Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

01.11.2014
Ярославль
2244
КОРОЛЕВСТВО ВАТНЫХ СТЕН

В эпоху экономического кризиса вроде как-то неприлично говорить об экологии. До жиру ли сейчас? Но когда Вам будет нечем дышать, вспомните ли Вы о деньгах? Вряд ли.

КОРОЛЕВСТВО ВАТНЫХ СТЕН

Смерть приходит в Ярославль незаметно, тихой кошачьей походкой. Мы просто дышим – кто на бегу, кто прогуливаясь. А потом случается инсульт, он же - ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения). Этот поражающий как молния недуг - главный помощник Дамы с Косой, первое место в рейтинге причин смерти ярославцев. А откуда он приходит?

«В Ярославле одним из приоритетных факторов внешней среды, влияющих на распространение ОНМК, является загрязнение воздушной среды оксидами азота, углерода и серы, фенолом и формальдегидами.

Наибольшая частота госпитализаций наблюдалась: в Дзержинском районе при северном ветре (с ул. Волгоградской и пр. Дзержинского); в Ленинском – при ярпром.jpgсеверном (с Промзоны); в Кировском – при северо-западном и северо-восточном ветрах (с загрязненных улиц Ленинского р-на); в Красноперекопском – при восточном ветре (с Московского проспекта); во Фрунзенском - при северо-западном ветре (с Московского проспекта); в Заволжском – при западном ветре (с Октябрьского моста и ост. Дачная). Наименьшая частота госпитализаций отмечена: в Дзержинском, Ленинском и Фрунзенском районах при северо-восточном ветре (с Волги); в Кировском – при юго-восточном ветре (с Волги и Которосли); в Красноперекопском – при западном ветре (с садовых участков); в Заволжском – при юго-востоном ветре (с зеленых насаждений)».

«Доклад Пизова А.В., Пизовой Н.В. и к.б.н. Прозоровской С.Д., выдержки из анализа 3243 историй болезни ОНМК по больнице №8.»

Тенденция ясна. Там где снесли «чахлые непонятные тополя» (выражение экс-мэра Ярославля Виктора Волончунаса) – оттуда и приходит инсульт. Оттуда, где диктатура асфальта, царство «точечной» застройки, и ни единого живого дерева.

На втором месте в перечне убивающих нас болезней - онкология. Сейчас обстановка в здравоохранении обострилась, данные о заболеваемости раком стали «придерживать», но достаточно и тех, что были в относительно открытом доступе пару лет назад.

«По статистике на 2011 год среди всех областей России Ярославская область занимает второе место. И этот уровень составил 468,4 на 100 тысяч населения (в России 233,3 на 100 тыс.). Смертность от злокачественных новообразований в России - 202,53, в Ярославской области - 242,8, т.е. умирает каждый второй из онкологических больных».

Из доклада канд. мед. наук Носкова М.П. и Башкиной А.С. «Статистика онкологических заболеваний в Ярославской области».

«Общая заболеваемость детского населения Ярославской области сохраняется на максимальном уровне - 2858,8 на 10 тыс. (в 2001 г. - 2380,2). Следует обратить внимание на выраженную тенденцию увеличения уровня онкологических заболеваний среди подростков. С начала десятилетия этот показатель возрос в 4 раза».

Из доклада «Региональные особенности заболеваемости злокачественными новообразованиями как индикатора экологического состояния территории (на примере Ярославской области) авт. Синицын И.С., Вдовина Л.Н., канд. биол.наук, ЯГПУ им.Ушинского).

О том, что одна из главных причин онкологии – грязный воздух, известно даже младенцу. И что очистить этот воздух могут только деревья - тоже.

Все приведенные цитаты - из докладов, прозвучавших на экологической конференции в государственной Академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова в ноябре 2012 года. Может с тех пор что-то изменилось к лучшему? Увы. Вот данные из доклада, подготовленного к заседанию Экологического Общественного Совета при губернаторе Ярославской области 26 апреля 2013 года председателем общественной организации «Зеленая Ветвь» Лидией Байковой.

НПЗ.jpg«По справке, полученной от школьных врачей в двух школах Фрунзенского района, в одной школе обучается около 700 учеников, их них здоровых – 6 человек; в другой 900 и всего 6 можно считать здоровыми».

