Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.07.2015
Ярославль
2281
СОЦИАЛЬНЫЙ ДРЕЙФ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Все великие потрясения, как правило, происходят после определённой встряски, некоего исходного толчка. Ровно, как и все великие свершения. Ничего не происходит только в период застоя. Когда, пользуясь морской тематикой, наступает полный штиль - судно ложится в дрейф. И в этом нет ничего хорошего. 
СОЦИАЛЬНЫЙ ДРЕЙФ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конечно, теоретически возможны сучаи, когда дрейфующее судно по воле рока и течения выводит в безопасную солнечную гавань в целости и сохранности. Но гораздо чаще то же самое течение выносит его на рифы, сталкивает с айсбергом или того похлеще - топит. Так что, если капитан и его команда вовремя не возьмутся за работу и не попытаются спасти вверенный им корабль – последствия могут быть весьма печальные.

В похожей ситуации, на наш взгляд, оказалась и Ярославская область. Не покидает ощущение, что мы явно движемся не туда. Пару недель назад мы уже рассказали о не слишком радужном состоянии промышленности нашего региона. Теперь пришло время социальной сферы. Где тоже далеко не всё хорошо. Притом, сегодня речь пойдёт о достаточно узкой её части, а именно – о социальных льготах.

Впрочем, не такой уж узкой. И уж точно крайне важной. Ведь в той или иной степени она затрагивает огромное количество жителей области. Минимум, каждого третьего (поскольку одних только пенсионеров, по данным областного отделения ПФР, у нас более 400 тысяч). По другим данным, право на льготу имеют порядка 600-800 тысяч ярославцев (то есть уже более половины населения субъекта). А из бюджета региона на социальную сферу традиционно идёт более двух третей всех расходов (порядка 67-70%). И различные меры социальной поддержки в общем объёме этих затрат составляют очень внушительную долю, исчисляемую ни одним миллиардом рублей (см. диаграмму). Но очевидно, что губернатор и Правительство области к концу 2014 года посчитали такие цифры непомерно большими. И решили пересмотреть отношение к социальным расходам. Корабль под названием «Ярославская область» взял уверенный курс на серьёзную экономию в плане соцобеспечения жителей. Мы легли в тот самый дрейф. Впрочем, потихоньку «шатать» уже начинает. Но обо всё по порядку.

Для начала отметим, что главным, так сказать, «регулятором» правоотношений, связанных с реализацией полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, обслуживания и оказания помощи населению региона, является Социальный кодекс (СК ЯО). Он был принят ещё в декабре 2008 года. Разумеется, в регионе есть и другие законы из той же оперы, например «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей», а также иные нормативные акты, регулирующие данную сферу. Но «рамочным» документом является именно СК. Это, если хотите, база, на которую в первую очередь ориентируются и чиновники, и законодатели. Так вот, при утверждении регионального бюджета на 2015 год исполнительная власть вышла с целым рядом инициатив, предусматривающим значительное сокращение базовых социальных льгот. Они как раз и коснулись как Социального кодекса, так и некоторых «отраслевых» законов. Итак, что же предложили представители Правительства области?

Диаграмма 1. Структура расходов регионального бюджета на оказание различных мер социальной поддержки (в структуре социальных расходов, данные за 2013 г.)

диаграмма соц расходы.jpg

В первую очередь, чиновники решили отменить ежемесячную выплату на детей в возрасте от 3 до 8 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (4925 рублей). К слову, к концу 2014 года эту льготу получали порядка 2000 человек. А предполагаемая экономия от отмены должна была составить около 110 миллионов рублей. Во-вторых, «под нож» попала единовременная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (1000 рублей). Здесь экономия выглядела гораздо скромнее – порядка 11 миллионов. Наконец, в-третьих, ещё одной инициативой стала отмена единовременной выплаты при рождении одновременно двух и более детей (42720 рублей на семью). Здесь экономию, по понятным причинам, подсчитать невозможно. Ориентиром служит лишь статистика рождения предыдущих лет. Справедливости ради нужно отметить, что все эти предложения губернаторских финансистов вызвали ожесточённые споры в Думе. Последнюю поправку депутаты в итоге даже смогли отбить, хотя некоторое время вопрос выплат оставался в подвешенном состоянии. Но, как говорится, неприятный осадок остался. Ведь сама по себе инициатива имела место быть. И то, что она не прошла в конце 2014-го, совсем не означает, что её вновь не вынесут на обсуждение в 2015-м. Который уж точно ничем не проще предыдущего года в финансовом плане. Да и два первых предложения, опять же, были приняты.

