Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

16.03.2017
Ярославль
2226
ЗУД РЕФОРМАТОРСТВА ЛИ?
Или о чём спросить акционеров «ЯрОблЕИРЦ» ?
ЗУД РЕФОРМАТОРСТВА ЛИ?

Похоже, что имя АО «ЯрОблЕИРЦ» (акционерное общество «Ярославский областной единый информационно-расчётный центр») вскоре рискует стать нарицательным. Как ЖКХ или ОДН. Об этой структуре наверняка слышали все жители области, хотя бы в минимальной степени следящие за новостями. Контекст упоминаний разный: от сугубо негативного до откровенно восторженного. Последний, в основном, идёт от официальных СМИ и представителей власти. Прежде всего – от регионального Правительства. Там к новой организации с самого начала воспылали какой-то особой «любовью». А «роман» развивался на редкость бурно. ЕИРЦ был зарегистрирован всего несколько месяцев назад - в ноябре прошлого года. После чего тут же пошла его активная раскрутка. Да не абы кем, а первыми лицами области. Параллельно чиновники рангом поменьше начали «разъяснительную работу» с управляющими компаниями и предложили им заключить договоры с новорождённой конторой, причём в весьма настойчивой форме. За зиму контора успела обзавестись двумя полноценными филиалами в Тутаеве и Переславле. Частично оплата производится в Ростовском районе. На очереди – Ярославль и Рыбинск. А к концу года в «ЯрОблЕИРЦ» планируют перевести 80% жителей региона. Воистину, ускоренные темпы. Нынешнее Правительство вообще отличается скоростью принятия решений. Будь то утверждение новых правил благоустройства, объединение водоканалов или создание единого расчётного центра. Вот только спешка, как известно, обычно нужна в трёх случаях. И масштабная организационно-финансовая реформа в системе ЖКХ конкретно взятого региона к ним явно не относится. Отсюда – вполне понятные сомнения: не вышло бы хуже. Ведь ставки слишком серьёзные.

Доводы сторонников и противников создания ЕИРЦ хорошо известны, поэтому не будем их повторять. Своя правда есть и у одних, и у других. А истина, должно быть, где-то посередине. Мы меньше всего хотим занимать чью-либо сторону. Как и все жители, мы просто желаем получать качественные коммунальные услуги и не оплачивать их по цене бюджетной иномарки или заграничного отдыха. Если у новой структуры получится выполнить эту задачу – её создателям можно будет поставить памятник при жизни. Но пока к работе «ЯрОблЕИРЦ» возникает немало вопросов. Не обвинений, не претензий, а именно – вопросов. Которые хотелось бы адресовать его акционерам. И которые пока что остаются без внятного и удовлетворительного ответа.

1 вопрос. Почему в качестве регионального информационно-расчётного центра выбрана частная структура?

отвечу.jpg

Первоначально «ЯрОблЕИРЦ» был частным на 100%. Что сразу же вызвало недоумение со стороны участников рынка и общественности. Неизвестную структуру, претендующую на операции с миллиардами полученных от населения рублей, вообще сложно воспринимать иначе, как с недоверием. А дефицит информации тут же родил слухи и подозрения насчёт «финансовых пирамид» и «кипрских офшоров». Чтобы снизить накал страстей, в Правительстве объявили о принятии в собственность Ярославской области 251-ой обыкновенной именной бездокументарной акции АО «ЯрОблЕИРЦ» (25% +1 акция) по договору дарения. Отмечалось, что это позволит не допустить каких-либо сомнительных решений. Формально «блокирующий» пакет действительно позволяет «заблокировать» определённые предложения. Однако его вряд ли можно считать полноценным сдерживающим фактором. Он имеет некоторый вес на общих собраниях акционеров. Но вряд ли будет принят во внимание в ходе текущей операционной деятельности. В то, что зампред областного правительства Виталий Ткаченко или директор профильного департамента Андрей Лукашов станут ежедневно отслеживать поступление денег на счёт ЕИРЦ или анализировать «расщепление» платёжных документов, верится с трудом. Влиять на хозяйственную деятельность администрация региона также не сможет. Да и вообще, берут серьёзные сомнения, что чиновники вдруг решат ставить палки в колёса компании, которую сами активно «сватали» участникам рынка. В общем, страсти не утихли. А структура так и осталась преимущественно «частной лавочкой».

