Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

19.02.2021
Ярославль
1441
ХОРОВОД У КАЖДОЙ НОВОЙ ЛАВОЧКИ ИЛИ ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

Социально-бытовой реализм как новый политический тренд накануне выборов

ХОРОВОД У КАЖДОЙ НОВОЙ ЛАВОЧКИ ИЛИ ВСЁ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

Говорят, что в любви и на войне все средства хороши. Предстоящие сентябрьские выборы, открывающие новый избирательный цикл, как нельзя лучше раскрывают эту циничную максиму. Здесь вам и любовь кандидатов (настоящая – к себе и декларируемая – к «дорогим избирателям»), и война конкурирующих сил, и великая цель в виде заветных мандатов, для достижения которой годятся любые методы. Вот только набор этих методов год от года стремительно сокращается, что особенно заметно на примере «партии власти» (приёмы оппозиции и без того всегда были немногочисленны). Её рейтинг стремительным домкратом продолжает движение вниз, а бороться за взаимную любовь электората становится всё труднее. И чтобы создавать видимость хоть какой-то кампании, «Единая Россия» пустила в ход последний резерв и перешла на социально-бытовой реализм. Или, если хотите, просто бытовуху. Впрочем, креативные столичные политтехнологи придумали для этого более благозвучное название: инициативное бюджетирование. На деле сия причудливая абракадабра есть не что иное, как решение вопросов местного значения по заявкам местных властей или предложениям жителей. Естественно, за счёт вышестоящего бюджета. Обустройство детской площадки, замена окон в школе, ремонт читального зала в библиотеке, закупка мячей в спортивную секцию или приобретение баяна для сельского ДК – теперь всё это «поддержка местных инициатив». И повод для всестороннего пиара адептов «партии власти». Хотя ещё недавно подобные вещи были просто текущей работой. Безусловно, данные задачи по-своему важны. Но на фоне предвыборных обещаний 17-летней давности (когда «ЕР» впервые получила конституционное большинство) об удвоении ВВП, введения безвизового режима с ЕС и достижения уровня жизни западных стран, согласитесь, как-то несолидно. Впрочем, сами «медведи», похоже, так не думают. Более того: готовятся активно использовать новые методы по образу и подобию инициативного бюджетирования.

 

Мельчает народ или «пипл хавает»

          Для начала очень кратко поговорим по понятиям. В смысле, определимся с терминами. Понятно, что пугать бабушек из Кукобоя мудрёными словами «инициативное бюджетирование» неразумно и чревато. Могут и скалкой огреть. Поэтому для них всё вышеперечисленное – просто добрые дела «по заявкам радиослушателей». Юридически же мероприятия инициативного бюджетирования существуют не сами по себе, а относятся к государственной программе «Местное самоуправление в Ярославской области». То есть финансируются исключительно за счёт бюджета, и никак иначе. Это к тому, что «добрые дела» для бабушек, школьников, молодых семей, многодетных матерей и всех остальных жителей относятся к расходным обязательствам казны, являясь плановыми и подотчётными процедурами, а не спонсорской помощью депутатов, и не проявлением их гениальных лоббистских возможностей. Участие парламентариев в процессе сводится исключительно к проведению собраний с гражданами и коллективами учреждений и подготовке соответствующих единообразных поправок в пределах заранее согласованных денежных лимитов.

          На этом с теорией – всё. Переходим к практике. Практика реализации мероприятий инициативного бюджетирования нынешнего года имеет ряд особенностей по сравнению с предыдущими периодами. Что предсказуемо и неудивительно: впереди – выборы в Государственную Думу и старт нового избирательного цикла. Особенностей мы насчитали как минимум три. Во-первых, программу достаточно существенно расширили. Было выделено больше денег – 180 миллионов рублей. На эти средства запланированы работы по 364 объектам во всех муниципальных образованиях Ярославской области. Год назад проектов было 298, а денег – только 160 миллионов.

