Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

09.11.2014
Антропология
2105
ПОЧЕМУ НЕ ТОНУТ БРОНЕНОСЦЫ?

10 ноября депутату областной думы, председателю комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству Николаю Бируку исполняется 60 лет. Работники думы говорят, он - один из самых грамотных специалистов-хозяйственников в депутатском корпусе. Бирук имеет твердую репутацию политического «зубра», непотопляемого броненосца. Он занимал руководящие должности вне зависимости от смены президентов, губернаторов и курса «генеральной линии партии» и при этом не замешан ни в каких конфликтах и скандалах. О том, как это получилось, мы и спросили у самого юбиляра.

ПОЧЕМУ НЕ ТОНУТ БРОНЕНОСЦЫ?

Бирук фото1.jpgНиколай Бирук: «Политики должно быть столько, чтобы она не мешала работать»

 

- Николай Иванович у Вас богатая биография, напомните, пожалуйста, нашим читателям основные «этапы большого пути».

- Да, я свою биографию считаю интересной. В старые добрые партийные времена, в 70-х годах, пленум ЦК поставил задачу: возродить Нечерноземье. Тогда сочли, что необходима мелиорация. Сегодня этот проект оценивают очень по–разному, но я убежден, что мелиорация была нужна, как тогда, так и сегодня, спорить можно только о ее масштабах. Знаете как это здорово и интересно – видеть как заболоченная, заросшая кустарниками пустошь за полгода превращается в прекрасное поле? После того как проводили осушение и вносили органику, мы создавали почти идеальные поля, таких сейчас еще поискать!

Я - молодой специалист, выпускник Украинского института инженеров водного хозяйства, был направлен в Ярославскую область, и начал работать участковым механиком.

- А почему так скромно-простым механиком после института?

- Скоропалительные карьерные взлеты тогда не приветствовались, людей испытывали практической работой, и это, на мой взгляд, правильно. Но насчет «скромно» – это Вы зря. У меня на участке 50 человек трудилось, и столько же единиц техники, а за темпы и результаты работы спрашивали по все строгости. Я работал старательно, к людям относился уважительно, никогда не старался увильнуть от ответственности, и стал главным инженером ПМК-4 объединения «Ярославльмелиорация», была такое в Ярославле, на улице Чайковского.

- Так и работали ровно, без карьерных взлетов?

- Нет, была победа, которая выдвинула меня в управленцы. 1980-й год выдался сложным, очень засушливым. Да и в целом специфическим – Олимпиада ведь была. Работалось непросто, но мы успешно сдали важный объект, более 1000 гектаров в Шопше. И районное начальство предложило мне стать заместителем председателя райисполкома Гаврилов-Ямского района. Для проработавшего 6 лет 28-летнего главного инженера, фактически – молодого специалиста, это был серьезный рост. Но и ответственность пришлось брать на себя серьезную.

- У Вас репутация бесконфликтного человека. Как Вам удается ни с кем не ссориться?

- Ну, не все так просто. Ссорюсь я мало, потому что уважение к человеку для меня - базовая ценность. А совсем без конфликтов жизни не бывает. Были и у меня «удары судьбы». На бюро райкома «разбирали», до выговоров доходило. Могли бы и из партии исключить, если бы я не проявлял готовности всегда исправлять ошибки и находить решения для любых вопросов. Это была хорошая школа. Чувство ответственности мне теперь не изменяет. Если я сказал – я должен сделать. Я стараюсь никуда не опаздывать, никогда не обещаю того, чего не могу сделать.

- А Вы не думали о карьере партийного функционера? Ведь в те времена это было очень престижно?

- Да, я учился в Московской высшей партийной школе, и до сих пор опираюсь на знания капитал солнце.jpgполученные там. Сегодня можно услышать, что труды Ленина и Маркса никому не нужны. Я категорически с этим не согласен. «Капитал» Маркса – настольная книга экономистов всего мира, и его непопулярность у нас – от недомыслия, более сильной теории пока никто не создал. В трудах Ленина и Сталина немало интереснейших тезисов, которые не мешало бы взять на вооружение и применить к сегодняшним условиям. А у нас часто критикуют по принципу: «Я Пастернака не читал, но знаю, что стихи его плохие». Многим нашим руководителям неплохо бы сначала разобраться в трудах Ленина и Маркса, и лишь затем подумать – стоит ли от них отказываться.