Стоит обратить внимание ещё на один момент. В конце прошлого года Министерство строительства России внесло в Государственную Думу проект закона, предусматривающий ряд поправок в Жилищный Кодекс. Они закрепляют базовые принципы работы расчетных центров, предлагают установить требования к таким центрам, а также определить порядок их отбора и контроля за их деятельностью. То есть федеральная власть вводит чёткие «правила игры» и наводит порядок в указанном вопросе. Законопроект уже рассматривается парламентариями и с 90% вероятностью будет принят в ближайшее время. Но в Ярославской области почему-то бегут впереди паровоза. И вводят единый информационно-расчётный центр до принятия регулирующих нормативов. К чему такая спешка? Ведь эксперты не раз отмечали, что внедрение и механизм работы «ЯрОблЕИРЦ» не вполне соответствуют положениям законопроекта, разработанного Минстроем. 

Брядовой.jpgНенилин.jpg









В таком ключе высказывались и экс-прокурор Рыбинска Николай Брядовой, и председатель комиссии муниципалитета Ярославля по законности Олег Ненилин, и представители общественности. Основные претензии сводятся к тому, что новая структура имеет невеликий уставной капитал (всего 1 миллион рублей) и определена без конкурса. В то время, как федералы допускают выбор частной организации в качестве единого расчётного центра исключительно на конкурентной основе. Есть и другие, более мелкие замечания. Но их почему-то не торопятся принимать в расчёт. А зря. Ведь частная (преимущественно частная) форма собственности ЕИРЦ сегодня является едва ли не главной претензией участников рынка. И рождает всё новые и новые конфликты.

2 вопрос. Зачем власти навязывают услуги новой организации?

Второй вопрос тесно связан с первым и вызывает не меньшее удивление и возмущение участников рынка. О том, что власти занимаются «продвижением» интересов единого информационно-расчётного центра, давно заявляют воткрытую. Первыми это сделали управляющие компании Рыбинска и Переславля, написавшие письмо в прокуратуру, Государственную Думу, антимонопольную службу, главному жилищному инспектору России и даже руководству ОНФ. Авось, где и выстрелит? Выстрелило. Ярославское УФАС посчитало содействие региональных властей АО «ЯрОблЕИРЦ» незаконным. А по итогам рассмотрения жалобы областному департаменту ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов было направлено предупреждение. Недостатки при создании регионального информационно-расчетного центра были установлены и прокуратурой. Значит, есть грешок. А их, как известно, никто не любит признавать.

Ткаченко-2.jpg

Со стороны складывается впечатление, что Правительство решило сделать из «управляшек» чуть ли не главных врагов (неужели там обиделись на письмо?). Тот же Виталий Ткаченко говорил о «беспределе» управляющих компаний, которые «паразитируют» на деньгах населения и используют их «по своему усмотрению». И вообще неоднократно выражался в адрес УК довольно жёстко, будто прокурор или следователь. Заседание профильного думского комитета в минувшую пятницу не стало исключением. В какой-то момент Виталий Владимирович отметил, что из всех управдомов «претензионное» письмо написали лишь 15. Содержался ли в этом посыле намёк на их недобросовестность или чиновник просто хотел показать некую статистику, судить трудно. Отметим лишь то, что недоумение по поводу механизмов работы ЕИРЦ высказывали как минимум 16 управляющих компаний из Рыбинска (ещё 22 декабря они провели специальное совещание и постановили провести правовую экспертизу проекта договора об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги) и 8 – из Переславля-Залесского. А 10 марта к врио губернатора Дмитрию Миронову с просьбой «подключиться к урегулированию сложившейся ситуации» обратились представители 21 компании, среди которых были уже и ярославские. В том числе такие крупные, как «Управдом Заволжского района», «Управдом Фрунзенского района» и др. Так что 15 организациями число недовольных явно не ограничивается. Разумеется, никто не собирается отрицать, что среди управляющих компаний действительно есть недобросовестные участники рынка, которые заслуживают самого сурового наказания. Вот только выносить подобные вердикты, наверное, должны правоохранительные органы (тем более, что прецеденты имеются), а не исполнительная власть. Впрочем, внимание чиновников, похоже, приковано не только к «управляшкам». В середине февраля в Ярославле прошло совещание с участием представителей областного Правительства (Ткаченко, Лукашов, Юхвидин), рыбинской и переславской администраций и трёх муниципальных предприятий - «Теплоэнерго», «Водоканал» (Рыбинск) и «Спектр» (Переславль). Если верить протоколу этого совещания, то указанным МУП предлагалось «согласовать с АО «ЯРОБЛЕИРЦ» конкурсную документацию и объявить торги на услуги АО «ЯРОБЛЕИРЦ» с агентским вознаграждением 3,9% от собранных средств». Ярославское УФАС уже попросили дать оценку действиям сотрудников Правительства в данной ситуации. В общем, участие со стороны органов исполнительной власти действительно прослеживается. Да ещё как! Вопрос – зачем?

