Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

08.09.2021
Ярославль
1757
НЕ В КОНЯ КОРМ ИЛИ ЧТО МЕШАЕТ ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ?

О предварительных итогах и пугающих перспективах ремонта многострадальных ярославских дорог и дворов

НЕ В КОНЯ КОРМ ИЛИ ЧТО МЕШАЕТ ПЛОХОМУ ТАНЦОРУ?

Уважаемый нами Виктор Степанович Черномырдин, цитаты которого мы так любим вспоминать в наших статьях, говорил: какую бы партию мы не строили, всё равно получается КПСС. Увы, данный принцип актуален не только в современной российской политике, но и во многих других сферах. Например, в дорожном хозяйстве и благоустройстве. Несмотря на все потуги, здесь тоже ничего не выходит. И всегда что-то мешает. Как тому плохому танцору. К великому сожалению, нынешний сезон тоже не радует ярославцев. Хотя ещё весной казалось, что безопасным и качественным дорогам вкупе с комфортной городской средой дан «зелёный свет», а все проблемы устранены. Жаловались на нехватку денег? Дорожный фонд приблизился к 10 миллиардам – рекордной сумме за 10 лет. Пеняли на плохую погоду? Лето выдалось изумительно тёплым и сухим. Сетовали на длительные согласования? Большинство проектов были готовы ещё прошлой осенью. 

изображение_2021-09-08_203258.png

И даже конкурсы по «пресловутому» 44-ФЗ в массе своей провели заранее. Но сентябрь всё равно встретили с раскуроченными дворами и раскисшими дорогами. Дисциплины не добавил даже высокий статус национальных проектов (сам по себе заставляющий работать если не за совесть, то хотя бы за страх). Так что же теперь мешает танцорам? Или дело в самих танцорах? А может, танцы неправильные? Или танцплощадка кривая? Пока вопросов на тему «второй российской беды» в отдельно взятой Ярославской области куда больше, чем ответов. Но ясно одно: дорожно-дворовый сезон-2021 как Штирлиц - на грани провала.

 

И кончился месяц под номером восемь

     Дороги (5).jpg     Начнём с дорожной темы. Масштабы работ нынешнего сезона мы уже не раз показывали в наших предыдущих статьях, так что не будем повторяться. Напомним лишь, что основные ремонты продолжают выполнять в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), финансирование которого для Ярославской области составляет более 5,6 миллиарда рублей. Первоначально на эти средства планировали отремонтировать 13 магистралей регионального значения и 19 муниципальных объектов улично-дорожной сети (16 – в Ярославле, 2 – в Ярославском районе и 1 – в Тутаеве).

         Позднее были выделены дополнительные средства, за счёт чего перечень объектов оказался расширен. После направления в июле федерального транша в размере 300 миллионов рублей «областная» часть списка пополнилась участками дорог «Нагорье – Берендеево» и «Нерехта – Рождествено – Бурмакино». Последняя ни один год побуждала ярославцев к реализации творческого потенциала в виде различных инсталляций (например, установке портретов региональных руководителей в самые глубокие ямы), но гораздо чаще становилась поводом к употреблению ненормативной лексики. Наконец, самый проблемный участок решили-таки привести в порядок.

         В свою очередь, в Ярославле построили два дополнительных участка улиц Дядьковской и Чернопрудной, а также взялись за обустройство последнего отрезка улицы Строителей. Два первых объекта расположены у новой школы, торжественно открытой 1 сентября в микрорайоне «Сокол», и строящегося детского сада. Поэтому их необходимость не вызывает никаких сомнений. Третий объект позволит завершить формирование полноценной улицы (до последнего времени фактически представляющей цепочку разбитых внутридворовых проездов) и разгрузить основную брагинскую магистраль – Ленинградский проспект – на участке до улицы Панина.

        Дорога Тутаев - Шопша (2).jpg Как же выглядел дорожный фронт к началу осенней распутицы? По состоянию на 3 сентября асфальт на областных дорогах был уложен на 63% от запланированного объёма. Из 13 первоначальных объектов ввели только 5, в том числе достаточно крупные «Данилов – Пошехонье», «Углич – Новый Некоуз – Брейтово» и «Владимир – Переславль» (не считая ремонта 5 мостов). На остальных работы продолжались, хотя и находились в разной степени готовности. Наибольшие опасения сейчас вызывает самый крупный и самый дорогой (3 участка общей протяжённостью 34,5 километра и стоимостью 732 миллиона рублей) проект нынешнего сезона – автомобильная дорога «Тутаев – Шопша», соединяющая три муниципальных района и частично дублирующая федеральную магистраль М-8 (в обход Ярославля).

