Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.06.2017
Ярославль
558
ДВЕ РОССИЙСКИЕ БЕДЫ ОДНОГО ГОРОДА
В первомайские праздники я проехал на автомобиле 8 городов Золотого кольца. Как известно они находятся в 5 регионах вокруг столицы - Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Московской областях. Так вот как автомобилист я утверждаю, что хуже дорог чем в Ярославской области просто нет. По крайней мере, по пути следования по маршруту Золотого кольца. Особенно это чувствуется в областных центрах и ОЧЕНЬ ЗДОРОВО на участке дороги "Иваново - Ярославль" в Ярославском и Гаврилов-Ямском районах. Местами на этом участке дороги просто нет. Ну вот совершенно нет - отдельные "обломки" асфальта и не более... Как говорится, большой привет программе развития туризма Ярославской области. Такого позора за Ярославскую область я не испытывал давно... И еще одно наблюдение - во всех областных центрах в первомайские праздники уже шли дорожные работы. Во всех. Кроме Ярославской области...
ДВЕ РОССИЙСКИЕ БЕДЫ ОДНОГО ГОРОДА

Увидев заголовок статьи, кто-то наверняка мог подумать, что сегодня мы снова будем говорить о грядущих выборах и прошедших праймериз. А что: судя по финансовым затратам и количеству скандалов они вполне могут претендовать на гордое звание новых русских бед. Но нет. Вздыхать о судьбах бывших председателей муниципалитета, проверять подлинность талонов на сахар и разбираться в той мышиной возне, которая происходила в Ярославле 28 числа, нет никакого желания. Благо, об этом и так написали все кому не лень. Мы о бедах традиционных. О дорогах и … в общем, вы поняли! Тема не нова, но, как говорится, накипело. Впереди лето - активный сезон дорожных работ. По прошествии которого наконец-то хочется проехать по нормальным улицам, а не по бабушкиному решету. Казалось бы, в нынешнем году для воплощения этой мечты созданы все условия. Все плакали, что нет денег. Денег дали. И дали хорошо. Но время идёт. Товарищи, посещающие соседние регионы, давно делятся впечатлениями о тамошних ремонтах. А нам сказать нечего. Никаких масштабных работ до последнего времени не наблюдалось! И вот уже министр транспорта Соколов ругает за срыв сроков программы и грозит отобрать деньги назад! Неужели наш древний и по-прежнему устремлённый в будущее город пролетит мимо кассы? И мы снова останемся у разбитого корыта? Перспектива пугающая, если не сказать – шокирующая! Как такое могло произойти? Ведь всё так хорошо начиналось! Корень зла видится в организации процесса. Точнее – дезорганизации. Пьяный воздух финансовой свободы сыграл с городскими властями злую шутку. И они умудрились совершить сразу несколько ошибок подряд. Не сочтите за грубость, но получилось, как у кота Матроскина: средства у нас есть, у нас ума не хватает! Пора за него взяться! А то будет поздно.

Его Величество Аврал

В начале – короткое лирическое отступление о подготовке к недавнему Дню города. Естественно, на дорожную тему. Конкретно - о нанесении разметки и покраске бордюров. Казалось бы: работа далеко не самая сложная, особенно по сравнению с самим ремонтом. Ну что здесь может представлять проблему? Оказывается, может. Да ещё какую. Ещё с советских времён сохранилась привычка приурочивать что-либо важное к определённым датам. Нередко всё делалось в последний момент. Хотя куда как проще начать работы заранее. Или хотя бы равномерно их распределить. Но нет, мы не ищем лёгких путей. Нынешний год не стал исключением. По ощущениям, значительную часть работ по благоустройству уличной сети в Ярославле начали выполнять недели за полторы до праздника. В результате чего сильно осложнили движение транспорта и жизнь горожан. К утренним и вечерним пробкам в часы пик наши люди давно привыкли. Но в двадцатых числах мая приличные заторы можно было наблюдать и днём, задолго до окончания рабочего дня. Особенно «повезло» центру: стояли Московский проспект, Богоявленская площадь, улицы Комсомольская и Первомайская, проспект Октября. Хотя подобные примеры наверняка могут привести жители всех районов. Герои «дорожного фронта» просто перекрывали целые полосы. И как ни в чём ни бывало делали своё полезное, но не очень своевременное дело.

