Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.09.2020
Ярославль
1856
ВЫБОРЫ ПО ПОНЯТИЯМ
Власть снова всех переиграла. Технологически. Но не идейно. Репетиция "больших выборов" дала много оснований для размышлений. Низкая явка - это плюс для власти. Электронное голосование - это плюс для власти. Голосование за три дня - это плюс для власти. Даже хорошая погода в начале сентября - это плюс для власти. Не говоря уже о больших городских праздниках во время голосования. Но все это лежит в легальном поле, а потому кричать и спорить по этому поводу не надо. Можно этому противостоять? Можно. И очень просто - придите лично на выборы на избирательный участок в последний день голосования (традиционно это - воскресение) в любую погоду и все встанет на свои места. Лежа на диване или попивая пивко с друзьями, или беззаботно прогуливаясь по улицам и магазинам, или копаясь на грядках в день выборов ничего не добиться.
ВЫБОРЫ ПО ПОНЯТИЯМ

Вчера в четырёх регионах страны завершились дополнительные выборы депутатов Государственной Думы России. В их числе была и наша область. Несмотря на «проходной» статус, прошедшая кампания оказалась самой непредсказуемой, неожиданной и нетривиальной за последние годы. С большим количеством участников, настоящими политическими страстями и реальной конкурентной борьбой. А выбор стоял не столько «на человеческом», сколько «на идейном» уровне. Между «своими» и «варягами», между свободным волеизъявлением и административным давлением. Перефразируя известный лозунг прошлых лет, дело было не в партиях, а в принципе. В общем, выборы по особым понятиям. До последнего казалось, что результат будет соответствующим и победа достанется не представителю «Единой России». Если бы кампания прошла чисто, скорее всего, так бы и произошло. Однако за последние недели участники процесса открыто говорили о многочисленных нарушениях, включая подозрения в подкупе избирателей и тотальное использование административного ресурса. Сейчас по всем заявлениям проходит проверка. Но, по большому счёту, это уже не важно. Чуда не произошло. «Партия власти» вновь сумела провести своего кандидата на выборную должность федерального масштаба. Штаб Андрея Коваленко может открывать шампанское и праздновать победу. Кампанию они провели блестяще и на пределе возможностей, несмотря на крики и охи конкурентов. Правда, победа получилась пирровой. И ближайшей перспективе её последствия могут оказаться для «Единой России» весьма непредсказуемыми. Если не сказать – неприятными. Но будет это, правда, не раньше, чем через год.

         Как известно, голосование проходило в течение трёх дней – с 11 по 13 сентября. В регионе работали 386 постоянных и 15 временных избирательных участков. Кроме того, Ярославская область (наряду с Курской) стала пилотным регионом по использованию системы электронного голосования. В выборах могли участвовать свыше 520 тысяч избирателей. Но по факту получилось чуть больше 115 тысяч человек

ail21072020.jpeg18 384 заявления было подано электронным способом. Таким образом, явка составила всего 22,7%. И стала самой низкой среди регионов, выбирающих федеральных депутатов. Для сравнения, в той же Курской области итоговая цифра оказалась почти в два раза больше – 41,5%. Правда, процент «электронных» голосов оказался в нашем регионе не в пример выше – 91,54% (или 16 828 человек). Однако это – случай особый. Всё-таки люди подавали заявления осознанно (хотя мы допускаем, что причины могли быть самыми разными). И так же осознанно ставили цель проголосовать. Так что результат был вполне предсказуем.

