Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

18.02.2017
Ярославль
1724
БИТВА ЗА ЯРОСЛАВЛЬ: ВЗЯТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!
Если серьезно относится к тому, что показывают ярославские телеканалы в новостях, то у нас скоро будет сплошное процветание. Местами оно уже просто наступило. Начальники самого высокого ранга все время что-то посещают, что-то открывают, позитивно о чем-то докладывают и т.д., и т.п. Вот так пропустишь через себя с утра этакий лучезарный заряд оптимизма и едешь на работу полный радости и жизнелюбия. По вусмерть  разбитым дорогам. С хмурыми людьми. Шагаешь по ледяным неубранным дорожкам. Идешь и думаешь: "До чего же жить-то ХОРОШО!"  Но то ли еще будет. Скоро, совсем скоро в областном центре под чутким руководством лично врио Губернатора Миронова, при незаметном, НО ОЧЕНЬ активном участии Председателя областного Правительства Степаненко, и конечно, при самой деятельной поддержке (в основном pr-поддержке) со стороны как бы еще не сити-менеджера В.Слепцова, в Ярославле будет город-сад. Цветущий, яркий, незабываемый, да что там говорить, - просто прекрасный. Прекрасный во всех отношениях. И все это будет к сентябрю. И не какого-нибудь там 2050 г. А к нынешнему сентябрю 2017 г.
БИТВА ЗА ЯРОСЛАВЛЬ: ВЗЯТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

«Карфаген должен быть разрушен!». Древние римляне считали это обязательным условием победы над противником. Современные политтехнологи и пиарщики, курирующие выборы Губернатора области и ярославского муниципалитета, чем-то похожи на античных завоевателей. Они тоже борются за главный город провинции. Только вместо кнута собираются воспользоваться пряником. Похоже, что главная стратегия предстоящей избирательной баталии - завалить Ярославль деньгами. С одной стороны, это хорошо - город действительно в них нуждается. Но методы, которыми обеспечивается исполнение этой цели, пришлись по душе отнюдь не всем. Если это недовольство не получится погасить – оно рискует обернуться немалыми трудностями. А победа может стать пирровой.

Ни для кого не секрет, что в Ярославле живёт половина избирателей региона. И в этом смысле его важность в грядущей кампании трудно переоценить. А повышенное внимание к городу абсолютно понятно и закономерно. В том числе внимание финансовое. Безусловно, далеко не все субсидии, субвенции, дотации и транши для губернской столицы связаны исключительно с предстоящими выборами. Но политтехнологии – штука тонкая. И в преддверие единого дня голосования любая прибавка в бюджете может стать дополнительным очком в копилку действующего руководства города или региона. А денег, судя по имеющимся цифрам, Ярославлю упадёт немало. Другой вопрос – за счёт чего (или кого) будет обеспечиваться столь щедрое финансирование. И как на это посмотрит вся остальная область. Обо всём по порядку.

1. Ремонт дорог

Наиболее показательный пример – субсидии на дорожное хозяйство так называемой «Ярославской агломерации». «Клуб социологов» уже писал, что на эту благую цель по линии Минтранса России поступает солидный транш в 625 миллионов рублей. Всего в федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» участвуют более 30 регионов. Среди них немало тех, где 10 сентября должны состояться выборы высших должностных лиц (например, в Кирове, Рязани, Саратове, Томске, Перми, Екатеринбурге). Но «подарок» из Москвы дают не просто так – «за красивые глаза». Регион должен внести свою лепту, которая фактически равна самому траншу и составляет 552 миллиона. В роли третьего «пайщика-концессионера» выступают муниципальные образования, доля которых составляет 129 миллионов. Мы говорим о них во множественном числе, поскольку кроме Ярославля в агломерацию входят ещё Ярославский район и часть Тутаевского. В общей сложности сумма составляет 1 миллиард 306 миллионов рублей. Не будем вдаваться в подробности – кто и как определяет границы агломерации (принцип её формирования не вполне понятен). Это тема отдельного разговора. Но даже если убрать все «пригородные» дороги и оставить только ярославские, для города всё равно остаётся более чем приличная сумма – 954 миллиона рублей.

