Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.02.2018
Ярославль
2192
НОВЫЙ ПУТЬ ПО СТАРЫМ ГРАБЛЯМ?

Проблемы и перспективы дорожного строительства на предстоящий год

НОВЫЙ ПУТЬ ПО СТАРЫМ ГРАБЛЯМ?

Дороги всегда были и остаются в нашей стране вечной темой. Их состояние волнует россиян вообще и ярославцев в частности вне зависимости от времени года, политической ситуации и курса рубля. Если абстрагироваться от общеизвестных штампов («Ярославль – город с «водорастворимым» асфальтом, который сходит вместе со снегом»), то справедливости ради надо признать: в прошлом году на дорожном фронте произошли определённые перемены. Правда, касались они в основном Ярославля (область особых изменений не почувствовала). Благодаря программе «Безопасные и качественные дороги» и федеральным деньгам в столице «Золотого кольца» сделали 29 улиц. В том числе те, которые годами ждали ремонта и последнее время были похожи на решето: Полушкину рощу, Некрасова, Терешковой и другие. Опросы департамента общественных связей свидетельствовали о сокращении доли жителей области, заявивших о плохих дорогах в прошлогоднем сезоне. Если в начале лета таковых было более 57%, то к концу октября – порядка 40%. Доклады региональных чиновников обещают, что наступивший 2018 год будет ещё лучше. Но, похоже, радоваться пока рано. Есть ощущение, что новые областные и городские власти на втором году своей службы начинают с поразительной точностью повторять ошибки своих предшественников и наступать на старые грабли. Притом, буквально везде: от формирования списков объектов ремонта и подготовки проектов до выбора подрядчиков. И если вовремя не выбраться из этой колеи – все усилия могут накрыться медным тазом!

 

Где торно, там и просторно

         Если посмотреть на финансовую сторону вопроса, то перспективы дорожного хозяйства Ярославской области в наступившем году действительно выглядят хорошо. По сравнению с 2017-м дорожный фонд вырос на 30% и превысил отметку 4 миллиарда 303 миллиона рублей. Тем самым, практически вернувшись к докризисным значениям. Для сравнения: в 2014 в нём было предусмотрено 4,46 миллиарда, в 2015 – 4,27, в 2016 – 3,97, в 2017 – 3,36 (на начало каждого года). Рост поступлений в основном объясняется повышением ставок акциза на бензин как основного доходного источника. Парадокс, но в данном случае то, что плохо для автомобилистов, хорошо для дорог! В то же время, доля отчислений самого́ акциза в бюджеты субъектов продолжает снижаться. Ещё полтора-два года назад она составляла 88% (соответственно, 12% забирали федералы), то сейчас сократилась до 57%. Если такая политика продолжится дальше, простое увеличение ставки (то есть «количественный фактор») быстро может быть нивелировано.

         Но как бы то ни было, денег на дороги в этом году дали больше. Кое-что подкинула и Москва. Прежде всего, это касается федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). Или в региональной транскрипции – программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская». Напомним, что она реализуется второй год подряд и затрагивает крупные городские округа (часто – с пригородами) с населением более 500 тысяч человек. Таковых на просторах нашей необъятной Родины набралось 4 десятка. Попал в их число и Ярославль (вместе с большей частью Ярославского и меньшей частью Тутаевского района). В прошлом году от федеральных щедрот нам досталось 625 миллионов рублей. С учётом требования профинансировать работы из расчёта «50 на 50» общие расходы составили 1 миллиард 306 миллионов. Оставшиеся муниципальные образования региона восприняли программу с плохо скрываемой неприязнью. Что, впрочем, абсолютно понятно. Во-первых, они не попали в состав агломерации, и им не перепало ни рубля. Во-вторых, в условиях крайне ограниченного бюджета дорожного фонда наскребать на со-финансирование работ в Ярославле пришлось за счёт ущемления остальных трасс. Тем не менее, благодаря программе «БКД» удалось провести ремонт 34 объектов и хотя бы частично решить проблему того самого «водорастворимого» асфальта, которым до недавнего времени так славилась столица «Золотого кольца». На этот раз федералы дают нам уже 730 миллионов. Уже подписано соответствующее распоряжение Правительства. А с учётом доли областного и местного бюджетов программа обойдётся уже в 1 миллиард 460 миллионов. 410 из них пойдёт на региональные трассы, остальное – на Ярославль.

