Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

05.03.2018
Ярославль
3982
Чему можно поучиться у Праги? Извлекать правильные выводы из уроков истории...

...и находить тонкую грань между космополитизмом и самоидентичностью


Прага - удивительный город. Живет здесь 1,3 млн. человек, т.е. это - мегаполис, а такое ощущение, что ты находишься в городке с населением не более 100 тысяч. В прекрасном средневековом городе.
Чему можно поучиться у Праги? Извлекать правильные выводы из уроков истории...
карлом мост1.jpgНедавно вашему покорному слуге посчастливилось посетить красавицу-Прагу. Непередаваемый образ чешской столицы наверняка знаком многим. Между тем, в ней есть какой-то особый магнит, природа которого удивительна, сложна и многогранна. В 14 веке город стал столицей Священной Римской империи (средневекового аналога Евросоюза), воплотил собою лучшие градостроительные практики и обеспечил расцвет всех чешских земель. Осенью 1918 здесь, с балкона Общественного дома рядом со старой Пороховой башней было объявлено о создании Чехословацкой республики – одной из первых после I Мировой войны (сама война к тому моменту официально ещё не закончилась). В мае 1945 здесь завершилась последняя стратегическая операция Великой Отечественной.
В советское время ЧССР считалась едва ли не самой экономически развитой страной «Восточного блока». Так что «социализм с человеческим лицом» там, в известной степени, построили ещё до событий 1968 и тем более 1989 годов. А сегодняшний хозяин Пражского Града, президент Милош Земан остаётся едва ли не главным пророссийским политиком в охваченном санкционной истерией и повальной «толерантностью» Старого света. Прага всегда была в центре европейских событий, но всегда жила немножко наособицу. Именно эта «особость» так привлекает внимание. И позволяет разглядеть в городе на реке Влтава нечто большее, чем просто богатую историю, величественную архитектуру и изумительные панорамные виды.


Парковки и стоянки

Улица Иечна без пробок (1).JPGПервое, что привлекает внимание на подъезде к историческому центру чешской столицы – отсутствие пробок. Честно: на всём пути от аэропорта до отеля я не видел ни одной. И это – в городе с населением 1,3 миллиона человек. Показательный пример: на фото ниже представлена одна из магистральных центральных улиц – Йечна – в воскресный день (сравните, скажем, со Сретенкой или Моховой в Первопрестольной). Причин тому несколько. Прежде всего, исторические районы преимущественно поделены на зоны платной парковки. Скажем, для местных жителей предназначена «синяя» зона, помеченная надписью «Reserve». Для пользования такими стоянками резиденты покупают годовой абонемент (по весьма приемлемой цене). Также есть зоны для гостей города, время парковки на которых ограничено несколькими часами.
Улица Сокольска без пробок.jpgЖелающих нарушить откровенно немного, ибо санкции за несоблюдение правил парковки весьма жесткие: от нескольких десятков до нескольких сотен евро. По курсу единица европейской валюты стоит примерно 25 местных крон. Оплата эвакуатора обойдётся примерно в 1350 крон (не считая посуточной тарификации на штрафстоянке). Снятие блокиратора с колёс обойдётся уже дороже: помимо вызова специалиста придётся заплатить штраф около 1800 крон. При этом, хорошей зарплатой в Праге считается 30 тысяч крон. Пару раз бросил машину в неположенном месте – 10% месячного дохода как не бывало. Так что лишний раз подумаешь – стоит ли брать «железного коня», чтобы добраться до соседнего магазина. Что показательно – за нарушениями в Праге следят строго и штрафуют реально. Без слёз и сантиментов. Что автор этих строк мог засвидетельствовать лично, прогуливаясь субботним днём по улице Югославской в районе Винограды. 