Но на этом дело не закончилось. Перечисленные выше инициативы чиновников оказались далеко не самыми резонансными. Гораздо большее противостояние вызвали два других предложения: изменение оплаты школьных завтраков и сокращении субсидии на летний оздоровительный отдых детей. Мы не будем утруждать читателя долгим рассказом об истории этих поправок, ибо обсуждались они ни один месяц, и конечный вариант появился далеко не сразу. Но вкратце суть такова. До 2015 года школьные завтраки для учащихся начальной школы (с 1 по 4 класс) были бесплатными. Один завтрак стоил 35 рублей, а всего в бюджете на них было заложено почти 500 миллионов. С одной стороны – сумма неслабая! С другой - наблюдался весьма неплохой эффект, показатели здоровья детей улучшились. Но с этого года власти решили: все, баста! Денег в бюджете нет. Затягиваем пояса. Приступаем к политике жёсткой экономии. В итоге из бюджета стали компенсировать уже не 100% стоимости питания школьников, а только 50%. С учётом того, что цена завтрака немного увеличилась (до 40 рублей), родителям пришлось каждый раз выкладывать по 20 рублей из своего кармана. В неделю получается 100 рублей, в месяц – 400 (или чуть более). В общей сложности на этом планируют сэкономить порядка 200 миллионов рублей. Полностью за счёт бюджета питание продолжили получать только ребята из малоимущих семей, дети-инвалиды, школьники, состоящие на учете в противотуберкулезном диспансере, находящиеся под опекой, дети из многодетных семей, а также обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Вторая инициатива касалась двукратного сокращения бюджетной субсидии для родителей на оплату отдыха детей в летних лагерях. Если в 2012 году она ровнялась 5000 рублей, в 2013-2014 была 4000, то в начале 2015 резко упала до 2000. К тому же, в этой нехитрой математике был ещё один существенный нюанс, про который, почему-то, до последнего времени предпочитали не вспоминать. И состоит этот нюанс в том, что до 2015 года на оплату путёвок шла ещё и отдельная компенсация от профкомов. Правительство области и профсоюзы заключали специальное соглашение, в рамках которого выделялись средства на организацию детского отдыха. С этого года «лавочку прикрыли». Что же получилось в сухом остатке? Стоимость путёвки к нынешнему лету увеличилась до 15-18 тысяч. Вычитаем компенсацию от Правительства в 2 тысячи. И при лучшем раскладе получаем 13 тысяч рублей на то, чтобы отправить своё чадо в летний лагерь. Притом, довольно скромный лагерь, надо сказать. Для сравнения. В прошлом году путёвка стоила порядка 11-11.5 тысяч рублей. Минус – компенсация Правительства в 4 тысячи. Минус – «бонус» от профсоюза в таком же размере. В итоге родители выкладывали из своего кошелька только 3 - 3.5 тысячи. Называется, почувствуйте разницу!

Несмотря на серьёзную критику, на сегодняшний день ситуация со школьными завтраками не поменялась. Отыгрывать такое положение вещей назад никто не собирается. Более того, периодически поступает информация, что в планах может произойти увеличение родительской доли с 20 до 30 рублей. Хотя пока что официального подтверждения тому нет. Ситуацию с путёвками в лагеря удалось сгладить. Скрепя сердце, чиновники всё-таки вернули субсидию в 4000 рублей. Правда, выплачивать её будут только тем родителям, чьи ежемесячные доходы не превышают 3 минимальных размеров оплаты труда (это порядка 18 тысяч). Остальным – без изменений. Но и это удалось сделать только через полгода действительно упорных «боёв», когда жёсткой критике Правительство области подвергла не только оппозиция (что понятно), но и некоторые представители «Единой России». Ну а что, в конце концов, у всех через год выборы! И риски, возможные в этой связи на фоне свёртывания социальных расходов, думается, были просчитаны очень хорошо.

Конечно, сейчас можно долго рассуждать о том, что социальная помощь, наверное, действительно должна быть адресной. И получать пособия, льготы и субсидии должны только самые нуждающиеся. О том, что в условиях дефицита казны нужно расставлять приоритеты. Наконец о том, что 400 рублей в месяц – не столь большая сумма, а отдых детей – это в первую очередь забота их родителей, а не государства. Наверное, всё это под определённым углом зрения действительно так. И такие аргументы имеют место быть. Но также можно сказать и о том, что для каких-то семей те же 400 рублей – совсем не лишние деньги. Всё же, какие-никакие, а дополнительные расходы (которых в нынешней системе нашего формально бесплатного образования итак хватает). А зарплаты при этом не растут. Зато растут коммунальные тарифы на воду, свет, газ, тепло. Растут цены на прилавках продовольственных магазинов. Растёт стоимость проезда на транспорте. И так далее, и тому подобное. И эти аргументы тоже нельзя списывать со счетов. Почему бы не услышать и их тоже? И как в этой связи быть с 52 статьёй уже упоминаемого выше Социального кодекса? Которая говорит о недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан. И которая была «приостановлена» во всё том же памятном декабре 2014 года при обсуждении бюджета. Но все эти призывы, к сожалению, остаются без ответа. Поскольку команда губернатора Сергея Ястребова в решении социальных вопросов, видимо, всё больше ориентируется на бизнес-модели. Где ключевым остаётся вопрос экономической целесообразности.

