Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

16.11.2017
Ярославль
704
МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДВОРИК, ТЫ ОЧЕНЬ МНЕ ДОРОГ

О терниях и звёздах ярославского благоустройства

МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДВОРИК, ТЫ ОЧЕНЬ МНЕ ДОРОГ

Помнится, в преддверии празднования Тысячелетия нашего древнего и устремлённого в будущее города была одна неформальная песенка с такими вот словами:  «Здравствуй, «Тыща»! От чудес съезжает крыша! Слово «Тыща» – это сказочный пароль. Крикнешь: «Тыща», – расцветают пепелища. Крикнешь: «Тыща», – и на крыше сменят толь». Пожалуй, сегодня «сказочным паролем» является губернаторская программа «Решаем вместе!». С её помощью можно добиться ремонта местного ДК, привести в порядок сквер или парк, поменять окна в школе или детском саду. Но главное место в проекте по праву занимает благоустройство дворов. Дело архинужное и архиважное, как сказал бы часто поминаемый в последние дни вождь мирового пролетариата. Чего греха таить, абсолютное большинство наших придомовых территорий представляет собой весьма убогое зрелище. А где-то полноценных дворов нет вовсе. Так что в этом плане команда Дмитрия Миронова задала совершенно правильный вектор. И всё бы ничего, если бы ни одно «но». Граждане доплачивали за это самое благоустройство из своего кармана. А исполнение, меж тем, подкачало. И если качество работ в дальнейшем не будет лучше, а контроль – жёстче, всё благое начинание рискует вылететь в трубу.

 

         logo_RV-600x399.jpgВначале – о хорошем. Проект «Решаем вместе» был реализован по 4 основным направлениям. Самым финансово обеспеченным стало «Формирование современной городской среды». На неё было предусмотрено 387 бюджетных миллионов рублей из всего 650-миллионного бюджета программы. В пределах этой суммы выделялись субсидии на благоустройство общественных и, собственно, придомовых территорий. За счёт указанных средств можно было отремонтировать внутридворовые проезды, заменить старый асфальт и бордюрный камень, обустроить тротуары и дополнительные парковочные места, установить детские городки, лавочки и урны. А главное – сделать всё это сразу и в комплексе. Многие дворы не видели ничего подобного ни один десяток лет. И программа получилась по-настоящему масштабной. Без дураков! Согласно данным сайта проекта «Решаем вместе», в целом по направлению отобрали без малого 200 проектов (включая общественные территории). Конкретно дворов мы насчитали 113. Данные с разбивкой по муниципальным образованиям указаны в таблице.

 Результаты конкурсного отбора проектов по направлению «Формирование современной городской среды» (по данным с сайта проекта «Решаем вместе»)

Муниципальное образование                                                      

Всего объектов по направлению            

Количество дворовых (придомовых) территорий, включая ремонты внутридворовых проездов

Ярославль     

19

15

Рыбинск

13

12

Переславль-Залесский

6

3

Большесельский район  

6

5

Борисоглебский район

3

2

Брейтовский район  

4

4

Гаврилов-Ямский район

16

10

Даниловский район

4

2

Любимский район

11

4

Мышкинский район

13

4

Некоузский район

7

6

Некрасовский район

8

7

Первомайский район

2

2

Переславский район

7

1

Пошехонский район

4

4

Ростовский район 

17

9

Рыбинский район

6

2

Тутаевский район

9

7

Угличский район

24

6

Ярославский район   

20

8

Итого:

199

113

          Кроме того, в программе было ещё полтора десятка детских городков (как самостоятельных объектов), многие из которых также устанавливали на придомовых территориях. Ещё несколько дворов в отдельных муниципальных образованиях (в частности, в Ярославле, Рыбинске, Переславле, Большесельском и Тутаевском районах) финансировались через другие направления проекта «Решаем вместе». В основном – через так называемое «инициативное бюджетирование» («Поддержка местных инициатив»). Хотя их доля в общем количестве была незначительной. Таким образом, правомерно говорить, что в общей сложности работы затронули около 130-135 дворов многоквартирных домов. Согласитесь, недурно! Особенно в пересчёте на количество жителей, которые смогут воспользоваться плодами благоустройства.

