Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

10.11.2015
Ярославль
2630
КАРТЫ. Деньги!!!... Два Ствола?

ИЛИ СКРЫТЫЕ ФАЙЛЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОЕЗДНЫХ

В понедельник 2 ноября в Ярославской области начали выдавать персонифицированные транспортные карты. Как и следовало ожидать, сему почти священному действу попытались создать довольно благостный информационный фон. Не получилось. Сначала «выстрелил» Рыбинск. Второй по величине город области часто первым говорит, где и что «не слава Богу». И от того является весьма показательным индикатором реального положения дел. Впрочем, буквально на следующий день трудности начались и в Ярославле. И, похоже, что это – только начало...

КАРТЫ. Деньги!!!... Два Ствола?

1. Карты

image151453187.jpg

Первый день работы Рыбинского многофункционального центра (МФЦ) отметился огромными очередями. Нужно отдать должное, СМИ об этом не умолчали. Даже подконтрольный Правительству региона «Первый Ярославский» телеканал показал довольно объективную картину. Судя по «живым» кадрам, первыми за транспортной картой пришли пенсионеры. По словам самих граждан, в ожидании получения нового технического чуда пришлось провести порядка 3 часов. К обеду количество «страждущих» перевалило за пять сотен. Что, в общем, не удивительно. На почти 200-тысячный Рыбинск предусмотрен лишь один многофункциональный центр на 40 окон. Который, в придачу, обслуживает ещё и почти 30-тысячный Рыбинский район. Так что весь поток льготников направлен в одну точку. В принципе, людей можно было бы направить в органы социальной защиты, чем хотя бы частично решить проблему. В конце концов, в пяти районах области карту выдают именно «собесы». Но вот незадача…в этих районах нет МФЦ. А в Рыбинске есть. А раз так, то и соцзащиту задействовать не стоит. Не важно, что центр в городе один! И что он физически не рассчитан на приём такого количества граждан в столь сжатые сроки! Всё это в расчёт, увы, не берётся.

Во всей этой ситуации стоит учесть ещё один существенный момент. Из филиалов 16 МФЦ в первый день карты выдавали только рыбинский и пять ярославских. В остальные электронные проездные попросту не завезли! Конечно, этот непонятный казус обещали исправить «в ближайшее время». И где-то карты действительно оказались уже третьего числа. Но вот незадача: подвела техника - стала «сбоить» программа. Её пришлось в спешном порядке отлаживать. Ещё некоторое количество карт было отбраковано изготовителем и, как не сложно догадаться, также не дошло до своих владельцев. По всей вероятности, их придётся менять по заявлению и ждать замены в течение 10 дней. Так что одним визитом в МФЦ (что гордо анонсировали чиновники) дело точно не закончится. Наконец, базы льготников были актуализированы по состоянию на 10 сентября. Часть людей попросту туда не попали и пока остались ни с чем. Одним словом, со 2 ноября далеко не все областные льготники смогли получить чудо технического прогресса на руки. Зато получили лишнюю порцию морального геморроя. По независящим от них причинам. Понятно, что их вопросы, скорее всего, решат. Но сбоев для первых дней, согласитесь, уже достаточно.

Половников.png

Как отреагировали на это чиновники? В общем, наличие проблем признали. Например, руководитель агентства по государственным услугам Ярославской области Сергей Половников в интервью одного из региональных телеканалов отметил: «Старая система предоставления льгот действует до конца текущего года. Хотелось попросить … всем сразу срочно не приходить. Мы первый день осваиваем технические аспекты работы системы. Хотелось бы, чтобы процесс шел более-менее равномерно». Вот оно как! Получается, опять люди виноваты! И вместо того, чтобы поблагодарить жителей региона за то, что они своевременно и заранее озаботились получением карты, им предлагают подождать. Мягко скажем, не бесспорная позиция. Если не сказать – странная. К тому же, её довольно легко опровергнуть с помощью несложных расчётов. Тот же господин Половников в интервью другому региональному каналу уже 3 ноября отметил, что в первый день по области было выдано 3127 карт. И признал наличие ажиотажа. Получается: чуть более 3000 карт в день – это много! Это уже вызывает трудности. Что ж, давайте посчитаем. В области, по официальным данным, 450 тысяч льготников. Карты будут выдавать до 1 января. Если вычесть даже не два, а один выходной (МФЦ работают и по субботам), то на всё про всё остаётся дней 50. Умножаем 50 на 3000 (округлим для ровного счёта). Получаем всего лишь 150 тысяч. То есть в три раза меньше необходимого!!! О каком ажиотаже можно говорить, если для планового результата работать придётся в три раза интенсивнее? Выходит, что 3127 карт – только начало! Даже если люди пойдут «более равномерно» - легче не будет. Очевидно, организаторам реформы придётся или дополнительно нанимать людей, или задействовать иные службы окромя МФЦ. Хотя некоторые из них, судя по тем же новостным сюжетам, итак наняли волонтёров. 

