Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

13.11.2018
Ярославль
1704
ВСЕМ ЗАНЯТЬ СВОИ МЕСТА! РАССЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ!

О странностях «Рейтинга-76» и тяжёлой муниципальной доле или шеврон он не только в армии шеврон

ВСЕМ ЗАНЯТЬ СВОИ МЕСТА! РАССЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ!

Испокон века в нашей стране активно практикуют всевозможное ранжирование на предмет выявления первых, лучших, и достойных. Форма данного священнодействия не столь важна. Главное – соблюсти сам принцип расстановки по местам, чинам или почётным званиям. В разные эпохи для этого существовали местнические споры, табель о рангах или социалистические соревнования. В 21-м столетии их место заняли всевозможные рейтинги. На самом деле, это универсальный и вполне точный метод ранжирования. Но беда в том, что в один отнюдь не прекрасный момент им начали увлекаться все, кому не лень. Вне зависимости от степени обладания опытом и специальными знаниями. Рейтинги принялись «клепать» много и часто, по любому поводу и даже при отсутствии такового. Что породило погрешности, которые с течением времени начали существенно искажать результат. И если раньше понятие «лучший», в основном, было тождественно определению «достойный», то сегодня эта корреляция либо крайне слаба, либо не выдерживается вовсе. Есть ощущение, что подобными вещами стала грешить и система рейтингования городских округов и муниципальных районов Ярославской области с незамысловатым названием «Рейтинг 76». В результате всё чаще начинают терзать смутные сомнения насчёт её объективности и даже необходимости. Ведь оценивать органы местного самоуправления сегодня – занятие крайне неблагодарное, поскольку в текущих социально-экономических условиях у них практически не остаётся шансов проявить себя.

 

О новом и хорошо забытом старом

           Система «Рейтинг-76» существует уже два года. Промежуточные итоги ранжирования муниципальных образований подводятся каждый квартал. В конце года называют победителей, которым достаются «губернаторские гранты» (по факту – просто деньги из бюджета, не имеющие лично к Дмитрию Миронову никакого отношения). Лучший из лучших получает 20 миллионов рублей. В прошлом году это почётное звание по совокупности показателей получил Угличский район. За «прорыв года» (то есть за лучшую динамику) предусмотрено 10 миллионов. В 2017 они направились в Тутаевский район. Наконец, по 5 миллионов достаётся победителям отдельных номинации. О них будет сказано ниже. Соответственно, общий размер бюджетной поддержки в прошлом году составил 50 миллионов рублей. Согласитесь, для 20 крупных муниципальных образований (с лета 2018 – для 19, в связи с объединением Переславля-Залесского и Переславского района) – не столь большая сумма.

          Троицкая.jpegПоказатели «Рейтинга-76» позволяют оценить не только общее состояние дел в муниципальных образованиях, но и эффективность работы их руководителей. Об этом прямо говорили его разработчики. Вот цитата заместителя Председателя Правительства Ярославской области – директора департамента экономики и стратегического планирования Екатерины Троицкой (именно её ведомство отвечает за ранжирование муниципалов) в интервью ИА «Ярновости» от 28 декабря 2017 года: «По поручению главы региона Дмитрия Миронова была разработана система рейтингования городских округов и муниципальных районов области. Она создана для стимулирования деятельности органов местного самоуправления и определения приоритетов социально-экономического развития территорий. Одна из главных целей – совершенствование муниципального управления». «В других региональных СМИ также неоднократно фигурировало определение «Рейтинга-76» как "системы оценки деятельности органов местного самоуправления». Мы не зря акцентируем на этом внимание уважаемых читателей. Сей факт будет важен в контексте дальнейшего разговора.

          Также стоит сказать, что идея ранжирования городов и районов Ярославской области отнюдь не нова. Подобные вещи практиковались и ранее, при предыдущих губернаторах. Менялись лишь методики и критерии оценки. Нынешний рейтинг проводится по 6 основным направлениям («экономика», «инфраструктура», «социальное развитие», «муниципальное управление», «безопасность», «сельское хозяйство») и нескольким десяткам основных показателей, количество которых постоянно меняется. В настоящее время, если верить документу с официального сайта департамента, таковых 56. Впрочем, несмотря на столь внушительное количество, они далеко не всегда отражают реальное положение дел на местах. В чём мы смогли убедиться, ознакомившись со свежими результатами «Рейтинга-76» за 9 месяцев 2018 года, опубликованными в середине последней декады октября.

