоне бешенного роста цен на недвижимость и удорожания самой строительной продукции), и химия с нефтехимией (снижение переработки сырья из-за сложностей с экспортом продукции в результате введенных санкций) и, конечно, отдельные отрасли машиностроения. Так что сигнал «SOS» прозвучал вполне отчётливо.

ОДК-Сатурн (2).jpgВымпел (2).jpg        И это с учётом того, что крен ключевого для Ярославской области машиностроительного направления пока оказался не столь сильным, каким мог бы быть. На ПАО «ОДК-Сатурн» освоили новую технологию изготовления деталей морских газотурбинных двигателей, а летом объявили набор кадров. АО «Судостроительный завод «Вымпел» получил новые заказы, притом как сугубо гражданского, так и ведомственного назначения. Отдел продаж ПАО «Автодизель» продолжает работать в обычном режиме, хотя ещё в марте на заводе предупреждали о переходе на 4-дневку.

ТМЗ5.jpgТМЗ (3).jpg

      Более того: тутаевских и ярославских моторостроителей, которые взамен «выбывшей» импортной продукции наладили поставку своих двигателей на тракторный завод в Северной столице, на Петербургском международном экономическом форуме отметил даже Президент России. Отчасти область выручает то, что мы практически не замыкаем на себе полный цикл производства (к примеру, как в металлургии или автомобилестроении), а делаем лишь те или иные комплектующие

ЯМЗ.jpg

За счёт чего региону пока удаётся держаться на плаву и вписываться в мероприятия по импорто-замещению. Если бы мы были, к примеру, Калужской (где весной остановили сборочные конвейеры сразу нескольких мировых автомобильных брендов) или Вологодской областью (с её Череповецким металлургическим комбинатом), то «просели» бы куда больше. Что подтверждается теми же показателями ИПП этих регионов. 

        Несколько отраслей за полугодие (по сравнению с первым полугодием 2021 года) и вовсе показали приличный рост. Прежде всего, речь о лёгкой и пищевой промышленности. Так, производство напитков за первое полугодие увеличилось на 6,8%, пищевых продуктов – на 15,2%, одежды – на 41,2%, текстильных изделий – вообще в 5,3 раза (здесь всего скорее сказался т.н. эффект «низкой базы»). Правда, это можно объяснить, во-первых, восстановлением объёмов производства, утерянных в период пандемии (из-за снижения покупательского спроса), а во-вторых, попыткой занять освободившуюся после ухода иностранных брендов нишу.

      Также выросли производство электрооборудования (на 56%, но этот рынок за последние годы нестабилен), производство мебели (на 24,4%, что также можно объяснить попыткой освоить бюджетный сегмент производства и заполнить пустоты на рынке после ухода, к примеру, той же «ИКЕИ»), обработка древесины и производство изделий из дерева (на 10,2%), производство резиновых и пластмассовых изделий (5,2%), производство бумаги и бумажных изделий (2,6%) и производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (0,9%).

       А вот итоги упомянутого Петербургского экономического форума (ПМЭФ) 2022, на наш взгляд, оказались для Ярославской области одними из самых неудачных за последние годы. Несмотря на то, что общий объём заключённых инвестсоглашений составил более 57 миллиардов рублей, большая часть этой суммы касалась развития туризма. Самый крупный проект на 22 миллиарда планируют реализовать на берегу Плещеева озера – благоустроить пешеходную набережную, построить гостиницу, открыть новые прогулочные маршруты. Правда, сами жители воспринимают застройку заповедной территории национального парка в штыки. Так что идея неоднозначная. И её вряд ли стоит подавать как безусловное достижение.

