Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.07.2021
Ярославль
2113
КУДА КАТИМСЯ?

Официальному старту транспортной реформы в Ярославле посвящается

КУДА КАТИМСЯ?

Сегодня в Ярославле заработала новая маршрутная сеть. Фактически, подготовка к её запуску началась ещё в позапрошлом году. Наиболее активное обсуждение длилось последние полгода. Но даже несмотря на мощную информационную подготовку, транспортная реформа по-прежнему остаётся одной из самых обсуждаемых тем. А количество вопросов, которые волнуют пассажиров, до сих пор исчисляется сотнями. К сожалению, до «часа икс» ответы были даны далеко не на все из них. Значит, разбираться как всегда придётся по ходу. И от того, насколько оперативно и безболезненно для жителей и перевозчиков это произойдёт, во многом, будет зависеть успех или неудача всей реформы.


Маршрут построен

          100781.jpgПовторимся, что обсуждение реформы шло несколько месяцев. Притом, шло очень эмоционально, а порой даже выливалось в уличные протесты в форме одиночных пикетов (как это было в начале года). При этом, «рамочные» документы мэрии были готовые ещё в декабре. А первые изменения планировали запустить уже в марте. Однако с учётом растущего негативного фона (абсолютно нежелательного накануне предстоящих выборов) Губернатор Дмитрий Миронов поручил городским властям взять «тайм-аут» и пересмотреть реорганизацию маршрутной сети. Изменения прорабатывали около двух месяцев и окончательно утвердили в конце марта. Что же получилось на выходе?

          Основная идеология реформы сохранена. Городской общественный транспорт практически полностью переходит на регулируемый тариф и уходит от «маршруток» Из трёх десятков осталось всего пять, по которым свидетельства перевозчиков закончатся в 2024 – 2025 годах: № 40, 71, 84, 94 и 97. В общей сложности, на данных направлениях работает 72 автобуса. В целом же, на улицы Ярославля должно выходить порядка 740 единиц подвижного состава. В том числе 118 троллейбусов и трамваев. Электрического транспорта реорганизация не коснулась, все маршруты остались прежними. Полный расклад по количеству машин отражён в таблице.

Таблица. Распределение подвижного состава по видам транспорта в г. Ярославле.

Вид транспорта

   Малый класс     

   Средний класс    

        Большой и особо большой класс («гармошки»)          

Автобус

80

217

253

Троллейбус

-

-

74

Трамвай

-

-

44

Маршрутное такси

30

42

-


          1117616.jpgОбновлённая транспортная схема включает 76 автобусных (без маршрутных такси), 7 троллейбусных и 4 трамвайных маршрутов. В общей сложности, их обслуживают 7 перевозчиков (включая принадлежащие городу АО «ПАТП-1» и АО «Яргорэлектротранс», а также областное АО «Ярославское АТП»). До 14 июля их было 20. Почти трёхкратное снижение обусловлено новыми требованиями к подвижному составу (главным образом, учитывающими их класс и возраст). Потянуть такие условия смогли далеко не все. Прежде всего, не у дел оказались индивидуальные предприниматели с небольшим  автопарком малого и среднего класса. При этом, по словам первого заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля и начальника управления пассажирского транспорта Сергея Волканевского, 58 маршрутов остались без изменения.

          Стоимость проезда для всего транспорта (опять-таки, за исключением вышеупомянутых маршрутных такси) будет единой и составит 28 рублей – столько, сколько стоил проезд в социальном секторе перевозок до реформы. Частники, работающие по нерегулируемому тарифу, пока смогут устанавливать любую цену (само собой, в пределах экономически обоснованной суммы). Ранее она варьировалась от 23 до 30 рублей. 

Hf-rGcWrRUY.jpg

Соответственно, на подавляющем большинстве маршрутов будут действовать и проездные билеты, в том числе льготные. Правда, до 14 числа их нужно было заменить на документы нового образца. Зато теперь проездные можно будет продлевать дистанционно - через телефон или личный кабинет в сети «Интернет», и обойтись без традиционных очередей в центральные кассы на Советской улице. 