20180104_154616.jpgПри этом ограничение въезда в центр компенсируется большим количеством многоуровневых стоянок. Есть даже бесплатные, например, на окраинах и в некоторых торговых центрах. Те же, где всё-таки придётся раскошелиться, стоят относительно недорого. Места за 50-70 евроцентов в час найти относительно несложно. Хотя, конечно, имеются и подороже. Паркинги организованы и в исторической части города – скажем, рядом с Железнодорожным вокзалом или на улице Оплеталова. Так что альтернатива парковкам на проезжей части есть. В этом, кстати, состоит кардинальное отличие от «проекта», который пытались ввести у нас в Ярославле с лёгкой руки Алексея Малютина и Игоря Блохина. Как известно, эти товарищи просто хотели расставить знаки с паркоматами – и тем ограничиться. Да и ценник за час был покруче, чем в чешской столице (в сопоставимых ценах). К счастью, дело не выгорело.


Транспорт и организация дорожного движения

трамвай.jpgВ Праге хорошо развит и общественный транспорт. В городе действует автобусное сообщение, метро (открыто в 1974 году, имеет три линии и шесть десятков станций) и, конечно же, знаменитые пражские трамваи. Право, они заслуживают отдельного упоминания. Это самый старый вид транспорта – движение было открыто ещё в 1875 году. Сегодня действует порядка 30 маршрутов. Вагоны местного производства – «Татра» (постарше) и «Шкода» (поновее). Первые смотрятся особенно колоритно. Рельсы положены вровень с проезжей частью и не создают никаких помех для автотранспорта (поэтому трамвайная сеть довольно плотно охватывает даже исторические районы Прага-1 и Прага-2). Такой способ организации движения может стать ответом на спор сторонников и противников трамвая в Ярославле. Здесь у Праги действительно есть, чему поучиться. Да, обустройство подобных путей – вещь недешёвая. Но, во-первых, у нас и маршрутов не тридцать с лишним, а почти в десять раз меньше. А во-вторых, в сочетании с другими элементами инфраструктуры дело быстро окупится. Кстати, цена проезда в чешской столице вполне демократичная. Билет на полтора часа стоит 30 с небольшим крон, суточный – порядка 110 крон, месячный – 550 крон (сравните со штрафами за неправильную парковку).
такси.jpgНаконец, в городе активно работают такси. Они кучкуются на специальных стоянках с табличками, организованных в самых людных местах. Среди таксомоторов в массе своей опять-таки преобладают «Шкоды». Наиболее популярны «Октавии» (они буквально везде), на втором месте – представительские «Супербы».
Наконец, ещё одна причина защиты от пробок во многом кроется в самой планировке города. Дело в том, что, в отличие от большинства средневековых городов Южной, да и западной Европы, значительное количество улиц Праги отличается вполне приличными размерами (исключение составляет разве что Карлова улица, соединяющая одноимённый мост со Староместской площадью, да прилегающие переулки). Притом, часть из них была спроектирована так изначально. Яркий пример – так называемый Новый Город (Нове Место), основанный в середине 14 века императором Карлом с порядковым номером «четыре». Товарищ для своего времени был весьма прогрессивным, интересовался передовыми градостроительными практиками, а главное – не боялся экспериментировать и привлекать для этого иностранцев (этакий наш Пётр с номером «один»). Так было и с новыми кварталами, призванными объединить два ранее существовавших исторических района – Старе Место и Вышеград. Ответственным за проектирование назначили зодчего Матьё Аррасского из французского Авиньона. В результате появился прекрасный ансамбль, отличительной чертой которого стали три невероятно большие площади (в том числе современная Карлова – огромная даже по меркам сегодняшнего дня) и исключительно широкие дороги. Например, ширина улиц Житны, Йечны или Штепанска составляла 23-27 метров. Для сравнения: в Париже аналогичный показатель не превышал 10 метров. Как говорится: почувствуйте разницу. После объединения всех исторических районов Праги в единый магистрат (уже в конце 18 века) планировка сохранилась. На радость нынешним автомобилистам.