1.png

Новости из Ярославля звучали на порядок оптимистичнее. С экранов телевизоров гражданам сообщали, что очередей не было, а оформление карты занимало не более 5 (а в некоторых случаях – даже 3) минут. Не будем оспаривать эти данные. Хотя определённые сомнения, конечно, остаются. Если сравнивать с тем же Рыбинском, то там, по свидетельству очевидцев, за один час проходило порядка 100 человек. Получается, по 2-3 посетителя на одно окно (окон, напомним, 40). Выходит, что на одного гражданина уделяли не менее 20 минут. Допустим, что на выдачу карт работали не все окна, а только 15-20. Но даже при таком раскладе получается по 5-7 человек на окно и по 9-12 минут на человека. Опять же, даже стандартное время, которое положено посетителю в различных учреждениях (будь то приём в рядовой поликлинике или замена водительского удостоверения в ГИБДД) составляет 15 минут. Так что при любом раскладе выходит в 2-3 раза больше, чем озвучено по Ярославлю. Хотя все сотрудники прошли одинаковое обучение и имеют идентичное программное обеспечение. Ну да ладно, это так, к слову. Мелочи жизни. Похоже, что ситуация в областном центре в первый день действительно не была какой-то критической. А вот на второй день проблемы начались и в Ярославле. Например, жалобы на большие очереди в местном МФЦ шли из Дзержинского района (самого крупного).

2. Два ствола?

Теперь о том, что может быть дальше. Мы говорим «может быть», поскольку искренне хотим верить в то, что система всё-таки будет отлажена. Верится, сказать по правде, с трудом. Скепсис подтверждается даже простой человеческой наблюдательностью. Для этого обратимся к таблице ниже. Она составлена на основе данных портала одного из официальных изданий Правительства Ярославской области. Публикация от третьего ноября перечисляет ПОЛНЫЙ перечень мест, где можно активировать и пополнить транспортную карту. В свою очередь, публикация от 30 октября демонстрирует список пунктов выдачи электронных проездных.

Муниципальное образование

Количество жителей

(в районном центре/в районе), чел.

Количество пунктов выдачи, шт.

Количество пунктов пополнения, шт.

Ярославль и Ярославский район

603961 / 58523 (без Ярославля)

5

90

Рыбинск и Рыбинский район

193341 / 27339 (без Рыбинска)

1

33

Переславль и Переславский район

40028 / 20704 (без Переславля)

1

5

Брейтовский район

3722 / 6669

1

нет данных

Большесельский район

3818 / 9530

1

нет данных

Борисоглебский район

5612 / 12495

1

1

Гаврилов-Ямский район

17514 / 26669

1

2

Даниловский район

15081 / 25628

1 (ОСЗ)

3

Любимский район

5150 / 11083

1

1

Мышкинский район

5866 / 9967

1 (ОСЗ)

нет данных

Некоузский район

3816 / 14884

1

нет данных

Некрасовский район

6164 / 20176

1

нет данных

Первомайский район

4658 / 10303

1 (ОСЗ)

нет данных

Пошехонский район

5868 / 13625

1 (ОСЗ)

1

Ростовский район

30824 / 64451

1 (ОСЗ)

