Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

16.03.2015
Антропология
2671
Владимир Фейертаг: Я - атавизм советского просветительства

Вряд ли кто-то в нашей стране сегодня знает о джазе и джазовых музыкантах больше, чем Владимир Борисович Фейертаг. Заслуженный деятель искусств России, филолог, музыкант, историк, организатор и ведущий джазовых фестивалей и концертов, начиная с советских времен, автор книг и страстный популяризатор джаза - это все он. Сегодня, как и много лет назад, его жизнь - джаз. 

Владимир Фейертаг: Я - атавизм советского просветительства

Нам удалось побеседовать с ним перед очередным концертом фестиваля «Джаз над Волгой». Все годы Владимир Борисович - бессменный его ведущий, и это стало уже нерушимой традицией.

Несмотря на многочисленные регалии и заслуги, Владимир Фейертаг оказался потрясающе открытым и чутким собеседником с великолепным чувством юмора.

Вам удается совмещать невероятное количество всевозможных вещей - Вы музыкант, историк, автор книг, ведущий концертов, музыковед. Когда Вы все успеваете, или чудесным образом в ваших сутках стало 25 часов?

- Не все сразу. Когда-то был больше филологом, когда-то музыкантом, но все это в сумме дает некую осмысленную эрудицию, благодаря которой можно заниматься музыкальной культурой. Филология для начала - умение грамотно изъясняться. Я благодарен филфаку еще и потому, что изучал языки. По крайней мере, специальная джазовая литература на иностранном языке для меня – не проблема. В свое время у нас были польские и чешские журналы о джазе. Я их выписывал, читал со словарями. Мне нужна информация на русском, а ее в стране нет. Что делать? Надо учить языки, и филология помогла. Сейчас в совершенстве владею немецким, чуть хуже - английским, по-французски читаю. Да, меня учили музыке. Я сын музыкантов, и некуда было от этого деться. Я очень огорчил своих родителей, уйдя в джаз. Они, конечно, видели мой успех, были мной довольны. В то время я уже вел афишные концерты, читал лекции, ходил на научные конференции по джазу. Но папа был неумолим и говорил: «Все неплохо, но серьезный человек этим заниматься не станет». Папа - дирижер симфонического оркестра, скрипач- считал джаз несерьезным делом. Убедить его в обратном было невозможно.

По-вашему, лишь классическое музыкальное образование не давало вашим родителям по достоинству оценить Ваш успех?

- Джаз - музыка определенного времени. Было поколение, которое уже не могло примкнуть к джазу. И это не только в России, но в Америке и других странах. Это - общее положение. Потом было поколение джазовое, бурное. Это расцвет мирового джаза - эпоха проявления общечеловеческой свободы, большей в сравнении с тем, что было раньше. Появляются разные новинки, в том числе и джаз, за которыми гоняются. Для западного мира - это 30-е годы прошлого века - настоящий джазовый бум. Россия опаздывала, поскольку мы жили изолированно.

Победное джазовое шествие началось с Америки?

- В Америке началось, но «зараза» распространялась быстро. Это долгая история. Ведь Америка в двадцатом веке является практически донором культуры и моды. Почему? Эта страна, не воевавшая на своей территории, не разрушена, а Европа дымится в руинах. Пожалуйста, мы вам дадим наши мюзиклы, рок-н-ролл, веселитесь, отдыхайте, танцуйте - танки в сторону, жизнь идет. В экономике готов свой продукт, а в музыке - джаз. Уставшая от войн Европа потребляла это большими глотками. Джаз - это явление века. Одно из трех, которые, по мнению специалистов ЮНЕСКО, изменили мир. Кроме джаза, были названы еще кинематограф и авиация.

Существует ли какое-то универсальное определение джаза, и в чем секрет его фантастической популярности?

- Джаз - это полная переделка музыкальной культуры. Мелодия отыграла свою роль, на первое место выходит ритм. Мелодию пишут отдельные гениальные люди, спасибо им, но ритм делает любой. Мы создаем физическую ауру для людей, которые могут «потреблять» эту, так называемую, музыку без мелодии. Симфоническая музыка приносит миру красОты высшего порядка - это для элиты, подготовленной публики, которая способна слушать концерт и оценить это. А какая музыка принесла миру господство ритма? Джаз.

