Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.12.2022
Ярославль
2720
Дорожная петля времени: предвыборное пиршество закончилось

Вот и все, никто не ждет, и никто не в дураках

Кто-то любит, кто-то врет и летает в облаках…

Дальний взгляд на дорожно-благоустроительные работы 2023 года, когда денег в дорожном фонде станет больше, а дорог, несоответствующих нормативным требованиям, меньше не станет. Про дворы молчим и тихо плачем.

Дорожная петля времени: предвыборное пиршество закончилось

У нас есть традиция: каждый год мы пытаемся одолеть «вторую российскую беду». Строим планы, составляем списки, берём повышенные обязательства. Чтобы в конце года бодро подвести итоги. И немного (совсем чуть-чуть) посетовать на то, что не получилось. Тоже по традиции. Само собой, полностью решить дорожный вопрос, наверное, невозможно (вне зависимости от выделенных сумм денег, которых всегда мало). Но, согласитесь, что-то героическое в этих бесконечных попытках есть. Может быть, предложить их в качестве национальной идеи? Ну, или хотя бы региональной? Тем более, что каждый новый руководитель Ярославской области непременно желает привнести в процесс что-то своё. Из-за чего практически каждый сезон оборачивается различными новшествами. Порой – весьма причудливыми. Наступающий 2023 год – не исключение. Сегодня мы хотим рассказать о предстоящих направлениях главных ударов на «дорожном фронте» и особенностях оперативно-тактической обстановки на ближайшие 12 месяцев.

 

Дорожная математика 

Cg0fqC_16ONJy_nS00Pi75cJWvAgO_dQJP_FzjVV6p87QwkFPHhLOAYKsG41cVr8kCrm1p0bLdPNiYYMoPKZI22m.jpg           В начале – немного математики, дабы уважаемые читатели смогли воочию оценить масштабы борьбы со «второй российской бедой» в отдельно взятой области. Как известно, она ведётся за счёт дорожного фонда. Объём которого на будущий год при первом чтении проекта закона об областном бюджете на 2023 год был определён в сумме 11 373 610 393 рублей. Ожидается, что ко второму чтению (которое должно состояться в Думе 15 декабря) эта цифра увеличится до 12 023 333 873 рублей. Для сравнения: размер дорожного фонда на 2022 год в первой редакции составлял 9 868 806 611 рублей. Как говорится, разница очевидна. Впрочем, с учётом подорожания строительных и инертных материалов, а также стоимости самих работ, это вполне логично.

          Основные расходы дорожного фонда распределяются по трём большим программам. Самая скромная (вопреки названию) – ОЦП «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области». Здесь – только затраты на разработку 5 рабочих проектов (25 миллионов рублей), да ожидаемая ко второму чтению субсидия на реконструкцию дороги к новой школе в селе Вощажниково Борисоглебского района. Вторая программа – ВЦП «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области» уже куда серьёзнее. Общие расходы по ней – более 4 миллиардов рублей. Самая крупная статья – субсидии муниципальным образованиям (в первом чтении – порядка 1 миллиарда 800 миллионов, ко второму планируется увеличение до 1 миллиарда 952 миллионов).

          Сюда входят как целевые (Рыбинску, Ростову, Гаврилов-Яму, Ярославскому району, плюс – средства на содержание дорог Ярославля), так и общие субсидии, в том числе на ремонт улично-дорожной сети местного значения (500 миллионов) и приведение в нормативное состояние проездов к социальным объектам (600 миллионов). Будет и одно новое направление – ремонт дворов школ и больниц (100 миллионов). Второе большое направление программы – содержание областных дорог. На него предусмотрено 1 737 323 945 рублей. Кроме того, в ВЦП включены затраты на содержание государственных учреждений отрасли, мероприятия по повышению безопасности движения, кадастровые работы, паспортизацию, налоги и другие.

