Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

29.08.2015
Антропология
4230
Мария Ваксман: Из плохого сценария никогда не получится хороший фильм, но не факт, что он получится и из хорошего
Мария Ваксман - сценарист телесериалов. Родилась в Костроме, училась в Ярославле, на Кипре и в Москве. Творит в Подмосковье. Бывает в Лос-Анджелесе. Любит кино. Пишет на заказ. Мечтает написать действительно что-то стоящее...
Мария Ваксман: Из плохого сценария никогда не получится хороший фильм, но не факт, что он получится и из хорошего

 «Она – молодец, самостоятельная. Сама для себя определила направление, свою жизнь и чем будет заниматься. Я горжусь ею. У нее есть голова на плечах, есть профессия, которой она овладевает серьезно и крепко с точки зрения понимания ремесла. У нее есть важные вещи, что касается отношений между людьми, в первую очередь - преданность…».

Такую характеристику известный ярославский актер, директор востребованного у публики Камерного театра, основатель кинокомпании «ЯрСинема» Юрий Ваксман дал молодому сценаристу из Ярославля, ныне - главному редактору компании «Стар Медиа», за плечами которого несколько вышедших в свет картин, участие в кинофестивалях и большой опыт творческой работы.

Сегодня мы беседуем с этим человеком о том, каким тернистым порой бывает путь к своей цели и без чего невозможно стать настоящим сценаристом. Наша собеседница - Мария Ваксман. Как вы догадались, дочь Юрия Ваксмана.

Расскажите немного о себе. Где родилась, училась?

Ваксман2.jpg

- Родилась я в Костроме, но родители жили в Ярославле с момента знакомства. Ярославль - родной город, самый лучший на свете. Училась в первой гимназии - бывшая школа №22. О ней самые светлые воспоминания. А вот с первым вузом я ошиблась, вернее, я просто знала, что туда поступлю: английский и история были профильными школьными предметами. Да и когда мы с семьей жили на Кипре, я обучалась в американской школе –проблем с языком не было. Учиться мне не нравилось, еле дождалась окончания. Зато институт подарил мне друзей, и какие-то педагогические навыки, которые в трудные времена меня просто спасли. Так что я ни в коем случае не жалею, что получила первое образование, иногда оно меня очень выручает. Например, в прошлом году я ездила в Лос-Анджелес на традиционные показы новых сериалов и прекрасно обошлась без переводчиков.

Какие предметы были любимыми в школе?

- Я - гуманитарий. Физику и химию никогда не любила, до сих пор люди, владеющие этими предметами, вызывают восхищение. Зато очень любила алгебру, причем именно алгебру, не геометрию. Если бы жизнь сложилась по-другому, могла бы быть экономистом. Или юристом. У меня, кстати, были проблемы с литературой. Мне не очень нравилась школьная программа, я потом ее для себя открыла, а тогда больше читала произведения за ее пределами, Ремарка, например, Дюма, Конан Дойля. И сочинения давались мне очень тяжело, я их списывала. Учительница иногда ставила на полях номера страниц из книг с собраниями школьных сочинений, откуда я украла тот или иной абзац. Потом она сказала мне, что я свяжу свою жизнь с чем угодно, только не с литературой. И хотя кинодраматургия имеет к литературе весьма опосредованное отношение, все же из школьной программы этот предмет ближе всего к тому, чем я занимаюсь.

Как родилась идея стать сценаристом, почему кинематографический вуз?

- После окончания Ярославского педуниверситета я совершенно не понимала, чем заниматься. Одна знакомая устроилась работать стрингером (корреспондентом, снимающим сюжеты в областях для федеральных каналов). Мне показалось это интересным, и я попросилась в компанию, где она работала, на стажировку. И не прошла ее. Вернее, никто не сказал мне: «Можете больше не приходить». Но и самостоятельно работать не давали. Я поняла, что напрасно теряю время, и попросила папиного знакомого, который в то время работал на телеканале ТВЦ, поискать мне какое-нибудь место. Так я оказалась в Москве, в должности младшего редактора на утреннюю информационную программу. Работа была отвратительная: неделя через неделю пять ночей подряд надо было следить за лентой МЧС и, если появлялась какая-то важная информация, нести ее редактору. И все. Творчеством там и не пахло. Потом у меня появилась небольшая рубрика в этой программе, затем я перешла на другой канал. Но в какой-то момент поняла, что в рамках телевидения мне тесно. К тому времени я немного писала, для себя. В основном стихи и небольшие рассказы. И долго выбирала: пойти на актерский факультет или на сценарный. Но для актерского я была уже слишком взрослой, да и хорошенько подумав, решила, что лучше буду средним сценаристом, чем средненькой актрисой. Первые в любом случае в бескризисные времена обеспечены работой. У меня не было иллюзий, что вот я сейчас выучусь и сразу получу премии всех фестивалей мира. Я шла в вуз именно за профессией, ремеслом. Нельзя быть химиком, не закончив соответствующий факультет. Я убеждена, что ровно также нельзя писать сценарии без соответствующего образования. В редких случаях самообразования, но я человек ленивый, это не про меня.