Горе-работы 1.jpgГоре-работы 2.jpg

Конечно, кто-то может сказать: рабочие не могли красить асфальт и бордюры в дождь и просто ждали соответствующих условий. Спешим разочаровать. Во-первых, работы проводили и при сырой погоде. Скажем, на той же Богоявленке свежая разметка была замечена 25 мая (когда в школах шли «последние звонки»). Именно в этот день Ярославль накрыл приличный ливень. Во-вторых, почему в принципе нужно было тянуть до последнего? Что мешало начать наносить разметку в апреле? По ГОСТ делать это можно уже при +5 градусах. Средняя дневная температура второго весеннего месяца была на пару-тройку пунктов выше. А иногда поднималась до 13 и даже до 17 градусов. Да и сухих дней (когда влажность воздуха опускалась ниже 70%) было не так мало. Не было только работ.

Горе-работы 3.jpg

В результате их пришлось проводить, без преувеличения, в авральном режиме. Но даже при таком раскладе неудобства для жителей могли свести к минимуму – если бы красили ночью или поздно вечером (температура в конце месяца позволяла). Всё-таки, вопрос касается практически всех граждан нашего 600-тысячного города. Ради такого дела график можно было и скорректировать. А инсинуации в стиле фильма «Служебный роман» («у них такой же рабочий день, как у нас с вами, с девяти до шести») - отбросить в сторону. Благо, работы велись не на голом энтузиазме! А отдельные «трудяги», судя по всему, и так не переработали. В подтверждение – фотография, сделанная в разгар дня на Московском проспекте.

Плохая разметка на Угличкой.jpg


Но даже это можно было стерпеть (ничего, мы привычные), если бы всё делали хотя бы качественно. Но, увы! Несколько информационных агентств уже отметились материалами про разметку, которая продержалась всего два дня. В частности, речь шла о пешеходном переходе на улице Угличской. Возможно, подобные случаи были и на других дорогах Ярославля. Но к чему эти нюансы?! Ведь главное – успеть ко Дню города, и отчитаться о проделанной работе. Но вот что печально: если подобная халтура допускается даже в мелочах, то чего же ждать от «больших» работ! Откровенно говоря, становится страшно.


Нынче все срока закончены

Теперь о главном – о сроках и качестве ремонта дорог. Маленькая историческая справка. В прошлом году в Ярославле делали 8 улиц: Строителей, Урицкого, Дачную, 50 лет ВЛКСМ, Академика Колмогорова, Дядьковскую, Стачек и проспект Ленина. Речь идёт о строительстве, капитальном ремонте или реконструкции (латание дыр методом «ямочного ремонта» не в счёт). Из них две (Ленина и Урицкого) ремонтировали по двухгодичному контракту. То есть задача завершить их за один сезон не ставилась. Кое-где работы начали ещё в апреле. А закончили чуть ли не к ноябрю. В этом году запланировано сделать 29 дорог. В три с половиной раза больше! Чувствуете разницу? 