         Правда, воспользоваться не бесплатно. Дело в том, что каждому проекту в рамках программы «Решаем вместе» присваивался определённый балл (интегральный показатель). Одной из его составляющих (притом, составляющей весьма существенной) являлся финансовый вклад жителей. В принципе, дело это добровольное. Граждане могут и не скидываться. Но в таком случае вероятность попадания их проекта в программу значительно снижается. В свою очередь, максимальная доля финансового участия составляет 10% от стоимости объекта. Сколько конкретно потратили жителей – человеку непосвящённому сказать сложно. Да и разброс по стоимости работ был очень большой: благоустройство конкретных дворов оценивалось от 100 тысяч до 12,5 миллионов рублей. Но, даже не обладая точными знаниями понятно, что потраченная гражданами сумма всё равно набежала приличная.        

       Диаграмма-1.jpg  Увы, и со сроками, и с качеством работ были проблемы. Во-первых, не будет преувеличением сказать, что подрядчики повсеместно нарушали графики работ. Официально проект «Решаем вместе» заканчивался 1 ноября. Однако значительную часть дворов должны были сделать в сентябре и даже в августе. Тем не менее, по имеющейся информации с мест, к началу октября порядка 50% всех объектов не были завершены. Среди муниципалов-аутсайдеров на тот момент можно назвать Ярославль, Рыбинск, Переславль-Залесский, Тутаев, Углич, Борисоглебский район. Недоработки остались и после официального срока окончания программы. Если верить всё тому же сайту «Решаем вместе», по состоянию на 3 ноября работы продолжались на 35 объектах, а 4 объекта не начинали вовсе. Существенная доля в их числе по-прежнему приходилась на дворовые территории. А в отстающих значились практически те же муниципальные образования. Притом, кое-где срок окончания работ изначально выходил за установленные рамки. Например, это касалось комплексного благоустройства территории у дома 86 по Ленинградскому проспекту или домов 37 и 39 по улице Панина в Ярославле. Там реконструкцию планировали закончить только к 15 ноября. То есть на две недели позже окончания всего проекта.

        Диаграмма-2.jpg

 Но сроки – это ещё полбеды. Нам не привыкать. В конце концов, абсолютное большинство тех же дорог тоже сдали с нарушением (по той же программе «Безопасные и качественные дороги» к намеченному 1 октября сроку в Ярославле из 29 объектов приняли только одну улицу Панина). Иное дело – качество исполнения. Но и здесь не обошлось без нареканий. Примеров немало. Так, в Ярославле известно про жалобы жителей многоквартирных домов на Ленинградском проспекте, улицах Блюхера и Павлова. Притом, это только те случаи, которые стали достоянием общественности. Скорее всего, в реальности их гораздо больше.  

Переславский двор.jpgНарекания были и в других муниципальных образованиях. Жители одного из дворов Рыбинска остались невысокого мнения о качестве асфальта: в нём было много вкраплений щебня, а край тротуара получился рыхлым из-за некачественной трамбовки. В Ростове имелись замечания к качеству самих материалов (в частности, песка и щебня). В Переславском районе подрядчика ругали за плохое качество сборки детского городка. Кроме того, не будем забывать, что на десятках объектах работы велись уже в октябре, который в этом году прошёл по всем законам осеннего жанра: с повышенной влажностью, дождями, а в 20-х числах и со снегом. Любой специалист старой школы скажет вам, что укладка асфальта в таких погодных условиях идёт с нарушением технологии. И говорить о качестве подобного покрытия не приходится. Но современных подрядчиков это, видимо, не смущает. Как и контролёров со стороны всевозможных администраций.

Ещё один большой вопрос – как сохранить свежеотремонтированные дворы и поддерживать благоустроенные территории в надлежащем виде? Здесь также имеются свои нюансы. Например, мэр Ярославля Владимир Слепцов посчитал, что содержанием тех же детских городков должны заниматься…сами жители. 