Никуда не денутся и две традиционные региональные программы - «Развитие сети автомобильных дорог» и «Сохранность автомобильных дорог». По деньгам первая в двадцать с лишним раз меньше второй и фактически ограничивается проектной работой (15 миллионов), реконструкцией моста в Даниловском районе (40 миллионов) и целевыми субсидиями муниципальным образованиям. Одна из них (80 миллионов рублей) пойдёт в Рыбинск на ремонт улицы Волочаевской. Вторая (8 миллионов) – Ярославлю на продолжение работ на мосту через Которосль. В областном центре такую же сумму выделит местный бюджет. Но главные деньги на реконструкцию многострадальной переправы опять-таки ожидаются из Москвы. По информации департамента транспорта, федеральный бюджет должен дать 135 миллионов. Соглашение с «Росавтодором» ожидается в феврале. Деньги должны выделить и городу Переславлю-Залесскому на строительство второй очереди улицы Дорожной. Это та самая трасса, которую в своё время переславцам обещал Дмитрий Миронов (ещё будучи в статусе врио Губернатора). Работы там начались в прошлом году.

         Грабли 2.jpgВторая программа более крупная и подразумевает решение большего количества задач. В первую очередь речь идёт о зимнем и летнем содержании сети региональных дорог (уборка от снега, противогололёдная обработка, полив, откос травы на обочинах и так далее), на которое выделят без малого 2 миллиарда рублей. Что существенно больше, чем в прошлом году. Во-вторых, это капитальный ремонт дорожного полотна. Правда, пока что он ограничивается только двумя трассами: «Ярославль – Рыбинск» и «Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль». Да и то участками общей протяжённостью порядка 14 километров. Впрочем, не исключено, что за счет экономии от торгов появятся и новые объекты. В-третьих, останется субсидия всем муниципальным образованиям на реконструкцию местных дорог – 474 миллиона. Ещё 77,6 миллиона отдельным траншем выделят монопрофильным поселениям (моногородам) – Тутаеву, Гаврилов-Яму, Ростову, Мышкину, а также посёлку Песочное в Рыбинском районе на ремонт их центральных улиц. Наконец, 50 миллионов пойдут на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Прочие расходы (оплата работ, выполненных в 2017 году, налоги, паспортизация объектов, содержание государственных предприятий дорожной отрасли и т.д.) составят порядка 400 миллионов. Для удобства восприятия данные обобщены в сводной таблице. Надо понимать, что все цифры даны по состоянию на сегодняшний день. И в течение года, скорее всего, будут увеличены (во всяком случае, такая вероятность велика). Но пока расклад такой. Далее – к вопросам.

 

Таблица. Расходы дорожного фонда Ярославской области в 2018 году

№ п.п.

Программы и мероприятия

Объём финансирования

(тыс. руб.)

1.

Региональная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры городской агломерации «Ярославская», в том числе:

610 000, без учёта средств федерального (730 000) и местного (120 000) бюджета

1.1.

Ремонт участков 7 автомобильных дорог регионального значения в Ярославском и Тутаевском районах

410 000

1.2.

Ремонт 23 улиц города Ярославля

200 000

2.

Областная целевая программа «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области», в том числе:

143 000

2.1.

Строительство и реконструкция мостов

40 000

2.2.

Целевая субсидия городу Рыбинску на реконструкцию улицы Волочаевской

80 000

2.3.

Целевая субсидия городу Ярославлю на капитальный ремонт моста через реку Которосль

8 000

2.4.

Разработка проектно-сметной документации

15 000

3.

Ведомственная целевая программа «Сохранность автомобильных дорог Ярославской области», в том числе:

3 277 572

3.1.

Содержание дорог регионального значения

1 931 000

3.2.

Капитальный ремонт и ремонт дорог регионального значения

345 100

3.3.

Субсидия на финансирование дорожного хозяйства муниципальных районов

474 000

3.4.

Субсидия на капитальный ремонт и ремонт дорог муниципального значения в моногородах

77 593

3.5.

Повышение безопасности дорожного движения

50 000

3.6.

Прочие расходы

399 879

 

Добрый путь, да к нам больше не будь

          Вопросов несколько. Первый касается подборки объектов в программу «Безопасные и качественные дороги». Как было отмечено выше, всего их 30: 23 улицы во всех районах Ярославля и 7 участков региональных дорог в пригороде. А финансирование самой программы по сравнению с прошлым годом увеличивается на 150 с лишним миллионов рублей. При этом, в прошлом году дорог почему-то сделали больше. Изначально было запланировано 27 улиц и 5 трасс. Позднее за счёт экономии от торгов провели ремонт ещё двух улиц. Итого 34 против нынешних 30. Получается, что денег дали больше, а объектов будет меньше. Странная математика, не так ли? В департаменте транспорта это объясняют большей протяжённостью магистралей. Дескать, если в прошлом году было 73 километра, то в этом – 81. 