ВАксман3.jpg

Отец или кто-то еще сыграл в этом свою роль?

- Прямой роли папа не сыграл. Другое дело, что я выросла в театре. Потом к нам стали приезжать съемочные группы, у родителей много знакомых артистов, и, конечно, для меня эта сфера была гораздо ближе и понятнее, чем для большинства людей. И никто из окружения не говорил: «ВГИК? Да ты с ума сошла, кому ты потом будешь нужна? Это несерьезно».

Когда Вы начали писать сценарии?

- В институте и начала. Поступала с рассказами. Писали сначала короткие работы: этюды, новеллы. Потом дипломный сценарий. А через полгода после выпуска был первый заказ - сразу три «мувика» (2-х серийных телевизионных фильма для канала «Домашний»).

Что самое сложное в написании сценария, можно ли научить это делать? Что Вас вдохновляет?

- Не «можно научить», а категорически нельзя не учиться. Сценарий – это математика. Ряд правил, собранных воедино, на которые нанизываются идеи автора. Я не могу сказать, что что-то меня вдохновляет. Я занимаюсь телевизионным кино, а не авторским. И это работа, а не творчество. Здесь нельзя сказать, что я не написала потому, что у меня не было вдохновенья. Со мной просто перестанут иметь дело. Есть договор, и к такому-то числу ты обязан предоставить материал. Если совсем ничего не придумывается, я хожу вокруг дома. Иногда помогает.

А если говорить о первоначальной идее, то меня вдохновляют, если можно так выразиться, истории друзей, случайных знакомых, какие-то разговоры, услышанные в магазине или метро, статьи. Иногда в процессе придумывания одного сценария рождается идея для другого.

Как создаются Ваши сценарии? Вы по особому организуете работу, или существуют методы для создания творческой атмосферы?

- Я беру специальный столик, ставлю на него ноутбук и пишу, не вылезая из кровати. Так заработала себе остеохондроз. Надо как-то перестраиваться. Вероятно, это дело привычки, но за столом работа идет хуже. Ругаю себя, родные еще больше. Муж обещает выкинуть этот стол вместе с компьютером. Обещала с понедельника работать исключительно сидя. Со страхом жду понедельника.

Что нужно настоящему сценаристу? Без чего невозможно состояться в профессии?

- Без жизненного опыта. Выпускник ВГИКа, пришедший туда после школы, очень редко сразу начинает писать. О чем может сказать человек, который не видел ничего страшнее двойки за экзамен и веселее институтских пьянок? Все-таки сценарист должен пройти через какие-то испытания, попробовать себя в разных профессиях, узнать самых разных людей, побывать в разных местах. Когда я получала первое образование, пять лет в ресторане отработала. Потом было телевидение, во время кризиса 2008-го преподавала английский. И друзья мои через что только не прошли. Я с легкостью могу придумать 5-10 вариантов того, как человек может поступить в сложной жизненной ситуации, потому что у меня неплохой багаж человеческих историй в голове.

Что, по-Вашему, важнее: герой или сюжет?

- Важно все. Но у нас в телевизионном кино считается важнее сюжет. В американском наоборот, они идут от героя. Мне в этом смысле наш подход ближе. Если придумана очень интересная история, грамотный сценарист выведет характер. А если есть ну очень интересный герой, который при этом решает какие-то нехитрые бытовые проблемы, через пятнадцать минут зритель, вероятнее всего, переключит канал. Хотя в нашей профессии успех на сто процентов просчитать невозможно, да и зависит результат не только от работы сценаристов. К сожалению.

Что нужно, чтобы сценарий стал успешным?

- Хороший режиссер, хороший продюсер, хороший оператор. Кино - творчество коллективное. Одного сценария мало. Как говорят у нас: «Из плохого сценария никогда не получится хороший фильм, но не факт, что он получится и из хорошего».

Что отличает профессионального сценариста от дилетанта?