      Также новые парки развлечений и туристические комплексы должны появиться в Ярославле, Угличском, Мышкинском и Рыбинском районах. Включая создание горнолыжного склона и фермы по выращиванию речного жемчуга. Насколько необходима подобная «экзотика», абсолютно не свойственная Ярославской области – вопрос открытый. Может быть, сначала стоит отладить то, что уже есть? К примеру, наконец-то отремонтировать плитку на Стрелке и Волжской набережной? Или обеспечить нормальное питание для туристов (как выяснилось, даже в пик сезона в «Столице «Золотого кольца» трудно получить полноценный завтрак)? Но это тема отдельного разговора.

 ПМЭФ.jpeg      Что же касается реального сектора, то здесь ПМЭФ был отмечен всего тремя соглашениями: о льготных поставках ГСМ для сельхозпроизводителей Ярославской области, о создании в Тутаеве нового предприятия по переработке масел и о строительстве в Угличе биофабрики по производству бактериальных заквасок при сыродельном заводе. В общем, совсем не густо. То же самое касается и реальных мер поддержки бизнеса в условиях санкций. Мы подробно писали о них в статье «Выйти из сумрака» от 16 марта 2022 года, так что не будем повторяться. Отметим лишь то, что Правительство региона отработало эту тему явно не в полную силу. Даже по сравнению с соседними регионами.

 Решетников.jpg          А едва ли не единственной по-настоящему значимой мерой стало решение сохранить льготы и пониженные взносы резидентам территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Которое и то было принято Правительством федеральным. Новость озвучил глава Минэкономразвития России Максим Решетников во время визита в регион на прошлой неделе. Напомним, что в Ярославской области ТОСЭР зарегистрированы в трёх городах – Тутаеве, Гаврилов-Яме и Ростове. Но не так давно как минимум, тутаевская, могла прекратить существование в связи с близостью к Ярославлю. Во всяком случае, подобные планы в Москве имелись. Теперь, судя по всему, от них решили отказаться.

 

АПК, торговля, сфера услуг - уходим на дно, цены – взлетаем в облака

       Как не парадоксально, но промышленность сегодня – не самый показательный индикатор ярославской экономики в условиях кризиса. В других сферах ситуация куда сложнее. Но обо всём по порядку. Если взять сельское хозяйство, то в январе-июне (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) увеличилось лишь производство молока (103,1%). В то же время, конечный потребитель этого совершенно не почувствовал, поскольку стоимость «белого золота» на полках магазинов возросла (об этом чуть ниже), а производители столкнулись с дефицитом упаковки, что также отразилось на цене товара. А какое-то время были даже перебои с поставками молока в торговые сети. С другой стороны, в секторе АПК уменьшились объёмы производства яиц (92,7%), а также скота и птицы на убой (92,8%).

АПК (2).jpg

АПК (1).jpg


      С состоянием сельского хозяйства и логистики напрямую увязаны и розничные цены на продукты питания. С одной стороны, органы статистики бодро рапортуют о том, что в Ярославской области второй месяц подряд (май и июнь) фиксируется дефляция. Непосредственно в июне сводный индекс потребительских цен составил по отношению к предыдущему месяцу 99,1%. Но не будем забывать, что сводный индекс – это как средняя температура по больнице. Кроме того, июньское снижение менее чем на 1% заранее было нивелировано куда более значительным повышением стоимости всего и вся, пик которого пришёлся на март (когда отдельные товары подорожали на 50-60%, а то и вовсе в два раза). При этом, к концу полугодия по отношению к декабрю 2021 года (базовый сравнительный период) индекс потребительских цен составил 111,7%, в том числе на продовольственные товары – 111,9%, а на непродовольственные – 116,5%. 