Og0fpyutHFy-4ReecEAa5w2TNeHGNIyAZluYk2Kc5ptetcA-mENEu240IYuTjlgV7YyyY740w6QIEd5WoGQJf3jG.jpg          Наконец, самой затратной программой по традиции остаётся «Безопасные качественные дороги» (БКД). Её бюджет по состоянию на сегодняшний день – 7 миллиардов 320 миллионов (с перспективой увеличения ко второму чтению ещё на 300 миллионов). Как обычно, за счёт этих средств сделают не только региональные, но и муниципальные дороги: в Ярославле (800 миллионов), Тутаеве (улица Донская, 37 миллионов) и Ярославском районе (дорога «Сарафоново – сады», 63 миллиона), плюс ко второму чтению может появиться дополнительный объект – улица Центральная в п. Фоминское Тутаевского района (10,5 миллиона).

          Поскольку в «БКД» будут сосредоточены основные дорожные работы, для удобства восприятия мы собрали перечень конкретных объектов в двух таблицах. Само собой, это не догма. В течение года списки могут меняться, притом неоднократно. Что регулярно и происходит. Но в первом приближении картина выглядит так. Начнём с региональных объектов. 

Таблица 1. Перечень областных объектов в рамках региональной программы «Безопасные качественные дороги» на 2023 год 

№ п.п.

Название автомобильной дороги

Протяженность, км

Стоимость работ, тыс. руб.

1

Ярославль - Любим

3,2

114 215

2

Григорьевское – аэропорт

3,3

89 482

3

Кормилицино – Курба

3,3

64 731

4

Дубки – Зиновское – Никульское

4,6

164 978

5

“Ярославль – Углич» – Сарафоново

1,0

23 000

6

Сергиев Посад - Калязин-Рыбинск-Череповец «Р-104»

14,8

981 052

7,4

351 058

7

Шолошево - Скалино

8,5

276 135

8

Данилов-Пошехонье

10,6

377 751

9

Мышкин - станция Волга - Шестихино

8,0

215 811

10

Мышкин - Рождествено - Богородское - Морское

10,8

291 735

11

Шебунино – Красный Профинтерн

10,0

316 971

12

Обход г. Гаврилов-Ям (2 этап)

2,04

129 500,5

13

Панино - Микляиха

0,91

24 514

14

Новый Некоуз - Родионово - пос. Октябрь

8,32

285 903

15

Углич – Ростов

8,6

180 432

16

Пансионат «Ярославль» - с. Введенье

2,2

46 158

17

Углич – Некоуз – Брейтово

14,55

410 000

18

Говырино – Дмитриевское – Нагорье

13,75

376 152

19

Кормилицино - пансионат «Ярославль»

2,1

44 100

20

Ростов - Иваново - Нижний Новгород

13,9

372 862

           Как видно из таблицы, на нескольких основных трассах продолжаются работы, начатые в прошлые годы. Есть полностью новые объекты (как правило, с очень высоким уровнем износа, по которым были обращения жителей и замечания надзорных органов). Виды работ тоже разные. В основном, конечно, это обычный ремонт. Но есть и ремонт капитальный, и даже новое строительство. Плюсом сюда же относится планово-предупредительный ремонт и содержание 5 мостовых сооружений. Не будем забывать и о том, что часть объектов 2023 года выполняются уже в текущем сезоне в рамках так называемого «опережающего развития». Далее – муниципальные объекты города Ярославля. 

Таблица 2. Перечень муниципальных объектов в рамках региональной программы «Безопасные качественные дороги» в г. Ярославле на 2023 год 

№ п.п.

Название автомобильной дороги

Протяженность, км.

Стоимость работ, тыс. руб.

1

Улица Пожарского

от ул. Гоголя до ул. Технопарковая

3,53

173 745

2

Ленинградский проспект

от ул. Волгоградская до ул. Строителей

1,7

 

256 118

3

Улица Тверицкая Набережная

от развязки Октябрьского моста до пр. Авиаторов.