         По итогам трёхдневного и двухвариантного голосования первое место досталось Андрею Коваленко («Единая Россия»), который получил 47 561 голосов избирателей (40,27%). Анатолий Лисицын, представляющий «Справедливую Россию», набрал 40 403 голоса (34,21%) и оказался вторым. Замыкающей в тройке стала кандидат от КПРФ Елена Кузнецова, получившая 13 817 голоса (11,7%). Таким образом, победа досталась представителю «партии власти». Хотя по предварительной социологии расклад был совершенно иным. К примеру, по данным телефонного опроса четырёхсот человек, точно готовых принять участие в голосовании, 21-22 августа кандидатуру Коваленко были готовы поддержать только 20% активных избирателей. В то время, как результат Лисицына уже тогда составлял 36% голосов. Через неделю по информации одного из телеграмм-каналов, статистика немного изменилась. У Коваленко было 27%, у Лисицына – 38%. Но разница всё равно оставалась приличной. А обгон экс-губернатора казался и вовсе невероятным. Прекрасно понимая это, «генеральное сражение» за результат было назначено на последнюю неделю перед голосованием. Как и предполагалась, именно она кардинально изменила расклад сил.

         Для достижения цели был использован широкий набор мер. Во-первых, установка на максимальное занижение явки. Органы власти до последнего не информировали граждан о предстоящих выборах. А в почтовых ящиках даже не было традиционных приглашений (во всяком случае, в спальных районах областного центра). В итоге множество людей не знали ни о самих выборах, ни о том, входит ли их город или район в 194-й округ. Во-вторых, был активно задействован административный ресурс и принудительная мобилизация «нужного» электората. О чем свидетельствовали государственные и муниципальные служащие вкупе с сотрудниками бюджетных учреждений. Людей в добровольно-принудительном порядке заставляли посещать избирательные участки либо голосовать дистанционно. В-третьих, большую лепту внесло трёхдневное голосование и использованием сервисов портала «Госуслуг». К слову, посредством последнего Андрей Коваленко получил 8 695 голосов (51,6%), а Анатолий Лисицын – только 5113.       

на дадим шанса.jpg

  Наконец, в-четвёртых, был активно задействован «чёрный» пиар. За неделю до голосования против основного конкурента Коваленко были распространены сразу два материала – бюллетень «Честный избиратель», «честность» которого стала предметом всесторонней критики даже у неискушённой публики, и подмётная газета «Советская Ярославия», не имеющая никакого отношения к печатному органу обкома КПРФ. А 11 числа на подъездах жилых домов появилась ещё одна листовка без выходных данных (на этот раз «от имени» сразу трёх партий – «Справедливой России», «Яблока» и КПРФ), призывающая граждан не ходить на выборы. Конечно, представители оппозиции поспешили опровергнуть свою причастность к данному «произведению». Однако дело было сделано. И нашло вполне благодатную почву в лице неактивных избирателей. 

         Особый интерес представляли действия сторонников самого кандидата от «Единой России». К примеру, за несколько дней до голосования в городе появились билборды с надписью «Коваленко победит». Расчёт авторов строился то ли на «зомбировании», то ли на ожидании обратного эффекта с последующим отказом граждан идти на выборы (то есть всё на ту же «сушку» явки). А в дни голосования, несмотря на действующий запрет на агитацию, в поддержку хоккеиста открыто высказывались многие публичные политики. К примеру, Антон Капралов – вице-спикер областной Думы, где Коваленко был депутатом последние два года. Или Ольга Победоносцева – заместитель председателя Муниципального Совета Ярославского района (от которого Коваленко был избран). Или бывший мэр Ярославля Виктор Волончунас, разместивший на своей странице в соцсети хэштэг «За Коваленко». Грубовато, однако. Если не сказать больше.

407ceee33f223948c1f34385b4ddb9cf.jpg    Капралов и Коваленко (2).jpgСамо собой, на кампанию кандидата-единоросса были потрачены огромные деньги. По информации из открытых интернет-источников, сумма составила порядка 80 миллионов рублей. Деньги пошли не только на изготовление агитационной продукции, но и на финансирование «сетки» в самом широком смысле этого слова. Резонно предположить, что все вышеуказанные факторы в итоге смогли обеспечить «нужный» результат. Но давайте проанализируем, таким ли распрекрасным он оказался? Прежде всего, Коваленко победил не везде. Кандидат от партии власти «выехал» исключительно за счёт сельских районов, где и явка была выше (лучше всех – в Любимском районе), и мобилизовать бюджетников было значительно проще. Хотя бы потому, что на селе это единственные активные избиратели вместе с пенсионерами (хотя порой это одно и то же), и любой местный глава за три дня мог обойти буквально каждого из них.