ИПЦ (Ярославльстат).jpg        В свою очередь, индексы цен на отдельные виды продукции в январе-июне 2022 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли куда значительнее. Сахар подорожал на 48,4%, крупа – на 33,2%, макароны – на 27,4%, плодоовощная продукция – на 24,4%, масло – на 21,7%, кондитерские изделия – на 19%, мука – на 18,3%, молоко, мясо и птица – почти на 17%, сыр – на 15,5%, хлеб – почти на 13%. Из непродовольственных товаров больше всего подорожали, конечно же, автомобили – в среднем, на 45%, а также теле- и радиотовары (на 32,1%), бумага (в среднем на 30,7%, хотя по весне был зафиксирован пятикратный рост), мебель (29,4%) и строительные материалы (на 27,3%). Как говорится, всё, о чём говорили в новостях. Особенно по весне. И если техника, бумага и те же стройматериалы в итоге несколько «откатились» назад, то по остальным позициям какого-то серьёзного снижения не наблюдается.

         Показательна и ситуация на рынке недвижимости. Помимо сложной международной обстановки и структурного экономического кризиса (прежде всего, выразившегося в падении реальных располагаемых доходов населения), на ней сказался целый клубок иных факторов. С одной стороны, это постепенное сокращение предложения от застройщиков на фоне сложностей с проектным финансированием со стороны банков и уже упоминавшегося роста стоимости стройматериалов. С другой – ажиотажный спрос со стороны населения во второй половине 2020-го и особенно в 2021 году и кратковременный взрывной рост ипотечных ставок весной 2022 года.

         Всё это обернулось резким удорожанием квартир, притом как в новостройках, так и на вторичном рынке. Если в 2019-2020 годах средняя стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке в Ярославле составляла 46-55 тысяч рублей, то в июне 2022 года она выросла до 93,7 тысячи рублей, то есть фактически вдвое. И это, как понимают уважаемые читатели, далеко не предел. Ибо даже в глубоко спальных районах областного центра цена «квадрата» в обычном многоэтажном «человейнике» уже переваливает за 100 тысяч. Стоимость «вторички» к концу полугодия была чуть ниже, но тоже запредельной – 84,6 тысячи рублей за квадратный метр. Это притом, что средняя зарплата по области сегодня составляет порядка 45,5 тысячи рублей. Таким образом, жильё на сегодняшний день реально стало предметом роскоши!

         Для полноты картины осталось показать ситуацию в сфере торговли и услуг. После некоторого подъёма в прошлом году, они также ушли в «крутое пике». Согласно официальным данным статистики, оборот розничной торговли в июне 2022 года составил 28430,9 миллиона рублей, или 90,9% к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-июне 2022 года –162712,8 миллиона рублей, или 94,2%. Сфера общественного питания просела ещё больше. В июне оборот составил только 81,4% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, за полугодие – 89,4% (по сравнению с январём-июнем 2021 года). Всё это также вполне логично с учётом снижения покупательской способности населения и ввиду высокой инфляции.

Розничная торговля (Ярославльстат).jpg

         Кроме того, из-за увеличения стоимости продуктов кафе и рестораны также произвели переоценку (по нашим оценкам, в среднем на 20% в сторону увеличения). Из-за чего провести вечер в компании семьи или друзей в более-менее приличном месте стало существенно дороже. Неудивительно, что на таком фоне сократилось и количество предпринимателей. Так, в первом полугодии 2022 года в области было зарегистрировано 1089 организаций против 1114 организаций в январе-июне года 2021. При этом, официально прекратила существование 1551 организация, в то время, как год назад эта цифра составляла только 1078. Так что заниматься бизнесом становится всё сложнее и сложнее.

Организации.jpg

         В общем, по итогам полугодия получается вот такая картина. Преимущественно, как видите, картина получается в тёмных тонах. Но что-то подсказывает, что всё это – далеко не предел. Это лишь относительная «лайт-версия». А основные проблемы будут впереди. Хотя, конечно, дай Бог, чтобы мы ошибались. Однако не зря же высоколобые специалисты говорят, что перестройка отечественной экономики в новых условиях может занять 2-3 года. А этот процесс пока что в самом начале. Поэтому более точных данных ждём, как минимум, к декабрю. И скрещиваем пальцы. Авось, пронесёт!

  

         ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?