      140849213_3736781203083138_2519156062733944055_n_1.jpg    Во-вторых, представленные объекты оказались очень разными. Напомним, что тратить средства можно лишь на поддержку строго определённых местных инициатив (в основном, на те или иные работы в муниципальных учреждениях социальной сферы). Но даже с учётом этого ограничения контраст получился впечатляющим. Так, одной из самых «дорогих» инициатив стала поставка и установка быстровозводимого здания культурно-досугового назначения на 45 посадочных мест в селе Охотино Мышкинского района. По сути, речь идёт о строительстве модульного Дома культуры. Соответствующую поправку внесли депутаты областной Думы Александр Тарасенков и Ольга Хитрова. Стоимость работ – 5 миллионов 400 тысяч рублей.

          Вместе с тем, те же депутаты предложили выделить по 15 тысяч (!) рублей на приобретение ультрафиолетовых бактерицидных рециркуляторов для обеззараживания воздуха в Большесельскую, Брейтовскую, Мышкинскую и Некоузскую ЦРБ. Депутат Илья Тедеев попросил 50 тысяч 896 рублей на ремонт цоколя здания средней школы № 12 в Ярославле и 53 тысячи 233 рубля на замену оконных блоков в расположенном по соседству детском саду № 88. 85 тысяч рублей было решено потратить на закупку оборудования для централизованной библиотечной системы Брейтовского района, а 150 тысяч рублей – на установку электроплиты в пищеблок Прозоровской средней школы. И подобные примеры можно приводить ещё долго.

         Воробьев.jpg Самое удивительное, что такие «малые дела» занимают значительную часть всех поправок. Замена окон, установка противопожарных сигнализаций, ремонт инженерных коммуникаций, закупка кухонной утвари – всё стало служить борьбе за умы и сердца избирателей. Безусловно, когда в нищих муниципалитетах всё буквально трещит по швам, решение данных задач тоже необходимо. В том числе за счёт области. Тем более, что предписания надзорных органов на устранение тех или иных нарушений уже некуда складывать. Но проводить массовые собрания с голосованиями и протоколами по установке пожарной лестницы, покупке ноутбука или замене двух стеклопакетов (мы не утрируем) – уже за гранью добра и зла. Раньше это была обычная текущая работа, которая делалась сама собой. Теперь вокруг каждой новой лавочки водят хороводы. А встречи с гражданами, наверное, скоро начнут проводить по закупке туалетной бумаги и ёршиков для унитаза, как иронично заметил на последнем заседании областной Думы лидер ярославских коммунистов Александр Воробьев. В общем, мельчает народ. Точнее, его представители.

         

Все равны, но кто-то равнее

           Третья особенность (пожалуй, самая интересная) – это распределение денег на инициативное бюджетирование между парламентариями. Формально никаких ограничений здесь нет. Но по традиции практически все средства достаются представителям только одной партии. Какой – догадаться нетрудно. Иногда в виде исключения пара крох перепадает наиболее лояльным представителям оппозиции. На сей раз «высокая честь» была оказана депутатам фракции ЛДПР Ирине Лобановой и Андрею Потапову (притом, что во фракции есть ещё третий депутат – Владимир Смирнов). Но их «кусок пирога» до обидного мал – 499 тысяч и 1 миллион 300 тысяч соответственно. С такого не разжиреешь.

          Столь избирательный подход не раз критиковался представителями оппозиции (главным образом, КПРФ и «Справедливой России»). А вышеназванный Александр Воробьев даже писал обращение Губернатору Дмитрию Миронову с просьбой допустить их до решения вопросов местного значения (раньше в распоряжении у всех парламентариев был так называемый «депутатский миллион», который они могли тратить по своему усмотрению, но с 2017 года данная «лавочка» оказалась прикрыта). Правительство ограничилось общими словами. А распределение продолжало осуществляться по принципу: все равны, но некоторые равнее.

