Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.06.2014
Ярославль
1635
Тенденции развития российского туристического рынка
Вернувшись из очередной командировки по стране (на этот раз – Дагестан), приплюсовав еще несколько российских городов в коллекцию изученных, я попытался сделать прогноз развития российского туристического рынка на ближайшие два-три года. Получилось, что определяться он будет четырьмя направлениями, каждое из которых будет влиять на российский туризм по-своему.
Тенденции развития российского туристического рынка

Направление 1.

Крым. Фактор одновременно политический и экономический, где от политики и экономики туризм зависит порядочно, Несмотря на высоту заявлений о важности проникновения российского туризма в Крым, несмотря на нескончаемый поток информации в прайм-тайм в лучших СМИ о том, как развивается это направление, не нужно ждать серьезного роста. Рост будет, но рынок от этого с ног на голову не повернется. Во-первых, Крым пока не готов, до сих пор многие тамошние «объекты коллективного размещения» не работают по безналу, к которому привыкли российские компании, документооборот тоже не соответствует российским стандартам. Во-вторых, многие глобальные российские компании, которым спустили разнарядку на заполнение Крыма, не спешат это сделать. Не потому, что не хотят, а потому, что у них исторически сложилась своя инфраструктура соцкультбыта, в том числе на берегах Черного моря. Её нужно заполнять, повышать эффективность, выводить на безубыточность, учиться зарабатывать не только на природных богатствах, но и на индустрии гостеприимства. В-третьих, инфраструктура Крыма, которая не дотягивает до инфраструктуры российской, которая, в свою очередь, не дотягивает до инфраструктуры европейской.

Итого по пункту 1: влияние на развитие российской туристической отрасли – 5%.

Направление 2. Заграница.

Путешествие по миру для многих россиян стала такой же привычкой, как поход раз в неделю в супермаркет за продуктами. Достаточно сходить за подтверждениями в любимый мною «Фейсбук» и посмотреть фотоотчеты друзей о путешествиях. Складывается ощущение, что ни маленькие экономические кризисы, ни большие экономические санкции этот расклад уже не изменят. Времени, когда россияне вдруг стали «ездить по Европам», прошло немного, поэтому потенциал этого рынка еще совсем не исчерпан. Обратите внимание, как изменились фотоотчеты в социальных сетях: все меньше пляжей и бассейнов, все больше исторических и природных достопримечательностей, спортивных соревнований, активного и экстремального отдыха. Вариантов для отдыха много везде, но комфортнее и безопаснее пока все-таки там, не в России. Сегмент российскими туристами до сих пор до конца не изучен, совсем не исчерпан. Тем более там, за Турцией, Египтом и Европой – лежат Америки, Азия, Африка. Надо думать, иностранные маркетологи даже не принимали особенных усилий, чтобы завлечь неизбалованного российского туриста к себе, они сами туда едут. А придет время – включат все нужные кнопки и механизмы для привлечения и удержания.

Итого по пункту 2: влияние на развитие российской туристической отрасли – 15%.

Направление 3. Внутренний межобластной туризм.

Это направление, если все будет происходить так, как происходит сейчас, пусть даже медленно, грозит в ближайшие годы стать главным в российском туризме. По множеству причин. И потому, что российские туристы, отведавшие Европу, уже начинают находить красоту рядом (или просто просыпается ностальгия по деревенскому детству). И потому, что у этих самых российских туристов появляется возможность в течение года не только «увидеть Париж и умереть», но также съездить в свое родовое гнездо, на Валаам, да и на Суздаль денег останется. И потому, что сервис в российской провинции пусть медленно, но растет. И – самое главное – люди, отвечающие за развитие туризма в регионах, тоже медленно, но начали понимать, что для них важен не только однодневный иностранный турист, который увидел медведицу Машу, сравнил картинку на российской купюре с оригиналом на площади, купил матрешку и тарелку и уехал. На своем «was born in Russia» тоже можно зарабатывать, если захотеть. Отсюда и многочисленные туристические форумы в регионах (их содержание пока мало похоже на то, что привлекает людей и экспертов в регионы, но лиха беда начала!). Отсюда и специализированные агентства, которые разрабатывают программы привлечения людей в ту или иную область не потому, что она «столица Золотого кольца» или «пуп Земли», а потому что здесь есть комплекс интересных для внутреннего туриста продуктов/ событий/ объектов. Отсюда и постепенное появление мероприятий событийного туризма, непохожих на всеобщие и надоевшие всем масленицы и проводы русской зимы. То вспыхнет яркой фотовспышкой фотопарад, то прогремит добрый рок-фестиваль, то джаз заиграет над Волгой. Регионы проснулись, начинают пока еще не бороться, но уже привлекать к себе внутреннего туриста.

Итого по пункту 3: влияние на развитие российской туристической отрасли – 20%.

туристический.jpg

Направление 4. Внутриобластной туризм.

Пока это самая недоразвитая часть туризма. Несмотря на то, что некоторые губернаторы с сожалением отмечают, что люди плохо знают свою область изнутри, а туроператоры им поддакивают, отмечая популярность выездного туризма, но не поездок между городами в границах одного региона. Подозреваю, что на самом деле таких путешественников много, просто они не попадают в туристическую статистику. Например, автор этих строк, живущий, так уж случилось, в Москве, раз пятнадцать в год приезжает в разные города Ярославской области, часто – с фотоаппаратом и посещением того или иного малоизученного, но все-таки объекта туристического показа, только, скорее всего, в статистику туризма он не попадает. Для того чтобы этот туризм развивался, усилий туристических игроков недостаточно. Должна быть воля власти, которая когда-нибудь поймет, что туризм по своей же области не только позволит пополнять местные бюджеты, но будет учить детей любить Родину, знать историю. А это иногда важнее текущего состояния бюджета. Конечно, это не только туризм, это, скорее, патриотические и образовательные проекты, которые влияют на развитие региона, в том числе на его туристическое составляющее, правда, не сегодня, а несколько лет спустя. Кто из власть имущих поймет это первым, тот будет снимать сливки от этого направления туризма через несколько лет. Кроме того, должны появиться эксперты, которым интересно делать концепции развития не только мира, страны и региона, но даже маленького муниципального района, при этом делать добротно и ответственно. Воля власти (пока на словах) уже проявляется, эксперты такие тоже появляются. Дело за малым – объединить усилия.

Итого по пункту 4: влияние на развитие российской туристической отрасли – 10%.

Настоящие профессионалы, усмехнувшись, скажут: «А как же статистика, уважаемый товарищ? В сумме перечисленные цифры дают только 50%, где вторая половина?» Усмехнувшись, отвечу: туризм – это не только цифры, статистика и прогнозы. Это еще эмоции и ощущения, от которых на ту самую вторую половину и зависит развитие туристического рынка. Часто именно эмоции и ощущения определяют направление следующей поездки – Севастополь, Италия, Карелия или соседний маленький городок. В том, что туристический рынок будет развиваться именно так, я не сомневаюсь. Время покажет, а на каком-нибудь туристическом форуме года через три об этом можно будет подискутировать. Например, на «Visit Russia» в Ярославле.

Андрей Тутариков,

журналист - путешественник

Опрос
10 сентября 2017 г. состоятся выборы Губернатора Ярославской области. Примете ли Вы в них участие?