 

Об экономике без экономии

           Взять, допустим, направление «Экономика». Первое место по итогам 9 месяцев здесь занял Ярославль.

Результаты рейтинга по направлению Экономика.png Он же был в числе победителей по итогам полугодия (2 место) и первого квартала (1 место). Тем самым, прочно обосновавшись в данной номинации. По оценке «Рейтинга-76», этому способствовали следующие показатели:

          - объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя;

          - число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в расчете на одного жителя;

          - доля площади земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, вовлеченных в экономический оборот;

          - доля объектов имущества, включенных в соответствующий перечень объектов муниципального имущества, предназначенных для предоставления МСП.

          Ярославль (3).jpgНачнём с начала. Первый показатель – правильный, хороший. Но здесь есть сразу два «но». Во-первых, конкретно по нему Ярославль занимает только третье место. То есть существуют муниципальные образования, которые обходят областной центр. Во-вторых, в течение года он демонстрирует серьёзную отрицательную динамику. Если в первом квартале показатель составлял 57,9 тысячи рублей, то сегодня – только 22,5 тысячи. Более чем двукратное падение. Так что повод для гордости весьма сомнительный. К тому же, вполне логично, что областной центр (в котором живёт практически половина населения всего региона) является главным объектом привлечения инвестиций. Это следует просто из его статуса. Та же логика действует и со вторым показателем. Правда, в перечне департамента расчёт ведётся не на одного, а на 10 тысяч жителей. Но это так, детали. Главное, что в большом городе всегда будет больше предпринимателей, чем в маленьком сельском районе. Даже в расчёте на одного человека. К тому же, количество субъектов МСП само по себе – вещь достаточно условная. В течение года сотни и даже тысячи предпринимателей закрывают свой бизнес и открываются вновь. Этот процесс никогда не останавливается. Поэтому к отчётному периоду мы в любом случае сможем получить только «среднюю температуру по больнице». На наш взгляд, гораздо более показательной здесь могла быть оценка делового климата. Рискнём предположить, что после «слепцовских» экспериментов с ларьками и маршрутками, многие бизнесмены находятся отнюдь не в лучшей финансовой форме. А в разговорах с деловыми людьми всё чаще слышны жалобы по поводу задержки оплаты работ по муниципальным нуждам. Так что кроме предельно простой количественной оценки не помешала бы и качественная.

          Земля, вовлечённая в экономический оборот – также не вполне показательная дефиниция. Если бы речь шла о районе с большими площадями – тогда да. Там есть, куда приложить усилия (хотя бы по возвращению в оборот тех же земель сельхозназначения). Для города это менее актуально, поскольку даже самые захудалые участки, как правило, вызывают тот или иной интерес и пользуются спросом – под строительство, торговлю, индустрию отдыха и так далее. Наконец, четвёртый показатель вообще трудно понятен простым смертным. Поскольку простые смертные просто не имеют того самого магического «перечня объектов муниципального имущества, предназначенных для предоставления МСП». А значит, и возможности сравнить Ярославль с другими муниципальными образованиями. И в этой связи непонятно, почему авторы обошли вниманием гораздо более важные (и, простите за тавтологию, более показательные) показатели. Мэрия Ярославля (2).jpgНапример, количество туристов, посетивших муниципальное образование в отчетном периоде. Вроде бы, наш древний город называют столицей «Золотого кольца». И на каждом шагу твердят о непрекращающемся росте его привлекательности для экскурсантов. А тут – молчок? Неужели нечего сказать? Или цифры не столь впечатляющие, как хотелось бы? 