Моисеев.JPGХорошо, пусть так. Но почему не далее как в ноябре руководитель того же департамента Евгений Моисеев и все основные СМИ озвучивали совершенно другой список, в котором значились 32 городских улицы и 8 областных дорог. Однако уже к январю из него исключили 10 объектов по Ярославлю (улицы Куропаткова, Пионерскую, Рыкачева, Волжскую набережную, Школьный проезд и другие) и дорогу «Туношна-Бурмакино» (соединяющую два района и полдюжины крупных населённых пунктов). Взамен добавили одну улицу Чкалова. Хочется спросить: как формировали перечень, если за один месяц его «обрезали» сразу на 25%? Ведь речь идёт не о двух-трёх, а о десяти объектах протяжённостью несколько километров! Разработка проектной документации началась ещё в октябре. Если было понятно, что в смету не уложиться, зачем провозглашать наполеоновские планы? Почему не просчитали объёмы работ? Или просчитали, но по-другому? Недаром в прошлом году ряд экспертов высказывали предположения, что сметы завышены. По отдельным объектам  – едва ли не в два раза. Не имея доступа к проектам и сертификатам на стройматериалы, проверить это, конечно, невозможно. Но после подобного «жонглирования» цифрами червь сомнения остаётся. Тем более, что нечто подобное уже было. Взять хотя бы случай со строительством нового моста через реку Улейму стоимостью 56 миллионов рублей рядом с деревней Потопчино в Угличском районе в 2015 году. Притом, что за деревней не было ничего, кроме леса, а в самом населённом пункте проживало порядка 10 человек. Тогда вопрос о рациональном распределении бюджетных средств ставили активисты ОНФ. Аналогичная ситуация была с  мостом в Ростовском районе (дорога "Осокино-Лазарево-Новолесное"). Похоже, история повторяется!

        грвбли.jpg К слову, вопросы об эффективности бюджетных расходов по государственной программе «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Ярославской области» есть не только по «дорожной», но и по «транспортной» составляющей. В частности, по аэропорту «Туношна». Если верить чиновникам, он выбран в качестве запасного аэродрома Московского авиаузла в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу, будет обследоваться представителями FIFA и должен соответствовать определённым требованиям по инфраструктуре и авиационной безопасности. Всё это будет обеспечиваться за счёт областной казны, где уже заложено без малого 70 миллионов рублей. Непонятно только, причём здесь «мундиаль»? Ярославль не входит в список городов, где будут проводиться матчи мирового первенства. Наш город не выбран даже в качестве тренировочной базы для команд-участниц. Тогда зачем тратить казённые миллионы? Да ещё и областные? Если федерации нужен запасной аэродром – пусть выделяет свои деньги! Судя по тому, как строили «Зенит-Арену» в Санкт-Петербурге, средства наверху есть. Это так, лирическое отступление.

        Балабаев.jpgВторой вопрос также связан с подготовкой проектно-сметной документации. Если «бухгалтерскую» составляющую без специальных знаний и дополнительной информации проверить трудно, то качество проектов уже получило вполне конкретную оценку. Увы, далеко нелестную. На днях депутат областной Думы Сергей Балабаев озвучил информацию, что при проведении работ на улице Суздальской в прошлом году не было оборудовано остановочных пунктов – отсутствовало освещение, заездные карманы, разгонные полосы. Летом внимание на это обращала и выездная комиссия. Евгений Моисеев признал, что дело именно в недоработке ПСД. Но в таком случае в адрес проектировщиков должна быть направлена претензия. Правда, упрёк скорее в адрес мэрии – именно она была заказчиком работ. Хотя с области ответственность тоже никто не снимал. В конце концов, на ремонт идут сотни миллионов из региональной казны. Тем более, что по информации всё того же Балабаева, аналогичные проблемы есть и на Прусовской дороге. А это уже чисто областная епархия.

Письмо из ГИБДД (по запросу Балабаева).jpgВпрочем, остановки  - не единственная проблема. Например, на одном из участков Суздальского шоссе (на минуточку, одной из трёх главных магистралей Фрунзенского района) забыли обустроить тротуар. За что городской администрации уже «прилетело» представление ГИБДД. Список можно продолжать ещё долго. На самом деле, неважное качество ПСД – весьма давняя проблема, на которую не раз обращали внимание. Но воз и ныне там. Только если раньше «чума» плохих проектов затрагивала местные программы, то сейчас коснулась уже федерального проекта. И с этим нужно что-то делать. В противном случае вопросы к ярославским властям могут возникнуть уже в Минтрансе России.