          Стоимость разовой поездки и проездных билетов пока обещают не повышать. Впрочем, у мэрии нет никаких препятствий, чтобы сделать это, скажем, через месяц после старта реформы. Или сразу после выборов 19 сентября. Менять тарифы могут раз  в год. Вместе с тем, последний раз цену на проезд в общественном транспорте Ярославля повышали с 1 октября 2019 года. То есть прошло почти два года. К тому же, перевозчики наверняка захотят поскорее отбить затраты на приобретение новых автобусов. И будут всячески подталкивать чиновников к непопулярному шагу. Поэтому горожанам вряд ли стоит надолго обольщаться


Встречное движение

      6kQYfIYoSec.jpgКак было сказано выше, на определённом этапе проект новой маршрутной сети был отправлен на доработку. Что касается вопросов, опасений и предложений жителей, то они поступали в мэрию постоянно. В некоторых моментах разработчики пошли на компромисс с гражданами. Само собой, каждый может оценивать его глубину по-своему. А кто-то и вовсе посчитает, что никакого компромисса нет. Мы не будем включаться в спор и просто констатируем факты в формате «было-стало» (или, что вернее, «планировали – сделали»). Во-первых, произошли подвижки в сторону увеличения количества техники. До реформы в часы пик на линию выходило 845-850 единиц. С июля планировали оставить 633. В итоге остановились на цифре 740 (смотрите выше). Увеличение на сотню с лишним по сравнению с изначальным вариантом новой схемы. Во-вторых, были приняты доводы и по классу автобусов. Первоначально речь шла преимущественно о большой и особо большой вместимости. Сейчас больше половины от общего объёма техники – малый и средний класс. Что абсолютно оправдано по многим маршрутам, где нет большого пассажиропотока (либо при движении вне «часа пик», когда автобусы заполнены по минимуму). И, само собой, существенно снижает затраты перевозчиков.

          В-третьих, после запуска реформы многие справедливо опасались, что ярославский рынок заполнят москвичи. Как это отчасти произошло годом ранее на уровне области. Некоторые эксперты даже высказывали предположение, что для этой цели и была затеяна вся реорганизация маршрутной сети. Однако результаты конкурсов опровергли эти опасения. Если брать автобусные перевозки (монополия по электрическому транспорту по умолчанию остаётся за АО «ЯрГЭТ»), то 27 маршрутов досталось АО «ПАТП-1» (принадлежит мэрии Ярославля), 22 - ООО «Транском-Авто» (зарегистрировано в Ярославском районе), 15 получил индивидуальный предприниматель Х.В. Гирфанов, 6 – его коллега А.В. Воронин (оба – ярославцы), 4 – АО «Ярославское АТП» (принадлежит Правительству региона) и только 2 – столичной компании «Автократ».

          Конечно, такой расклад будет действовать всего год – до лета 2022 года, когда начнётся очередной этап реформы. И вполне может оказаться временной уловкой. После чего московские перевозчики могут куда активнее оккупировать «Столицу «Золотого кольца». К тому же, теоретически контракты могут быть расторгнуты в одностороннем порядке и в течение года. Но всё это – лишь предположения (хотя, возможно, не лишённые основания). Реальность же такова, какая есть.

        Где ва.jpg  В-четвёртых, отчасти были услышаны предложения людей по сохранению маршрутов или их адаптации для большего удобства граждан. К примеру, автобус № 93-г, который первоначально планировали пускать от вокзала «Ярославль-Главный» до Резинотехники, в итоге продлили до Очапков. Достаточно альтернативных маршрутов (№7, 57, 85) предусмотрели для жителей частного сектора Красноперекопского района (район ул. Гудованцева и пос. Творогово). Было найдено и решение по 91-й маршрутке, которая ходила через весь город с улицы Труфанова до химзавода «Луч». В начале её хотели полностью убрать. Но после многочисленных жалоб жителей (без транспорта могли остаться сразу нескольких крупных микрорайонов в Брагино) её заменили на автобус № 1. Пусть и с несколько изменённым маршрутом. Так что схема всё-таки претерпела изменения.

