Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

03.04.2023
Ярославль
3858
Транспортная реформа. Начало. Дубль три.

Смех и грех ярославской транспортной реформы-2023.

Транспортная реформа. Начало. Дубль три.

       1 апреля в Ярославле и Ярославском районе официально стартовала транспортная реформа. Свершилось то, чего власти хотели, пассажиры боялись, местные перевозчики проклинали, и все без исключения обсуждали последние месяцы. По субъективным ощущениям, анализу сообщений СМИ и пабликов в социальных сетях, коллапса всё-таки не произошло. Но, во-первых, ещё не вечер. На первом этапе обновление коснулось только 18 маршрутов и 137. Соответственно, на подавляющем большинстве направлений пока всё остаётся по-старому. А во-вторых, совсем без сбоев всё равно не обошлось. Притом, как принципиальных (как то несоблюдение расписания или неправильный расчёт вместимости), так и по мелочам. Но последних набралось столько, что в ближайшем будущем они рискуют нивелировать все позитивные моменты и действительно благие начинания. При том, сбои оказались именно те, которые заранее предсказывали и эксперты, и простые пассажиры. Так что обычные люди оказались куда прозорливее, чем хвалёные специалисты департамента транспорта и «извращенцы-электронщики», как называл их герой фильма «Классик». После такого поиск любой логики стоит прекратить, а воспринимать всё происходящее остаётся только с улыбкой. Недаром реформа запущена в День смеха. Правда, улыбка эта горькая. Из того разряда, когда и смех, и грех. Однако больше всё равно ничего не остаётся. Только улыбаться, господа, улыбаться. В конце концов, это продлевает жизнь и помогает скоротать ожидание автобуса и время в пути.

         Сейчас, когда транспортная реформа уже запущена, поневоле обращаешь внимание минимум на три принципиальные ошибки при её подготовке (проведение конкурсов и распределение маршрутов мы не трогаем – это отдельная тема, которая является не ошибкой, а намеренным перераспределением игроков на рынке). Первое – время для начала перемен было выбрано крайне неудачно. Ещё не наступил сезон отпусков. 

kdwcwkPrYmw.jpg

Продолжают учиться школьники и студенты. Можно сказать, что пассажиропоток на пике. И в этот самый пик власти меняют расписание, количество и класс автобусов. 

         Масла в огонь добавляет состояние дорог. Конечно, ямы – примета любой весны. Но прошедшая зима действительно выдалась крайне сложной в плане климатических условий. Были резкие перепады температуры, частые переходы через ноль, большое количество осадков. Итог – превращение улично-дорожной сети в сплошное решето. При этом, гарантийные объезды начались только с 1 апреля. А полноценный ямочный ремонт (не литым асфальтом) стартует лишь через две недели. В результате новенькие жёлтые машины стали заложниками ситуации. А фото с застрявшим автобусом на Ленинградском проспекте облетело все ярославские СМИ.

         Показательно, что буквально на следующий день яму заделали. Вопрос: что мешало сделать это хотя бы на пару дней раньше? Почему нельзя было подготовить дороги хотя бы на главных направлениях? Ведь все знали, что здесь поедет свежий транспорт. Про сохранность личных авто и вовсе умолчим. Но нет - нужно было дотянуть до последнего. Эффективный столичный менеджмент в действии. Как там? Надёжность, безопасность, комфорт! 

uyaer7IQA-g.jpg

         К слову, точечная мера проблему, естественно, не сняла. И позднее аналогичный случай произошёл в другом месте оживлённой брагинской магистрали. На этот раз «Яавтобус» застрял в яме у остановки «6-й микрорайон». А по информации депутата Муниципалитета Ярославля Евгении Овод, 1 апреля из-за неисправности сход делала вообще каждая вторая машина. И их реально жалко. 