Дороги-2.jpgЭти деньги пойдут на ремонт 28 улиц. Для сравнения: в прошлом году с помощью средств вышестоящих бюджетов в Ярославле провели работы лишь на 8 дорогах: проспекте Ленина, улицах Строителей, Урицкого, Дачной, Стачек, Академика Колмогорова, Дядьковской и 50 лет ВЛКСМ. К слову, на начало нынешнего года весь дорожный фонд области составлял около 3,4 миллиарда рублей. Притом, половина этих денег предназначена на содержание автомагистралей (вывоз снега, обработка реагентами, уборка от грязи и пыли и так далее). Ещё несколько десятков миллионов пойдёт на обеспечение мероприятий по безопасности движения, разработку проектов и обеспечение госпредприятий дорожной отрасли. На строительство и ремонт остаются сущие копейки. Но и их забирают на то самое со-финансирование для агломерации. В результате на всю область остаётся меньше десятка объектов. Это даже не размазать тонким слоем, а так – точечно поплевать. Стоит ли удивляться, что муниципальные образования зароптали? Состояние дорог там ещё хуже ярославских, а ремонтов зачастую не видели гораздо дольше. Грустно, однако. Но на этом печали районов не закончились.

2. Содержание и благоустройство

Помимо транша на ремонт Ярославль получил ещё одну субсидию – на содержание дорог (та самая уборка-поливалка). На этот раз – исключительно за счёт регионального бюджета. Ни много, ни мало – 480 миллионов. Опять же для сравнения: все остальные города и районы вместе взятые получили из областной казны примерно сопоставимую сумму. По муниципальным образованиям снова пошёл стон. По традиции, громче всего он звучал из Рыбинска. Несколько депутатов, представляющих город в областной Думе, даже подготовили поправку и предложили применить метод Шарикова: взять и поделить! В смысле – отобрать у Ярославля и дать на ремонт дорог общего пользования. Притом, отобрать большую часть – 350 из 480 миллионов. После серии «локальных боёв» в Правительстве всё же пошли на уступку. И согласились «умерить аппетиты» областного центра…на 50 миллионов. Что, понятное дело, не делает большой погоды. Вместо Булгакова с его Полиграфом Полиграфычем получился диалог отца Фёдора Вострикова и инженера Брунса о покупке стульев! Ещё 50 миллионов «сняли» с новой дороги в Переславле-Залесском. Но это уже совсем другая песня. Одним словом, попытка поделить бюджетный пирог не сняла всех вопросов. Скорее наоборот.

Благоустройство-3.jpgПо всей вероятности, споры могут возникнуть и по другой статье – благоустройство. Под неё даже придумали специальный термин «инициативное бюджетирование» - очередной шедевр типа «дорожных карт» или «технического дефицита». На самом деле, ничего принципиально нового это самое бюджетирование не предлагает. Власти просто собирают предложения с мест, а казна выделяет деньги на их реализацию. Разумеется, в пределах разумного. На 2017 год эти пределы ограничиваются примерно 200 миллионами. Правда, методика их распределения до сих пор неизвестна широкому кругу лиц (хотя проект, как говорят, всё же имеется). Поэтому говорить о запросах областного центра можно лишь теоретически. Но не исключено, что и здесь он будет претендовать на значительную часть субсидии.

3. Общественный транспорт

        Столица Золотого кольца.jpgС дорогами разобрались. Если верить обещаниям, в ближайшее время они должны стать просто идеальными. В свою очередь, транспорт, который будет по ним ездить, тоже решили сделать идеальным. Начали с «маршруточников». Не секрет, что в конце прошлого года Ярославль был официально объявлен столицей «Золотого кольца». А нынешней осенью у нас запланированы торжества, приуроченные к 50-летию легендарного маршрута. Очевидно, городская власть решила, что жителям и гостям «столичного града» негоже ездить из пункта «А» в пункт «Б» на старых «пазиках». Не долго думая, в мэрии вознамерились ужесточить требования к перевозчикам, установив кучу новых стандартов для маршрутных автобусов. Среди них – замена транспортных средств, значительное сокращение срока их эксплуатации, оборудование салона видеокамерами, обязательное наличие кондукторов, обеспечение надлежащего санитарного состояния и многое другое. Естественно, что все эти «хотелки» не могли не вызвать обратной реакции у владельцев маршруток. Во-первых, не все «пазики» являются такими уж старыми – некоторые перевозчики не так давно обновили автопарк. А во-вторых, ряд предпринимателей работает по договорам, действующим аж до 2021 года. И явно не горит желанием досрочно менять «правила игры».

