Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

29.03.2017
Ярославль
2278
БЫТЬ ГУБЕРНАТОРОМ МИРОНОВЫМ!

Хроника текущих событий. Эпизод II.

БЫТЬ ГУБЕРНАТОРОМ МИРОНОВЫМ!

До официального старта предвыборной кампании 10 сентября осталось ещё больше двух месяцев. Но это только формально. По факту раскрутка первого лица в Ярославской области давно началась и стремительно набирает обороты. С того момента, как мы впервые коснулись этой темы (см. статью «Губернатор Миронов. Ключ на старт»), произошло немало изменений. В том числе весьма показательных. Губернаторские политтехнологи смогли справиться с рядом «детских болезней», свойственных начальному периоду превращения чиновника в политика. Выстраивается система поддержки главы региона (притом, как «сверху», так и «снизу»). Завершается сбор предложений по программе «Решаем вместе». С другой стороны, «ляпов» в кампании тоже хватает. Вопрос, чего в итоге окажется больше: плюсов или минусов? От этого будет зависеть и явка, и процент голосов на финише. Первый этап борьбы за умы и сердца избирателей пройден. Наступает фигура вторая, как сказал бы герой старой доброй комедии о любви и голубях. Что ж, смотрим, оцениваем, разбираемся…

Возвращение в «большой» эфир

Безусловно, одной из примет второго этапа пиар-кампании стало возвращение Ярославской области в общероссийскую новостную ленту. С приходом в регион нового руководства московские СМИ регулярно баловали нас своим вниманием. Но к началу этого года оно постепенно угасло. С января ярославский истеблишмент практически исчез из федерального информационного поля, сохранив нишу разве что в аналитических статьях. В марте картина изменилась - геотитр «Ярославль» снова засветился на экранах.

Брилев и Миронов.jpgПрежде всего, стоит отметить большой 15-минутный сюжет Сергея Брилёва для авторской программы «Вести в субботу», которая вышла на прошлой неделе. Её можно считать своеобразным «маячком», по которому легко сверять федеральную политическую повестку. Тем более, что ведущий готовил не один сюжет, а целый цикл про новых губернаторовДюмина, Овсянникова, Васильева, Алиханова и Миронова. Нашего, правда, показали последним. Съёмочная группа работала три дня, по итогам которых в эфир вышел весьма любопытный материал. Правда, не без «косяков» и шероховатостей. Например, на стартовой заставке почему-то показали Ипатьевский монастырь в Костроме, не имеющий к Ярославской области никакого отношения. А в фойе Волковского театра под видом «случайных» зрителей записали представителей «Молодой Гвардии». По всей вероятности, прошедших «специальную подготовку» к разговору с московскими телевизионщиками. Почему-то вспомнилось: «всех школьников одели в форму «Наших» - на всякий случай, вдруг задаст вопрос?». Но это так, лирика и мелкие частности. В целом материал, безусловно, получился заслуживающим внимания. В нём были отражены все темы, в той или иной степени отмеченные старанием ярославского врио Губернатора. Говорили о реструктуризации долгов за «голубое топливо» и сетовали на низкий уровень газификации сельской глубинки. Рассуждали о масштабном ремонте дорог и показывали ожидающий реконструкции мост на Красном Перекопе. Гордились богатым культурным наследием региона и спортивными успехами самого Миронова. Демонстрировали «бережливую поликлинику» за Волгой и делились планами развития фармацевтической отрасли. Радовались за дольщиков, справивших новоселье. Вспоминали о высоких связях главы региона (звучало имя министра обороны Шойгу, который помог радиозаводу, и мэра Москвы Собянина, который выделил деньги на благоустройство исторической части Ярославля).

        Брилев и Миронов в Борисоглебе.jpgВ качестве «бантика» Сергей Брилёв провёл небольшой экскурс в историю и рассказал о своих предках из села Красново Борисоглебского района. Правда, аналогичный приём уже был использован ведущим в сюжете о тульском губернаторе (тогда речь шла о местной деревне Алмазово). Кстати, пересечения тем невольно прослеживались практически во всех сюжетах. В Кирове говорили о плохих дорогах. В Калининграде посещали высокотехнологичное предприятие. А в той же Туле рассказывали о поддержке госкорпораций (у них – «Ростех» и «Газпром», у нас – «Газпром» и «Росатом») и любви местных руководителей к хоккею. Впрочем, подобные пересечения могут быть отнюдь не случайными и лишний раз подтверждать единый курс Москвы относительно указанных субъектов и поддержки их глав. А идентичные повороты сценария лишний раз подчёркивают связь центра с «особыми» регионами в преддверии выборов.