         

Реформа или революция?

        ggBh4JBUhO0.jpg  Теперь о минусах реорганизации. Или, если хотите, о тех вопросах, которые продолжают волновать пассажиров. Прежде всего, это расписание движения. Здесь имеются сразу два аспекта: информирование жителей и собственно выполнение графика перевозок. Начнём с первого пункта. Нельзя сказать, что мэрия спустила его на тормозах. Информация об основных аспектах реформы (в том числе замене и компенсации маршрутов) публиковалась в интернете (на сайте городской администрации, МУП «Яргортранс», сайтах yartr.ru и ot76.ru) и распространялась через иные СМИ. Местные телеканалы организовывали прямые линии, записывали многочисленные интервью и делали специальные передачи. А на 20 «узловых» пунктах (к примеру, на Богоявленской и Октябрьской площадях, в Торговом переулке) разместили большие схемы движения транспорта.

          Но, похоже, что этого всё равно оказалось недостаточно. Во-первых, наиболее подробные сведения разместили в сети, доступ к которой имеют не все пассажиры. Во-вторых, разобраться во всех хитросплетениях с ходу не так просто даже продвинутому пользователю. Во всяком случае, на это требуется время. А его до старта реформы было не так много. Например, новое расписание движения транспорта опубликовали лишь в пятницу, 9 числа. К тому же, многие маршруты в соответствии с требованиями законодательства сменили номера (даже в тех случаях, когда они почти полностью дублировали старые направления). Которые ещё предстоит запомнить. Сориентироваться непосредственно на месте тоже не всегда возможно. Тем более, что, по сообщениям СМИ, обещанные мэрией волонтёры на остановках отсутствовали. Во всяком случае, в среду утром. Да и аншлаги с расписанием имелись далеко не везде.          

zdPL-pfbHMs.jpg

С исполнением расписания тоже вопросы. В среднем, интервалы движения обещают в пределах 10 минут. Если верить информации «Яргортранса», по отдельным маршрутам, а также в «часы пик» они сокращаются ещё меньше – до 7 минут. Но это – на бумаге. Что ни говори, а общее количество транспорта по сравнению с «дореформенным» уменьшилось на сто единиц. Значит, прежняя частота движения будет невозможна по определению. Не будем забывать и об особенностях нашей капризной погоды. Сухое и теплое лето – не показатель в оценке работы транспорта. Иное дело – зима с не убранными дорогами, суженными полосами движения и вечными пробками. Там расписание точно будет «прыгать». Впрочем, что говорить о зиме, когда самый обыкновенный дождь у нас порой превращается в ЧП. 

          Ещё один вопрос – наполняемость. Власти рапортуют, что взамен отменённых «маршруток» придут автобусы большой вместимости. Якобы, таких уже дополнительно приобрели чуть ли не полсотни.  С одной стороны, это хорошо. С другой – хватит ли таких автобусов, чтобы отменить все закрытые маршрутные такси? Повторимся, общее количество транспорта снизилось весьма значительно. Кроме того, можно сколько угодно ругать «маршрутки» за отсутствие культуры езды и небезопасность. Но из этих недостатков вытекали и их главные преимущества – это скорость и маневренность. Во всяком случае, по сравнению со стандартными автобусами. Те пассажиры, которые хотели быстрее попасть из точки «а» в точку «б» всегда выбирали именно «маршрутки». Теперь это невозможно. Наконец, во многих автобусах сегодня по-прежнему отсутствуют кондукторы. И что-то подсказывает, что граждане вряд ли будут гореть желанием лезть через весь салон «большой вместимости», чтобы оплатить проезд у водителя. А значит, перевозчики будут терять деньги.