          Впрочем, на этот раз равенства не оказалось даже среди представителей «Единой России». О чём наглядно свидетельствует статистика поправок. Формально каждому из 32 членов фракции (после гибели Алексея Константинова – 31) полагалось по 5 миллионов, и ещё 20 миллионов оставалось в запасе. Однако, к примеру, Станислав Белокуров (самый «свежий» депутат созыва, занял место выбывшего в Госдуму Андрея Коваленко) внес поправки лишь на 2,5 миллиона. В то время, как заместителю Председателя областной Думы Антону Капралову досталось сразу 17,5 миллиона. В пятёрку лидеров также вошли Михаил Никешин (8 миллионов), Лариса Ушакова (7,9 миллиона), Алексей Калганов (7,5 миллиона), Андрей Юдаев (7,3 миллиона) и Тигран Казарян (7 миллионов).

        Капралов.jpgК чему бы такое расположение? С Капраловым и Ушаковой объяснение простое – обоих называют потенциальными кандидатами на сентябрьских выборах в Государственную Думу. Лариса Ушакова на днях даже была замечена в замерзающем Ростове, где в 20-градусный мороз случился очередной коммунальный коллапс (город входит в состав 195 избирательного округа). Хотя обычно «гранд-дама» областной Думы крайне редко покидает пределы родного Рыбинска без особой надобности. А что с остальными? Ситуация становится понятной, если знать их избирательные округа. Ярославский район – у Никешина, Борисоглебский, Переславский и часть Ростовского – у Юдаева, Даниловский, Любимский и Первомайский – у Казаряна. В каждом из них сильны позиции конкурентов партии власти: КПРФ (первый и третий случай) и «Справедливой России» (второй случай). А родной округ Алексея Калганова (Тутаев и Тутаевский район) в минувшем сентябре и вовсе голосовал против «Единой России».

          Очевидно, на этот раз партайгеноссе решили отложить «кнут», достать «пряник» и задобрить жителей указанных территорий, просто «завалив» их деньгами. Во всяком случае, такое предположение представляется достаточно логичным. Вполне в духе времени. В случае с Ярославским районом одним выстрелом и вовсе можно «убить разу двух зайцев»: поднять общепартийный рейтинг и укрепить личные позиции Андрея Коваленко. В сентябре он наверняка вновь окажется в числе кандидатов от «Единой России». А пригород областного центра уже успел стать для него обкатанной площадкой. Так что Михаил Никешин старается и за себя, и за того парня. Впрочем, всё это не более чем наши предположения.

         

О российских бедах

           каучук.jpgТаким образом, решение мелких бытовых вопросов (простите, вопросов местного значения) превратилось в отработанную технологию для зарабатывания политических очков. Отработанную, но не единственную. Поскольку в скором времени к ней прибавится ещё одна. Не менее беспроигрышная. И связанная с вечно актуальным и всегда злободневным вопросом – состоянием дорог. Если точнее – подъездных путей к социальным объектам (школам, детским садам, больницам, поликлиникам, домам культуры, библиотекам и так далее). О необходимости разработки отдельной программы по приведению их в порядок говорили года три. Но Правительство методично давало партийцам от ворот поворот. Притом, не сильно церемонясь с народными избранниками.

          Наконец, в конце прошлого года несколько депутатов от «Единой России» внесли-таки поправку, предусматривающую на ремонт проездов 600 миллионов рублей. Правда, только на 2022 и 2023 годы. Судя по всему, к решительным действиям партийцев сподвигла инициатива конкурентов из КПРФ, которые предложили сделать всё то же самое, но уже в текущем году. Отдавать столь значимую инициативу «единороссы», конечно, не пожелали. Правда, несколько затянули процесс. На то, чтобы собраться с духом, ушла целая неделя. И поправка была внесена с существенным опозданием. Впрочем, серьёзных нарушений в этом не усмотрели. Возмущение оппозиции было оставлено без внимания. А её поправка отклонена по формальным основаниям, откровенно высосанным из пальца.

          Впрочем, всё это лирика. Существенно важнее другое: как будут делить деньги. Для начала отметим, что средств пока нет. А источник их появления под большим вопросом. Согласно бюджетному законодательству, финансировать подобные работы можно только из дорожного фонда. А он расписан буквально до рубля. Изымать деньги из национального проекта «БКАД» нельзя – там жёсткие условия со-финансирования. Отщипывать их от содержания улично-дорожной сети чревато – там и без того не хватает финансов (скажем, государственный «Ярдормост» уже сегодня работает в кредит). А остальные статьи слишком скромные, чтобы набрать нужную сумму. Но и они жёстко регламентированы. Так что, каким образом Правительство и «партия власти» выйдут из создавшегося положения, непонятно.