Помимо «Вестей в субботу» наша область отметилась и в другой, не менее популярной и авторитетной программе – «Человек и закон». Сюжет посвятили критике управляющих компаний и непростой ситуации с коммунальными долгами. Вскользь упомянули и новый ЕИРЦ - как действенное средство от сложившихся бед. Что ж, тема непростая. Реакция на неё тоже оказалась сложной. Во всяком случае, со стороны отдельных депутатов и руководителей УК, имена которых прозвучали в сюжете. Некоторые собрались подать на журналистов в суд. Мы не хотим, и не будем вставать на чью-либо сторону. Отметим лишь пару моментов. В передаче «прошлись» только по тем компаниям, которые выступили против заключения договоров с единым расчётным центром. Хотя те или иные проблемы в обслуживании домов наверняка существуют и у более «сговорчивых» управдомов. Также были допущены фактические ошибки. В частности, о размере задолженности за газ (общий долг более 6 миллиардов рублей ошибочно «приписали» только управляющим компаниям). Не хочется никого обижать, но такие данные стоит перепроверять. Благо, информации достаточно. Хотя вину «управляшек» за имеющиеся грехи тоже никто не снимает. Но самое главное - даже не в этом. В контексте сюжета создание ЯрОблЕИРЦ выглядит положительным начинанием, которое поддерживается властями. О борьбе с противниками перехода на единую платёжку говорится и в материале Брилёва (правда, буквально одной строкой). Вместе с тем, и УФАС, и прокуратура уже высказали свою позицию по данному вопросу. Она сводится к тому, что навязывание услуг единого расчётного центра со стороны Правительства региона недопустимо. После подобной реакции надзорных ведомств, тема вряд ли может восприниматься как исключительно позитивная. Даже если не брать в расчёт негативные отзывы участников рынка и представителей общественности. И упоминание элиты на подобной волне рискует принести больше вреда, чем пользы. Во всяком случае, с точки зрения политического имиджа. Наверное, губернаторским пиарщикам стоит действовать аккуратней и тоньше. Тем более, что оппозиция уже вовсю раскручивает маховик.

И последнее наблюдение по данному разделу. Дмитрий Миронов постепенно привыкает работать на камеру. Количество сюжетов с его участием прирастает день ото дня. Но судя по всему, этот процесс проходит для врио Губернатора без особого удовольствия и воспринимается скорее как необходимость. Возможно, это не бросается в глаза при беглом просмотре. Но при более внимательном чувствуется. Конечно, требовать от человека, всю жизнь прослужившего в закрытых структурах и привыкшего держать язык за зубами, стать «звездой экрана», по меньшей мере, наивно. Но поработать над повышением открытости, пожалуй, стоит. Думается, что с таким количеством советников это вполне под силу. В конце концов, не зря же они едят свой хлеб!

Административный фактор

Ещё один важный фактор, без которого не обходится ни одна пиар-кампания – административный. На этом фронте также продолжается большая работа. Областная администрация методично расставляет на местах «нужные» кадры правильной политической ориентации. Кандидатуры глав подбираются по-разному.

Волков.jpgЮнусов.pngТак, в Переславле кресло и.о. мэра занял «варяг», муниципальный чиновник из Подмосковья Владимир Волков. В Тутаеве, Некрасовском, Пошехонье и Борисоглебском оставили местные кадры.

В первом случае кресло районного начальника занял заместитель предыдущего главы Дмитрий Юнусов, во втором – председатель муниципальной Думы Алексей Коротаев, в третьем и четвёртом – действующие главы Николай Белов и Владимир Попов. В ряде районов на «усиление» переводят кадры из соседних муниципальных образований. В начале февраля в Углич был направлен Анатолий Курицын, до этого 13 лет трудившийся в Мышкине. По всей вероятности, аналогичный сценарий повторят в Ярославском районе. Выбирать нового руководителя там будут в апреле. Но уже сегодня можно предположить, что победа достанется бывшему главе Некрасовского района Николаю Золотникову. Главное, что все руководители прошли через процедуру одобрения своих кандидатур в Правительстве региона.