         Торги на право ремонтировать трассу шли очень долго, и ещё по весне вроде бы закончились победой ООО «УМПРЭО» Юрия Пучкова из Углича. Однако результаты конкурса были оспорены и переиграны. В итоге подряд достался компании АО «Автодорстрой» из подмосковного города Пушкино. Причины произошедшего в кулуарах объясняют тем, что Юрий Алексеевич находится не в чести (вспоминая, в частности, недавнее уголовное дело). Хотя его фирма очень неплохо зарекомендовавшая себя на рынке. В том числе при выполнении работ в рамках «БКАД» в Ярославле и Гаврилов-Ямском районе. А у самого Пучкова в экспертном сообществе сложилась репутация профессионального и порядочного бизнесмена. Но факт остаётся фактом. Госконтракта в итоге он не получил. 

         К тому же, из-за долгих бюрократических процедур подмосковный подрядчик вышел на объект только в середине лета. И до августа работал силами, явно недостаточными для такого объёма (25 рабочих и полтора десятка единиц техники). В результате к началу осени опасения за срыв сроков стали звучать уже от государственного заказчика работ. А подрядчику была официально поставлена задача: ускорить темпы и привлечь дополнительные силы. Частично это было сделано, однако нехватка активов ощущается и сегодня. Официально ремонт планируют закончить 29 октября. Однако пока в этом есть большие сомнения. Скорее всего, всё уйдёт в ноябрь. И это – несмотря на требование завершать все работы в рамках БКАД до 01.11.21. Увы, снова не сложилось. Как там в бардовской песне у Дольского: " И тучи повисли косыми сетями, и кончился месяц под номером восемь".

        

Куда ни кинь – всюду клин!

          В Ярославле положение несколько лучше. По информации мэрии областного центра и сайта национального проекта «БКАД», из 16 первоначальных объектов сданы 8: улицы Осташинская, Промышленная, Корабельная, Малая Пролетарская, Мельничная, Тормозное шоссе, проезды 2-й Брагинский и Шавырина. Все перечисленные объекты расположены в Дзержинском и Фрунзенском районах. Также в конце августа был завершён долгожданный ремонт 1,4-километрового участка проспекта Машиностроителей, начавшийся ещё в прошлом году.

         Улицы 8 марта, Розы Люксембург, Стопани, Красноборская, Борки, проспект Авиаторов и Волжская набережная ещё ждут своего часа. Притом, кое-где работы идут явно не в графике (например, на 8 марта). Конечно, сроки контрактов ещё не закончены. Поэтому никаких нарушений нет. Однако надежды на то, что осень с её дождями и первыми заморозками позволит сделать работы с полным соблюдением технологии, тают, словно дым от горящих листьев. Ибо большие претензии к качеству работ поступают уже давно.

         Проспект Машиностроителей (2).jpegИз объектов «БКАД» больше всего нареканий было по проспекту Машиностроителей. Притом, если сначала они касались скорее организационных вопросов (низкая культура производства работ и значительное отставание от графика), то ближе к сдаче перешли уже в техническую плоскость. Главным образом, жалобы касались «традиционной» укладки асфальта в дождь и «фирменных» ярославских потопов. Последнее обстоятельство было отмечено всеми местными СМИ и послужило толчком к обустройству дополнительного дождеприёмного колодца. Сделать это не дожидаясь дождей, видимо, было не судьба!

     Тутаев. Моторостроителей (1).jpg    Проблемы с местными дорогами возникли не только в Ярославле. В нынешнем сезоне серьёзно подкачал Тутаев. Улицу Моторостроителей здесь должны были сдать ещё 7 августа, аккурат на День города. Однако работы не были закончены даже месяц спустя. Возникли проблемы с укладкой плитки. Дело в том, что по проекту ей решили замостить непосредственно участок проезжей части! Мягко говоря, неординарное решение. С учётом интенсивности движения на одной из главных городских магистралей, а также погодных условий и особенностей содержания улично-дорожной сети, подобное покрытие вряд ли переживёт эту осень, не говоря уже про зиму.