         Второе – за последние пару недель перед стартом реформы было очень много показного. Власти изо всех сил старались убедить ярославцев, что грядущее начинание – это исключительное благо. Был организован круглый стол с приглашением московских гостей (мы писали об этом в статье «10 вопросов авторам транспортной реформы…» от 22 марта). Потом было несколько стримов (прямых эфиров) на ресурсах Правительства области. 31 марта состоялась демонстрация нового транспорта на Советской площади. А непосредственно 1 числа на автобусах прокатились мэр Артём Молчанов и губернатор Михаил Евраев.

25.jpg         Конечно, общение с народом и изучение ситуации «в поле» - это хорошо. Но у большинства наблюдателей такие пиар-акции вызывают лишь улыбку. Поскольку разовый «выход в народ» не даёт и не может дать никакой системной информации. Тем более, в выходной день. Более-менее показательная картина наблюдается в будни, в утренний или вечерний час пик. А никак не в субботу. То же самое касается презентации на Советской площади. Господа, вы часто видели, как во время рейса опускают специальный подиум для инвалидов или детских колясок? Мы – один раз, притом на конечной остановке. Сделать это в любом другом месте невозможно физически, ибо на нём просто стоят пассажиры.

2Tirddt28y0.jpg         Кроме того, очень хорошо смотреть пустой автобус, который никуда не едет и не спешит. Можно пройтись по салону, оценить обивку кресел, полюбоваться терминалом оплаты и запостить кучу фотографий с льстивыми комментариями «под копирку», как сделали, например, уважаемые депутаты Муниципалитета из всем известной партии. Но в час пик салоны переполнены. Там не походишь. Да и на остановках, в отличие от Советской площади 31 марта, ждут ну никак не 15 человек в общей сложности (половина из которых, к тому же, сильно смахивает на специально приглашённых лиц), а несколько больше. Так что к чему это представление – непонятно.

Заблокированный подиум.jpg         Что касается информирования, то с ним и вовсе были проблемы. Многие вопросы так и остались без ответа. В департаменте транспорта, похоже, так и не поняли, что бабушки и дедушки не смотрят стримы и не владеют системой «инцидент-менеджмента». А простые и понятные памятки по той же оплате проезда или работе мобильных приложений никто так и не выпустил. Обещанные кондукторы и волонтёры, при этом, были далеко не в каждом автобусе. В итоге «глюки» информационных систем стали едва ли не самой частой проблемой за прошедшие три дня.

         Третье - реформа приведёт к сокращению общего количества автобусов и увеличению интервалов движения. Во всяком случае, на большинстве маршрутов. Точную цифру высчитать сложно, поскольку параметры планового выпуска постоянно меняются. Но речь точно идёт о нескольких десятках машин (примерно 40-60). По значительному количеству направлений изменится и вместимость транспорта. В группе «Общественный транспорт Ярославля» приводят примеры, что на маршрутах 1, 5, 6, 9, 10, 19, 23, 25, 28, 30, 33, 85 большие автобусы заменят на автобусы среднего класса, а на маршрутах 21Т, 59, 65 ПАЗы заменят на ГАЗели (доля микроавтобусов на автобусных маршрутах вообще увеличится с 3 до 9%). В итоге транспорт станет теснее и ждать его придётся дольше.

         Обратные примеры тоже будут (во всяком случае, они заявлены), но буквально на 10 маршрутах (к примеру, № 49 или на автобусах, обслуживающих микрорайон «Резинотехника»). Что, конечно, не оказывает решающего влияния на общую картину. В сообществе пишут, что на отдельных маршрутах провозная способность снизится чуть ли не в два раза. Хотя власти утверждают обратное. Впрочем, с цифрами у них вообще постоянная путаница. Скажем, в конце марта было указано, что в первый день реформы обновятся 25 маршрутов, по которым будет ходить 130 единиц техники. По факту обновились 18 направлений, а на линию вышло 102 машины. Никакой чёткости!