Собственно, согласование с региональными властями сегодня закреплено чуть ли не законодательно. Во всех указанных районах в срочном порядке внесли изменения в уставы и поменяли схемы утверждения высших должностных лиц. Прямые выборы, ежу понятно, не вернули. А вот от двуглавой системы (когда руководителем района является председатель местного представительного органа, а все хозяйственные вопросы решает сити-менеджер) отошли. По образу и подобию Ярославля везде установился принцип единоначалия. Высшим должностным лицом является глава (он же руководитель администрации), который избирается муниципальными депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Половина которой как раз назначается Губернатором. Вторая часть – местные представители. Но ожидать от них какого-то подвоха в сложившейся системе не приходится. Да и кандидатура победителя, как правило, известна заранее. Конкурентов подбирают, в основном, из числа местных чиновников (часто это заместитель или помощник действующего главы) или других лояльных к фавориту гонки лиц. Исход голосования при таком раскладе нетрудно предугадать. Что касается временно исполняющего обязанности Губернатора, то он получает не только послушных, но и фактически лично преданных глав (обязанных ему своим избранием). Не приходится сомневаться, что они сделают всё для поддержки первого лица региона на предстоящих сентябрьских выборах.

Получение депутатских подписей, необходимых для выдвижения кандидата в Губернаторы (так называемый «муниципальный фильтр»), также не представляет никакой проблемы. Во-первых, многие районные советы уже сформированы по новому принципу – из глав и депутатов поселений. Абсолютное большинство которых, понятное дело, являются представителями «Единой России». Что не оставляет сомнений в гарантированном результате. Во-вторых, на ближайшем заседании областной Думы должны утвердить изменения в закон о выборах, которые предусматривают снижение «муниципального фильтра» с 8 до 5 процентов. При таком раскладе заручиться поддержкой депутатов станет ещё проще, даже чисто технически. К слову, тот же проект закона предлагает назначать председателей территориальных избирательных комиссий. Думается, что среди руководителей также окажутся абсолютно лояльные люди. Тем более, что в феврале сменился и председатель облизбиркова.

Параллельно есть ощущение, что в областной администрации пытаются отодвинуть на дальний план людей, которые либо могут представлять некую альтернативу новой команде, либо не поддерживают её отдельные начинания, либо были связаны с предыдущей властью. Со сменой власти ряды фаворитов и «приближенных к Олимпу» покинули вице-спикер областной Думы Павел Исаев и председатель муниципалитета Павел Зарубин. Во всяком случае, первый потерял место в президиуме нового регионального политсовета «партии власти», а второй даже не попал в состав этого руководящего органа. Как и бывший заместитель Губернатора Юрий Бойко, который не только не сохранил свой пост, но и не получил ничего взамен. Хотя, по слухам, как минимум рассчитывал на кресло главы одного из трёх муниципальных районов. Вероятно, усложнилась жизнь и у представителей группы «Авангард» (куда входит несколько депутатов и экс-чиновников). Наконец, ходят разговоры, что областной истеблишмент «прохладно» воспринимает даже Илью Осипова (статус федерального депутата, очевидно, не помогает). Хотя подтвердить или опровергнуть правдивость этой информации не представляется возможным. Во всяком случае, после смены секретаря областного отделения «Единой России» региональный исполком покинули едва ли не все люди, назначенные Осиповым. Сменились и отдельные руководители партии власти на местах (например, в Ярославле, Тутаевском и Борисоглебском районах). Тоже показательные примеры. От этих людей, во многом, будет зависеть качество исполнения совместного партийно-губернаторского проекта «Решаем вместе!».

Все кадровые перемены вполне понятны. Любая власть хочет работать в комфортных условиях и обеспечивать беспрепятственное претворение своих решений в жизнь. Но есть одно но: человек, угодный главе региона, не всегда поддерживается местными структурами или населением. Особенно это касается глав районов. Если, скажем, Анатолий Курицын будет иметь авторитет хоть в Мышкине, хоть в Угличе, то в случае с тем же Владимиром Поповым или Дмитрием Юнусовым картина несколько иная. А новый и.о. мэра Переславля вовсе не знаком жителям, и уже по этой причине воспринимается ими довольно настороженно. Одним словом, ассоциирование всех этих людей с главой региона в итоге может оказать последнему «медвежью услугу». По крайней мере, если за оставшиеся месяцы они не заработают дополнительных очков в глазах земляков.