Я музыковед и дам такое определение джаза - это вид музыкального исполнительского искусства. А для обычного слушателя джаз - это ритм. В музыке есть три элемента - гармония, мелодия и ритм. Что ловит в первую очередь слушатель? Ритм. А после оценивает: какая мелодия, гениальна ли она, будет определять, хороша ли гармония. Для меня джаз - часть самой интересной музыки, потому что он связан с неожиданностями, в нем есть импровизация, каждый музыкант по-своему подходит к теме.

С чего началась Ваша джазовая история?

- Я умел импровизировать. Есть два типа музыкантов. Гении, рожденные для музыки,- рояль для них откровение, они не могут оторваться от него, становятся великими музыкантами и исполнителями. Есть музыканты другого сорта - им дано умение играть на слух. Человек с внутренним слухом способен что-то сыграть без нот - вот первый шаг к свободе, импровизации.

Я учился музыке, неплохо играл Бетховена, меня переводили из класса в класс, прочили, что в 12 лет я буду играть Грига. А во время войны мы с другими детьми ходили в госпитали и давали концерты, читали стихи, пели. Я садился за рояль, импровизировал и играл попурри на тему Великой Отечественной войны, которое сочинил сам. Конечно, это было беспомощно, но за это попурри у меня было 10 грамот, и ни одну за Бетховена я никогда не получил. И тогда пришло понимание - публика хочет легкости, понятной ей музыки. С 17 лет я студент - филолог. Мы с однокурсниками организовали оркестрик, играли на студенческих танцевальных вечерах на слух фокстроты. Но тогда это считалось джазом. Этот путь был пройден в каждой стране, только в Америке на 30 лет раньше. Когда в Новом Орлеана грузчики-работяги брали трубу, подражая профессионалам, у них получалось нечто ритмичное, они вносили свой блюзовый дух. Появилась музыка, непонятная никому, и вдруг открытие - это так интересно. А дальше она приобретала классические формы под влиянием белых – давайте сочинять мелодии, или - как обойтись, скажем, без куплетов, без них публика будет сбиваться с ритма.

Наши джазмены и музыканты других стран отличаются?

- Сегодня нет. Закройте глаза и не определите, кто играет - черный или белый, еврей или русский мальчик. Джаз находится на высоком уровне, профессиональное образование есть во всех странах, и все выпускники не каких-нибудь, а джазовых консерваторий. Поэтому сегодня отличить невозможно. Джаз многолик.

На Западе люди придумывают значительно больше, чем мы. Там безработица и масса талантливых музыкантов, которые готовы играть, а места нет. То, что мы вычисляем джазовых гениев - это гении случая, такие есть еще, но первым повезло больше с менеджерами, их раскрутили. В России также - это нормальный конкурентный мир. Но у нас присутствует еще вторая часть – остатки советской психологии. Если я считаюсь лучшим - не позволю никому быть вторым. Есть такое в российских музыкантах. Мы монополисты во многом, потому что нет внутренней свободы.

Иногда джазовые музыканты, говоря о своих коллегах, оценивают их творчество как нечто далекое от джаза. Как Вам это нравится?

- Это - вкусовщина. В джазе множество направлений. За свою 150-летнюю историю он прошел все: романтизм, сентиментализм и авангард, свои ретро и классику. И все вместе есть сегодня в джазе. Один ансамбль может взять отовсюду понемногу - эклектика. Ради бога, почему нет.

Русские классики: Римский-Корсаков, Глинка, Чайковский часто вставляли в свои произведения элементы народной музыки. Но почему я, импровизируя с «Подмосковными вечерами», не могу вставить блюзовые ходы? Я это и делал, называя это russian blues или folk music. Как хочу, так играю и называю. Каждый музыкант находит себе какое-то философское обоснование музыкальной темы, и поехали - это джаз. И если в этом появляется какой-то элемент неакадемической музыки, то есть элемент звуковой свободы, это прекрасно. В джазе все правильно.

Мне кажется, сегодня разделить жанры невозможно. Музыканты начинают играть джаз, а публика чувствует, что пришла на этническую музыку, или в роке слышны элементы джаза. В последнее время это нормально. В мире все смешалось, никого ничем не испугаешь. На Западе давно это сделано и переделано.

Любой ли музыкант может играть джаз?

- Нет, к джазу нужно обязательно иметь прирожденную способность - особое чувство ритма. Это самое главное. Учиться джазу может человек с хорошим музыкальным слухом, но если у него нет чувства ритма, и это не поддается воспитанию, его отчислят и посоветуют идти на классику.