         Источники, близкие к муниципальному заказчику, говорят, что плитку везут с завода в одном из соседних регионов. И связывают данное предприятие с одним из высокопоставленных чиновников областной администрации. Не берёмся оценивать это предположение. Но факт снова остаётся фактом: работы затянули уже на целый месяц.

         Ярославль. Комсомольская (2).jpegВпрочем, проблемы с качеством и сроками возникли не только по объектам «БКАД», но и за его рамками. В областном центре «притчей воязыцех» стала улица Комсомольская. Мало того, что ремонт затеяли аккурат с началом транспортной реформы, так ещё и не успели уложиться в обещанный мэрией срок до 1 сентября. При этом, на проезжей части была зафиксирована укладка асфальта в грязь, да ещё и по сырому основанию. А на тротуарах для пешеходов устроили настоящую полосу препятствий из размокшего песка и битых камней. В свою очередь, тротуар на Которосльной набережной у музея-заповедника (ещё один объект за рамками «БКАД») «пошёл волнами» через считанные дни после завершения ремонта. Так что передвигаться по нему не слишком комфортно уже сейчас. В общем, хотели, как лучше – получилось, как всегда.

         Тутаев. Улица Строителей (2).jpgВ Тутаеве существенно затянули сроки ремонта улицы Строителей, которая проходит через промышленную зону города. Её ремонт профинансирован за счёт средств федерального Фонда развития моногородов (на сумму более 71 миллиона рублей) и был призван обеспечить нормальное транспортное сообщение новых предприятий. Однако производственникам придётся подождать. Проект реконструкции зачем-то начали корректировать в процессе работ, и добавили в него новые элементы. Что не могло не сказаться на графике. В итоге в начале сентября на дороге даже не начали укладывать асфальт. А погода, меж тем, начала стремительно портиться. Так что и здесь «не срослось». Несмотря на бодрые постановочные фото главы Тутаевского района Дмитрия Юнусова и победу района в очередном этапе «Рейтинга-76».

 

Дворовая проза

         Ничуть не проще ситуация с благоустройством. 20 августа на заседании Межведомственной комиссии под председательством губернатора области Дмитрия Миронова подвели предварительные итоги реализации проекта «Решаем вместе!». Которые оказались настолько неутешительными, что вызвали раздражение даже у самого первого лица региона. И было с чего! В целом, на выполнение мероприятий проекта в нынешнем году была выделена рекордная сумма – более 1 миллиарда рублей. Средства распределили на 549 проектов благоустройства, в том числе 108 дворов и 47 общественных территорий.

         Ко дню заседания комиссии работы завершили только на 326 объектах, что составляет всего 59% от их общего количества. Притом, 100% исполнения не было ни в одном муниципальном образовании. Среди лидеров оказались Некрасовский, Большесельский, Рыбинский и Ярославский районы. Но там процент исполнения программы составил только 74-76%. В аутсайдеры попали Переславль-Залесский (31%), Мышкинский (29%) и Любимский (18%) районы. В областном центре исполнение было на уровне 63%. Между тем, крайний срок окончания всех мероприятий – 1 октября. Но уже сегодня ясно, что закончить все работы к этому сроку точно не получится.

Реализация проекта Решаем вместе (2).jpg

         Дело в том, что к концу августа по 41 объекту даже не заключили договоры с подрядчиками. Патовая ситуация сложилась в Ярославле, где в середине лета был расторгнут контракт с подрядной организацией «ГК Маист», выигравшей тендер на благоустройство Парка Победы на Липовой горе и 18 дворовых территорий из 25. Работы начали ещё весной, но за три месяца подрядчик лишь демонтировал бордюры, срезал старый асфальт да спилил деревья. И то далеко не везде. После чего дворы фактически оказались брошены на произвол судьбы, а ожидавшие хорошего ремонта жители были вынуждены пробираться домой по грязи через кучи строительного мусора.

         Факты отставания от графика и несоблюдения технологии производства работ были зафиксированы вполне официально, о чем открыто говорили руководители ДГХ мэрии Ярославля. В адрес «ГК Маист» неоднократно направлялись соответствующие предписания, однако ситуация не изменилась. В итоге дожив до июля, городская администрация, наконец, решила расторгнуть договор с проштрафившейся организацией. Правда, сделала это по соглашению сторон. Что не только избавляло подрядчика от попадания в список недобросовестных исполнителей и позволяло участвовать в дальнейших торгах, но и предусматривало выплату в размере 6,5 миллиона рублей за фактически выполненные работы.