Так вот, к середине мая не начали ни одной. Первые сообщения о долгожданном старте программы «Безопасные и качественные дороги» появились в СМИ только 29-30 числа. Речь шла о подготовке к ремонту Юго-Западной дороги. Хотя вице-мэр Михаил Кузнецов заявил, что работы уже идут во всех районах города. Правда, в дальнейшем почему-то использовал исключительно будущее время: «в центральной части Ярославля работы начнутся», «в Дзержинском районе рабочие выйдут», «в Заволжском районе ремонт коснется» (кто желает – может ознакомиться с его комментарием на сайте мэрии). Так всё уже началось, или только планируется? В общем, какая-то потеря в пространственно-временном континууме! Как бы то ни было, основные работы в любом случае начнутся уже в июне. Когда их закончат – догадайтесь сами. Конечно, официально всё обещают сделать до 1 октября. Но по опыту прошлых лет верится в это с трудом. Не будем забывать, что отдельные улицы довольно протяжённые. Например, Полушкина роща, Суздальское шоссе, Володарского, Свердлова, Некрасова, Орджоникидзе и ряд других. И работы там много. Это вам не пару сотен метров в асфальт закатать.

В связи с этим к мэрии есть три вопроса. Вопрос первый: почему так поздно провели аукционы? Напомним, что первый был назначен только на 3 апреля. Но неужели это нельзя было сделать раньше? Ведь в области были примеры, когда аукционы на дорожные работы проводили ещё зимой. Если верить городским властям, проектно-сметная документация (без которой не проведут ни одни торги) была готова. А о получении федеральной субсидии говорили чуть ли не с конца прошлой осени. Тогда в чём дело? Возможно, в Ярославле ждали поступления «живых» денег и из-за этого тормозили процесс? Что ж, мы не являемся специалистами департамента финансов и не будем на 100% утверждать обратное. Но такая версия выглядит «притянутой за уши». Бывало, что федеральный бюджет перечислял деньги чуть ли не в декабре. И ничего – как-то выживали. В крайнем случае, недостающие средства из Москвы на время можно было заместить областными, а потом провести необходимые расчёты. В самом крайнем – взять бюджетный кредит (как это планировалось в случае с детскими садами). Одним словом, найти выход наверняка бы не составило труда! Очевидно, причина всё-таки в другом. Возможно, документация не была готова до конца (или не прошла экспертизу). Возможно, шли какие-то переговоры с потенциальными подрядчиками. Возможно, что-то ещё. Нам этого знать не дано. Но факт остаётся фактом: торги назначили тогда, когда уже можно было проводить сами работы. Не зря же ямочный ремонт с применением горячего асфальта планировали начать 10 апреля (о чём официально сообщали в «Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ»). Но по факту вышло ещё хуже. Запланированный даже 3 апреля аукцион не состоялся. Как известно, закупку аннулировали по решению ФАС. Причиной стала жалоба активиста Общероссийского народного фронта по поводу укрупнения лота.

Отсюда – второй вопрос: почему мэрия намеренно пошла на этот шаг и не разбила закупку на несколько частей? Сумма составила почти 900 миллионов рублей! По мнению специалистов, ни одни из ярославских дорожников не смог бы потянуть такой объём. В том числе государственный гигант «Ярдормост», который занимается содержанием всех областных магистралей. Так что любому участнику аукциона пришлось бы нанимать субподрядчиков. Но зачем нужно это лишнее звено – непонятно! Теоретически, самостоятельно взять такой лот могла крупная компания федерального уровня. Как, например, было при подготовке к тысячелетию города, когда генеральным подрядчиком стала фирма «Аэродромдорстрой-А». Конечно, критики и претензий по поводу её работы было очень много. Но с другой стороны – сделанные дороги (Московский проспект, проспект Фрунзе, Большая Октябрьская, Которосльная набережная) стоят до сих пор и выглядят вполне прилично. Правда, суммы на обустройство дорожной инфраструктуры к юбилею города были выше. Что ни говори, но 883 миллиона для крупных игроков - не те деньги, ради которых стоит проводить сезон в провинции. Возьмите знаменитую компанию «ВАД», которая стала подрядчиком федеральной трассы «Таврида» в Крыму. Стоимость работ там оценили в 139 миллиардов рублей. Вот и делайте выводы, что интересно, а что нет. Соответственно, выход изначально был один – дробить лот на составные части. Что в итоге и было сделано, но уже 15 мая, спустя целых полтора месяца после первых несостоявшихся торгов. Согласитесь, отсрочка более чем значительная. Фактически, это больше 40 потерянных дней и без того короткого рабочего сезона. И вина за это лежит исключительно на мэрии.

