Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

12.07.2017
Ярославль
726
ОПЕРАЦИЯ «КОНСОЛИДАЦИЯ»
Или подводные камни ярославского водоканального хозяйства

Сегодня муниципалитет г. Ярославля торжественно передал региону свой водоканал. Жители областного центра (они же депутаты муниципалитета) отдали бесплатно имущество города Правительству области. На всякий случай напоминаем, что Правительство области сейчас почти полностью состоит из москвичей, которые толком и не живут в Ярославле. "Против" было всего 4 человека, остальные - "за". Это выглядит как минимум странно. Это почти также как если бы частный собственник подарил малознакомому человеку свою квартиру, за это не взял с него денег (это же дар), юридически это все оформил и надеется, что от этой замечательной сделки он в будущем будет получать какую-то прибыль, которая в договоре никак не оговорена. Наивно? Странно? Удивительно? То ли еще будет... 
ОПЕРАЦИЯ «КОНСОЛИДАЦИЯ»

12 июля депутаты муниципалитета Ярославля приняли поистине историческое решение. Они передали региону один из самых лакомых муниципальных активов – городской водоканал. Не просто, не быстро и не единогласно. Но всё-таки. Ранее то же самое сделали рыбинские парламентарии. Тем самым, фактически поставлена логическая точка в консолидации активов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) Ярославской области. Этот процесс был начат новой администрацией региона всего полгода назад, с принятия закона № 104-з «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения». Он вступил в силу 29 декабря прошлого года. Вторая часть марлезонского балета подразумевала централизацию всего водохозяйственного комплекса. А в качестве финального аккорда планировалось реализовать проект государственно-частного партнёрства (детали которого пока что неизвестны широкой общественности) и привлечь инвестора (он тоже неизвестен, хотя в СМИ периодически звучит фамилия олигарха Виктора Вексельберга). Спору нет, хозяйство проблемное. Без серьёзных вложений поднять его «со дна» вряд ли получится. С другой стороны, дело это не только хлопотное, но и прибыльное. Сверхприбыльное. Это понял бы даже знаменитый водопроводчик Марио из известной компьютерной игры, если бы он не был вымышленным персонажем. И наверняка перестал бы носиться по своему виртуальному миру, раскидывая черепах, а быстренько оформил концессию, сдавал свои трубы в аренду и жил припеваючи. Что уж говорить о реальной жизни! Ясно, что любой инвестор рано или поздно захочет отбить вложенные средства и окупить свои затраты. В этой связи очень важно, кто встанет у руля и какими окажутся его аппетиты. А самое главное – как вся эта затея скажется на жителях региона (о которых на словах так печется власть). Пока что все эти вопросы остаются без чёткого и понятного ответа. И заставляют смотреть в будущее с очень тревожным ожиданием.

Мечты о «коммунальном рае»

Ярославльводоканал-1.jpg Рыбинский водоканал.jpg

Проект консолидации воистину глобальный. Он дал фору даже масштабной программе дорожного ремонта до 2025 года. И оставил далеко позади идеи заполонить центр Ярославля одинаковыми ларьками и перекрасить городские маршрутки в красный цвет. Прежде всего, власти хотят объединить все объекты водопроводно-канализационного хозяйства на базе двух водоканалов – ОАО «Ярославльводоканал» и МУП ГО Рыбинск «Водоканал». 

«Торжественная смычка» предлагается по географическому принципу и условно делится на «южное» и «северное» направление (их ещё называют «кустами»). К первому (замыкается на областной центр) относится 8 муниципальных образований. Ко второму (ориентировано на Рыбинск) – 9. Скорее всего, впоследствии регион вообще перейдёт к единой структуре. Но пока так. В таблице ниже мы представили основные характеристики водохозяйственного комплекса с разбивкой по районам. Так сказать, для оценки масштаба замыслов.

Отдельные показатели деятельности водоканалов в муниципальных образованиях области

Водоканалы в муниципальных образованиях Ярославской области

Выручка, тыс. руб.

Численность работников, чел.

Протяженность сетей водоснабжения общая, км.

Протяженность сетей водоснабжения, требующих замены, км.

Протяженность сетей водоотведения общая, км.

Протяженность сетей водоотведения, требующих замены, км.