3 вопрос. Сможет ли создание «ЯрОблЕИРЦ» решить основные задачи, поставленные Правительством области?

долги.jpg

Здесь снова позволим себе привести цитату: «Основным фактором необходимости внедрения подконтрольного Правительству Ярославской области единого областного информационно-расчетного центра стал рост задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов и ресурсоснабжающих организаций перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов». По сути, это официально озвученная цель создания ЕИРЦ. Безусловно, гасить долги надо (такое ощущение, что предыдущая администрация вообще не занималась этим вопросом, пустив всё на самотёк). Задача более чем похвальная. Но тут есть одно «но». Давайте посмотрим на структуру задолженности. По данным того же Правительства, по управляющим организациям она составляет 2 миллиарда 107 миллионов рублей (на 1 января 2017 года). По словам чиновников, платежи населения доходят до 98%, в то время, как «ресурсовикам» поступает лишь 82% средств. Выходит, что на счетах управдомов задерживается до 16% собранных денег. В то же время, задолженность самих ресурсоснабжающих организаций только за природный газ выросла до 6 миллиардов 714 миллионов (также на 01.01.2017). Сегодня она составляет порядка 7 миллиардов. Возникает вопрос: если главная цель – погашение долгов, не стоит ли в первую очередь сосредоточиться на работе с основными должниками? А ими, как ни крути, всё-таки являются коммунальные организации (хотя бы чисто математически). И управдомам до них далеко. Определённые телодвижения, конечно, есть. Но пока их недостаточно. Если от «ТГК-2» (главного неплательщика) наконец-то удалось добиться исполнения текущих обязательств (в ноябре там сменилось руководство), то в случае с «ЯГК» воз и ныне там. А это второй крупнейший «фигурант» этой непростой истории. Задолженность компании составляет уже более 1 миллиарда и продолжает расти. Работа ведётся через конкурсного управляющего. И конца пока не видно. Непросто идут дела и с муниципальными предприятиями Рыбинска и Переславля. Так что главный фронт борьбы с задолженностью должен проходить именно на этом направлении. Конечно, это не означает, что нужно забыть про управляющие компании и простить им долги, как Советский Союз странам третьего мира. Но приоритет работы напрашивается сам собой. Впрочем, можно даже не «меряться цифрами» и не спорить, кто является бо́льшим должником – коммунальщики или управдомы. Ибо централизация финансовых потоков в руках ЕИРЦ позволит разобраться лишь с текущими расчетами (если, конечно, позволит). Но никак не повлияет на просроченную задолженность. А главная проблема сегодня – именно в ней. Да, 100% исполнение текущих обязательств никто не отменял (более того, это является одним из условий «Газпрома» по возобновлению программы синхронизации на территории области). Но и списывать старые долги тоже никто не будет (наличие чётких планов по реструктуризации – такое же обязательное требование). И роль ЕИРЦ в решении этой проблемы как-то не просматривается. Впрочем, возможно мы чего-то не знаем!

4 вопрос. На основании чего рассчитан размер вознаграждения в 3,9%?