Правда, такой подход уже встречает определённое противодействие. То же решение об адресном возвращении субсидии на летний отдых к 4000 тысячам рублей было принято не только после дебатов в думских залах. А после того, как на Советской площади состоялся совместный митинг с участием депутатов и профсоюзов. О том, что профсоюзы в современном их виде лишний раз уж точно не будут подавать голос против решения властей, думается, известно многим. А тут – целый митинг! Значит, действительно «дошло до ручки». Кстати, не исключено, что в ближайшее время какими-то протестными акциями может отозваться и ещё одно решение Правительства области. Форму закона оно обрело уже совсем недавно, в июне, как раз перед уходом депутатов на каникулы. И касается оплаты проезда в общественном транспорте. Отныне, все льготники должны будут оплачивать проезд в 100% объёме, и лишь в конце месяца получать компенсацию из бюджета. Для этого будет массово введена специальная транспортная карта (по примеру тех, которые уже действуют в Ярославле и Рыбинске). Ну и, конечно, нужен будет счёт, куда граждане по итогам очередного периода будут получать «возвращённые» деньги из бюджета. Формально, никакого лишения льгот здесь не произойдёт. Но зато какими неудобствами обернётся новая система, можно представить уже сейчас. Поспешность, с которой был принят закон, можно объяснить желанием поскорее уложиться в полугодовой период, чтобы до 1 января устранить недочёты (а они наверняка будут). А заодно, видимо, сгладить волну недовольства: ведь многие люди сейчас в отпусках и на дачах, и наверняка ещё просто не успели узнать о новой инициативе. Затраты на неё, к слову, только на первых порах составят 18 миллионов. И ещё по 28 миллионов – за годовое обслуживание. Это к вопросу об экономии…

Не хочется опять поворачивать ход мыслей в сторону бизнес-процессов. Но поневоле задумываешься, что теоретически кто-то мог заработать весьма неплохой дивиденд от этой новой схемы. Об этом, кстати, открыто говорили и некоторые депутаты областной Думы, когда закон ещё не был принят. Впрочем, в любом случае эти рассуждения остаются только рассуждениями.

Подытожим. В сухом остатке получается шесть непопулярных решений за каких-то полгода. Да, два из них в той или иной степени удалось отыграть. Правда, непростой ценой. Пока что мы не располагаем данными, как эти изменения восприняты жителями региона - статистика за 2015 год, естественно, будет позже. Но вряд ли позитивно. Да и стартовые условия уже сейчас не больно то хороши. Мы приведём лишь несколько цифр (см. таблицу) за два предыдущих года. Во-первых, можно посмотреть рейтинг регионов России по качеству жизни, подготовленный «РИА Рейтинг». Это достаточно сложная комплексная характеристика, включающая совокупность показателей, которые характеризуют возможность человека трудиться в хороших условиях, иметь достойный уровень благосостояния, учиться, получать высококачественное медицинское обслуживание, проживать не в стесненных жилищных условиях и др. Всё это в полной мере отображает и состояние социальной сферы. В этом рейтинге наш регион занимает достаточно высокую позицию и пока ещё является одним из лучших. Тем не менее, в 2014 году по сравнению с 2013 всё же произошло небольшое снижение на 2 пункта. Во-вторых, определённый интерес представляет исследование независимого агентства «Городские проекты». Там анализировали несколько городов по трём группам показателей: экономические, социальные и культурно-туристические. В число параметров, в частности, были включены: уровень средней зарплаты, уровень рождаемости, число посетителей культурных заведений, количество студентов в городе и др. Здесь Ярославль занял также 14 позицию… Но уже не из 80 с лишним субъектов, а всего из 29. То есть перешёл в разряд «середнячков». Ну и, наконец, в-третьих, приведём данные рейтинга так называемого «социального самочувствия регионов», подготовленного достаточно авторитетным Фондом развития гражданского общества (ФоРГО). Здесь снова идёт ранжирование по 83 регионам. И если в 2013 году Ярославская область была в серединке (51-54 место), то через год опустилась на предпоследнюю строчку (81-82 место), разделив её с Архангельской областью.

Таблица 1. Некоторые показатели оценки социальной сферы региона

Показатель для Ярославской области

2013 г.

2014 г.

Рейтинг качества жизни (по данным РИА Рейтинг)

12 место среди регионов России

14 место среди регионов России

Рейтинг социального самочувствия (по данным ФоРГО)

51-54 место среди регионов России

81-82 место среди регионов России

Конечно, приведённые выше данные можно интерпретировать по-разному. Для кого-то они вообще могут быть непоказательными. Тем не менее, повторимся, что после наступления на социальную сферу в 2015 году вряд ли стоит ждать какого-то радикального улучшения ситуации. То есть, по-прежнему имеет место тот самый социальный дрейф, о котором мы говорили в начале. А цифры лишь демонстрируют заданный тренд на ухудшение. Пока что не катастрофическое. Но если срочно не взяться за штурвал, то вполне вероятно, что уже скоро можно будет разглядеть рифы. А цифры рискуют стать совершенно другими.


ВИКТОР ПАРФЁНОВ
Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?