1,196

 

45 125

4

Улица Пригородная

от ул. Калинина до границ города

0,812

 

43 601

5

Тормозное шоссе

от ул. Марголина до пр. Фрунзе

1,8

 

94 064

 

6

Проспект Дзержинского

от Ленинградского пр. до ул. Блюхера

0,9

125 767

7

Проспект Машиностроителей

от ул. Папанина до ул. Сахарова

0,98

195 300

8

Улица Губкина

от ул. Проектируемая до ул. Попова

0,605

 

21 962

 

9

Улица Калинина

от ул. Ньютона до ул. Пригородная

0,85

83 045

10

Школьный проезд

от ул. Серго Орджоникидзе до пр. Машиностроителей

0,811

 

43 930,5

 

11

Улица Карла Либкнехта

от ул. Добролюбова до ул. Добрынина

1,2

 

53 290

 

12

Улица Сосновая

от ул. Красноборская до пр. Машиностроителей

0,9

 

92 652,5

 

13

Сквозной переулок

от ул. Тверицкая набережная до ул. 2-я Северная

0,85

 

32 000

 

14

Улица 1-я Портовая

от ул. З-я Портовая до 2-го Городищенского пер.

0,8

 

32 600

 

15

Улица 4-я Портовая

от ул. 5-й Портовой до ул. 2-й Портовой

0,36

 

26 800

 

           Сюда же следует записать установку 7 светофоров на улично-дорожной сети областного центра. Плюсом идут 5 дополнительных объектов, на которые под финансирование в рамках программы «БКД» в текущем году готовится проектно-сметная документация. Ну и, конечно, не будем забывать, что в число муниципальных объектов программы, помимо Ярославля, входят две указанные выше улицы в Тутаевском и одна дорога в Ярославском районе на общую сумму порядка 110 миллионов рублей.

         Для корректного сравнения данных по 2022 г и 2023 г. мы свели цифры затрат и количество объектов в единую таблицу (Таблица 3). В ней приводим плановые показатели, которые были представлены департаментом дорожного хозяйства  Ярославской области на начало декабря (по 2022 г. соответственно на 1 декабря 2021 г., на 2023 г. соответственно на 1 декабря 2022 г.).

Таблица 3. Плановые показатели затрат и количество объектов дорожного строительства на 2022 и 2023 гг.

  2022 г.  2023 г.
Дорожный фонд, млрд. руб. 9,8 12,02
ГП «Развитие дорожного хозяйства в ЯО», млрд. руб.                                   9,5 11,69
в том числе БКАД, млрд. руб. 5,5 7,62
муниципальные объекты, млрд. руб. 0,915 0,91
Количество региональных объектов, ед. 16 21
Количество объектов в Ярославле, ед. 22 15

      Формально по плановым показателям затраты на ремонт дорог в 2023 г. вырастут. Цифры эти, правда, не учитывают инфляцию, которая, конечно, в 2022 г. была высокой, особенно на строй- и инертные материалы.   Несколько проваливаются муниципальные объекты, но возможно эта часть программы будет несколько скорректирована в сторону увеличения объектов и средств, предназначенных на их финансирование. Однако прорыва здесь явно не намечается.   

  Также мы решили показать адресный перечень дворовых территорий, запланированных к благоустройству в Ярославле. Они не входят ни в одну из вышеперечисленных программ. Но поскольку основные работы на данном направлении связаны с приведением в нормативное состояние проезжей части, целесообразно рассказать и про них. Заодно уважаемые читатели смогут проверить: есть ли в списке их двор.                             

Таблица 4. Адресный перечень дворовых территорий по благоустройству в г. Ярославле на 2023 год

№ п.п.

Адрес

 

Дзержинский район

1

Улица Панина, д. 31 корп 2., д. 9

2

Мурманский проезд, д. 1, улица Труфанова, д. 9

3

Улица Александра Невского, д. 5, д. 9.