Не менее важный показатель, про который также не стоит забывать – уровень муниципального долга. В Ярославле он – около 7 миллиардов рублей, или 99% от объёма собственных доходов. Цифра огромная. Но данный показатель, почему-то, включили в раздел «Муниципальное управление». Где областной центр, к слову, занял второе место. Очень странный результат, если не сказать больше. В общем, вопросов много.

         

О невидимой инфраструктуре

           Впрочем, ещё больше их по второму направлению – «Инфраструктура». Первое место по итогам 9 месяцев в нём занимает Брейтовский район

Результаты рейтинга по направлению Инфраструктура.pngАвторы «Рейтинга-76» видят в этом заслугу:

          - доли установленных энергоэффективных светильников в общем количестве светильников наружного освещения;

          - уровня оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за помещения, находящиеся в муниципальной собственности;

          - доли муниципальных услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка, предоставленных органами местного самоуправления в электронном виде;

          - доли муниципальных услуг по выдаче разрешения на строительство, предоставленных ОМСУ в электронном виде.

          Вообще, победа в номинации «Инфраструктура» самого инфраструктурно неразвитого района – сам по себе нонсенс. Вдвойне странно, что эта победа носит регулярный характер, поскольку Брейтовский МР занял первое место не только по итогам 9 месяцев, но и по результатам 1 полугодия, а в 1 квартале был вторым (уступив лишь Некоузу). Впрочем, если отталкиваться от названных показателей – результат становится более-менее понятным. Установка энергоэффективных светильников? Ну, допустим. Дело и правда полезное. Но не будем забывать, что Брейтовский район – самый маленький в области. Там всего 166 населенных пунктов. Для сравнения – в соседнем Некоузском районе их 386. Отсюда – и высокая доля «умных» лампочек. Не потому, что местные власти меняют их не покладая рук. А от того, что в масштабе других муниципальных образований их требуется совсем немного. 

Автостанция в Брейтово.jpgПримерно та же история – с взносами на капитальный ремонт домов муниципальной собственности. Не секрет, что самая большая задолженность по ним – у Ярославля, самого крупного города (порядка 110 миллионов рублей по итогам 9 месяцев 2018 года). В Брейтовском районе количество таких объектов невелико. А в силу малоэтажности обходятся они недорого. Отсюда – хороший показатель. Соответственно, реально оценить работу можно только по двум последним пунктам. Да и то рискнём предположить, что муниципалы вряд ли зашились с выдачей разрешений на строительство. Они отвечают только за дома до 3-х этажей и ряд других небольших объектов. И поэтому данная работа вряд ли носит массовый ежедневный характер. При этом, совершенно непонятны значения других, гораздо более важных показателей раздела «Инфраструктура». Допустим, ввод жилья в расчёте на одного жителя. Или собираемость платы граждан за жилищно-коммунальные услуги. Каков уровень кредиторской задолженности ресурсоснабжающих организаций? Насколько велика доля модернизированных объектов водоснабжения и водоотведения? Как дела с благоустройством территорий? И так далее, и тому подобное. Ни один из этих показателей не фигурировал в презентации по итогам 9 месяцев. Также не будем забывать, что в Брейтовском районе (единственном в области) полностью отсутствует централизованное газоснабжение и слабо развита дорожная сеть. Но даже несмотря на всё это в Правительстве области его всё равно считают лидером раздела «Инфраструктура». Как говорится, без комментариев.

 

О качестве муниципального управления

           Наконец, ещё одно интересное направление – «Муниципальное управление». Победителем данной номинации стал Тутаевский район, продемонстрировавший прямо-таки удивительное постоянство. 

Результаты рейтинга по направлению Муниципальное управление.pngМесто лидера досталось ему по итогам первого, второго и третьего кварталов. Позитивное влияние на это оказали следующие факторы:

          - среднее количество подданных заявок на участие в муниципальных закупках;

          - доля услуг, оказанных в электронном виде, в общем количестве оказанных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления;

          - доля населения, принявшего участие в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, проводимой с применением IT-технологий;

          - темп роста налоговых и неналоговых доходов в сопоставимых условиях.