Ярославль

1711 332

1164

1098,1

412,8

920,7

719,4

Рыбинск

620 913

679

388,7

150,3

339,5

129,0

Переславль-Залесский

81 106

221

158,9

89,0

118,1

22,0

Большесельский МР

12 895

38

53,0

14,0

28,5

0,2

Борисоглебский МР

13 640

35

96,7

7,5

21,3

5,9

Брейтовский МР

16 290

45

42,1

38,0

10,2

9,5

Гаврилов-Ямский МР

44 897

111

87,9

41,4

27,4

11,9

Даниловский МР

24 854

63

146,1

28,6

80,7

3,9

Любимский МР

9 282

27

97,2

51,9

19,6

2,3

Мышкинский МР

26 481

61

65,4

48,6

16,7

16,0

Некоузский МР

29 246

72

82,9

22,6

48,6

21,3

Некрасовский МР

28 255

77

159,9

39,4

85,4

6,6

Первомайский МР

8 214

23

63,1

4,0

14,0

-

Переславский МР

26 798

69

114,3

50,9

83,4

34,4

Пошехонский МР

15 170

45

97,8

53,6

32,0

16,8

Ростовский МР

198 204

534

428,5

16,0

196,4

10,4

Рыбинский МР

81 317

210

139,5

26,2

102,3

14,1

Угличский МР

88 932

163

131,6

78,1

86,4

41,5

Ярославский МР

38 058

66

194,4

3,9

163,0

1,6

Сегодня в этом непростом хозяйстве (ко многим объектам которого с полным основанием можно применить нелицеприятный эпитет «Авгиевы конюшни») полным-полно проблем:

- колоссальный износ сетей. В отдельных муниципальных образованиях он составляет 70, 80 и даже 90%;

- плохая очистка сточных вод на очистных сооружениях в связи с применением устаревших технологий;

- недостаточная пропускная способность сетей (особенно для развития новых территорий в крупных городах);

- несоответствие качества питьевой воды санитарным требованиям;

- несанкционированные сбросы хозяйственно-бытовых стоков на рельеф (особенно в сельской местности).

И это не говоря о том, что оборудование многих коммунальных организаций работает на износ и едва выдерживает проектную мощность, а то и вовсе и превышает её. По замыслу авторов реформы, объединение водоканалов позволит обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли. И, очевидно, справиться со всеми проблемами. Для этого необходимо привлечь без малого 54 миллиарда: 21 394 миллиона по северному направлению и 32 415 миллионов – по южному. В общем, сущие пустяки. Подумаешь, годовой бюджет области. Ведь на эти деньги получится создать 573 станции комплексной очистки на подземных водозаборах, построить 55 очистных сооружений канализации (да ещё с использованием энергоэффективных технологий), модернизировать 37 поверхностных водозаборов и очистных сооружений водопровода и реконструировать 2397 километров сетей централизованных систем водоснабжения и водоотведения. А сама идея консолидации ВКХ (опять-таки, по задумке её авторов) позволит сократить управленческие расходы, повысить уровень оперативно-диспетчерского реагирования, оптимизировать ремонтные и сервисные затраты, увеличить налоговые поступления в бюджеты, повысить экологическую безопасность и, конечно же, качество коммунальных услуг для населения! Плюс - даст возможность участвовать в областных и федеральных программах в целях модернизации имущества Просто песня, не правда ли? Познакомившись с такими планами, у людей не должно остаться сомнений, что в самом ближайшем будущем они станут жить прямо-таки в коммунальном раю! Но рай на земле, как известно, встречается нечасто. И уж точно не в наших широтах. Так что поверить во всю эту красоту сложно. И вот почему.

Не фонтан!

фонтан.jpg

Реформаторы из Правительства области пишут, что консолидация позволит выровнять положение мелких и средних водоканалов, а также условия финансирования на местах. После подобных заявлений может сложиться впечатление, что дела в районных ВКХ из рук вон плохо. Но так ли это? Увы, чиновники не представили достаточных данных о финансово-экономическом положении коммунальных структур, отвечающих за водоснабжение и водоотведение на местах (ограничившись лишь показателями выручки). Однако по имеющимся данным, как минимум половина водоканалов работают с прибылью. Притом, вне зависимости от количества жителей в том или ином муниципальном образовании: и в большом Рыбинске, и в маленьком Гаврилов-Яме. Так зачем же, условно говоря, спасать то, что итак нормально работает? На этот вопрос региональные власти ответа не дают.

При этом, аргументы власть предержащих насчёт положительного опыта объединения предприятий кажутся не вполне состоятельными. Так, в качестве одного из примеров приводится «Ярославское АТП». В информации Правительства указано, что по итогам объединения за трёхлетний период, оно из убыточного превратилось в прибыльное. Прежде всего, непонятно, о каких трёх годах идёт речь? «Ярославское АТП» в нынешнем виде работает лишь с 1 января 2016 года (когда в качестве филиалов к нему присоединили 6 доселе самостоятельных АТП в Рыбинске, Гаврилов-Яме, Ростове, Переславле, Пошехонье и Шестихине). Поскольку ранее указанные предприятия работали «каждое за себя», сравнивать показатели их финансово-хозяйственной деятельности не вполне корректно. Тем не менее, если взять сводный результат всех АТП за 2015 год, то они сработали с чистой прибылью 3,6 миллиона рублей. В то время, как чистая прибыль «объединённого» АТП за 2016 год составила только 2,3 миллиона. Выходит, поодиночке было лучше? А слияние оказалось не таким уж эффективным? Если так, то приводя подобные примеры, представители Правительства или что-то недоговаривают, или попросту лукавят. Наконец, в случае с «Ярославским АПТ» или тем же дорожным гигантом «Ярдормост» дело касалось государственных предприятий одной и той же формы собственности. Они итак принадлежали области, поэтому консолидировать их было гораздо проще. В истории с водоканалами речь идёт о совершенно разных муниципальных предприятиях. Так что сравнение некорректно.

