Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.04.2015
Ярославль
1384
РЕЛЬСЫ РУБЯТ, ЦЕНЫ ЛЕТЯТ!
Совсем недавно был скандал, который инициировал В.Путин, по поводу пригородного железнодорожного сообщения. Все чиновники взяли под козырек и электрички вновь поехали. Вопрос надолго ли хватит этого монаршьего нагоняя?
РЕЛЬСЫ РУБЯТ, ЦЕНЫ ЛЕТЯТ!

«Электричка везёт меня туда, куда я не хочу»…Эта известная строчка не менее известной песни группы «Кино» могла бы стать хорошим эпиграфом к нашей статье. Могла … если бы в Ярославской области всё не было с точностью до наоборот. Да что там в области – по всей России! Поскольку ездить на пригородных электричках наши люди как раз хотят (это ж не на такси в булочную). Но вот поезда везут далеко не везде. А если и везут, то стоимость проезда с каждым годом только растёт! Почему так? Неужели РЖД тоже страдает от кризиса?

Наступил апрель. А последние пару лет приметами этого поистине настоящего весеннего месяца кроме журчащих ручьёв и летящих скворцов становятся ещё и тревожные разговоры вокруг пригородных электричек. Так уж повелось – ведь именно в это время многочисленные дачники открывают свой новый сезон. И потребность в пригородном железнодорожном сообщении сильно возрастает. Тем ощутимее бьёт по людям апрельская отмена поездов. Правда, ещё их сокращают в январе. Но в этом году гиря, видимо, настолько дошла до полу, что тема оказалась в зоне внимания самого Президента! Владимир Владимирович в жёсткой форме сделал замечание вице-премьеру Аркадию Дворковичу, потребовал вернуть всё на свои места и электрички не отменять. Что тут сыграло решающую роль – сказать сложно. То ли количество жалоб от людей стало запредельным, то ли вмешались имиджевые моменты (не хватало ещё в канун 70-летия Победы лишить сотни тысяч пожилых людей возможности добраться на садовые участки)! Но факт остаётся фактом – на местах такого подхода, видимо, испугались и приняли позу спящей панды. Так что пока ситуация остаётся спокойной. Но надолго ли?

РЖД.jpg

Ведь электрички сокращали и в прошлом году, и в позапрошлом. Притом, если в 2013 году по стране отменили 310 поездов, то в 2014 – уже 361. Доходило до того, что в отдельных регионах их оставалось меньше десятка. Сокращение в РЖД объясняют нерентабельностью. А ещё – «вешают всех собак» на местные власти. Дело в том, что с 2011 года российская железнодорожная монополия перестала заниматься пригородным движением. Точнее – перестала заниматься сама. А переложила эту почётную миссию на подконтрольные пригородные пассажирские компании. В частности, в Ярославле и ещё 7 регионах севера страны этим занимается ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК). Регионы, по замыслу этой реформы, отныне также должны были отвечать за перевозки. И могли установить на них свой тариф. Но при этом самостоятельно же оплатить всю разницу между этим тарифом и полной стоимостью, которую устанавливали перевозчики. И тут началось!

Полномочия-то регионам, вроде, передали. А вот снабдить бюджеты дополнительными источниками денег по старой традиции забыли. При этом согласиться на расценки монополистов местные власти не могли (по таким ценникам жители просто устроили бы бунт в стиле 90-х годов и перекрыли магистрали) и вынуждены были устанавливать свои тарифы. И железнодорожники быстренько начали выставлять им кругленькие суммы неустоек. Чиновники, в свою очередь, с цифрами пригородных пассажирских компаний, как правило, не соглашались. И в итоге все они не вылезали из судов. Страдали, между тем, опять простые пассажиры, которым на время таких «разборов полётов», простите – поездок, отрубали электрички.

В этой связи возникает несколько вопросов. Первый – почему регионы вообще должны платить за перевозки? Ладно бы местные власти выступили в качестве акционеров региональных ППК, как это сделали, например, в Брянске или Иркутске. Это ещё можно понять: твой актив – сам его и содержи! Но главный учредитель «нашей» «Северной пригородной пассажирской компании» – РЖД!!! Ей принадлежит 99% акций, что ясно видно из документов. Ни Ярославль, ни один из других 7 регионов зоны ответственности СППК её учредителем не являются! Тогда зачем платить? Если учредитель – федеральная монополия, то справедливо было бы ей самой взять на себя всё тяжкое бремя расходов.