- Итак, Вы нашли себя в партийной работе?

- Не нашел. За три месяца до окончания ВПШ меня отозвали и определили на должность инструктора орготдела обкома партии в Ярославле. Работа мне не понравилась. Я умел писать доклады, но мне было скучно это делать. На партийных конференциях, бывало, тянуло в сон, я чувствовал себя неуютно. И я начал искать возможность уйти с этой, пусть и престижной, должности. Отказался стать секретарем одного из районов. Просился обратно, на хозяйственную работу. И договорился до того, что один из руководителей сказал: «Иди в свой Гаврилов-Ям, и чтобы я тебя больше в области не видел!» Это была конфликтная ситуация, и только хорошие отношения с руководством района позволили мне вернуться на ту же должность, что я занимал до учебы. После Высшей партийной школы - без повышения, это было, мягко говоря, оригинально, но за свой выбор нужно уметь платить. Я был доволен, потому что работал «на земле». Когда начались демократические веяния, руководители сельхозпредприятий избрали меня председателем Агросоюза, это что-то вроде районного управления сельского хозяйства. За 7 лет я изучил район вдоль и поперек, знаю каждую деревню, и меня многие знают. В 1991 году меня заподозрили в поддержке путча ГКЧП, потому что как раз 19 августа я собрал руководителей сельхозпредприятий на рабочее совещание. Пришлось доказывать, что погода была отвратительная, и мы срочно решали: как завершить уборочную, а не о политике рассуждали. И доказать это было непросто. А вы говорите – «конфликтов не было»! Получается, что на каждую смену власти в стране – по своему конфликту.

- Вы 16 лет занимали должность главы Гаврилов-Ямского района и вдруг решили избраться в областную думу. Зачем? Что Вас не устраивало? Вы ведь, наверное, скучаете по своему району?

- Как же я буду по нему скучать, если я там живу? И приемы провожу, и с администрацией общаюсь, и на предприятия езжу. И даже если вижу, что ремонтные рабочие на дороге халтурят - обязательно остановлюсь и выскажу свои замечания. Многим не нравится, мол Бирук не в свое дело суется, ехал бы себе в Ярославль в Думе заседал, а я не могу не вмешаться, характер такой. Мой район и я – это одно целое. Думаю, что немногие главы согласились бы добровольно уйти с должности, чтобы выдвигать свою кандидатуру в депутаты. Но мне интересна работа в Думе. Все новое, все другое, парламентаризму приходится учиться. Здесь, на областном уровне, много проблем, мне очень интересно искать их решения, и чем больше проблем - тем интереснее. А опыт мой, я думаю, здесь свою пользу приносит.

- Вас устраивает фракция «Единая Россия»?

- В этой фракции собрались деловые люди, которые могут конструктивно решать хозяйственные вопросы. Депутат не может быть вне политики, но мой девиз: «Политики должно быть столько, чтобы она не мешала работать». Любую вещь можно заполитизировать, но надо ли это? «Единая Россия» наиболее дееспособна в решении практических вопросов, и это для меня главное.

- Комитет, который Вы возглавляете, занимается вопросами транспорта, строительства и дорожного хозяйства. Что важнее, где приоритет?

- Конечно дорожное строительство. Любой депутат подтвердит: на выборах избиратели очень много спрашивают именно о дорогах, вечной российской проблеме. Нужно работать над пополнением Дорожного Фонда и его рациональным использованием.

- Говорят, готовится поправка, согласно которой штрафы, взимаемые с нарушителей правил дорожного движения, будут поступать в Дорожный Фонд. Она пройдет?

- Надеюсь, что пройдет. Мы говорили о необходимости такой меры еще в феврале. Теперь удалось согласовать эту идею с правительством, и оно само вышло с предложением о включении штрафов в Дорожный фонд. Это поможет увеличить Дорожный Фонд хотя бы до уровня прошлого года. Пока говорим о 200 миллионах, но, не исключаю, что соберем 500-600.