        Маршрутки-2.jpgВыговорившись, власть и бизнес пришли к промежуточному варианту. Его суть сводится к следующему. Первое. Заменить автобусы и привести их в соответствие стандарту «Евро-5» всё-таки придётся. Правда, замена на «Пежо» или «Мерседесы» необязательна - мэрия милостливо санкционировала закупки «пазиков». Тем более, что Павловский автозавод выразил готовность выполнить заказ всего за пару месяцев. Да ещё и оснастить «новорождённые» маршрутки ярославскими двигателями. Одним словом, сплошная поддержка отечественного производителя. Плюс - помощь при вхождении в программу утилизации в качестве бонуса. Второе. Сроки замены сдвинули до 1 сентября. Ранее было до 1 июля. Откровенно говоря, берут сомнения, что 2 лишних месяца сильно облегчат жизнь перевозчикам. Ибо те, кто способен обновить автопарк, наверняка смогут сделать это и раньше. А кто нет – не справится с этим и в более длинные сроки. Как говорится – «перед смертью не надышишься». Тем не менее, формальная оттяжка дана. Третье. Каждому, кто заключит договоры на приобретение новых «пазиков», гарантируют работу в течение 7 лет. Ранее срок эксплуатации предлагали ограничить лишь 3 годами.

То, что с маршрутками давно пора навести порядок, не вызывает сомнений. Это подтвердит любой человек, который хотя бы несколько раз в год пользовался их услугами или просто наблюдал стиль их езды. Об этом же свидетельствует и красноречивая статистика ДТП. Из 118 происшествий, случившихся с автобусами за прошлый год, 87 произошли с участием маршруток. Безусловно, со всем этим надо бороться. Но, как и в любом другом вопросе, затрагивающим значительную часть горожан, важно не рубить с плеча. А в мэрии эту науку, похоже, пока не освоили. В результате реформа может быть чревата несколькими неприятными моментами. Прежде всего, немало перевозчиков просто не смогут выполнить все требования. Поскольку на них отведено слишком мало времени, да и удовольствие это не из дешёвых. К тому же некоторые предприниматели сидят на кредитах. И накопление новых долгов попросту может привести их к банкротству. Вывод: на рынке останутся исключительно крупные игроки, а мелкие будут вынуждены самоликвидироваться. Не исключено, что их место сразу будет занято новыми «интересантами». Например, из подмосковных городов. Дальше – как по классике. Сокращение перевозчиков неминуемо приведёт к снижению конкуренции и, как следствие, к повышению стоимости оказываемых услуг. Впрочем, гражданам так или иначе придётся заплатить за перемены. А что – Ярославль ведь не Москва с её щедрыми подарками на День города! Предполагаемое удорожание проезда как минимум на два рубля проанонсировали сами власти. Возможно, что цена будет и больше. Конечно, она вряд ли повысится до сентября. Скорее всего, «отцы города» позволят ярославцам пару месяцев покататься в новеньких маршрутках по прежней стоимости. По законам жанра товар надо показать лицом. Это дополнит картину всеобщего счастья и позволит создать соответствующий настрой. Но потом, когда утихнут предвыборные страсти, вернутся суровые будни. Вот и получается, что если ремонт дорог в Ярославле в каком-то смысле будет сделан за счёт других районов, то «транспортную реформу» придётся оплачивать непосредственно самим горожанам.