5

Тутаевский район

40296 / 56579

1

нет данных

Угличский район

32496 / 45674

1

6

Для начала – о пунктах выдачи. Их 21. Но филиалов МФЦ только 16. В остальных 5 районах выдачей электронной проездных уполномочены заниматься органы соцзащиты (ОСЗ или попросту «собесы»). И если филиалы многофункциональных центров работают достаточно долго (по 10 часов), в большинстве своём не закрываются на обед или, как было сказано выше, трудятся в субботу, то «собесы» отличаются вполне себе стандартным графиком работы. 8-часовой рабочий день (в пятницу – короткий), перерыв на обед 48 минут, суббота и воскресенье – выходной. Людей в государевых конторах, конечно, понять можно. Но ещё больше жаль льготников. Ведь им просто-напросто будет не попасть за своими картами в рабочее время. А в другое время их просто не будут выдавать! Ладно, ещё пенсионер может прийти за электронным проездным днём. Но льготных категорий вообще-то полтора десятка! Что прикажете делать работающим гражданам? Или многодетным матерям, у которых семеро по лавкам? Или инвалидам, которым крайне сложно добраться до места самостоятельно, и может потребоваться сопровождающийся (опять-таки, работающий человек)? Как быть всем этим людям? Отпрашиваться со службы? Не везде это можно сделать. И не все отпустят. Брать отгул? Это лишние расходы. В сельских районах вопрос решить ещё как-то можно. Там, как говорится, все друг друга знают. И как-нибудь «закроют глаза» на отсутствие на рабочем месте в течение часа-двух. Но как быть, например, в том же Ростове? Город по ярославским меркам не самый маленький. Льготников там тоже достаточно. Очевидно, большинству придётся всё равно приходить за картой лично. Потому что приносить на дом её обещали только ветеранам Великой Отечественной. Во всяком случае, официально иной информации не растиражировано. А вопрос выдачи карт на основании доверенности находится лишь в стадии решения. Процесс, учитывая бюрократические реалии, может затянуться.

Рыбинский МФЦ.jpg

О расположении МФЦ мы уже сказали выше на примере Рыбинска. При существующем подходе (когда везде, кроме Ярославля, работает по одному центру) второй по величине город области фактически приравнивается, скажем, к Борисоглебскому району. Где население в 20 раз меньше. Да, в рыбинском МФЦ по сравнению с борисоглебским в десять раз больше окон. Но, во-первых, далеко не все они работают на выдачу карт. А во-вторых, сравните расстояния. Дойти из пункта «А» в пункт «Б» посёлка Борисоглебский и проделать аналогичный путь в Рыбинске – это две большие разницы. Да и расположен городской МФЦ не в самом идеальном месте: на достаточно проездном, но всё же не центральном, проспекте им. генерала Батова. Впрочем, не стоит думать, что данная проблема существует только в Рыбинске. Например, один из Ярославских филиалов МФЦ на улице Ползунова обслуживает не только два городских района (Фрунзенский и Красноперекопский), но и «сельский» Ярославский. И опять же неважно, где живёт человек относительно этого центра: на соседнем Московском проспекте или в селе Курба за 30 километров от города. При этом, не стоит думать, что жителям села проездной не нужен. Многие из них ездят на работу в город, где достаточно активно пользуются общественным транспортом. К тому же, в планах региональных властей через некоторое время распространить «карточную систему» и на пригородные перевозки. Одним словом, перечень пунктов выдачи карт однозначно мог быть пошире.

Теперь о пунктах активации и пополнения. Всего их 147. С одной стороны, вроде немало. Но нужно учитывать, что больше половины из них находятся в отделениях связи Почты России. Например, в Ярославле таких 43 из 90, в Рыбинске – 21 из 33. Пока непонятно, как там будет организовано пополнение карт. Официальной информации об этом опять-таки нет. Но по банальной логике напрашивается два варианта. Либо этим будут заниматься сотрудники отделения, либо будет установлен терминал. В первом случае льготникам вновь можно только посочувствовать. Работа нашей почты давно стала притчей во языцах. Там и с прямыми-то обязанностями не больно справляются. А тут – дополнительные. Дальше, наверное, можно не продолжать. И так всё понятно. Если пойдут по второму пути, то вряд ли господа почтовики дадут разместить на своей территории терминал просто так. Очевидно, площадь будет арендована. Конечно, арендовать один квадратный метр – не бог весть какие деньги. Но помножьте на общее количество отделений. И затраты получатся весьма приличные. Впрочем, какими бы они не были – это всё равно лишние деньги из бюджета.