Работа коммунальных служб и благоустройство

Герб на канализационном люке.jpgЕщё одна отличительная особенность Праги – чистота. У нас летом рискуешь собрать на штиблетах толстый слой пыли, весной и осенью – грязи, а зимой обувь непременно будет в отвратительных разводах от соли. В столице Чехии ваш покорный слуга ни с чем подобным не столкнулся. Хотя в иные дни «наматывал» по 20 километров. Причина проста. Во-первых, в городе относительно мало пустой земли: она либо застроена, либо заасфальтирована, либо замощена плиткой, либо засеяна газоном. Во-вторых, его постоянно чистят.

туалет.jpgВ Праге работает целый парк коммунальной техники. Машины выкрашены в характерный оранжевый цвет, поэтому издалека привлекают внимание. Проезжую часть моют специальные поливальные машины. Тротуары приводят в порядок вакуумные пылесосы. Свои автомобили есть даже для уборки урн, которые в значительном количестве расположены по всему центру. Это характерные маневренные пикапы, способные преодолеть любые закутки старого города. Потому контейнеры просто не успевают переполниться. Возможно, где-то и есть подзабитые. Но мне не попадались. 
В Праге практикуют и раздельный сбор мусора, о котором сигнализируют ящики жёлтого, синего, зелёного и белого цветов. Что характерно – сама коммунальная техника в массе своей не чумазая, а тоже вполне чистенькая. Подобного прямо-таки немецкого педантизма я, признаться, не ожидал. От того удивление было вдвойне приятным. Такая вот славянская эстетика. А довершили удивление … общественные биотуалеты. Просто посмотрите. По форме они напоминают деталь какого-то космического корабля. И, не побоюсь этого слова, выглядят очень стильно. Во всяком случае, точно не имеют ничего общего с нашими сине-зелёными пластиковыми аналогами дачных сортиров. Хотя, как известно, разруха не в клозетах…


Космополитизм и самоидентичность

Собор святого Вита.JPGСобор святого Вита, Тынский храм, Карлов мост и Карлов Университет, Новоместская и Староместская ратуша, Пороховые ворота, Еврейский квартал со «Староновой» синагогой, две барочных церкви в честь святого Николая (здесь его именуют Микулашем) на Староместской и Малостранской площади, Злата уличка, Пражский град (как оказалось – самая большая президентская резиденция в мире), Национальный музей, Петршинская и Жижковская башни, зоопарк, «Танцующий дом»… Вот далеко неполный перечень главных пражских достопримечательностей. Наиболее значимым из них горожане обязаны всё тому же Карлу IV. Как минимум пять первых объектов были построены или заложены именно при нём. Рассказывать о каждом здесь нет смысла. Благо, просторы интернета полны всевозможной информации об этих шедеврах архитектуры и инженерной мысли. Да и сколько не рассказывай – лучше один раз увидеть!
При этом, за годы, прошедшие со времён «бархатной революции», Прага обрела многие черты глобальной западной культуры. В историческом центре прочно обосновались «Макдональдс», «Старбакс», «KFC» и прочие флагманы фаст-фуда.
По соседству со старой ратушей 14 столетия преспокойно уживается «Хард Рок Кафе». «Писающие мужчины» во дворе музея Франца Кафки (фонтан современного скульптора Давида Черни) ничуть не стесняются расположенных поблизости древних башен Карлова моста. А стена Джона Леннона рядом с французским посольством в районе Мала Страна давно стала полноХард-Рок кафе.JPGправной достопримечательностью города, привлекающей как многочисленных туристов и поклонников «Битлз», так и предприимчивых коммерсантов (в двух шагах от стены Леннона находится одноимённый бар). Из музея восковых фигур на вас невозмутимо смотрит «крепкий орешек» Брюс Уиллис. В речные туры на набережной Влтавы зазывают колоритные темнокожие «моряки». В продовольственных и сувенирных лавочках абсолютно легально продают кондитерские изделия и алкогольные напитки с коноплёй. В городе становится всё больше магазинов, которые держат вьетнамцы. А в последнее время действуют правила по обязательному набору на работу выходцев с Украины. Чешские предприниматели, говорят, сильно противятся. Считают, что братья-славяне ленятся работать и много пьют. По поводу второго сказать ничего не могу – свечку не держал. А вот первое очень похоже на правду. Сам столкнулся с этим, когда выбирал родственникам подарки в одном и том же магазине. Первый день меня обслуживала пражанка, второй – уроженка Незалежной. Поверьте, разница была очевидной.
Красные таблички на домах (1).JPGИ всё же, несмотря на всепоглощающую волну глобализации, «общеевропейских ценностей» и прочей «толерантности», Прага сумела сохранить собственное уникальное лицо и особый колорит. На домах здесь по-прежнему висят красные таблички со старым (чуть ли не с социалистических времён) делением на кадастровые кварталы и районы. Повсеместно – от дорожных знаков до канализационных люков и коммунальных заглушек – используются гербы города. Гамбургерам и картошке-фри предпочитают аутентичные сосиски с кислой капустой и «трдельники». И даже граффити на лавочках в районе Вацлавской площади сделаны на историческую тематику. Кроме того, чехи стараются поддерживать отечественного производителя. Если не во всём, то во многом. Про популярность местных трамваев и автомобилей я уже упоминал. Национальная кухня вообще и пиво в частности – это само собой. И даже банальные туристические сувениры пока не отдали на откуп предприимчивым китайцам. Так что импортозамещение здесь настоящее, а не декларированное. Сказать по правде, это радует!