- Знание основ кинодраматургии и готовность воспринимать разумную критику, работать над сценарием. У нас очень мало профессионалов и очень много графоманов. И это тоже от того, что считается, что сценарий может написать каждый, кто хоть что-то пишет.

Часто ли приходится переписывать сценарий?

- Постоянно. И не всегда он становится от этого лучше. Мы зависимы от телевизионных редакторов, а там, увы, далеко не всегда сидят профессионалы.

Были ли случаи, когда режиссер своим видением менял сюжет картины до неузнаваемости?

- Бывало. Бывало, что хотелось снять свою фамилию с титров. К сожалению, почти всегда выходит не то, что хотелось. Артист заболел - переписали сцену. Бюджета нет - переписали сцену. Режиссеру не нравится – переписали сцену. Честно говоря, только дважды мне понравился результат. Сейчас несколько картин в производстве, в том числе длинный сериал, очень любопытно, что получится.

Есть ли идеалы, к которым хочется стремиться? Если нет - просто, что нравится из кино современного и не очень, западного и российского, в плане сценариев и самих кинокартин?

- Из российского (повторюсь, я специализируюсь пока только на телекино), пожалуй, могу отметить только Алену Званцову. Это не означает, что кроме нее нет хороших специалистов. Есть. У меня несколько чудесных соавторов. По проекту одного из них, Игоря Тер-Карапетова, сейчас снимают международный проект. Но работы Алены («Прощай любимая», « Московские сумерки», «Небесный суд») – те немногочисленные российские сериалы, который я смотрела до конца и без перемотки.

Иностранных много: «Родина», «Подпольная империя», «Карточный домик» и т.д.

Что нравится больше писать - детективы или мелодрамы? Есть ли задумки отойти от этих жанров?

- Я не люблю мелодрамы в чистом виде. В общем-то, я писала только одну, и это была экранизация по заказу. Сама я вряд ли бы взялась за такой сюжет. Есть несколько романтических комедий. Этот жанр мне близок. Детективы никогда не собиралась писать, но так вышло, что написала их больше сорока часов и незаметно для себя стала в них неплохо разбираться. Я писала и мистику, и драму, и комедии. Не все, что написано, вышло на экран. Хотя я работаю исключительно на заказ, писать в стол мне некогда. Просто бывают разные причины, почему сценарий не доходит до производства. Не писала фантастику и ужасы, эти жанры совсем не мои. Даже если предложили, пожалуй, я бы отказалась.

Трудно ли работать в соавторстве?

- Легко! Одна голова хороша, а две лучше. А еще веселее, быстрее и качественнее. Последнее время я пишу только в соавторстве. Хотя не исключаю, что в артхаусе наоборот.

Считается, что российский кинематограф сейчас в глубоком упадке. Нет по-настоящему стоящих сценариев, кинокартин. Нет ярких характеров, фильмы в большинстве своем однотипны, рассчитаны на «широкую» аудиторию. Как, по-Вашему, обстоят дела в этой сфере. И если Вы не согласны с этим мнением, какие примеры Вы можете привести, чтобы доказать обратное?

- Так и обстоят. Дело в различных запретах на наших каналах. Почему-то считается, что наш зритель не поймет, например, героя, который мстит преступникам, убивая их, или героя, который, узнав о том, что смертельно болен, начинает производить наркотики. При этом наш зритель почему-то с удовольствием смотрит в интернете «Декстера» и «Во все тяжкие». Почему-то считается, что в «Сексе в большом городе» героиня может позволить себе случайную связь, а героиня отечественного сериала ни в коем случае, либо эту связь надо сто раз оправдать. До тех пор пока мы «не откроем границы» и не перестанем изображать из себя пуритан, ничего не изменится. Тогда хороших сюжетов станет больше, а сюжетные ходы станут более разнообразными.

Можно ли в России стать востребованным сценаристом, и что для этого нужно?

- Написать хорошую историю. И все. Если вы предложите хорошую историю, у вас ее купят. Поверьте. Никогда действительно хорошая, интересная, выстроенная по правилам драматургии история не пропадет.

Не секрет, во многих сферах возможность заявить о себе напрямую связана с тем, есть ли у тебя серьезный покровитель. Можно ли это отнести и к киноиндустрии, или так или иначе талант всегда сможет пробиться?

- Что касается сценария, не нужен никакой покровитель. Как я уже говорила, нужен профессиональный подход. Но вы спрашиваете о киноиндустрии в целом, и здесь дела обстоят немного по-другому. Сюда, возможно, подойдет фраза: «таланту надо помогать, бездарность пробьется сама». Это утрированно немного, конечно, но у режиссеров есть любимые актеры, у кастинг-директоров тоже. И молодые артисты могут годами ходить по кастингам. Рано или поздно талант наверняка заметят. Но дождется ли он этого «поздно»? Не уйдет ли в менеджеры? Не вижу ничего плохого, если кто-то поможет талантливому новичку, но действительно талантливому.