          Аргументы власти насчёт того, что новая система позволит повсеместно использовать льготы, а весь транспорт будет подключён к единой навигационной системе, тоже не слишком убедительны. 220-й федеральный закон позволяет перевозчикам применять льготы и получать за них компенсацию из бюджета даже и при нерегулируемом тарифе. Главное, чтобы это было предусмотрено в региональном законодательстве. В нашем случае – в Социальном кодексе. Было бы желание. По весне этот вопрос вроде бы даже прорабатывался в областной Думе. Но сейчас всё затихло. Что касается навигаторов, то никто не мешает устанавливать их хоть на велосипед или сильно популярный этим летом электросамокат. Наладить этот процесс можно вовсе без всяких реформ. Благо, опыт есть. В том числе в нашем регионе.

          Не вполне правильным, на наш взгляд, представляется и полный отказ от так называемого «беспересадочного тарифа» (в течение определённого промежутка времени позволяет совершать поездки с пересадкой при оплате одного билета). Да, в городе сохранили «сквозные маршруты» (это ещё одна уступка по сравнению с первоначальным вариантом схемы). Но на многих направлениях всё равно придётся делать пересадку. И раскошеливаться уже дважды, а то и трижды. Что, само собой, вызывает недовольство людей. Думается, что в том или ином виде «специальный» тариф нужно было оставить. Хотя бы в «часы пик». Или на определённых направлениях. На худой конец, с привязкой к работе крупных предприятий и организаций. Ведь доходы у людей не увеличиваются! А тут – новый повод «раскошелиться».

          VSVE4kSwNAs.jpgНаконец, старт реформы пришёлся на середину лета. С одной стороны это правильно – в период отпусков и каникул, транспортный поток в Ярославле снижается в разы. С другой – сейчас самый разгар дорожных работ. И «чудесное» планирование чиновников привело к тому, что сразу несколько крупных магистралей будут парализованы аккурат к началу реформы. Самый показательный пример (хотя далеко не единственный) – улица Комсомольская. Откуда, вдобавок, ещё и перенесут остановки общественного транспорта, изменив маршруты его движения.

          То есть и без того не до конца понятная схема будет усложнена ещё больше. Что неминуемо повлечёт за собой путаницу. По крайней мере, в первые дни. Конечно, явление это временное. И, дай Бог, до сентября с ремонтами закончат. Но игнорирование элементарных правил в решении многих вопросов городской жизни, похоже, стали «фирменным стилем» нынешней мэрии. Увы. Впрочем, 11 лет назад в ходе масштабной реконструкции Московского проспекта к 1000-летию города тоже была масса критики. Но ничего, выдержали же. Наверное, ярославцы вообще способны выдержать всё, что угодно. Хоть в космос нас запускай!

          В итоге хочется сказать, что объективная оценка новой маршрутной схемы будет возможна только спустя время. Через месяц, или даже через полгода. Тогда власти смогут отработать оставшиеся проблемы и учесть выявленные замечания. А пассажиры, в свою очередь, приноровиться к новым маршрутам и расписанию, выбрав для себя наиболее удобный вариант передвижения. Первый день предсказуемо не обошёлся без трудностей (люди путались в номерах маршрутов, удивлялись наличию «пазиков» вместо обещанных больших автобусов, а по отдельным направлениям – жаловались на несоблюдение расписания). Бросалось в глаза упомянутое отсутствие волонтёров и табличек с расписанием. Безусловно, это сигнал для властей. С другой стороны, коллапса тоже не произошло. Но, повторимся, делать окончательные выводы – поехали мы или приехали – ещё слишком рано. Наблюдаем, анализируем, оцениваем.

         

ВИКТОР ПАРФЁНОВ


В публикации использованы иллюстрации российско-ярославского художника Васи Ложкина (в миру - Алексей Куделин), чье творчество сподвигает нас к самым разным мыслям...


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?