Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.09.2019
Ярославль
2153
НАЗАД К ИСТОКАМ ИЛИ РЕФОРМА «С СЕКРЕТОМ»
Зачем ярославскому губернатору Дмитрию Миронову реорганизация Правительства области?
НАЗАД К ИСТОКАМ ИЛИ РЕФОРМА «С СЕКРЕТОМ»

В последней декаде августа местные информационные агентства сообщили ярославцам об очередной реорганизации региональных органов власти. Дмитрий Миронов ликвидировал аппараты Губернатора и Правительства области (созданные им самим три года назад) и объявлял о создании на их «обломках» собственной администрации. На фоне дорожных работ, разговоров о подорожании проезда в общественном транспорте и подготовке ко дню знаний для подавляющего большинства людей новость выглядела абсолютно «проходной». Мало ли что происходит в «Белом доме»? Да там постоянно что-то меняют, кого-то смещают, назначают, повышают, переводят! Одним словом, «оптимизируют». За всем и не уследишь. Тем более, что губернаторские юристы быстро состряпали соответствующие изменения в Устав Ярославской области, которые рассмотрят на внеочередном заседании Думы уже в ближайший вторник. Однако при всей кажущейся обыденности реформа имеет несколько «подводных камней». И они могут оказать существенное влияние не только на политический расклад, но и на всё социально-экономическое развитие нашего края.

 

Практические соображения и исторические корни

          Правительство (2).jpgКак было сказано выше, суть реформы сводится к объединению двух самостийных аппаратов Правительства и Главы региона в единую администрацию Губернатора Ярославской области. На официальном портале органов исполнительной власти указано, что в зону ответственности руководителя новой структуры планируется включить департамент финансов, контрольно-ревизионную инспекцию, управление протокола, управление делами, финансовое управление, агентство по обеспечению деятельности мировых судей, первый и второй отделы, управление государственной службы и кадровой политики, правовое и организационно-контрольное управления. Таким образом, у администрации будут весьма и весьма широкие функции: делопроизводство, протокол, кадры, бухгалтерия, а главное – финансы.

          Соответственно, в результате реорганизации в «Белом доме» упразднят несколько должностей высшего и среднего «командного звена». В том числе вице-премьера – директора департамента финансов, руководителей губернаторского и правительственного аппаратов, их заместителей, начальника административно-контрольного управления и его заместителя и главу отдела служебной корреспонденции. Конкретная структура будущей администрации будет утверждаться распоряжением главы региона. Все процедуры планируют завершить до 1 декабря текущего года. Что примечательно, структура будет обеспечивать не только реализацию полномочий Губернатора, но и деятельность Правительства области. Во всяком случае, так указано в пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в целях совершенствования системы государственного управления». На пару с законопроектом «О внесении изменений в Устав Ярославской области» он был внесен в областную Думу 28 августа. В лучших традициях последних лет народные избранники не стали томить Дмитрия Юрьевича долгим ожиданием. И всего через два дня провели комитет по законодательству, где рассмотрели губернаторские инициативы и рекомендовали Думе поддержать их 10 сентября. Несмотря на то, что сам комитет возглавляет коммунист Эльхан Мардалиев, никаких треволнений при обсуждении не произошло.

          Примечательно, что в новейшей истории нашего региона администрация (аппарат губернатора) и правительство сменяли друг друга (либо уступали друг другу доминирующее положение) уже не раз. Первоначально Анатолий Лисицын был назначен именно главой администрации области, а Губернатором стал только в декабре 1995 года. Региональное Правительство появилось ещё позднее – в 1996-м. Тогда его возглавил Владимир Ковалёв

Ковалёв.jpg Скороходова1.jpg

Но уже в 2001-м оно было упразднено. Следующим руководителем областного Правительства через шесть лет стала Ирина Скороходова. Правда, она носила приставку «первый заместитель Губернатора» и продержалась в этой должности всего год. После возвращения в регион Сергея Вахрукова Правительство как самостоятельная боевая единица вновь «приказало долго жить». И «воскресло» только с началом губернаторства Сергея Ястребова, когда осенью 2012 года должность премьера занял Князьков.jpgАлександр Князьков, также совместивший этот пост с почётным званием первого вице-губернатора. Наконец, четыре года спустя областное Правительство возглавил бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Подмосковья Дмитрий Степаненко. На этот раз – уже без всяких приставок. Так сказать, на освобождённой основе. Тогда же впервые были созданы два самостоятельных аппарата. Притом, правительственный обладал куда большим набором функций (и гораздо большим значением). И вот, сейчас всё снова возвращают на круги своя. К истокам. К администрации.

 

Неочевидные плюсы и вероятные минусы

           Далее – о главном. О том, зачем, создаётся администрация Губернатора. Авторы реформы заранее перечисляют все возможные плюсы. И утверждают, что она позволит оптимизировать существующую структуру органов исполнительной власти области и их структурных подразделений, повысить эффективность государственного управления, создать единый механизм выделения и расходования бюджетных средств, а также контроля за их использованием. Ну и, разумеется, сокращение отдельных должностей приведет к экономии бюджетных средств. На упомянутом заседании комитета даже была озвучена сумма – около 6 миллионов рублей. На первый взгляд, аргументы выглядят убедительными. Но если посмотреть более внимательно, это становится отнюдь неочевидным.