Ещё один момент: передача водоканалов под крыло области проходит на безвозмездной основе. То есть даром, как говорила сова из мультика про Винни-Пуха. По вполне понятным причинам это вызывает ропот на местах. Во-первых, как было сказано выше, многие водоканалы являются прибыльными. Во-вторых, их имущественный комплекс вообще-то стоит денег. И немалых. На заседании комиссии по развитию ВКХ, которое прошло в областной Думе в минувший вторник, прозвучала информация о примерной стоимости всех активов. Их оценивают в 17-20 миллиардов. Передача этого хозяйства «за просто так» выглядит очень щедрым подарком и воспринимается многими как расточительство. Особенно с учётом того, что доля муниципального имущества итак стремительно сокращается год от года.

Всё вышеперечисленное относится к самим предприятиям. А что жители? Выиграют ли они от реформы? В этом вопросе всё тоже совсем не однозначно. В региональное ведение переходят только населённые пункты с населением более 250 человек (изначально планку ограничивали 200 жителями). Остальные реформаторы намерены оставить муниципалам. Дескать, разбирайтесь с ними как хотите. Между тем, речь идёт о десятках сёл и деревень. Опять же, по первоначальному варианту зампред Правительства Виталий Ткаченко говорил о 370 населённых пунктах. Сейчас, очевидно, их будет существенно больше. При этом, прежние меры поддержки местных властей наверняка станут неактуальными. А у самих муниципалов вряд ли найдётся достаточно денег, чтобы поддерживать водопроводное хозяйство на плаву. Не говоря уже о каких-то инвестициях. Получается, что власть интересуют только «сливки». А «пену» пускай по-прежнему расхлёбывают на местах. При этом, тысяч жителей реформа фактически не коснётся. Не хорошо, однако.

Наконец, самое главное. За чей счёт банкет? В теории, модернизировать водохозяйственный комплекс можно двумя способами: либо за счёт бюджета, либо с привлечением частного капитала. Если бы выбор был сделан на первом варианте, кашу можно было в принципе не заваривать. Создайте новую областную программу (или доработайте существующую), «выбейте» денег наверху (не зря же СМИ говорят, что врио Губернатора вхож во многие высокие кабинеты) и развивайте на здоровье хоть водопровод, хоть канализацию! Тем более, что на некоторых водоканалах действуют собственные инвестпрограммы (например, в Рыбинске). Но реформаторы выбрали второй путь. Ясно, что вкладывая деньги в инфраструктуру, инвестор захочет их отбить (даже если программа будет интересовать его сама по себе – например, для упрощения процедуры техприсоединения к сетям при строительстве жилых домов). Самый простой и быстрый способ добиться этого – повысить тариф для потребителя. О чём сегодня говорится фактически воткрытую. Например, для жителей Ярославля и Рыбинска стоимость воды на первом этапе может повыситься на 4-5 рублей за «куб». Для справки. С 1 июля тариф на питьевую воду в областном центре составляет 23 рубля 57 копеек, во втором по величине городе области – 24 рубля 28 копеек. Конечно, это на порядок меньше, чем, скажем, в Мышкине или Брейтове (там стоимость одного кубометра достигла 59,17 рубля и 81,59 рубля соответственно). Но не будем забывать, что в двух крупнейших городах проживает 800 тысяч человек, а в Мышкинском и Брейтовском районах в общей сложности чуть более 16 тысяч. Понятно, за счёт кого будет основная прибыль.

Разумеется, это не означает, что нужно бросить глубинку на произвол судьбы и оставить им «задранные» расценки. Но разве не проще и дешевле было бы один раз вложиться в инфраструктуру этих отдалённых муниципальных образований, чем затевать столь масштабную реформу, в очередной раз перекладывая расходы на большинство жителей области? Вопрос риторический. При этом мы коснулись только «физически лиц». А ведь к потребителям относятся ещё и многочисленные предприятия и организации. Есть подозрение, что для них стоимость может повыситься гораздо существеннее. Но об этом сегодня ничего не говорят.

Одним словом, тёмный лес. Такое ощущение, что «ввязавшись в бой», чиновники до сих пор не до конца поняли – как её проводить и что получить «на выходе». Полноценное экономическое обоснование, техническая сторона, пошаговый график проведения мероприятий, последствия для потребителей – по каждому пункту остаётся множество вопросов. И ни по одному нет ясности. Муниципалам и вовсе отвели роль покорных исполнителей, больше напоминающих солдат. Стоит ли удивляться, что на местах реформу водопроводно-канализационного хозяйства про себя называют московской авантюрой с коммерческим подтекстом. Не возьмёмся оценивать подобные суждения. Но обычно столь масштабные эксперименты редко заканчиваются чем-то хорошим. Станет ли нынешняя реформа исключением, а коммунальный рай - реальностью? Поживём – увидим!

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Каких действий Вы ждете от вновь избранной региональной власти?