         В итоге даже в субботу в некоторых автобусах пассажиры стояли достаточно плотно и долго не могли уехать по делам. В понедельник с самого утра люди жаловались на давку на отдельных маршрутах (к примеру, № 11 и 33). Правда, на двух других маршрутах (№ 4 и № 41а) позднее было добавлено по 2 машины. Немало нареканий касалось соблюдения расписания (напомним, авторы реформы особенно подчёркивали важность этого момента). Притом, сразу с первого дня. Время ожидания доходило до 40 минут. Часть рейсов отсутствовала. В качестве примеров можно привести маршруты № 8, 41-б, 42, 53 и другие. Да, в ряде случаев сбои были обусловлены сторонними причинами. Но пассажиров это волнует мало. И пока получается, что любая нестандартная ситуация (правда, в нашем городе они происходят каждый день) может обернуться длительным ожиданием.

Сиденье.jpgСиденье (2).jpg         Есть и много других нареканий. Возможно, не столь критичных, но всё-таки. В салонах повсеместно не работает обещанный климат-контроль. В результате при достаточно тёплой погоде за окном автобусы напоминают сауну и ездят с открытыми форточками. Также люди выкладывали фото с отваливающимися сиденьями. Притом, случаи были отнюдь не единичными. Кое-где клинило входные двери, у отдельных автобусов были разбиты стёкла. Помимо этого, в салонах отсутствуют медиа-панели, а местами – даже аудиоинформирование об остановках. Конечно, это не страшно. Но нам же обещали современный транспорт с кучей электроники. Так где он?

         Электроника – вообще отдельная песня. Несмотря на хвалебные речи о наших выдающихся программистах, их продукты почему-то регулярно сбоят. Не стал исключением и обновлённый ярославский транспорт. Люди писали о некорректном списании средств с «Якарты» (или во всяком случае некорректном отображении сумм), проблемах с работой мобильного приложения, а случаи сбоя навигационной системы признала даже директор департамента транспорта Татьяна Черемных.

         И это мы ещё не увидели работу «волшебных» терминалов, которые якобы позволят определить списание средств за проезд с банковской карты ещё до того, как об этом уведомит ваш банк. Кстати, информирование о списании в личном кабинете, например, «Сбербанка» приходит минут через 40-50, а то и позже. И если контролёр решит проверить вас раньше, мы почему-то отнюдь не уверены, что новая система сработает без проблем. Так что руководству ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» надо быть заранее готовым к скандалам. 

Шутка (1).jpg

        Одним словом, для первых 3 дней работы и первых 18 маршрутов проблем хватает. Интересно, что в комментариях под статьями СМИ и в социальных сетях отдельные пользователи (видимо, из числа тех, кто созерцал общественный транспорт исключительно на Советской площади) обвинили ярославцев в излишнем негативе, в очередной раз призвав «немного потерпеть». Мы в корне не согласны с таким определением.

Персонаж из мультика Я карта.jpg

Шутка (2).jpg

Тем более, что жители уже продемонстрировали известную долю юмора. Например, вспомнили исполняющего забавную песенку «Я – карта» персонажа из мультика про Дашу-Путешественницу. Или вывели на грязном борту видавшей виды машины логотип «Яавтобус». А уж шуток про «Я – яма» и вовсе не сосчитать. Так что День смеха не прошёл даром. 

         В продолжение темы от себя добавим, что буквально за несколько дней до старта реформы в город «вернулись» электросамокаты (кстати, тоже жёлтые). Так что альтернативным видом транспорта ярославцы уже обеспечены. И вообще, вспомним Олега Митяева: крепитесь, люди, скоро лето. Можно будет ходить пешком. Так что наряду с транспортной нас ожидает ещё и реформа здорового образа жизни!

         В остальном, конечно, не до шуток. Особенно тем, кто ежедневно вынужден добираться на общественном транспорте на работу или учёбу. Но руководителям города и области этого не понять. Конечно, делать окончательные выводы пока рано. 1 апреля стартовал только первый этап реформы. И справедливости ради отметим, что кое-какие проблемы всё же пытаются исправить в режиме реального времени. Вопрос – насколько полной и честной будет эта работа. Особенно с учётом того, что далеко не все моменты можно исправить по условиям контракта. Как бы то ни было, общие итоги подведём в начале июня, когда завершится замена подвижного состава и (будем надеяться) окончательно устаканится работа на маршрутах.

 

 

         ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?