4. Социальные объекты

43 школа.jpgНаконец, ещё одна важная составляющая городского имиджа – социальные объекты. На этом направлении за последние годы особо похвастаться было нечем. За счёт бюджета в Ярославле, в основном, достраивали здания, начатые при прошлых руководителях. Да с горем пополам осилили пару детских садов. На этом успехи кончились. И нынешним управленцам, судя по всему, хочется наверстать упущенное. Например, при обсуждении свежих поправок в бюджет уже озвучены планы о выделении городу 118 с лишним миллионов рублей на строительство пристройки к школе № 43 в Кировском районе. Деньги высвободились за счёт федерального транша, который направят на школу в селе Туношна. Нехватка мест в образовательных учреждениях – давняя проблема города. Но вместе с тем, от неё страдают и другие муниципальные образования. Например, Борисоглебский район с его пока что печальным опытом ГЧП. Или всё тот же Рыбинск, где с приснопамятных времён говорят о необходимости строительства новой школы на улице Тракторной. Её не раз называли в числе приоритетных объектов. Но дальше слов дело никогда не шло. Не пошло и на этот раз. В качестве причины названо отсутствие нормальной документации. В принципе, повод резонный. Тем более, что за эту часть работы отвечают местные власти. Не сделали – сами виноваты. Но власть – властью, а людей жалко. Разговоры вокруг рыбинской школы идут уже непростительно долго. И в то, что область за всё это время не смогла тем или иным образом вмешаться в процесс, верится с трудом. Как говорится, было бы желание, а способ найдётся. Видимо, дело в приоритетах. Очевидно, Рыбинск сейчас к ним не относится. Хотя там тоже живёт несколько десятков тысяч избирателей.

Недостроенный детсад.jpgНесколько сложнее обстоит дело с детскими садами. В Ярославле замерли три проблемные стройки. Субсидии на них не выделяют. Здесь деньги как раз идут в область (речь о дошкольных учреждениях в Угличе, Пошехонье, Данилове и Ярославской районе). Но там садики достроены как минимум до первого этажа. А в областном центре всё замерло на стадии фундаментов. Да и те, похоже, придётся переделывать. Так что здесь всё справедливо. Но есть один нюанс. Судя по всему, на возобновление работ город намерен привлечь кредит. Да не простой, а бюджетный. Опять-таки, за счёт региона. Во всяком случае, речь об этом активно шла в конце прошлого года. Пока что подтверждения этим планам нет. Но если они сбудутся, это станет ещё одним «подарком» для областного центра. Ведь заёмные средства будут выделять под всего-навсего под 1%. Как говорится, дешевле только даром. Фактически, Ярославль сможет получить ещё одну «субсидию». Остальные районы про такие «подарки» даже не зарекаются.

Наконец, кое-что перепадёт городу и на спорт. В связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года ярославские стадионы приводят в соответствие с международными стандартами. Как известно, самих игр у нас проходить не будет. Областному центру придётся довольствоваться лишь ролью «тренировочной базы». Поэтому финансовые вливания относительно скромные (по сравнению с площадками в городах-участниках). Но и их нужно со-финансировать из региональной казны. Напомним, весьма «дырявой». Недавно эти расходы были увеличены на 20 миллионов. Деньги пойдут на реконструкцию стадиона «Славнефть» на Нефтестрое. Конечно, это не идёт ни в какое сравнение с теми субсидиями, о которых было сказано выше. Но и эти средства играют на имидж Ярославля. И на тех, кто рассчитывает воспользоваться этим имиджем. В конце концов, остальным городам, где также есть относительно неплохие стадионы (Рыбинск, Ростов, Тутаев), вообще ничего не перепало. К тому же, это явно не последнее вливание. Не исключено, что в ближайшей перспективе потребуется в 4-5 раз больше.

город сад2.jpgОдним словом, похоже, что Ярославль становится главным центром приложения политических и финансовых сил. Недовольство других муниципальных образований по этому поводу является вполне понятным. Может, оно так и останется на уровне тихого ворчания в кулуарах и выступлений отдельных депутатов в качестве громоотвода. А может, перерастёт в нечто большее. Так или иначе, сбрасывать со счетов мнения с мест представляется не вполне правильной тактикой. Ведь советникам, отвечающим за выборы, наверняка важно обеспечить не просто победу, а победу при максимально высокой явке. Осуществить эту задачу исключительно за счёт Ярославля просто невозможно. Значит, голоса муниципалов придётся если не принять во внимание, то хотя бы услышать.

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?