Подарки и сувениры

Дом фарфора (1).jpgКстати, о сувенирах. Без подарков из Праги вы точно не уедете. Притом, необязательно ограничивать тебя «традиционными» вариантами – пивом и богемским стеклом (всенепременный атрибут «роскоши» по-советски, наряду с югославской сантехникой или финскими сапогами). Хотя ассортимент последнего с социалистических времён существенно расширился. А для любителей пенного напитка столица Чехии – вообще настоящий рай. Тем не менее, много чего можно выбрать в дополнение. Например, чешскому хрусталю ничем не уступает чешский фарфор. И если первый в Праге стоит примерно так же, как у нас, или даже чуть дороже, то второй – существенно дешевле. Выбор огромен: от маленькой кофейной чашки до внушительных столовых сервизов. Купить можно в разных местах, но лучше – в специализированных магазинах (в районе Винограды недалеко от костёла святой Людмилы есть даже целый «Дом фарфора», больше похожий на дворец). А модницы наверняка оценят оригинальные украшения из граната. Несмотря на то, что камень считается полудрагоценным, вещицы смотрятся очень красиво. Стоят, правда, недёшево. Симпатично выглядит даже обычный туристический «ширпотреб». Возможно потому, что его, как я уже говорил, также производят в Чехии. Например, плюшевые копии знаменитого Кротика из мультфильма Зденека Миллера делают в Брно, а керамические и глиняные пивные кружки – в Праге (вовсе не в Китае, как это принято в большинстве стран Европы). Не верите? Посмотрите на этикетки и клейма. Ну и на качество работы, конечно.