         Наконец, третий вопрос – выбор подрядчиков. Здесь ответственные за дорожную отрасль наступают на старые грабли сильнее всего. Если взять ту же программу «БКД» прошлого года, то из всех подрядчиков без замечаний объекты приняли только у вологодской компании «Дорожное управление» (выполняли ремонт в Дзержинском и Ленинском районах Ярославля). По всем остальным имелись те или иные нарекания. Больше всех их заработала столичная компания «Экоград» (отвечала за Фрунзенский и Красноперекопский районы). Судя по всему, у неё не было ни полноценной базы, ни достаточного количества рабочих, ни даже собственных материалов. Во всяком случае, на один из последних объектов асфальт московские подрядчики брали у тех же вологжан. А отдельные улицы больше месяца простаивали безо всякого движения и без верхнего слоя покрытия. В результате компания не только не сдала свои объекты в срок, но и получила множество претензий по качеству. Из 92 лабораторных проб асфальта, сделанные на участках «Экограда», треть оказалась отрицательной. В сентябре (то есть за месяц до официального окончания работ) по 9 из 12 улиц были проблемы. Однако контракт расторгнут не был. А самого подрядчика даже не включили в перечень недобросовестных исполнителей. Несмотря на то, что по осени о необходимости такого шага говорили даже официальные лица мэрии, новостей о занесении «чёрный список» по-прежнему нет. По слухам, в область компанию привёл кто-то из функционеров регионального Правительства (хотя информацию, разумеется, никто не подтвердил). Может быть, дело в этом? Как говорится, «кто ж его посадит – он же памятник!». Замечания были и к ещё одной московской фирме, занимающейся строительством улицы Дорожной в Переславле, и к ярославскому ООО «Северный поток», отвечавшему за ремонт региональных трасс в рамках «БКД», а также за ямочный ремонт в Ярославле.

     Авдалян.jpgСамое интересное, что на субподряде у некоторых исполнителей работали печально известные местные дорожники. В частности, структуры, связанные с Эдуардом Авдаляном и Вагинаком Погосяном. Качество их работы во времена губернаторства Сергея Ястребова жители до сих пор вспоминают с дрожью. Власти не раз клятвенно заверяли ярославцев, что больше не допустят их фирмы до городских улиц. Но видимо, что-то в очередной раз заставило их изменить своё решение. Ссылки на 44-й федеральный закон и право генподрядчиков самими выбирать себе «субчиков» выглядят малоубедительно. При большом желании, «неугодные» конторы не так сложно «отсечь». Да и те же «чёрные списки» никто не отменял. Погосян.jpgПроцедура их пополнения не столь трудна. Но уполномоченные функционеры не только не пополняют эти списки, но и берут ранее проштрафившихся работников на новые подряды. Так, Ленинский район Ярославля ещё с прошлого года убирает фирма «Яравтодор», аффилированная с тем же Погосяном. А Кировский и Дзержинский – «СК «Автотранс», связанная с Сергеем Шмелёвым, имя которого также хорошо знакомо жителям. Так что если будут претензии по уборке улиц (например, в эти снежные дни) – вы знаете с кого спрашивать. Кстати, контракт будет действовать до конца первого квартала 2018 года. В свою очередь, новый договор на ямочный ремонт стоимостью 100 миллионов рублей достался «ДСУ-1», дела которого ведёт брат Авдаляна. Хотя, по слухам, на деле всем продолжает заправлять сам Эдуард Львович. К тому же, фирма вообще была единственным участником торгов. И снова ничего! Как будто не было скандалов, громких слов и жарких обещаний. При таком раскладе есть все основания полагать, что кто-либо из указанных подрядчиков может получить свой кусок пирога при распределении подрядов по «БКД» в этом году. Каким при этом будет качество – можно только гадать. Но, право, страшно.

         Возможно, снижению рисков будет способствовать возвращение в структуру Правительства области самостоятельного дорожного департамента (как было до 2015 года, пока ДДХ не объединили с агентством транспорта). Он начнёт работу с середины апреля. Как раз тот срок, когда должны начинаться активные работы. Хорошо бы, чтоб его руководитель смог сделать правильные выводы из ошибок своих предшественников. Пока это не очень получается. И нынешние власти с успехом наступают на старые грабли. Пусть через раз, и не с такой силой, как раньше. Но всё-таки.

 

 

ИВАН ТИХОНОВ

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?