         В городе Коваленко, наоборот, не поддержали. Три района областного центра (Дзержинский, Заволжский и Ленинский), а также Тутаевский муниципальный район остались за первым губернатором Ярославской области. Но явка там оказалась по традиции низкой (в Ярославле – порядка 15%). По всей вероятности, именно это сыграло решающую роль и остановило Анатолия Лисицына в шаге от победы. Приди на избирательные участки хотя бы 30-35% жителей, результат наверняка оказался бы иным – ведь решающее значение имеет именно голосование в городах, где живёт три четверти избирателей.

         Тем не менее, получившийся 6% разрыв в голосах за первое и второе место можно назвать «символическим». Это притом, что на Коваленко работал колоссальный финансовый и административный ресурс всей области (включая десант московских политтехнологов). А Лисицын вёл кампанию почти исключительно на личном ресурсе, пользуясь силами местных кадров в лице Антона Туманова, Ильи Шестерикова и других. Разумеется, куда скромнее была и материальная составляющая. Ясно, что история не терпит сослагательного наклонения. И о том, «что было бы, если бы…» можно рассуждать до бесконечности. Но этого и не требуется. Куда важнее и интереснее сегодня выглядит прогноз на будущее. И для властей предержащих он неутешительный.

         Альтернативный кандидат (не будем называть Анатолия Ивановича оппозиционером, поскольку он состоит в оппозиции исключительно к «варягам» из руководства региона), не сильно напрягаясь, продемонстрировал более чем достойный результат. Штаб кандидата от «партии власти» вырвал скромную победу на пределе сил в последний момент. И рассчитывать на большее вряд ли сможет. Всему есть предел. Даже в современных российских условиях. Таким образом, если на выборы в 2021 году пойдут оба кандидата (а нынешнюю кампанию называют «генеральной репетицией»), то Лисицын вполне может одержать победу. Во-первых, явка будет выше (во всяком случае, в 2016 году она составляла 37,7%). Во-вторых, у бывшего губернатора будет больше времени на подготовку. Единственное, что может ему помешать – разобщённость элит. И здесь оппозиционным партиям придётся договариваться между собой и, образно выражаясь, делить округа. Сделать это будет непросто. Не будем забывать и о том, что ту же «Справедливую Россию» в Ярославской области представляет другой политический тяжеловес – Анатолий Грешневиков, который также будет претендовать на место под солнцем. Однако нет ничего невозможного. Amat victoria curam.

         В свою очередь, шансы Коваленко окажутся меньше, чем сейчас. Во-первых, реальный рейтинг «Единой России» будет только падать. Особенно на фоне негативной экономической ситуации. Во-вторых, неразборчивость в средствах со стороны власти лишь вызывает отторжение и провоцирует социальное недовольство. Которое, в отличие от партийных рейтингов, теперь будет только расти. В-третьих, за оставшиеся до выборов месяцы Коваленко вряд ли сумеет показать себя как эффективный защитник интересов Ярославской области. К тому же, если до вчерашнего дня часть лояльных избирателей воспринимала его просто «как хорошего человека», то теперь этот ореол значительно поблекнет. По причине всё той же неразборчивости в средствах.

         Таким образом, в активе Коваленко – большие минусы. А альтернативных вариантов у «партии власти» нет. Во всяком случае, на сегодняшний день. И в таких условиях рассчитывать на победу ей вряд ли возможно. Даже при наличии «сетки» (которая порой подводит своих «хозяев») и активном использовании электронного голосования (возможности которого также отнюдь не бесконечны). Таким образом, нас снова ждёт очень интересная кампания. Возможно, это будет и не 2011 г., когда ЕР получила в Ярославской области 29%, но и не нынешний триумф. На выборы таки придут недовольные и протестные избиратели и ситуация будет совсем иной. 

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?