Отношение к россиянам

Чернокожие моряки.jpgНу и напоследок – о национальном вопросе. Отношение к нашим соотечественникам и вообще выходцам из СССР в Чехии (Чехословакии) в разные периоды было разным. Если брать новейшую историю, то, допустим, во времена президентства Вацлава Гавела к россиянам относились, мягко говоря, холодно. Сам Гавел, будучи едва ли не самым известным местным диссидентом, судя по всему, имел большой зуб на советский режим до конца жизни. Хотя в начале 90-х без проблем вернул по реституции конфискованное имущество своей семьи. А его родственники (некоторые из которых активно сотрудничали с немецкими оккупантами) спокойно пережили войну и оставили этот мир задолго после её окончания. Притом, отнюдь не в «застенках госбезопасности». Нелюбовь ко всему коммунистическому, царившая в независимой Чехии при её первом президенте в 90-е годы, автоматически транслировалась и на граждан бывшего Советского Союза. В 2000-е вместе с эйфорией от «бархатной революции» она постепенно сошла на нет. Правда, в 2014 Прагу вновь накрыла волна антироссийских настроений. Доходило до того, что на витринах отдельных магазинов и кафе даже вешали таблички «русских не обслуживаем». Причиной, как нетрудно догадаться, стал Крымский референдум и события на Украине (хотя к самим украинцам, как было отмечено выше, чехи не испытывают никакого пиетета). Наши сограждане отреагировали на подобные выпады поистине соломоновым решением – просто перестали ездить в Чехию. Турпоток существенно сократился и локальные акции на национальной почве сразу прекратились. Политика – политикой, а кушать хочется всегда.
мальчик.jpgСегодня отношение к россиянам в Праге более чем доброжелательное. Не знаю, связано ли это исключительно с финансовым вопросом (чего греха таить, наши действительно оставляют в Чехии очень много денег и владеют кучей недвижимости), или с чем-то ещё. Хочу верить, что дело всё же не только в материальной составляющей (можете считать меня законченным идеалистом). Во всяком случае, немало пражан владеет русским языком или хотя бы может на нём изъясняться. Притом, это люди не только среднего и старшего возраста (которые застали широкий культурный обмен между ЧССР и Советским Союзом), но и молодёжь. И таких людей становится все больше. Так что никаких проблем с языковым барьером нет. На русском написаны вывески магазинов и турбюро, составлены меню в абсолютном большинстве ресторанов, баров и кафе (включая совсем скромные). А главное, на мой взгляд, чехи постепенно переосмысливают отношение к своему прошлому. Ещё несколько лет назад экскурсоводы, показывая следы от пуль на стенах Национального музея, не упускали случая подчеркнуть: это сделали русские. Но при этом почему-то обходили вниманием тот факт, что угловые дома буквально напротив были полностью разрушены в ходе бомбардировки «доблестных» американских ВВС в феврале 1945 (всего американцами было уничтожено 183 здания, около 200 оказались повреждены, в результате налёта погиб 701 человек). Сейчас про события «пражской весны» 1968 г. рассказывают безо всякой ожесточённости. Нет, их не замалчивают. Гостям города по-прежнему показывают место самосожжения Яна Палаха, рассуждают о трудностях построения «социализма с человеческим лицом». Но при этом не дают никаких оценок, а просто демонстрируют одну из страниц сложной и противоречивой истории чешского государства. Чем-то похожей и на историю нашей Родины.
Здание компартии Чехии и Моравии (1).jpgВацлавская площадь нынче – скорее место прогулок и рождественских ярмарок, нежели митингов и баррикад. На уличной инсталляции фотографии «бархатной революции» и «пражской весны» (1989 и 1968) мирно соседствуют с кадрами освобождения Праги от фашистской оккупации и митинга в честь прихода к власти чешских коммунистов (1945 и 1948). А офис «Коммунистической партии Чехии и Моравии» занимает респектабельное здание в двух шагах от места всех этих событий. Более того: кое-где в центре даже расклеены небольшие плакаты с изображением Маркса, Энгельса и Ленина. История многогранна. И, похоже, что Прага неплохо научилась усваивать её уроки. Чему не помешало бы поучиться и нам.


МИХАИЛ БОРОДИН


вит1.jpgвит2.jpg













карлом мост1.jpgСтаромасская2.jpgпейзаж6.jpg

часы.jpgпейзаж3.jpg
пейзаж4.jpgСтаромесская площадь.jpgТанц дом.jpgНов град1.jpgПисающие мужчины (1).jpgСамостийная вывеска.jpgКарл Четвёртый (2).jpgГлобализация (1).jpgЛеннон Паб (1).jpgСтена Леннона (3).jpgкарлов мост2.jpgдом 1.jpgдом2.jpgКарлов мост.jpgпистолеты.JPGПрага дорогая.JPG
Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?