          Степаненко и Миронов.jpgНачнём с оптимизации и повышения эффективности управления. Всё бы хорошо, если не одно но. Ровно три года назад именно Дмитрий Миронов предлагал создать и юридически оформить (что самое важное) отдельные аппараты Губернатора и Правительства. Да, разграничение полномочий высшего должностного лица и высшего органа исполнительной власти региона существовали и во времена Сергея Ястребова с Александром Князьковым. Однако законодательно закреплённого разделения всё же не было. Создание упомянутых выше подразделений – исключительное изобретение «московской команды». И вот, три года спустя от него решают отказаться. Ниже мы привели две цитаты Дмитрия Миронова. Одна – в «Российской газете» от 26 сентября 2016 года:

          «Назначая меня на должность исполняющего обязанности главы региона, президент России Владимир Путин поставил конкретные задачи по улучшению социально-экономического положения в Ярославской области. Их выполнение потребует от нас с вами максимальной концентрации, работоспособности, а главное - профессионализма. В связи с этим я принял решение об оптимизации структуры действующих органов исполнительной власти области».

          Вторая – на официальном сайте Правительства области от 20 августа 2019 года:

          «Задача, поставленная перед нами Президентом России Владимиром Путиным, – повышение эффективности работы органов региональной исполнительной власти при сокращении затрат на содержание чиновников. Создание администрации губернатора … позволяет оптимизировать число руководителей, работающих в этом направлении, и повысить эффективность процессов управления регионом, обеспечив экономию бюджетных средств».

          Как говорится, почувствуйте разницу. Сразу возникает масса вопросов. Неужели все конкретные задачи по улучшению социально-экономического положения в Ярославской области уже выполнены? И максимальной концентрации, работоспособности и профессионализма больше не требуется? Или решения упомянутых вопросов можно добиться меньшими силами? Тогда что мешало оптимизировать число руководителей раньше? И, наконец, в чём будет выражаться та самая эффективность процессов управления регионом? Увы, пока внятных ответов нет. Но даже если бы они появились, подобный разворот первого лица региона на 180 градусов в глазах обывателей выглядит как минимум странным: вчера – одна позиция, сегодня – диаметрально противоположная. Почему? Непонятно! Но получается уже совсем по-оруэлловски: если лидер заявит, что чего-то никогда было – его не было. Правда, в знаменитой антиутопии речь шла о вымышленном обществе. А у нас оно пока что вполне реальное.

          Экономию бюджетных средств также можно поставить под сомнение. Во-первых, потому что окончательная структура администрации ещё не утверждена. И её штатное расписание может быть не меньше, а возможно, даже больше, чем в существующих подразделениях. Во-вторых, никакого сокращения руководителей высшего эшелона, по сути, не происходит. Вместо заместителя Председателя Правительства – директора департамента финансов и двух руководителей аппаратов вводятся должности главы администрации и его первого зама. Соотношение три к двум. Но место руководителя аппарата Правительства фактически пустует уже год. После ухода Юрия Валдаева его обязанности просто передали одному из действующих заместителей Дмитрия Степаненко – Роману Колесову. Так что здесь абсолютный паритет. Кроме того, задолго до административной реформы в структуре исполнительной власти региона были созданы как минимум три новых департамента. И на этом фоне разговоры об экономии бюджетных средств выглядят вдвойне неуместно.   В итоге, из всех названных плюсов явно подтверждается только один – создание единого механизма выделения и расходования бюджетных средств, а также контроля над их использованием. Финансовые потоки действительно будут сосредоточены исключительно в подконтрольных Губернатору структурах, а Правительству останутся лишь функции исполнителя. Об этом – ниже.

 

Подводные камни и тёмные омуты

          Всё, о чём было сказано выше – вещи конкретные. Значительная их часть или лежит на поверхности, или обнаруживает себя путём не сложного сопоставления фактов. Но нынешняя административная реформа, как и любые аналогичные перемены, имеет свою «подводную часть». Она скрыта от рядовых обывателей и недоступна для официальных комментариев. Поэтому говорить о ней можно лишь с известной долей условности, как о предположениях. Тем не менее, некоторая информация заслуживает особого внимания. Пусть даже в качестве предположений и версий.

          Миронов (2).jpgСамым очевидным мотивом реформы представляется необходимость усиления позиций Дмитрия Миронова. Не секрет, что с момента прихода в область Губернатор выполнял, в основном, «внешние» и представительские функции. А реальным управлением фактически занималось Правительство под председательством Дмитрия Степаненко. Теперь все финансовые вопросы будут решать в администрации Губернатора. С точки зрения аппаратной этики такой подход выглядит вполне логичным. Во-первых, соблюдается принцип единоначалия, когда финансовые полномочия сосредоточены в одних руках. Во-вторых, подчёркивается особый статус высшего должностного лица региона. Реформа чётко указывает, кто в «Белом доме» главный, а кто – на подчинённых ролях. Не только формально, но и фактически. По всей вероятности, поменяется и сам подход к распределению финансов. А это касается уже всей области.