4

Улица Елены Колесовой, д. 20, д. 24, улица Блюхера, д. 29/18

5

Улица Панина, д. 8

 

Заволжский район

6

Улица Колышкина, д. 60, д. 62, д. 62 корп. 2, д. 62 корп. 3, д. 62 корп. 4

7

Улица Саукова, д. 17, д. 19, д. 21

8

Улица Залесская, д. 2 корп. 2, д. 4, 4 корп. 2

9

Улица Космонавтов, д. 18

 

Кировский район

10

Улица Республиканская, д. 78

11

Волжская набережная, д. 41, д. 43, д. 45/1

 

Красноперекопский район

12

Улица Рыкачёва, д. 4/7

13

Улица Посохова, д. 20а, д. 22

14

Улица Нефтяников, д. 24

 

Ленинский район

15

Улица Автозаводская, д. 75, улица Юности, д. 32

16

Улица Белинского, д. 15б

 

Фрунзенский район

17

Проезд Ушакова, д. 18а

18

Улица Ньютона, д. 59

19

Улица Ньютона, д. 57

20

Московский проспект, д. 117

21

Улица Пожарского, д. 7, д. 7а

22

Улица Балтийская, д. 26

23

Улица Звёздная, д. 33


Суровая проза жизни

           Итак, фронт работ понятен. Теперь о том, с какими особенностями придётся столкнуться при их выполнении. Первое, на что стоит обратить внимание – это весьма скудное финансирование на содержание областных дорог (это притом, что сам дорожный фонд существенно увеличился). По словам представителей профильного регионального департамента по данной статье не хватает минимум 500 миллионов рублей. И ко второму чтению эти средства пока не заложены. Напомним, что контракт на содержание обеспечивает государственное АО «Ярдормост». Которому приходится проявлять настоящие чудеса дорожной эквилибристики. Ибо есть случаи, когда денежные лимиты на год полностью выбирались уже к маю. И предприятию приходится попросту работать «в долг» (с частником это вряд ли прокатило бы). Похоже, что новый сезон в этом плане снова не станет исключением.

YOnJ_HQG-sPpwWdEoqehy8h8oiG6fUhTQv0BEGo77sp_nN_Whrcqrqo361DJ9HzHnm08UT-72DL4zZjKExD5fK-i.jpg          Выхода два: либо сокращать перечень работ (притом, кардинально) и оставлять только самое необходимое (а не всё, что предусмотрено ГОСТ), либо добавлять денег. К слову, для этого могут быть использованы другие статьи расходов. В этой связи стоит вспомнить ещё одну «фишку» нынешнего сезоне – установку ограждения от лосей, на которое заложено, ни много, ни мало, 200 миллионов рублей – стоимость полноценного ремонта нескольких дорог. Пока «озаборивание» коснётся только трассы «Ярославль – Рыбинск». Но в дальнейшем, эту идею хотят распространить на всю областную дорожную сеть. А это, на минуточку, более 6 тысяч километров.

          Идея тратить деньги на ограждения от лосей была озвучена губернатором Михаилом Евраевым. DprplDihajKsnc_DVnPAxzXLvzKHHAQmDPYcSINAc7DwqN_TAEYuwfVTr7iXQ731PQYRpNX-4p2xDlOsbo5rjr4E.jpgНо, по слухам, ранее аналогичные мысли высказывали руководители регионального отделения «Единой России». Предложение вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, количество ДТП с участием диких животных остаётся велико (на дорогах областной собственности к осени 2022 года зафиксировано 113 случаев), да к тому же продолжает расти. С другой – насколько целесообразно ставить заборы на протяжении всей трассы? Не проще определить места наибольшей концентрации ДТП и «точечно» работать по ним?

          Во-первых, это позволит снизить остроту проблемы, но при этом существенно сэкономить бюджетные средства. Во-вторых, как ни удивительно, окажет благотворное влияние на природу. Бывалые охотники говорят, что из-за установки ограждений изменятся пути миграции животных и сузится ареал их обитания. Что, в итоге, может привести к постепенному вырождению популяции. Знают ли об этом губернатор и шефы местной «Единой России»? Вряд ли. Однако слово не воробей и дело сделано.