Работы на ЮЗОД-2.jpg

Наконец, третий вопрос: как будут обстоять дела с контролем качества работ. Судя по предыдущим сезонам, с этим были большие проблемы. Если вспомнить областные дороги, то самым скандальным оказался ремонт угличской трассы. По неофициальным данным, это даже стало поводом для серьёзного конфликта между председателем общественного совета при профильном департаменте транспорта и руководством самого департамента. Ну а городские улицы и вовсе стали притчей во языцех. Дороги стабильно принимались заказчиком и также стабильно разрушались чуть ли не на следующий год. Но, несмотря на это, новые заказы по-прежнему доставались тем же компаниям. Чудеса, да и только! Не будем строить домыслы о том, почему так происходило и какие отношения были между подрядчиками и предыдущей администрацией. В любом случае это будут лишь версии. Вместо этого обратимся к фактам. А они упрямо свидетельствуют о том, что работы выполнялись с браком. Например, две компании из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей были включены в реестр недобросовестных поставщиков. Фактически, это «высшая мера наказания» по 44-му федеральному закону. ООО «Автодор» угодила в «чёрный список» два года назад, ООО «Трасса» - уже в 2017. Обе компании связывали с именем «известного» дорожника Вагинака Погосяна (хотя в последнее время он, вроде как, не был связан с ними официальными отношениями). И обе были «хорошо» известны ярославцам, поскольку неоднократно брали подряды. Та же «Трасса» в позапрошлом году делала работы на улице Елены Колесовой, а в прошлом году выиграла право на ремонт улицы Урицкого и Стачек. С учётом принятого УФАС решения, судьба этих объектов теперь вызывает тревогу. Судя по всему, мэрии придётся следить за ними с тройным вниманием.

На этот раз контракты достались трём подрядчикам – ООО «Угличкое ДСУ» (Углич), ООО «Дорожное управление» (Вологда), ООО «Экоград» (Москва). По первым двум особых вопросов нет. По крайней мере, с финансово-экономической точки зрения. Вологодская компания работает с 2008 года и имеет вполне приличный для ООО-шки уставной капитал - 3 миллиона рублей. Угличское предприятие вообще известно с 90-х годов. Его уставной капитал – более 1,1 миллиона рублей. Для обеих фирм дорожные работы являются основным видом деятельности. Обе имеют опыт работы в Ярославской области. В общем, в кое-то веки появилась надежда, что ремонт смогут сделать нормально. А вот третья фирма ярославцам абсолютно неизвестна. По неподтверждённым данным, раньше дорогами она не занималась, да и уставной капитал у неё более чем скромный – 25 тысяч рублей. Так это или нет, нам неизвестно. Но при отсутствии официальной информации настороженность есть. Тем более, что «Экоград» будет выполнять работы сразу в двух районах – Фрунзенском и Красноперекопском. А это треть города!

Одним словом, нынешний сезон дорожных работ вызывает большую тревогу. Будем надеяться, что Ярославль всё-таки не останется без денег. А вот успеют ли всё сделать вовремя – это ещё вопрос. Каким будет качество – пока тоже непонятно. Ясно одно: если к выполнению и приёмке работ будут относиться так же, как к проведению аукционов, рассчитывать на сколь-нибудь приемлемый результат вряд ли придётся. Деньги снова зароют в асфальт, как Буратино на поле чудес. С той лишь разницей, что деревянный мальчик рисковал лишь собственным капиталом. А в данном случае речь идёт о репутации целого города.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ


P.S.: Анонс к статье написан Евгением Голубевым

Опрос
Каких действий Вы ждете от вновь избранной региональной власти?