Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.05.2014
Антропология
1401
Игорь Гаврилов: не хочу говорить о музыке, ее надо слушать
Официальной истории ярославского джаза в этом году исполнилось сорок лет. Точка отсчета - 13 марта 1974 года, когда был создан ярославский клуб любителей джаза, а в 1999 году - Джазовый центр. И все эти годы его бессменный директор и художественный руководитель - Игорь Вячеславович Гаврилов. Имя этого человека на слуху в музыкальных и около музыкальных кругах далеко за пределами Ярославля. Ведь благодаря его энергии город на Волге стал известен как центр джазовой культуры, где зародился фестиваль «Джаз над Волгой». Впервые он прошел в 1979 году под названием «Дни джаза». А всем известным фестивалем стал в 1981 году. Сейчас он уже имеет статус международного, проводится раз в два года, и всегда радует участников новыми именами и интересными исполнителями.
Игорь Гаврилов: не хочу говорить о музыке, ее надо слушать
гаврилов1.pngИгорь Гаврилов родился в Ярославле. Закончил две школы - общеобразовательную и музыкальную, по классу фортепьяно. Еще в университете он организовал студенческий джаз-клуб. Потом преподавал математику в химико-механическом техникуме. Педагогике Игорь Гаврилов посвятил 25 лет жизни. Но все это время в его сердце царил джаз.

К 1967 году в Ярославле сформировался круг любителей джаза. Люди собирались на кухнях, слушали «заграничные» пластинки, общались, дискутировали. Игорь Гаврилов был активным участником той тусовки, он переводил англоязычные статьи, разбирался в музыке, и главное - его энергия била ключом.

Был в истории нашей страны период, когда джаз сделали идеологической палкой. Помните пословицу «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Игорь Гаврилов не застал время, когда за музыку сажали в тюрьмы. Однако и в его биографии были моменты, когда нужно было делать сложный выбор

гаврилов2.png- Я застал 60-е годы, когда чуть из комсомола меня не исключили, как ревнителя джаза. Пословицу придумали идеологи за кремлевской стеной. Мы же понимали, что ее специально вдалбливали в голову. Это как мышиная возня - пословицы, поговорки, статьи в газетах, была реальная травля. Однако, в начале, в нашей стране слово джаз разрешено было к употреблению, слово то красивое. Тот же Утесов назвал свой оркестр - теа-джаз - театрализованный джаз-оркестр. Первый джазовый концерт в России прошел 1 октября 1922 года, среди зрителей были Луначарский, Мейерхольд, - рассказывает Игорь Гаврилов. - А позже получилось, что джаз пал жертвой идеологии. По советским меркам ему не повезло - он родился не в той стране. Но в другой он родиться и не мог. Джаз зародился в Америке, стране, объединившей людей люди с разными культурами, которые смешивались и давали новые течения и направления в искусстве, непохожие на другие.

Сегодня, как и многие десятилетия назад Джаз все так же многолик. А на вопрос, что же в нем главное - темы, звуки, настроение, Гаврилов отвечает полушепотом, - а Вы знаете, что четкого определения джаза не существует - вот что интересно!

- Не хочу о музыке говорить, ее надо слушать. Сказать, что именно я люблю в джазе и за что - не могу. Джазовые музыканты все разные. Представьте, что у Вас много детей и спросят - кого больше любите. И невозможно ответить, потому что они все одинаково любимые и даже те же хулиганы. Так и джазовые исполнители. Внутренний голос есть у меня, своя любовь к кому-то или чему то. Но никому не скажу, это мое личное. По своему положению, должности я всех люблю.

По словам Игоря Вячеславовича, джаз - не академическая музыка. Если нравится - хлопаешь, нет - молчишь, впечатлило - можешь свистеть, орать, или выйти из зала в момент игры, никто не обидится. Чем больше или качественнее музыкант свою музыку играет, составляет программу, тем больше почитателей его таланта. Искусство - вот основа всего, оно не может быть лучше или хуже. Если российские исполнители подражают западным, это все равно остается подделкой, как бы шедеврально она ни была сделана. Но российская джазовая сцена также многолика, как и американская, европейская и у нас еще и во времена советского союза были удивительно востребованные музыканты, в том числе, по мнению Игоря Вячеславовича, два коллектива конкурентоспособные везде - трио Ганелина или их еще называли ГТЧ - Ганелин, Тарасов, Чекасин, вторая – джаз-группа Владимира Резицкого «Архенгельск» из одноименного города.

Для Гаврилова одинаково важна и музыка, и настроение. Практически все концерты в Джазовом центре его руководитель открывает сам. Это давно уже стало доброй традицией.

- За рубежом, в Москве и Питере джаз клубы есть, в Ярославле нет. Джаз-клуб – это такой ресторан: хорошие еда, вино, танцев нет, и хорошая музыка. Обычно такими клубами владеют богатые люди. Там они, в отличие от некоторых наших ларечников - люди доступные,- рассказывает Гаврилов. Будь он хоть трижды миллионер, он перед выступлением выходит и представляет музыкантов как своих друзей. Иногда стоит у барной стойки, общается с музыкантами. Это отдельный сюжет. У нас все начиналось несколько по-другому. Вначале хотелось людям рассказать о неких общепринятых правилах игры, у меня была мысль, чтобы каждый запомнил имена, познакомился с музыкантами.

Сегодня в Ярославском джазовом центре проводятся концерты, устраиваются музыкальные тусовки, здесь все пропитано творчеством и джазом. И сложно представить, что пятнадцать из сорока лет ярославские джазовые фанаты мечтали даже не о здании, а о кусочке своей площади. Игорь Вячеславович признается, сейчас уже сам поражен, как получилось тогда открыть джазовый центр. Как то все слипалось, бог помог. Здание клубу любителей джаза передали в 1988 году в аварийном состоянии. Что тогда помогло, провидение ли, или упорство, связи, умение убеждать Игоря Гаврилова. Но разрушающееся здание удалось восстановить, и создать в нем настоящий джазовый Дом.

Как и много лет назад Игорь Гаврилов представляет здесь зрителям исполнителей, руководит джазовым центром, собирает музыкантов на фестиваль и болеет душой за российскую культуру.

гаврилов4.png- Президент объявил 2014 - годом культуры. И я как гражданин внутренне должен, и по своему общественному статусу обязан не потерять этот год, - говорит Игорь Вячеславович. - Для меня год культуры – время, которое могло бы повернуть отношение общества и государства в сторону культуры. Я сейчас говорю не про деньги. Да зарплата это хорошо, но нужно понимание. Мне бы как человеку, как руководителю джазового центра, как руководителю комиссии по культуре Общественной палаты Ярославской области хочется, чтобы все знали, культура- основа нашего общества, нашего государства. Этот наступающий год дает нам уникальную возможность начать возвращение культуре ее исконного места и в обществе, и в государстве. Как задача минимум - это начать с изменения общественного мнения по отношению к ней. Культура - это не просто песни, стихи, спектакли, фильмы. Она де-факто государствообразующий элемент. Если это удастся осознать в широких массах, значит момент, предложенный Президентом, не будет упущен.

Анастасия Леонидова

Опрос
В середине июня в России стартовала пенсионная реформа. Как Вы относитесь к правительственному варианту пенсионной реформы, суть которой заключается в повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин до 63 лет?