РЖД2.jpg

Второй момент. СППК почему-то выставляет Ярославской области астрономические суммы задолженности: 1.6 миллиарда рублей! И дело даже не в том, что Правительство региона признаёт из них только 228 миллионов. Это, как говорится, «следствие покажет». А дело в принципе. С чего вдруг такая нелюбовь? Вроде бы, наш регион исправно закладывает в бюджет компенсацию расходов на перевозки для железнодорожников (в прошлом году, например, на эти цели пошло более 200 миллионов казённых рублей, в этом уже заложено 165 миллионов). Притом, если судить по статистике самой СППК, Ярославль среди других субъектов закладывает больше всех денег (см. таблицу 1). Может быть, дело в количестве поездов? Так тоже нет. В той же Архангельской области их даже больше. Тем не менее, ряд регионов (Ивановская область, Республика Коми) железнодорожники хвалят, а мы «попадаем под раздачу». В прошлом году убрали поезд «Варегово-Ваулово», который не вернули до сих пор. Но по крайней мере заменили автобусом, что не вызвало радикальных последствий. А вот поезд «Рыбинск-Сонково», похоже, потерян безвозвратно. Перевозчики говорят – маршрут проходит по территории двух субъектов. Поэтому его возвращение – вопрос их совместного ведения чуть ли не под эгидой Минтранса. Сколько по срокам занимает согласование таких вопросов, думается, объяснять не надо. Канула в лету и одна из электричек на линии «Рыбинск-Пищалкино». Так что теперь добираться в западную часть Некоузского района людям приходится на такси. Обидно, Вань!

Притом, штука эта вдвойне обидная, поскольку некоторые субъекты вообще не закладывают на перевозки ни рубля. Из наших соседей самый яркий пример – Вологодская область. Притом, не делают они это аж с 2012 года. Регулярно и стабильно! В конце прошлого года дошло до того, что с 1 января 2015 все пригородные электрички там вовсе хотели отменить. И что? И ничего! Месяц попугали, а с 6 февраля возобновили движение, да ещё и лучше прежнего. Не платили-не платили – и ничего! Отделались лёгким испугом. Притом, тариф за километр пути у северного соседа составляет 2.2 рубля против наших 2.9! Почувствуйте разницу. Аналогичная ситуация была ещё на Псковщине, об отмене поездов также говорили в Ставрополье и Ленинградской области. И везде электрички работают! Несмотря на долги и неплатежи.

Таблица 1.

Статистика пассажирских перевозок

(данные ОАО «СППК», по состоянию на ноябрь 2014 года)

№ п.п.

Регион

Количество поездов

Субсидии из бюджета региона на компенсацию убытков «СППК», млн. руб.

1.

Ярославская область

51

более 162

2.

Архангельская область

53

более 155

3.

Владимирская область

18

более 23

4.

Вологодская область

10

0

5.

Ивановская область

16

более 92

6.

Кировская область

2

более 19

7.

Костромская область

32

10

8.

Республика Коми

18

более 82,5

Ну и третье, как говорится, на десерт. Не понятен сам принцип формирования тарифов. Будет он зональный или километровый? И если километровый, то почему по 2.9 рублей, а не по 2.2? Или по 0.5? Даже для специалистов цифры и методики формирования далеко не «прозрачны». Что уж говорить о рядовых граждан, для которых всё это – вообще тёмный лес! И опять хочется спросить: неужели РЖД настолько бедна, что сама не может обеспечивать пригородные перевозки? Ведь, если верить всё той же отчётности, премии и «бонусы» топ-менеджмента компании растут даже не семимильными шагами. Они просто заоблачны (см. таблицу 2., по данным журнала «Эксперт» от 26.01.2015). Или решение железнодорожников совместно со столичными властями профинансировать строительство Московской кольцевой железной дороги стоимостью в 70 миллиардов рублей (см., например, журнал Forbes от 21.02.2013). Не слабо? Ничуть! И на фоне всего этого до сих пор идут разговоры – как бы убрать две-три электрички где-нибудь под Костромой или Ярославлем?

Таблица 2.

Вознаграждение (правление, совет директоров), млн. руб.

За 9 месяцев 2014

В 2013

В 2012

В 2011

В 2010

В 2009

Рост с 2009 по 2013, %

1065

1784

1765

1001

611

606,3

194,24

К тому же, нет никаких гарантий, что на фоне общего роста тарифов и дефицита ликвидности тема отмены электричек вскорости не вернётся на круги своя. Скажем, ближе к осени, когда кончится дачный сезон. На крайний случай - есть и другие способы стабилизировать бюджет пригородных пассажирских компаний. Так, в кулуарах ходят разговоры, что регионы, имеющие задолженность перед перевозчиками, могут недополучить федеральных субсидий по отдельным направлениям. То есть хочешь-не хочешь, а плати. Повторимся, пока ситуация стабилизировалась. Но сколько это продлится – неизвестно. И остаётся лёгкая грусть: неужели для эффективного решения любого вопроса в нашей стране снова и снова требуется исключительно вмешательство П резидента…

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Что Вы ждете от 2019 года?