         Решение вызвало весьма неоднозначную реакцию среди общественности. Ряд депутатов даже направили запросы в прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет наличия возможного сговора между чиновниками и подрядной организацией. Однако прошло два месяца, и всё затихло. То ли ничего не было, то ли всё спустили на тормозах. А город оказался на грани срыва работ по национальному проекту «Жильё и городская среда». Новых подрядчиков определили только в первой декаде августа. И теперь крайний срок окончания работ – 1 ноября. Конечно, нельзя исключать, что новые работники могут справиться с поставленной задачей раньше. Но верится в это с трудом.

       Ярославль. двор на Урицкого (3).jpg  Что подтверждают конкретные примеры. Так, в одном из брагинских дворов на улице Урицкого работы возобновили только в начале сентября (фактически, через месяц после новых торгов). А в другом, на Архангельском проезде, тишина была даже в начале текущей недели. Но печальнее всего оказалась судьба Парка Победы, также брошенного «ГК Маист». В августе для его благоустройства определили нового подрядчика. Но и тут не сложилось: организация уклонилась от подписания контракта. В итоге 2 сентября был определён третий исполнитель. А сроки окончания работ сдвинулись на 1 декабря! Конечно, если не произойдёт очередных «фортелей».

         Очень туманной остаётся и судьба проекта «Озёрная гривка», который предусматривает установку многофункционального спортивного комплекса с благоустройством прилегающей территории в пойме реки Урочь в границах улиц Красноборская, Сахарова и проспекта Машиностроителей. Напомним, что он стал победителем народного голосования ещё летом прошлого года. Однако экспертиза необходимой документации завершилась лишь 19 августа, а аукцион назначили и вовсе на 9 сентября. Соответственно, сами работы нужно будет выполнить, как и в Парке Победы, до первого дня зимы. Хотя каким образом это возможно без ущерба для качества – откровенно непонятно!

         Углич. Работы на Успенской площади (1).jpgСамо собой, проблемы есть не только в Ярославле. Да ещё похлеще. В частности, это касается двух грантовых проектов Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации в рамках формирования комфортной городской среды – в Угличе и Тутаеве. О получении первого гранта стало известно ещё в феврале прошлого года. Проект носит более чем оригинальное название «Портрет Дориана Грея: активация городских связей центральной части города». И подразумевает формирование пешеходного маршрута по набережной вдоль Каменного ручья через Парк Победы до автостанции, городского рынка и Алексеевского монастыря. Также было запланировано благоустройство центральной Успенской площади с изменением схемы автомобильного движения и созданием велодорожек.

         К реализации, судя по аншлагу, должны были приступить ещё в минувшем декабре. А закончить 30 августа. Однако в последние выходные лета никаким завершением даже не пахло. Центр города был перекопан. И, что самое удивительное, аврала не наблюдалось. Теперь работы намерены закончить до конца года. Судя по всему, не раньше ноября завершится и второй проект – «Восхождение к адмиралу Ушакову» в левобережной части Тутаева. Он подразумевает установку памятника прославленному флотоводцу, благоустройство центральной части улицы его имени вкупе с площадью Ленина, реконструкцию лестничного спуска и уличного освещения, устройство пешеходных дорожек и строительство ливневой канализации с локальными очистными сооружениями. Работы тоже весьма масштабные, но начали их только в конце июля. В результате чего к осени пасторальный пейзаж тутаевского левобережья скорее напоминал декорации к фильмам о войне. Так что очень хочется верить, что «Восхожение» не обернётся падением качества работ и самооценки местных властей.

         Одним словом, ситуация не слишком радостная. А выполнение национальных проектов находится под угрозой срыва. Притом, вполне реальной. И это – в первый год нового избирательного цикла и голосования за депутатов Государственной Думы. Раньше подобные вещи назвали бы как минимум халатностью, а как максимум – вредительством. Притом, ни деньги, ни погоду в качестве оправданий провалов использовать уже не получится. Похоже, что главная причина – всё-таки в людях, заказчиках и исполнителях. Притом, не столько на уровне области (здесь, надо отдать должное, последнее время всё относительно неплохо, если не считать отдельных исключений), сколько на местах. Отдельные муниципалы уже не первый год откровенно срывают решение задач, поставленных на самом верху. Что не может не вызывать критики. И вряд ли надолго останется без соответствующей реакции. В конце концов, как говорил известный политический деятель, незаменимых у нас нет.

  

ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?