Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

16.06.2016
Ярославль
2145
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК БИЗНЕС-ПРОЕКТ
Деятельность некоммерческих организаций давно перестала быть некоммерческой. Многие из них получают деньги из бюджета на непонятные проекты в обмен на некую «лояльность». Дескать, лучше пусть занимаются социальными (или не очень социальными) проектами, чем участвуют в митингах. Или, не дай Бог, их организуют.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК БИЗНЕС-ПРОЕКТ

3 июня в скучающем от небогатого событиями июня Ярославле прошёл Гражданский форум. Уже 14-й по счету. Казалось бы, прошёл и прошёл. И нечего рассуждать про очередное мероприятие в череде аналогичных форумов, по количеству которых наш регион скоро рискует стать чемпионом России. Полтысячи участников, желающих провести пятницу подальше от работы. Полтора десятка экспертов, известных в профессиональном кругу, но совершенно незнакомых широкой публике. Коллективные фотосессии с местным истеблишментом, со скоростью звука перемещающиеся в «фейсбуки», «инстаграммы» и прочие «контакты». Женщины в красивых нарядах. Мужчины в некрасивых майках. Дежурные сюжеты по телевидению и такие же статьи в прессе.

форум1.jpgВ общем, пролетел бы форум как фанера над Парижем с его Евро-2016, не оставив в душе никакого следа, если бы ни одно «но». По окончанию действа остался какой-то горьковатый осадок и не покидающая голову парадоксальная мысль. О том, что некоммерческие организации (для которых, собственно, и была организована тусовка) всё меньше отвечают своему названию. И всё больше превращаются в средство получения денег. То есть трансформируются в некие бизнес-проекты. Правда, в отличие от предпринимателей, НКО не несут экономических рисков, которые с избытком предоставляет система дикого капитализма. Да и от бюрократии страдают гораздо меньше. Скорее наоборот. Но кое-какие общие черты, на наш взгляд, всё же прослеживаются. Размышления об этом и дали повод для написания этой статьи.

Во избежание гневных упрёков со стороны общественности, поспешим сделать оговорку. Никто не собирается мазать чёрной краской все без исключения НКО. Автор этих строк знаком с большим числом их представителей. И может сказать, что многие из них – истинные подвижники своего дела. Более того – настоящие бессребреники. Их труд вызывает исключительное уважение и является достойным примером для подражания. А поручение Президента страны обеспечить доступ социально ориентированных НКО к бюджетным средствам и грантам говорит о самой высокой степени проработки (и важности) данной темы. С этим также никто не спорит. Вопрос в другом. Точнее, вопросов два. Первый - сколько казённых миллионов в принципе нужно выделять общественным организациям? Вопрос непраздный, ибо, как недавно сказал наш премьер-министр, просто денег нет! А коли их нет даже на индексацию пенсий, то тратить на НКО точно стоит крайне осторожно. И неплохо бы в сочетании с внебюджетными источниками. Второй вопрос – как фильтруются претенденты на государево вспомоществование? Понятно, что очередь к «кормушке» в разы больше её собственной величины. Именно поэтому крайне важно помогать тем, кто этого действительно заслуживает. Или в этом нуждается. Когда мужики-«афганцы» помимо основной работы находят время для пацанов из соседнего двора, проводят для них турслёты, приобщают к спорту и отучают от наркоты – вопросов нет. Таким - только честь и хвала. Когда группа студентов, не бросая ВУЗ, параллельно ухаживают за инвалидами или помогают одиноким пенсионерам – никто не скажет дурного слова. Но когда взрослый дядька под пятьдесят повязывает себе пионерский галстук и идёт сажать деревья под прицелами многочисленных телекамер – возникает приступ жуткой тошноты. Которая усиливается, как только узнаёшь, что подо всё это дядька ещё и клянчит деньги. Притом, раз в сто больше, чем требуется даже на самые элитные саженцы. Не хорошо!