И отравленный ветер с Московского проспекта, и повальная онкология, и больное детство в качестве всеобщей повинности, очень «украшают» наш город. 29 января 2014 года рейтинговое Агентство «Эс Джи Эм» опубликовало «Рейтинг устойчивого развития городов РФ в 2012 году». Он проведен на основе 32 статистических показателей, по трем блокам: экономическому, экологическому и социальной сферы. Для анализа выбрано 170 городов с населением более 100 тысяч. Ярославль в рейтинге занял 97-е место. Для сравнения: Москва - 2-е место, Екатеринбург - 8-е, Вологда - 12-е, Санкт-Петербург - 15-е, Владимир - 22-е, Тверь - 52-е, Кострома - 61-е, Рыбинск – 74-е, Сочи - 81-е (http://agencysgm.com/upload/iblock/66b/reyting_2012.pdf).

Сперва ко мне пришла мысль расспросить о причинах всех этих неприятностей кого-нибудь из «отцов города», вроде заместителя мэра Николая Степанова. Но потом я вспомнила его недавние заявления о том, что норма зеленых насаждений на душу населения в Ярославле превышена. Потом представила каменные джунгли, в которых живу, и раздумала. Этак можно и умом тронуться, пытаясь постичь чиновничью логику: по городу железной метлой катится волна инсультов и онкологии, а избыток у нас не предприятий, не камня, не машин, а зелени. От засилья деревьев болеем что ли? Лучше уж я встречусь с кем-нибудь из экологов, с той же Байковой, мозг целее будет.

* * *

Байкова_основ.jpg- Лидия Ивановна, как Вы попали в Экосовет? Его председатель – губернатор Ястребов. А Вы, еще в бытность Сергея Николаевича заместителем мэра так с ним дискутировали что, думаю, надоели ему хуже горькой редьки? Кстати, насколько Совет эффективен?

- Насколько эффективен – не мне судить, спасибо что есть. Сейчас идет «всеобщая советизация», при каждом ведомстве создают общественные советы. Почему не использовать их? А как я туда попала... меня рекомендовал лауреат президентской премии, советник губернатора по экологии на общественных началах Олег Жаров. Он сказал: «Лидия Ивановна все знает, и она не городская дурочка».

- Это верная рекомендация?

- Нет, конечно! Все знать не может никто. А насчет «дурочки» не в бровь, а в глаз, только без «не». Какой здоровый человек будет почти 30 лет биться о ватные стены и доказывать что среда обитания - прежде всего?

- Данные Вашего доклада ужасающие. Как их воспринял Экосовет? Или там тоже «ватные стены»?

- Даже информированные лучше, чем большинство ярославцев, члены Совета были шокированы докладами о состоянии экологического каркаса города. СМИ ведь об этом молчат, в моде горячие новости и криминал, информации – ноль.

Но состояние нашего города зависит от решений не Совета, а мэрии и муниципалитета. Звали всех. Из депутатов пришла одна Елена Николаевна Анашкина, да и то, наверное, потому что она член нашего Совета. От мэрии прислали явного «мальчика для битья», Волошина Анатолия Михайловича. Никто из лиц, принимающих решения, «не почтил». Тогда мы осердились и решили, что если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Направили и.о. мэра Нечаеву, председателю муниципалитета Малютину, и вообще всем, кому можно и нельзя, персональные приглашения. Так и получился стараниями Елены Николаевны Анашкиной «круглый стол» в муниципалитете 25 сентября. Заместитель мэра Степанов выступал с докладом, заранее подготовленным как антитезисы к моему апрельскому выступлению на ЭкоСовете. Спрашивали, что я предлагаю. А у меня выходная ария одна: инвентаризация всех зеленых насаждений, мораторий на снос здоровых деревьев, и «зеленый» план города. Надо знать, откуда мы начнем путь к зеленому городу и какие мероприятия выполнить, чтоб дойти до него.

- Но ведь проблеме деградации зеленых насаждений города не год и не два. То, чего Вы добиваетесь, раньше было?