Почему Ярославлю Вы предпочли Москву, дело только ли в больших возможностях для самореализации или были какие-то еще причины?

- Я не люблю Москву. Это город-вампир. Выжимает из человека все соки. В Москве некогда «дышать», все на бегу. Поэтому я живу в Подмосковье, у нас рядом лес и два озера, это немного компенсирует московский бардак. Но когда-нибудь вернусь домой. Поэтому причина переезда - только возможность самореализации.

Чем Вы занимаетесь сейчас, место работы, и насколько это связано с написанием сценариев? Эта работа мешает или помогает в творчестве?

- Обычно у профессионального сценариста место работы одно - сценарист. Но я последний год больше главный редактор компании «Star Media», чем сценарист. Так уж вышло, что работа отнимает у меня почти все время, поэтому сейчас пишу всего один сценарий, для компании, где работаю. Но совсем не писать нельзя, после долгого перерыва может уже не получиться.

В каких кинофестивалях Вы участвовали, и где Ваши сценарии получили признание?

- Я в профессии полноценно всего третий год. И пока не считаю, что сделала что-то, за что должна получать награды. Но парочка есть – «За популяризацию молодежного кино» в фестивале «Отражение», спецприз на фестивале «Улыбнись, Россия». Это не призы именно за сценарий, а за фильм, т.е. они принадлежат всей команде.

Удалось ли Вам выразить себя как личности, творческому человеку или поиск продолжается, и большой шедевр еще впереди?

- У меня нет шедевров. Разумеется, я хотела бы написать что-то стоящее, возможно, полнометражную эксцентричную комедию. Но по ряду причин пока это невозможно. Надеюсь, ситуация изменится.

Есть ли у Вас готовые, не экранизированные сценарии?

- Есть, но они все куплены, возможно, еще появятся.

Планы на будущее?

- Я не строю планы. Просто много работаю, если речь о профессиональной деятельности. Сейчас мы в «Star Media» разрабатываем любопытную историю о человеке, который попал в кому и проснулся через 40 лет. В душе ему 18, и он опальный рокер, а на самом деле он уже пожилой дядька, проспавший все на свете. На мой взгляд, очень интересная тема. Люди бывает и без комы «просыпают» свою жизнь, боясь ее менять, делать какие-то важные шаги, не решаясь сказать кому-то «да» или «нет». Может, этот фильм, если он состоится, подтолкнет кого-то к мысли, что у него-то еще есть возможность стать счастливым.

В судьбе каждого встречаются люди, благодаря которым жизнь меняется или делает резкие повороты. Были ли у Вас такие судьбоносные встречи?

- Так чтобы я пообщалась с каким-то мудрым старцем и поняла, что мне срочно надо менять свою жизнь – нет. Но все люди, которые меня окружают: близкие друзья, семья, просто знакомые так или иначе на меня влияли и продолжают влиять. Это прекрасно, когда кругом столько чудесных людей, у которых можно чему-то поучиться. Или использовать их жизненные истории для работы. Кстати, почти все мои друзья и бывшие одноклассники, однокурсники «засветились» в моих проектах. Мне очень тяжело придумывать имена. Поэтому я ворую их из жизни. В прошлом году писали детектив на 24 серии, там в каждой серии новые персонажи. Пришлось чуть ли не с садика имена вспоминать.

Что важнее в жизни - семья или карьера? Кем работает муж, спокойно ли он относится, если на работе случается страшная загруженность?

- Семья, конечно. Мне кажется, найдется очень мало людей, которым на самом деле важнее карьера. Просто представьте: человеку объявляют, что завтра последний день его жизни. И он утром бежит в офис, чтобы успеть закрыть все дела. Бред же. Конечно, он проведет его с близкими людьми.

У меня не случается страшная загрузка, я в таком состоянии перманентно. Я начинаю работать, как встану, и заканчиваю, как лягу. Иногда работаю и в выходные. А еще мне могут позвонить практически в любое время или назначить встречу в 10 вечера. Муж нормально относится, он сам работает примерно в таком же режиме. Хотим, конечно, когда-нибудь сбавить обороты, открыть какой-нибудь милый бизнес для души, но загадывать неразумно, жизнь - самый непредсказуемый сценарий.

Беседовала Анастасия Леонидова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?