        Путин_пришел_на_антигайдаровский_форум1.jpgОтветы на поставленные вопросы, конечно же, не будут однозначны. В конце концов, всё оценочно в нашем подлунном мире. Поэтому мы лишь озвучим несколько цифр и фактов. А окончательные выводы пусть сделают уважаемые читатели. Начнём с главного. С денег. Притом, с самых больших денег – федеральных. А их на поддержку некоммерческим организациям, реализующим социально значимые проекты, в этом году выделили ни много ни мало четыре с половиной миллиарда рублей! По имеющейся информации, заявки на получение «кусочка» от этого внушительного «пирога» подали около 30 общественных организаций Ярославской области. Проекты – самые разные: от акций военно-патриотического характера до помощи бездомным. Притом, деньги доверили распределять не госчиновникам (хотя, наверное, они тоже не остались в стороне), а самим общественным организациям. Правда, не всем, а специально отобранным. И, очевидно, особо приближённым к кому надо. И вот здесь начинается самое интересное. Потому что направления раздачи денег отличаются небывалой пестротой. А средства, повторимся, выделяют немалые. Ладно бы на социальную поддержку пенсионеров, помощь талантливой молодёжи или охрану здоровья граждан. На это не жалко. Но вот, например, «Российский союз ректоров» готов поддерживать проекты дополнительного профессионального образования. Или проведение просветительской работы и распространение научных знаний. Или, что уж совсем интересно, исследования состояния гражданского общества. На всё это удовольствие общественная организация готова распределить 650 миллионов рублей! Да простят нас уважаемые ректоры, но терзают смутные сомнения. Не попадут казённые средства к самим представителям университетского сообщества? Во-первых, они сами могут создавать общественные организации на местах. Во-вторых, «проведение просветительской работы» - настолько широкое понятие, что под него можно «пристроить» любую преподавательскую деятельность. Главное – под правильным соусом. Скажем, организовать условно бесплатные курсы для работников культуры на селе. Или выехать с лекцией про историю коммунистического движения в Южной Родезии в какое-нибудь дальнее ПТУ. Чем не социальный проект? Возможно, кому-то и это будет полезным. Но, во-первых, для этого хватит профессионалов-профильников. А во-вторых, тут можно обойтись и без государственных миллионов. 

Ещё один показательный пример «разводящего» (простите, распределяющего) – «Российский союз молодёжи». В его «активе» денег чуть поменьше, чем у ректоров, но тоже прилично – 600 миллионов. Что предлагает «РСМ»? Среди прочего - поддержку добровольчества. Когда-то занимающихся этим делом ребят называли тимуровцами. Сейчас предпочитают слово «волонтёры». Однако герои Аркадия Гайдара о столь мощных финансовых ресурсах могли только мечтать (впрочем, им они были не нужны). Зато их современным «последователям», наверное, очень приятно заниматься «добровольчеством», имея такую государственную поддержку и обеспечение в несколько миллионов червонцев. Спору нет - так «волантёрить» гораздо приятнее! Комфортнее, что ли. К «сомнительным» проектам можно отнести ещё много чего: организацию всевозможных курсов бисероплетения или вышивания крестиком, съезды филологов, всевозможные семинары для самих общественных активистов (притом, непременно с выездом, оплатой питания и проживания) и так далее.

А что Ярославская область? Многие наши общественные объединения являются вполне достойными учениками своих «старших» коллег. Для начала – пара общих цифр. В конце 2015 года в нашем регионе было зарегистрировано 2 276 НКО (по данным Управления Министерства юстиций). Конечно, среди них были и 239 профсоюзов, и 62 отделения политических партий, и 18 коллегий адвокатов, и даже 1 нотариальная палата. Но и за их вычетом количество «классических» общественных организаций (в том числе занимающихся социальными проектами) всё равно остаётся крайне велико. А это значит, что большинство из них наверняка желает приобщиться к бюджетной кормушке. Благо, для этого в нашей области созданы необходимые условия. Главным подспорьем является специальная государственная программа «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области». В прошлом году на неё выделяли 42,5 миллиона рублей. В этом – побольше, 43,8 миллиона. С одной стороны, по сравнению с другими программами, сумма совершенно незначительная. С другой – лишних денег сейчас нет. Это не наши слова. Их постоянно говорят сами власть предержащие: от губернатора до последнего линейного руководителя. И особенно любят повторять, мотивируя те или иные сокращения. А что, собственно, можно сделать на 43 с лишним миллиона? Например, отремонтировать две небольшие дороги. Или капитально сделать одну. Или купить примерно 29 однокомнатных квартир под расселение ветхого жилья. Или приобрести около 2,5 тысяч «средних» инвалидных колясок. Или в течение года обеспечивать полностью бесплатными завтраками более 13 тысяч школьников. Примеров можно приводить ещё много. Однако в этом нет нужды. Ибо зачем считать чужие деньги? Ведь они всё равно пойдут на поддержку НКО. В том числе – на субсидии.