Городок-2.jpgИ ввёл отдельную плату «за содержание и ремонт малых архитектурных форм» - 26 копеек с квадратного метра жилой площади. Раньше подобной строки не существовало. Правда, данные виды работ могли быть включены в другой раздел. Но, во-первых, эта норма не носила императивный характер. А во-вторых, обходилась в пять раз дешевле. При этом, абсолютное большинство детских площадок в своё время были построены за бюджетные деньги через многочисленные программы благоустройства либо по ходатайствам депутатов и не стоили гражданам ни рубля. Да и в рамках того же проекта «Решаем вместе» жители Ярославля активно просили обустроить им площадки. Правда, тогда они не знали, какой сюрприз ждёт их от родной мэрии в конце года. Знали бы – может, тридцать раз подумали, стоит ли просить включить в смету лишнюю горку, качельку или турничок. А так получилась какая-то «подстава». Притом, и для граждан, и для губернаторской команды.

        Бельевые сушилки.jpg Размер и, так сказать, методика оплаты – вообще отдельная тема. Почему 26 копеек? И почему с метра жилой площади? А, например, не с квартиры? Ведь количество детей, которые будут играть на этой самой площадке, никак не зависит от величины жилплощади. Например, в «однушке» может быть прописана многодетная семья, а в трёхкомнатной квартире жить двое пенсионеров. Которым названный детский городок нужен, пардон, как козе баян. Но платить они будут больше. Кстати, платить придётся вне зависимости от наличия или отсутствия детей и без всякой привязки к их возрасту. И это ещё один вопрос. Видимо, чтобы хоть как-то оправдать очередной «относительно честный способ отъёма денег у населения», в компанию к детским площадкам добавили лавочки, урны, бельевые сушилки (они же приспособления для выбивания ковров) и прочие аналогичные элементы. Откровенно говоря, мы крайне слабо представляем себе, в чём заключается содержание бельевых сушилок. Но очевидно, у мэрии с фантазией лучше. Как говорится, жираф большой – ему видней!

         Старый двор.JPGВ общем, получилась интересная картина. С одной стороны, масштабная программа благоустройства дворов помогла решить застарелые проблемы. Придомовые территории, годами представляющие собой крайне унылое зрелище, наконец-то привели в порядок. С другой, гражданам пришлось не только скинуться на всю эту красоту (это ещё ладно – в конце концов, многие сделали это сознательно и добровольно), но и содержать её. В этой связи от власти правомерно потребовать хотя бы надлежащего контроля за качеством работ и соблюдением правил благоустройства. Притом, последнее относится не только к муниципалам, но и к региону. Поскольку именно регион ещё в конце прошлого года забрал себе соответствующие функции. И именно регион разработал и утвердил те самые правила. К слову, они регулируют весьма широкий круг вопросов, в том числе устанавливают требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству, порядок размещения объектов на земельных участках и многое другое. А для контроля за всем этим даже был создан специальный орган – инспекция административно-технического надзора Ярославской области. Она же должна штрафовать за нарушение установленных правил. Вот и пусть контролирует и штрафует! Благо, есть за что: и за неубранный строительный мусор, и за не горящие фонари, и за раскуроченные контейнерный площадки. Опять же, на официальном портале «Делаем вместе» (раздел сайта «Решаем вместе») Ростовский двор.jpgбольше всего жалоб (195) опубликовано именно в разделе «Двор, придомовые территории»! Да один только прошедший 14 ноября снегопад, превративший тротуары и внутренние проезды в сплошное месиво (которое почему-то не спешили убирать ни муниципалы, ни частные собственники, ни управляющие компании), мог существенно пополнить казну за счёт свежевыданных предписаний. Как говорится, и людям хорошо, и бюджету польза!

         В противном случае всё положительное значение программы благоустройства быстро выхолащивается. А ведь она не ограничивается одним годом. Ещё в октябре официально заявили, что проект «Решаем вместе» будет продолжен в 2018-м. Судя по всему, в его реализации заинтересованы и чиновники, и парламентарии. Первым нужно проводить выборы Президента в марте, вторым – собственную кампанию в сентябре. И если власть предержащие действительно хотят сделать приятно «дорогим избирателям», им придётся провести определённую «работу над ошибками»: следить, контролировать, а если надо – наказывать нерадивых исполнителей. А не только вводить для граждан новые сборы. Жизнь, право слово, итак ежедневно дорожает.

 

 

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
14 июня 2018 г. стартует чемпионат мира по футболу. Вы верите, что сборная России по футболу сможет выйти из группы и продолжить борьбу в чемпионате?