          Впрочем, ничего не мешает скорректировать данную статью расходов. А если добавить к ней ещё 300 миллионов на архитектурную подсветку зданий (тоже не первоочередные затраты), получится как раз недостающие 500 миллионов на содержание дорог. Глядишь, зимой мы будем ездить не по обледенелым колеям. В данном вопросе есть ещё один интересный момент. Обычно область выделяла целевую субсидию на содержание улиц Ярославля. Как правило, сумма составляла 200-250 миллионов рублей. Но в этом году при формировании проекта бюджета в первом чтении эти средства были обрезаны почти в десять раз – всего до 26 миллионов. Что, понятное дело, вызвало недовольство ярославцев. Своё «фи» высказали даже представители оппозиции. Однако ко второму чтению городу всё же вернули 180 миллионов, так что он остался «при своих». Возможно, сработал фактор нового мэра, поскольку глава региона вряд ли хотел подставить Артёма Молчанова в решении одного из самых трудных вопросов городского хозяйства.

          А вот к чему в городе остаются вопросы, так это ко дворам. Во-первых, на будущий сезон их крайне мало – всего 23. В нынешнем сезоне было 128. Соответственно, на благоустройство выделяют 260 миллионов (в целом по области – 600 миллионов, в текущем году было 1,8 миллиарда). Так что сокращение идёт в разы. Правда, в мэрии есть ещё дополнительный перечень из 25 территорий. Однако все их вряд ли приведут в порядок, поскольку эти работы планируют выполнять за счёт экономии в процессе торгов. А это – максимум 50-60 миллионов. То есть в лучшем случае десяток объектов. Таким образом, не окучены окажутся целые микрорайоны.

Wmo0wzfcQGM.jpg          Во-вторых, пока непонятен принцип отбора дворов для ремонта. В нынешнем году благоустройство шло по двум направлениям: «Решаем вместе» и «Наши дворы». В будущем останется только второй проект, а в рамках первого будут делать лишь общественные территории. Соответственно, очерёдность и критерии включения в программу не до конца ясны. В-третьих, есть вопросы и по перечню работ. Скажем, на уровне Правительства было высказано пожелание при ремонте отказаться от обустройства парковочных мест для автомобилей. Дескать, двор – это пространство не для машин.

          Наверное, в теории эта идея не лишена смысла. И многим хотелось бы использовать свою придомовую территорию исключительно для прогулок, игр или занятий спортом. Но на практике это нереально. Во всяком случае, в наших городах. Количество личных авто ежегодно растёт, а платных стоянок попросту недостаточно. Альтернатива оставлять машину на проезжей части ближайшей улицы, озвученная некоторыми депутатами Муниципалитета, выглядит сомнительной. Хотя бы потому, что эту самую улицу зимой надо убирать от снега. И припаркованные машины представляют для этого значительное препятствие. О чём ежегодно говорят сами городские власти. Так зачем усугублять проблему?

c6084a35_0e98_473c_8796_12430f999e20.jpg          С другой стороны, далеко не в каждом дворе нужна ливневая канализация (её, напротив, думают сделать обязательным элементом благоустройства). Штука это затратная, из-за чего стоимость ремонта будет значительно увеличена. В то время, как отвести воду с придомовой территории можно более простыми способами с использованием менее сложных инженерных приспособлений. Опять же, в каждом конкретном случае стоит учитывать, нужна ли во дворе собственная детская площадка, или можно сделать одну большую на несколько домов, дополнительные опоры освещения или видеокамеры.

          Вот так вкратце представляется грядущий сезон дорожных работ в Ярославской области. Разумеется, по ходу движения будут возникать новые вопросы (к примеру, пока формируется окончательный перечень проездов к социальным учреждениям). А самое главное – 53% региональных и около 70% муниципальных дорог у нас по-прежнему не соответствуют нормативным требованиям. Так что до окончательной победы над «второй российской бедой» ещё очень далеко. Впрочем, ничего не мешает приближать этот заветный день. Главное, чтобы это приближение не было бесконечным.

 

 

          ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?