- Инвентаризация должна проводиться раз в пять лет. У нас последняя была в 71-72 году. По ее итогам приняли план увеличения «зеленых» площадей: 1-я очередь (10 лет) на 906 га – доведение до показателя 15 кв.м на каждого жителя города; 2-я очередь (еще 10 лет) на 1694 га - для достижения нормы 22 кв.м на человека. Потом, правда, нормативы озеленения в СНиП были уменьшены до 16 кв.м. Но все равно к 2006 году благоустроенных зеленых территорий в расчете на каждого жителя приходилось в два раза меньше нормы. Попытки как-то исправить ситуацию, посадить в городе столько деревьев, чтобы они могли элементарно очищать воздух, были. Если бы мэрия соблюдала хотя бы Генплан 2006 года, то многих бед не случилось бы. Тогда, в 2006-м, в Генплан тоже заложили увеличение площади зеленых насаждений. Но результат таков - уже в 2009 году в городе было всего 5,34 кв.м на человека. На две трети (со 190 до 65 гектаров) урезана особо охраняемая природная территория парка в пойме Которосли. Практически во всех районах идет сплошной лесоповал. Что стало с Бутусовским – видят все.

- Вы «воевали» за спасение и посадку деревьев при Волончунасе. Потом пришел Урлашов, теперь Нечаев. Такие разные мэры, а результат один – «лысеющий» город? Может быть, они в мэрии просто не понимают? Некомпетентны?

- Меня как-то пригласили в рабочую группу конкурса по благоустройству городских парков. Урлашов тогда от щедрот кинул 8 миллионов на это благое дело. В каждом выступлении на этой группе как заклинание звучали 3 слова: «ограждение, освещение и осушение». Работавший при Урлашове директор департамента архитектуры и развития территорий мэрии Павел Пащенко никуда не делся и сейчас. Они тоже «дети асфальта», землю не чувствуют. По программе благоустройства парков они не посадили ни одной ветки, но зато увеличили площадь дорожек. Когда «благоустроили» три ряда лип возле универмага «Валентина» на Перекопе, то даже перекопцы, которых крайне сложно чем-то удивить, смотрели на это с мистическим ужасом. Деревья превратили в столбы, опилив стволы и не оставив веток. И ведь думают что хорошо, красиво, на подходе к административному зданию сделали.

А липа нуждается в особой обрезке, и чахнет от дорожек проложенных ближе, чем в 1,5 метрах от ствола!

Впрочем, о чем я? До тонкостей ли? Отчего 2 года подряд наводнения на Которосли? Отчего в прошлом году на «Ярославле-Главном» только в болотных сапогах по залу ожидания можно было пройти, и мост был под угрозой? Оттого, что землю бездумно одели в плитку и асфальт, и нарушили коэффициент стока. Все, что с неба вылилось дождем на закованной земле обернулось потоком.

Да, непрофессионализм случался при всех мэрах, правда, с разной степенью тяжести.

- А обычные граждане лучше чиновников относятся к деревьям?

- Ничуть. Экологии в школе нет, вырастают «дети асфальта» которые просто не понимаютдеревья.jpg, зачем нужны деревья, если они закрывают припаркованное под окном авто.

В массивах частных домов во дворах сведены практически все деревья, их не чиновники рубили. Конкурсы «Ярославль в цвету» и на самый благоустроенный двор, которые проводит волончунасовский «Ярославль-2000», часто приводят к сносу деревьев. Красота в представлении ярославских бабушек - это уничтоженные (или обстриженные до ствола) деревья и газон, усаженный садовыми цветами, старыми мягкими игрушками и резиновыми лебедями из старых покрышек. Когда Волончунасу на «Эхо Москвы» задали вопрос про озеленение, он сказал, что да, на площади Юности мало газонов и клумб. Мэр, несколько десятилетий руководивший городом, должен знать, что газоны и клумбы красивы, но не равнозначны деревьям! Очищают наш загазованный воздух деревья, кстати, лучше и быстрее всех - те самые тополя, которые неграмотно объявили «мусорным» деревом.

- Неужели чиновники сплошь монстры? Ничего не сажают?

- Не монстры, а крепостные, но это их выбор. Довлеет вертикаль, ей служат и готовы ради выгоды хоть луну с неба камнями сбить. Когда наши наскоки выводят Пащенко из терпения, он отвечает: «Мы сделаем композиционные посадки более ценных пород». Да ведь пришельцы в чужом климате не часто приживаются.