Также непонятно, где будут пополнять карты жители семи муниципальных образований. По ним просто нет данных. Притом, среди них – не только сельские районы, но и вполне себе крупный Тутаев. Конечно, хочется верить, что людей не лишат возможности положить деньги на карту по месту жительства. Однако в официальном источнике, на основе которого составлена таблица, об этом пока ничего не сказано. Хотя людей затрагивает немало.

3. Деньги

Подытожим. Даже на основе беглого анализа данных понятно, что с организацией системы работы с электронными проездными масса пробелов. Притом, это не только нехватка обсуживающих специалистов, дефицит пунктов выдачи, технические сбои и информационный вакуум. Есть проблемы и более жёсткие. Например, до сих пор непонятно, каким образом должны пользоваться картой те люди, которые имеют право на 100% оплату проезда. Скажем, ветераны Великой Отечественной войны. Большинство льготников ездит за полцены (50%). Как правило, это 9 рублей, хотя есть исключения (например, в рыбинских троллейбусах эта цифра на рубль меньше). После принятия в конце октября поправок в Социальный кодекс Ярославской области первоначальную схему (при которой граждане должны были оплачивать проезд по полной стоимости и в последствие получать компенсацию) скорректировали. Теперь люди сразу будут оплачивать с карты нужную сумму. Но как быть тем, кто в принципе не должен ничего платить? Ясности нет. Вопросы есть и к отдельным нормативным правовым актам. Ещё в конце октября отсутствовал даже порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт (который утверждается отдельным постановлением Правительства области). Вместе с тем, транспортные предприятия начали жаловаться на отсутствие ясности по организации новой системы и даже на связанный с этим процессом рост затрат. Наконец, особой пикантности всему процессу добавляет ещё один существенный факт. В областном Управлении ФАС признали незаконными действия ГБУ «Яроблтранском» (наряду с МФЦ это учреждение уполномочено работать с транспортными картами) при проведении закупки на приобретение автоматизированной системы учета и оплаты проезда в общественном транспорте. 

деньги.jpg

Поводом для возбуждения дела послужила жалоба, в которой заявитель ссылается на неверно выбранный способ закупки, при котором заказчик заключил договор с единственным поставщиком. То есть конкурса в истинном понимании этого слова по факту не было. Договор на сумму ни много ни мало 68 миллионов рублей был заключен с ЗАО «Золотая корона». Хотя аналогичные услуги предоставляет ещё минимум полдесятка компаний. В результате, как отмечает УФАС, действия ГБУ ЯО «Яроблтранском» нарушают закон «О закупках» и закон «О защите конкуренции», т. к. привели к необоснованному сокращению круга хозяйствующих субъектов, потенциально заинтересованных в участии в процедуре. В свою очередь, в «Яроблтранскоме» не согласились с решением антимонопольщиков и сообщили о намерении его обжаловать. В общем, страсти накаляются.

4. Два ствола 2

По всей вероятности, со всем этим ворохом проблем придётся разбираться уже руководству нового «профильного» департамента. С 1 ноября агентство транспорта (ранее курировавшее процесс) объединили с департаментом дорожного хозяйства. Всё вместе взятое теперь называется департамент транспорта. Его директором назначен Олег Круглов, до этого «руливший» дорожным хозяйством. Бывший руководитель агентства Евгений Ильичев также переведён в новую структуру. Правда, пока что остаётся непонятным, какую должность он займёт. По всей вероятности, выбор не слишком большой: скорее всего, ему готовят должность заместителя, возможно, совмещенную с постом председателя одного из комитетов (примечание: эта информация, кстати, уже официально подтвердилась после нашей публикации). Количество самих комитетов точно неизвестно. По имеющимся данным, их будет порядка 3-4. Как минимум один будет заниматься чисто транспортными вопросами. Объединению предшествовала долгая работа, была подготовлена куча документов. Но, как видно, высший командный состав руководства не поменялся. Это может свидетельствовать о том, что тему транспортной карты Правительство решило проводить всерьёз и надолго. Правда пока что ни о каком успехе «операции» речи быть не может. Скорее – наоборот. И если власть предержащие срочно не сделают нужных выводов и не исправят хотя бы часть проблем – последствия для них могут быть весьма печальными. Глядишь, опять придётся делать перестановки в «Белом доме».

карты 2.jpg

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?