Опять же, мы не хотим сказать, что все средства будут потрачены впустую. Например, в рамках одной из составляющих указанной госпрограммы – региональной программы под названием «Государственная поддержка гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области» субсидии выделяются под разные направления. В том числе крайне важные. Например, на реализацию проектов по оказанию социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Или в сфере социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество. Тут никаких вопросов.

форум4.pngНо есть и довольно причудливые формы. Например, целевая программа «Государственная поддержка развития российского казачества на территории Ярославской области». Простите, но вот уж точно ни к селу, ни к городу! Интересно, с каких пор наш край лесов и болот вдруг стал центром казачьей вольницы? Неужто пора снимать шашку с ковра? Так пылающих станиц из окна, вроде как, не наблюдается. Или мы что-то по серости своей не знаем? Может, казаки прославили Ярославскую землю в стародавние времена? Так тоже не похоже. Единственное, что сегодня напоминает широкому кругу ярославцев о казаках в исторической ретроспективе – это их участие в разгоне первомайской демонстрации 1905 года. Сей факт отражён на мемориальной табличке на здании театра имени Волкова. Как то не велики достижения, правда? Или нынешняя власть вдруг решила воздать за заслуги перед прежним режимом? Шутка, конечно. Однако шутки - шутками, а на программу в прошлом году потратили почти полтора миллиона рублей. Самих же казачьих обществ в регионе, сколько бы вы думали? Восемнадцать! Ростов-Дон и Кубань отдыхают! Как говорится, без комментариев. Не бесплатно проходит и упомянутый в начале статьи Гражданский форум. В этом году на его проведение было заложено 700 тысяч рублей. Опять же, в масштабах области вроде бы немного. Но всё-таки: один день – и нет семиста тысяч. А у кого-то зарплата за год в два раза меньше. Ну и последний пример. Ежегодно в области издаётся доклад о состоянии гражданского общества. На обеспечение его тиража выделяется совсем уж смешная сумма – порядка 50 тысяч рублей. Но, как говорится, курочка по зёрнышку. А главное, что этот увесистый фолиант (например, в этом году он составил 150 страниц) интересен и важен крайне узкому кругу людей: представителям тех же НКО, чиновникам (для отчётов), ну, может, нескольким преподавателям гуманитарных специальностей. То есть издают доклад, по сути, снова «для своих».

Что касается грантов и прочей казённой поддержки, то она частенько достаётся одним и тем же. А некоторым, к тому же, ещё и со скандалами. Наверное, все помнят, как в прошлом году экс-губернатор Анатолий Лисицын жаловался на небезызвестную организацию «Центр социального партнёрства», выигравшую конкурс на получение субсидии из областного бюджета. И даже обращался по этому поводу в прокуратуру. Руководит Центром Елена Исаева – двоюродная сестра Павла Исаева. Ныне зампреда областной Думы, а в своё время – директора регионального департамента общественных связей. Тогда Павел Валентинович имел непосредственное отношение к программам поддержки НКО. А ЦСП – и вовсе его детище, созданное ещё в начале 2000-х. Правда, потом переданное родственнице. Кстати, прокурорская проверка показала, что организация Исаевой была «неправомерно допущена к конкурсу». Деньги, вроде как, вернули. Инцидент, вроде как, исчерпан. Но кто знает, а вдруг нечто подобное повторится? А указанный случай получил столь широкую огласку исключительно благодаря роли сенатора?

форум6.pngОдним словом, по поводу финансовой поддержке НКО вопросов остаётся немало. По крайней мере, на региональном уровне. И есть подозрение, что на деле просто имеет место некий «общественный договор». Когда господа-общественники получают деньги в обмен на некую «лояльность». Дескать, лучше пусть занимаются социальными (или не очень социальными) проектами, чем участвуют в митингах. Или, не дай Бог, их организуют. Кроме того, всевозможные форумы НКО, как место скопления большого количества народа и СМИ, представляют собой хорошую площадку для политической деятельности. Скажем, для трансляции своих идей в массы. На крайний случай, можно просто «поторговать лицом». Это тоже лишним не будет. И, наверное, не случайно на том же Гражданском форуме были как минимум двое потенциальных кандидатов от «Единой России» на выборы в Госдуму. Думается, что в этом случае внимание общественности точно не пропало даром!

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?