Я каждый день езжу на автобусе от пересечения улиц Закгейма и 8-е марта. Однажды вижу: люди в оранжевых жилетах с реечками сажают деревца. Дорогие, привозные. Я слезла, прошла пешком, сосчитала. В 46 лунок заложили плодородную землю, тоже не дешевую. И не полили ни разу! Теперь на этом месте пустырь – не взошел ни один «заморский гость». Как нашу березку или рябинку люди в старую покрышку воткнут – все в порядке. Как «озеленители» с ленточками пройдут – пустырь, потраченные немалые деньги и отличная отчетность. Спрашиваю одного ответственного чиновника: «Сколько стоит посадить дерево?» Отвечает: «Дорого». Умножьте это «дорого» на 46. А потом еще на 46, и еще и еще…

- Как защищают деревья от вырубки в нормальных городах?

- Документами. Я не знаю, что там у украинцев с Донецком и прочим, зато в курсе, что они дерево срубают только по акту специальной комиссии. А потом фотографируют пень, и если дерево было здоровым – вся комиссия получает «по шапке».

- А как у нас?

- Перед выборами в 2008-м ко мне прибежала женщина в слезах. На Блюхера 40, кандидаты в депутаты расположение электората завоевывали. Снесли 13 деревьев, лишь одно из которых стояло на метр ближе к дому, чем нужно по норме. Там интернат был рядом, деревья его от дороги отгораживали. Директор интерната о сносе не просил. В ДГХ признали – нет никаких актов, хотя это прямое нарушение закона. Я добралась- таки до ответственного за озеленение в Дзержинской администрации. Он ответил: «Вы что не понимаете, что произошло? Мы победили!» «Кто это - мы?» - спрашиваю. «Единая Россия!»- чуть не лопается от гордости «озеленитель». Вот только неясно – кого мы победили.

Мне после шумного праздника тысячелетия очень часто звонили из СМИ, хотели узнать - сколько деревьев вырублено к 1000-летию? Я отвечала: Не знаю. И никто не знает! Не было актов, был лесоповал.

- Любители вырубок говорят, что большие деревья опасны..

- Так чтобы они не были опасны, нужна станция защиты растений! А ее объединили со станцией защиты семенного фонда и руководителем назначили специалиста как раз по этому фонду. Со всеми вытекающими последствиями.

- Вернемся к Вашей идее об инвентаризации?

- Опровергая меня во всем прочем, Пащенко и Степанов на словах поддержали идею инвентаризации. В рекомендации круглого стола предложение включили. А дальше не знаю, то ли смеяться, то ли плакать. Елена Николаевна Анашкина сказала, выступая по радио, что это стоит 35 миллионов, а с деньгами в муниципалитете плоховато. И призвала всех жителей Ярославля описать свои дворы: где какие деревья расположены. Уж ей-то прекрасно известно, что инвентаризация – научная, очень длительная процедура, и никакие жители ее сделать не могут. Скажите, кому придет в голову строить дом, вместо проекта пользуясь описаниями будущей стройплощадки «по словам жителей соседнего дома»?

А через несколько дней муниципалитет принял скандальное решение об увеличении расходов на содержание депутатов. Цена вопроса - 27 миллионов 200 тысяч. А предложил это заместитель председателя муниципалитета Игорь Блохин, который популярность себе зарабатывал под лозунгами любви к паркам.

- С городскими властями диагноз ясен. А область?

- «Народное правительство» области, истратив немалые деньги на выездные семинары массы участников проекта, создало «Стратегию социально-экономического развития до 2025 года». Экологии в «Стратегии» нет, как таковой. А кому будет нужна экономика, если погубим среду обитания? Изменения грозят стать необратимыми.

Теперь понимаете, что я имела в виду, говоря о том, что «бьюсь о ватные стены»?

Помните, как в Евангелии: «Слепой поводырь ведет толпу слепых, а впереди - пропасть».

* * *

АЭС.jpgМы с Лидией Ивановной поговорили и о хорошем – как в 1988 году собрали 20 тысяч подписей, и строительство АЭС в Тенино, под самым Ярославлем (да-да был такой проект!), прикрыли. Как спасли 659 сосен, которые хотели пустить под топор на улице Папанина ради 2-х опор новой ЛЭП. И о том, что главное для перемены любой ситуации – это сознание, и надо быть оптимистом. И все-таки, пока я возвращалась домой, из головы не выходили эти «ватные стены». Вспоминала – вспоминала: где ватные стены бывают? Вспомнила! В сумасшедшем доме, дорогие земляки!

Варвара Неянова

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?