          Если предположить, что средства всё-таки где-то найдут, возникает второй вопрос – по сумме. Для приведения в нормативное состояние всех подъездов к соцучреждениям нужно не 600 миллионов рублей, а примерно в 20-25 раз больше. Таких денег в казне, естественно, нет. А за счёт обозначенной суммы в среднем получится отремонтировать буквально по два-три объекта в каждом муниципальном образовании. Понятно, что в городах типа Ярославля и Рыбинска их будет больше. Но явно не настолько, чтобы получить электоральный эффект разорвавшейся бомбы. В том же областном центре в лучшем случае можно будет говорить о паре десятках объектов. Что примерно соответствует ежегодному количеству дворов, благоустраиваемых по программе «Решаем вместе». В то время, как в одном только Дзержинском районе таких проездов почти сотня.

          междворовые проезды.jpgНо самое интересное даже не в этом. Чтобы дать бюджетных денег на ремонт проездов, сами проезды должны находиться в муниципальной собственности. Говоря по-старому, быть проинвентаризированы и поставлены на учёт. Большинство же подобных объектов сегодня на балансе муниципальных образований не состоят. А последние, как не трудно догадаться, отнюдь не торопятся их принимать. Ведь в данном случае они не только получают абсолютно неликвидное имущество, но и увеличивают долю объектов улично-дорожной сети местного значения, находящихся в ненормативном состоянии. А за этим очень пристально следит федерация. В частности, кураторы национального проекта «БКАД». Одним из условий которого является как раз сокращение указанной доли.

          Но всё перечисленные факты, похоже, не останавливают «Единую Россию» в желании осчастливить жителей. Денег нет. Объекты не определены. Но пиар-паровоз уже тронулся с запасного пути. «Партия власти» настойчиво требует от Правительства ускорить разработку программы и включить в процесс местные власти. По имеющейся информации, ещё в середине января департамент дорожного хозяйства направил главам муниципальных образований соответствующее письмо с требованием подготовить заявки на финансирование ремонта. Правда, для получения денег последним нужно не только определить объекты и поставить их на баланс, но и подготовить всю необходимую проектно-сметную документацию. Сделать всё это нужно до 1 июня. Срок донельзя сжатый. И вероятность его соблюдения близка к нулю. Но это, похоже, также никого не волнует.

          При этом, «Единой Россией» запланированы ещё и встречи с жителями с целью отбора первоочередных объектов. Надо же создать общественный резонанс и получить «политические очки»! Но по имеющимся сведениям, данные встречи запланированы на лето. Когда все проезды уже наверняка будут отобраны (во всяком случае, на 2022 год). При таком раскладе людям фактически останется лишь молча согласиться с предложенными вариантами. А параллельно прослушать трогательный рассказ о героической работе родной партии по решению общественно значимого вопроса в интересах дорогих избирателей. Пиар-функция будет достигнута. Что же до моральной стороны вопроса, то оставим её без комментариев. Ибо категории морали и нравственности в политической сфере всегда уступают место расчёту и целесообразности.

          Таким образом, для победы на выборах сегодня всё активнее задействуют решение самых простых бытовых вопросов. Мы больше не стремимся к светлому будущему, не удваиваем ВВП, не добиваемся роста пенсий и зарплат. На повестке дня – замена окон в школьном спортзале и установка лавочек у сельского ДК. Теперь даже это приходится решать на уровне высшего законодательного и исполнительного органа власти региона. Похоже, такова новая реальность. Впрочем, возможно «Единая Россия» всего лишь честно исполняет завет своего бывшего председателя Владимира Путина: обещать только то, что сможешь выполнить. Судя по всему, сегодня ведущая партия страны способна лишь на решение «вопросов местного значения». Неожиданный итог за 20 лет существования, не так ли? Как там у «Воскресения»: долог путь моих перерождений в дальний край несбывшихся надежд…

         

 

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?