Есть еще два дополнительных источника пополнения Дорожного фонда. Первое - нужно наладить работу пунктов весового контроля, которые могли бы работать раз в 10 лучше. Законодательной базы для этого нет, мы специально узнавали в Москве, но на областном уровне найти решение можно. А второй источник пополнения - более эффективное использование средств Дорожного Фонда. Летом, несмотря на депутатские каникулы, мы работали – создали комиссию, и выезжали инспектировать качество ремонта и строительства дорог. И выяснили, что дорожники делают много лишнего - строят съезды с шоссе к давно заброшенным фермам, и чуть ли не автострады, ведущие к деревням, в которых живет по 3 человека. Если вдумчиво пересмотреть «дорожную карту», сделать акцент на качественном строительстве в первую очередь дорог опорной сети – можно изыскать немалые средства.

- Качество дорог…. Его не ругает только ленивый. Почему у нас так?

- Да, я не рискнул бы обещать, что найду в нашей области жителя, довольного качеством Дураки и дороги.jpgдорог. Причина - мы забыли об элементарных вещах, придется учиться заново. Знаете, когда я работал в ПМК-4, представители Технадзора ходили по пашне, замеряя глубину вспашки линейкой. Каждый день(!) технадзоровцы брали технологическую карту и спрашивали по пунктам: почему не сделали обмазку трубы под переездом, почему не загерметизированы швы, какая у вас марка цемента? Говорят, что в советское времена все делалось плохо. Это не так. Знаете, например, что такое – акт на скрытые работы? Это когда подрядчик трубу закапывает, то делать это он обязан в присутствии заказчика и надзора. И составить акт, в котором укажет глубину, материал, использованный для «подушки», все параметры. Так и было. И если через полгода над этой трубой образуется яма, то жестко спросят с представителя надзора, чья подпись стоит под этим актом. А сегодня нашей комиссии на некоторых объектах даже журнал производства не могли показать! У нас очень слабый контроль качества. Я никого не критикую, но настала пора нам, областным депутатам, областному правительству, вмешаться, и помочь муниципальным властям наладить нормальную систему контроля. Мы заставим заказчиков спрашивать с подрядчиков, так как это положено.

- Настали трудные времена. Федеральный бюджет готовится к секвестру, программы поддержки регионов «урежут». Центробанк намерен прекратить поддержку рубля, вырастут цены. Что нужно делать в такой ситуации?

- Учиться экономии, изживать в себе знаменитую русскую безалаберность. Я добром вспоминаю «старое, доброе, партийное время», но и в нем было плохое. Это сознание того, что «все наше - все ничье». Мы должны понять, что каждый литр воды вылитый просто так - это деньги. Наши деньги. Я сам видел, как дорожники на Московском проспекте грузили в тяжелый самосвал кучу снега. В оттепель, когда этот снег через полчаса растаял бы! Я вижу, как город бездумно заваливают песком и антигололедными реагентами, хотя гололеда не было. Подобных примеров множество – и на управленческом, и на бытовом уровне. Нам предстоит учиться экономить.

наука на будущее.pngА насчет «трудных времен»… Когда они были легкими? Во время международного финансового кризиса? В 90-е годы, когда по 3 месяца не платили зарплату и люди на митинги выходили? В 80-е годы, когда с рюкзаками за колбасой в Москву ездили? Или еще раньше, когда обыкновенный шкаф мог курить только ветеран труда? «Нетрудных» времен не бывает, бывают спады и подъемы. Боль прошлых лет забывается, это естественно для человека, и от этого кажется, что никогда не жилось труднее, чем сегодня. А в чем трудность? В магазинах стиральный порошок, чай, мыло, масло, по талонам, как было совсем недавно? Вы посмотрите – машин на улицах столько, что скоро в таких городах как Гаврилов-Ям пробки будут. Те, кто хочет работать живут лучше, чем раньше. Главное – уметь и хотеть работать, а тем, кто не умеет – учиться. Договариваться. Отвечать за свои слова и поступки. Не сердиться зря. Думать головой, когда что-то делаешь.

* * *

Разговор получился не совсем обычный. Вроде говорили о простых вещах, но в конце беседы стало гораздо понятнее, почему жизнь и карьера Николая Бирука складываются так хорошо. Так и должно быть. А кто не понял почему - может перечитать текст еще раз.

Валентин Тенеров

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?