Современный джаз - это академизм или творческая импровизация?

- Это все время импровизация, с самого начала. Ее может быть больше или меньше. Музыканты могут обговорить композицию, но для публики музыка - всегда откровение. Почему интересно публике? Если она знает записи Эллингтона, была на концерте Армстронга, слышит знакомую пьесу, в новом варианте, и благодарит музыкантов, потому что это не повторение, а новое звучание. Сегодня есть музыканты, которые играют так называемое ретро и копируют великих мастеров. У нас по России ездит оркестр Глена Миллера. Играет тот репертуар, его помнят, публика сходит с ума. Но они играют не как Миллер, это, в какой-то степени, спекуляция. Но без этого не обойтись, публика хочет слышать эту музыку. Если люди идут на пятую симфонию Чайковского, а не на третью, вы ничего не поделаете, пятая популярней.

На многочисленных джазовых фестивалях и концертах Вы - бессменный ведущий, но на Западе их нет?

- Я - атавизм советского просветительства . Идеологическая работа в Советском Союзе была на высшем уровне. Даже концерт Бетховена обязательно проходил с лектором. Найдите мне хоть одну книгу в Советском Союзе, переведенную с любого языка, без предисловия советского литератора. Не было таких книг. Сейчас это - пережиток. Сегодня вы покупаете Шелдона и просто читаете. На Западе никакие фестивали никто не ведет. И я не стараюсь объяснить публике, что такое джаз. Я просто пытаюсь настроить слушателей на ту музыку, которая прозвучит. Что-то скажу о музыканте, и ему будет «теплее» играть. Я выполняю роль «поварешки» перед тем, как суп разольют по тарелкам.

Однако считается, что Ваше участие в концерте дает 50% успеха.

- Это слышать приятно, но далеко от истины. Если я не приеду на фестиваль, он все равно состоится. Если не будет музыканта - фестиваль отменят. Роли у нас разные, без меня можно обойтись.

Вы устраивали первые фестивали в Советском Союзе. Но считается, что в то время джаз не понимали и не принимали?

- В Советском Союзе с джазом было все не так плохо. Наша страна всю жизнь жила двойной моралью. С одной стороны, в 30-е годы сажали, репрессировали людей, тогда музыкантов, как и прочих, вырывали из жизни, и уничтожали. Но руководствовались не ненавистью к джазу, а доносами, человеческими отношениями, рассказанными анекдотами, политической целесообразностью. Я как историк изучал дела репрессированных в те годы джазменов. Нигде в обвинениях не встречается - играл в джаз. Формулировки другие-контакты с иностранцем, измена родине, что угодно, но слово «джаз» не упоминалось.

Да, джаз критиковали - зарубежная музыка, буржуазная культура. Тем не менее, пластинки выпускались, под него танцевали, вечера за закрытой дверью и - делай что хочешь. Мы запрещаем, но мы же и пользуемся. Так было всегда. Единственно тяжелое время для джаза 1946-53 годы, последние годы сталинизма, антиинтеллигентские компании, джазовые оркестры распускаются. Но нелегально, в ресторанах, клубах джаз все равно играли. Но только танцевальный джаз, никаких концертов и фестивалей, естественно не было. А потом пришла «хрущевская оттепель», зарубежные контакты, джина выпустили из бутылки и начинается другая история. Дальше нужно было завоёвывать аудиторию, не только клубную, но и филармоническую. Как это сделать? С помощью абонементных филармонических циклов. Это делали в России. В других странах этого не требовалось. У нас интеллигентному человеку, желающему послушать джаз, не хотелось идти в прокуренный клуб. Принесите мне джаз в филармонию - тогда я схожу и буду счастлив. Вот так. Первый абонемент я организовал в Ярославле в начале семидесятых прошлого века в клубе «Гигант». Тогда Ярославль был впереди России всей. Позже джаз начали исполнять на сцене филармонии.

Зачем Вам это нужно?

- Дело в том, что и в Советском Союзе, и в нашем капиталистическом российском государстве, если Вы не будете менеджером самому себе, вы ничего в своей профессии не сделаете. Это касается любого дела. Я работаю в такой нише, где менеджеров почти нет. Я сам иногда организую концерты, генерирую идеи, могу предложить их музыкальному обществу или филармониям.

Беседовала Анастасия Леонидова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?