кто хозяин.jpg

Размер агентского вознаграждения дал ещё один повод для многочисленных споров. По официальным данным, сюда входит 1% комиссии банков, 0,8% на зарплату сотрудникам, 0,6% на уплату НДС, 0,4% на поддержку сайте, по 0,3% на печать и конвертацию ЕПД (единый платёжный документ), доставку ЕПД до плательщика и техническую поддержку call-центра, 0,12% на накладные расходы и 0,08% на плановую прибыль. Итого выходит 3,9% от объёма платежей. Если учесть, что общий сбор за все коммунальные услуги составляет около 15 миллиардов рублей (такая цифра была озвучена Виталием Ткаченко, хотя есть и другие данные – 25 миллиардов), то ЕИРЦ получает нехилую долю в 585 миллионов. Много это или мало? Официальные лица утверждают, что немного. Дескать, по данным Министерства экономического развития средняя стоимость аналогичных услуг составляет 4-7% от выручки. На фоне некоторых других регионов мы вообще выглядим на редкость «прижимистыми». Конечно, приём «а у вас негров линчуют» стар как мир. Но на любой пример, как правило, найдётся прямо противоположный. Допустим, в той же Костроме размер вознаграждения составляет 3%. В ответ говорят, что эта цифра не учитывает ведение судебно-претензионной работы. Но живут же они как-то без этой работы со стороны местного ЕИРКЦ! И сам центр, вроде, работает. Или другой пример. Власти упоминают МУП РКЦ Тутаевского муниципального района с комиссией 5,5%. Посмотришь на такую цифру и скажешь: 3,9% - ещё по-божески! Всё так. Вот только этот самый Тутаевский МУП РКЦ уже попадал в поле зрения УФАС по Ярославской области, которая в прошлом году даже возбудила дело по признакам нарушения пункта Федерального закона «О защите конкуренции». Поводом послужило обращение местного жителя о взимании завышенного вознаграждения за оказание услуг по договору с управляющей компанией. Зато в Рыбинске стоимость аналогичных услуг составляет 1,6-1,8%. Есть и более низкие цифры – 1,2%. По сравнению с ними комиссия ЕИРЦ выглядит завышенной в два и более раз. Правда, об этом официальные источники почему-то не упоминают. В этом случае очень пригодились бы рекомендации федеральных законодателей. Но, как было сказано выше, в нашей области не стали дожидаться принятия законопроекта Минстроя.

5 вопрос. Кто на самом деле будет оплачивать указанное вознаграждение?

вопросы3.jpg

Наконец, нельзя не задаться главным вопросом: кто будет оплачивать «банкет»? Власти уверяют – населения платежи не коснуться. Они лягут на плечи «ресурсовиков» и, очевидно, тех же управдомов. Но так ли это на самом деле? Возможно, переплачивать за воду, газ и свет люди действительно не будут. Куда уж больше – повышение итак стабильно происходит год от года. Но есть же другие статьи расходов. Например, «Содержание и ремонт жилья». Это «зона ответственности» исключительно управляющих компаний. Где гарантии, что они не включат сюда затраты по комиссии (части комиссии) для ЕИРЦ? Кто-нибудь может их дать? Второй вариант – граждане могут просто недополучить от своих обслуживающих организаций энное количество услуг, аккурат на эту сумму. С учётом того, что отдельные компании итак выполняют свою работу не Бог весть как, ущерб может получиться весьма ощутимый. Или, правильнее сказать, видимый. Есть ещё один момент. До появления «ЯрОблЕИРЦ» в регионе уже действовало несколько расчётных центров. Как частных, так и муниципальных. 

Мардалиев.jpg

По словам депутата областной Думы Эльхана Мардалиева, есть примеры, когда «расщепление» платежей (одна из функций ЕИРЦ) происходило сразу на уровне банка, при помощи двухмерных штрих-кодов. Для новой структуры создан специальный счёт. К тому же, задержка на нём, по словам депутата, может составлять до четырех дней. Если всё действительно так, то в чём «прикол»? И к чему это «лишнее звено» в виде спецсчёта? Увы, этот вопрос тоже остаётся без ответа. А жаль! Уж больно много их накопилось. Мы озвучили лишь основные. На самом деле список можно продолжить.

Хочется верить, что врио Губернатора Дмитрий Миронов всё-таки разберётся в этой ситуации. В принципе, это должно отвечать его интересам. Иметь в регионе конфликт за полгода до выборов – совсем не комильфо. Особенно, если он не затухает уже несколько месяцев. Пока есть ощущение, что социальная составляющая проблемы сегодня отодвинута на дальний план. И на авансцену вышли чьи-то бизнес-интересы. Возможно, судить об этом со 100% уверенностью ещё рано. В конце концов, пока что в области созданы только два филиала «ЯрОблЕИРЦ». Да и информации по их работе немного. Но, повторимся, ощущение такое имеется. Возможно, лучшим вариантом решения вопроса было бы дождаться вступления в силу изменений в Жилищный Кодекс, которые всё расставят на места. В том числе и участников рынка. Возможно, есть и другие «рецепты». Остаётся надеяться, что их используют вовремя. В противном случае вступать в очередную избирательную кампанию придётся на фоне серьёзного скандала. Право, не хотелось бы. Уж больно много их было за последние годы.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?