          Причин усиления губернаторского блока и ослабления правительственного может быть несколько. Прежде всего, речь о накопившихся проблемах в ряде отраслей, подведомственных Дмитрию Степаненко (капитальный ремонт, перераспределение полномочий по водоснабжению, создание «ЯрОблЕИРЦ», московский мусор и работа единого регионального оператора ("Хартия"), работа отдельных подрядчиков, отчасти – ремонт дорог и строительство социальных объектов). Некоторые провалы напрямую связывали с помощником премьера Павлом Юхвидиным, покинувшим область ещё в прошлом году. Негативные отзывы неоднократно звучали и в адрес руководителя правительственного аппарата Юрия Валдаева. Перераспределение полномочий как бы выводит Миронова за рамки этих проблем. А в известном смысле – даже противопоставляет его и Степаненко. Условно говоря, с чем не справился премьер – справится глава региона.

          Кроме того, в кулуарах периодически возникает информация о неформальном противостоянии «губернаторского» и «премьерского» блоков. Не берёмся судить, насколько эти разговоры соответствуют действительности. Но выглядят они вполне правдоподобными. И косвенно подтверждаются уходом нескольких людей, считавшихся близкими к Председателю Правительства. Соответственно, создание администрации Губернатора можно воспринимать как ещё один успешный ход ближайшего окружения первого лица региона.

       Баланин (1).jpg   Впрочем, политические и административные бонусы в случае реализации реформы получит не только Дмитрий Миронов, но и как минимум ещё один человек из руководства области. Речь про Илью Баланина, ныне занимающего пост вице-премьера и директора департамента финансов. И дело не только в том, что он может сменить свой нынешний пост (который будет упразднён) на кресло руководителя администрации Губернатора. Тут более сложная схема. И более дальновидные планы. По имеющимся сведениям, выбор Баланина в качестве руководителя новой структуры был отнюдь не случайным. Ситников.jpgДело в том, что нынешний Губернатор родной для Ильи Валерьевича Костромской области Сергей Ситников уже неоднократно просил администрацию Президента об отставке из-за проблем со здоровьем. Сейчас в Москве ему готовят плановую замену. Которой и станет Илья Баланин. Предполагается, что примерно через год он уйдёт на должность и.о. костромского губернатора. А пост руководителя администрации необходим ему для получения более широкого и разнообразного управленческого опыта и для формального резюме. Косвенным подтверждением такого сценария также служит факт включения Баланина в федеральный кадровый резерв. Таким образом, наш регион выступит в роли кузницы кадров для соседей. Безусловно, пока всё описанное выше – лишь версия. Но выглядит она весьма убедительно.

          Во всей истории пока имеется лишь один пробел. Реформа подаётся как свершившийся факт. Между тем, для ее реализации необходимо принятие двух ранее упомянутых законопроектов. И здесь для Губернатора может возникнуть неприятный сюрприз. Потому, что один из нормативных актов предусматривает изменения Устава Ярославской области. А они принимаются квалифицированным большинством голосов двух третей депутатов. Да, заседание профильного комитета прошло без проблем. Но там только три представителя оппозиции. А в парламенте их 18. И даже если исключить избранного от партии-спойлера «Коммунисты России» Артёма Денисова, при желании этого количества будет достаточно для блокировки законопроекта. И тогда всё пойдёт прахом. По имеющимся неофициальным данным, сейчас в «Белом доме» идёт торг с оппозиционерами. За лояльность обещано вернуть так называемый «депутатский миллион», который официально отменили пару лет назад. Но неофициально продолжали давать через соответствующие государственные программы. Правда, лишь представителям «партии власти». И то не всем.

          Если эти разговоры верны, то больше всего хлопот ожидается с самой многочисленной оппозиционной фракцией – КПРФ (в которой состоит 11 человек). Впрочем, похоже, что среди самих коммунистов нет единства по данному вопросу. В рядах фракции оказались слишком разные люди, имеющие слишком разные взгляды по вопросу взаимоотношений с исполнительной властью и соблюдения партийной дисциплины. Если первому секретарю обкома Александру Воробьёву получится привести их к общему знаменателю – работа идеологов реформы существенно усложнится. Если нет – задачу можно будет считать решённой. Поскольку договориться с остальными оппозиционными фракциями – «Справедливой Россией» и ЛДПР будет гораздо проще. Пока интрига сохраняется. Окончательная ясность наступит 10 сентября, когда законопроекты будут рассмотрены на внеочередном заседании Думы. Тогда то и станет понятно, чья взяла.

          Как бы то ни было, в случае успешной реализации реформы губернаторский блок однозначно получит усиление. Главное, чтобы обретённые полномочия главы региона сыграли на пользу области. Хоть в малом. Судя по явному политическому подтексту затеянных перемен, шансы на это есть. Как будет по факту – покажет время.

  

ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использованы иллюстрации известного ярославско-российского художника-примитивиста Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин). Благодарим его за прекрасное творчество.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?