          Всё красиво, за исключением одного «но». Из перечисленных выше показателей прямое отношение к деятельности местных властей имеют только первый и отчасти второй. Притом, организация муниципальных закупок в любом случае регулируется вышестоящими нормативами (прежде всего, 44-м федеральным законом), а их количество в Тутаевском районе снижается в течение года. Если по итогам первого квартала 2018 года этот показатель составлял 4,78 единицы, то по результатам первого полугодия – уже 3,72 единицы, а по истечению 9 месяцев – и вовсе 3,4 единицы. Так что динамика не слишком хорошая. Что касается третьего показателя, то связь количества людей, принявших участие в оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, с самой эффективностью этой деятельности никак не прослеживается. Что-что, а «мобилизовать» людей, при желании, у нас могут. 

Тутаев (2).jpgНедавние выборы продемонстрировали это более, чем наглядно. Освоили местные власти и всевозможные опросы. Пример Тутаева здесь более чем показательный – достаточно вспомнить последнюю попытку переименования города, закончившуюся полным провалом (несмотря на активное противодействие элит). Что же касается всевозможных сборов, то это вообще прерогатива налоговых органов. И хорошие темпы роста поступления говорят исключительно о повышении качества налогового администрирования, а никак не работы местных властей. Зато про упомянутый выше уровень муниципального долга в красочной презентации областного департамента экономики почему-то не сказано ни слова. Так же, как и о соотношении собственных доходов и поступлений из вышестоящих бюджетов. Между тем, практически все положительные изменения в Тутаевском МР за последнее время связаны именно с помощью из области или федерации. Возобновил работу НПЗ имени Д.И. Менделеева. Районный центр первым в регионе получил статус территории опережающего развития. За пару лет привели в порядок трассу «Ярославль-Рыбинск», а трасса «Фоминское-Константиновский» даже вошла в перечень объектов федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Ко всему этому местные власти имели весьма и весьма опосредованное отношение. Соответственно, ни о каком особом качестве муниципального управления в Тутаевском районе говорить не приходится.


О вершине айсберга и глубинных слыслах

           Аналогично можно разобрать и оставшиеся номинации. Там будут свои показатели и свои нюансы. Но общий смысл, надеемся, понятен. Впрочем, всё названное выше – лишь конкретные примеры. Так сказать, вершина айсберга. А проблема имеет глубинный смысл. Который состоит в том, что положение дел в муниципальных образованиях и эффективность работы органов местного самоуправления вообще крайне сложно оценивать. Как минимум, по двум причинам. права.gifПрежде всего, с каждым годом сокращаются их полномочия. В Ярославской области из ведения ОМСУ уже давно вывели сферу здравоохранения, а недавно забрали полномочия в сфере рекламы, водоснабжения, водоотведения и выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию всех мало-мальски крупных объектов. Соответственно, осталось всего ничего. Но и на это муниципалам катастрофически не хватает средств. Из-за чего их существование без помощи «сверху» становится практически невозможным. Это вторая причина. Все городские округа и районы нашего региона – дотационные. Поэтому муниципалы получают поддержку буквально на всё: на ремонт и содержание дорог, на подготовку к отопительному сезону, на расселение аварийного жилья, на выполнение работ по благоустройству территорий, на выравнивание бюджетной обеспеченности, и так далее. Все значимые новые объекты на местах – тоже либо областные, либо федеральные стройки (в лучшем случае, при очень скромном муниципальном софинансировании). И так – во всём. Одним словом, местные власти на современном этапе своего развития не имеют ни денег, ни особых рычагов влияния, будучи полностью зависимыми от центра. Следовательно, попытка их ранжирования даже по условно сопоставимым критериям выглядит несколько искусственной, «притянутой за уши». Если у кураторов «Рейтинга-76» из департамента экономики в частности и областного Правительства имеется реальное желание помочь «младшим братьям» посредством «губернаторских грантов» – это похвально. Но гораздо проще было бы выделить им средства без всяких рейтингов – через обыкновенную субсидию. Допустим, по той же программе «Формирование современной городской среды». Там как раз все вопросы местного значения. По крайней мере, тогда бы не пришлось городить огород из малопонятных показателей и устраивать социалистические соревнования по принципу «игры с нулевой суммой».

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?