Решаем вместе. Но каждый по-своему

        Решаем вместе (механизм реализации).jpgПроект «Решаем вместе!» с каждым днём набирает обороты: приобретает новое звучание, становится всё более узнаваемым, вовлекает в свою орбиту новых людей. Однако и на этом фронте имеются свои нюансы. Во-первых, финансовый. Сумма денег, которая выделена на проект, откровенно говоря, не самая крупная – порядка 650 миллионов рублей. Из них 378 миллионов идёт на благоустройство городской среды, 222 – на реализацию местных инициатив, более 30 – на приобретение оборудования и ремонт муниципальных домов культуры и порядка 10 миллионов – на приведение в порядок парков и скверов. Между тем, на ту же прошлогоднюю программу с не менее звонким названием «Обустроим область к юбилею!» и то выделяли более полутора миллиардов рублей. То есть в два с лишним раза больше. Конечно, тогда мы не получали такого количества федеральных денег на ремонт дорог. Но ведь и полтора миллиарда от акцизов на нефтепродукты тоже не отдавали. В общем, всё относительно. Во-вторых, опасения вызывает и организация работы по мероприятиям проекта. Не трудно догадаться, что предложений по инициативному бюджетированию очень много. В Ярославле их почти 90, в Рыбинске – не менее 60, в крупных районах – по нескольку десятков. Сбор предложений закончится 15 апреля (первоначальный срок был 1 апреля). С учётом всех конкурсных и организационных процедур, на работы выйдут в лучшем случае через месяц. Успеют ли закончить все объекты до того, как начнётся осенняя распутица – большой вопрос. С той же программой обустройства области к 80-летию не успели. А некоторые объекты вообще перенесли на следующий год. Не пришлось бы наступать на теже грабли. В-третьих, вопросы вызывает методика отбора мероприятий. Конкурсный отбор проводит проектный офис (ох уж эта новомодная московская терминология) на основании критериев, утверждённых указом Губернатора. Побеждают проекты, набравшие наибольшее количество баллов. Максимально их может быть 1000. Если внимательно посмотреть на составляющие, из которых складывается эта тысяча, то больше всего очков даёт финансовый вклад местной казны, а также предпринимателей и самих жителей (бюджетные вливания обеспечивают 200 баллов, привлечение внебюджетных источников – 150). Получается интересная картина. Складывается впечатление, что область вроде как хочет минимизировать своё участие в решении насущных проблем и пытается по максимуму переложить их на муниципалов и частных лиц. Как бы: есть проблемы – скиньтесь сами. Спору нет, если какой-то меценат может помочь родному городу, селу или деревне деньгами – ради Бога. Благотворительность у нас всегда приветствовалась. Но в таком случае называть проект губернаторским или партийным, наверное, не совсем корректно. Потому что по форме это будет уже классическое государственно-частное партнёрство. Ещё больше баллов (250) даёт охват жителей муниципального образования. Этот критерий более понятен, так как позволяет «убить сразу двух зайцев». С одной стороны, один проект приносит пользу максимальному количеству людей. И это хорошо. С другой – этих самых людей в теории можно рассматривать в качестве потенциальной электоральной базы. И при таком раскладе результат голосования напрашивается сам собой. Люди у нас совестливые. Подводить партийных товарищей не станут. Они же им детскую площадку сделали. Ну, или пару скамеек во дворе поставили. Возможно, всё это слегка утрированно. Но тем не менее. От того некоторые граждане (и даже отдельные партийцы) воспринимают проект с определённой долей скепсиса. И опасаются, что в принципе правильная идея может обернуться профанацией из-за нерадивости и прожектёрства конкретных исполнителей. Которые будут усматривать в проекте исключительно «выборы» и не будут замечать жителей. Что ж, такие опасения не назовёшь совсем уж надуманными. Опыт строительства «Потёмкинских деревень» у нас насчитывает уже больше двух столетий.

Таким образом, «раскрутка» Дмитрия Миронова продолжается, приобретает новые формы и черты. Но сказать, что «всё на мази» тоже нельзя. В работе политтехнологов остаётся немало шероховатостей, которые придётся оттачивать и шлифовать. Разумеется, если они хотят победить не абы как, а с достойным результатом и при хорошей явке. В противном случае ярославцы вряд ли смогут воспринимать новую команду как по-настоящему свою.

Быть Д.Малковичем.jpg

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?