Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

25.08.2021
Ярославль
1486
ОПЕРАЦИЯ «АГЛОМЕРАЦИЯ»

Или 401-й относительно честный способ улучшить жизнь в регионах

ОПЕРАЦИЯ «АГЛОМЕРАЦИЯ»

«В единстве – наша сила», – гласил когда-то популярный лозунг времён КПСС. С тех пор утекло много воды. И бывшие партийные функционеры и комсомольские вожаки теперь предлагают новые трактовки этой незамысловатой максимы. Одна из которых – создание городских и межрегиональных агломераций. Это модное ныне слово достаточно давно вошло в лексикон россиян и означает компактное скопление населённых пунктов, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Инициативы объединения крупных российских городов в агломерации звучали не раз. Но либо оставались на уровне теории. Либо носили локальный характер, и исходили от самих регионов, вынужденных выживать в вечно непростых экономических условиях нашей страны. Новое развитие идея получила после выступления заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина на ПМЭФ-2021. И, похоже, на этот раз у неё есть все шансы вырасти в полноценный проект на уровне федерации. Разумеется, с соответствующим финансированием. Интересно, что в перечне агломераций фигурирует и Ярославская область. Притом, в нашем случае имеется даже несколько сценариев развития территории. В целом, у «детища» вице-премьера уже есть и сторонники, и критики. Одни считают начинание властей «пшиком», другие видят в нём панацею от всех «болезней» депрессивных субъектов. Нам представляется, что истина где-то посередине. При грамотном подходе задумка может сработать. Но для этого придётся очень серьёзно потрудиться.

 

Курс на укрупнение       

Хуснуллин (1).jpg

  Те или иные разговоры о новом витке развития агломераций зазвучали ещё несколько месяцев назад (в частности, в ходе круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски», организованного под эгидой Высшей школы экономики). Однако более-менее предметно концепция Правительства на сей счёт была озвучена устами вице-премьера Марата Хуснуллина на Петербургском международном экономическом форуме в июне этого года. Проект предполагает создание 41 агломерации на территории всех федеральных округов. 4 из них сегодня фактически уже развиваются. Это Московская (Москва плюс Подмосковье), Санкт-Петербургская (Северная столица и Ленинградская область, в перспективе также возможно объединение с Новгородской областью), Краснодарская (Краснодар и часть Республики Адыгея) и Казанская (Казань с пригородами и соседние города Республики Марий-Эл).     

photo.jpg

     По данным ИА «URA.RU», предварительный список остальных 37 выглядит следующим образом. На Дальнем Востоке планируется создать Владивостокскую и Хабаровскую агломерации. В сибирском регионе – урбанистические объединения с центрами в Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Кемерово, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске и Улан-Уде. На Урале «столицами» агломераций станут Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. В границах Приволжского федерального округа могут выделить Нижегородскую, Чебоксарскую, Пензенскую, Ульяновскую, Саратовскую, Самаро-Тольяттинскую, Уфимскую, Оренбургскую, Удмуртскую, Кировскую и Пермскую агломерации. На юге и КавказеРостовскую, Волгоградскую, Сочинскую, Астраханскую, Ставропольскую, Кавминводскую (район курортов Кавказских минеральных вод) и Махачкалинскую. На северо-западе – Калининградскую. Наконец, в Центральной России предусмотрено создание Воронежской, Липецкой, Тульско-Новомосковской и Ярославской агломераций.

          Показательно, что наш регион выделяют в качестве организационного «ядра» Верхневолжья. Впрочем, выбор объективно является вполне логичным. Ибо в его пользу свидетельствует сразу несколько факторов: демографический (Ярославль является третьим региональным центром среди регионов ЦФО по количеству населения), транспортно-логистический (близкое расположение к Москве, крупный узел железных и автомобильных дорог), экономический (многоотраслевое производство, активное жилищное строительство), социальный (развития социальная инфраструктура, университетские и научные центры) и другие. При этом, по имеющейся информации, существует несколько возможных вариантов развития нашей агломерации: ярославско-тутаевская, ярославско-тутаевско-рыбинская и ярославско-костромская. Соответственно, последняя является уже межрегиональной, так как предусматривает установление связей между самостоятельными субъектами страны (по примеру четырёх вышеупомянутых).

          Предполагается, что полный перечень агломераций будет отражён в поправках к федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сейчас их разрабатывают в Министерстве финансов. Главный посыл авторов концепции – способствование решению проблемы отсталости субъектов страны. В ходе ПМЭФ-2021 Марат Хуснуллин отметил, что в каждом из регионов появится «15-30 опорных пунктов, в которых качество жизни будет выше». Фактически это будут «хорошо благоустроенные малые города и села», в которых есть вся необходимая социальная и коммунальная инфраструктура, и до которых легко добраться на общественном транспорте.

          Соответственно, приоритет в развитии (прежде всего, финансовый) также будет отдаваться агломерациям. По словам того же Хуснуллина, «надо поддерживать существующие населенные пункты, а все дополнительные ресурсы направлять на развитие агломераций и опорных пунктов». Чиновник спрогнозировал, что к 2030 году в Якушев.jpgагломерациях будут жить 60 миллионов человек (то есть почти половина населения России). При этом, в 15 из них темпы роста экономики ожидаются выше среднероссийских. А регионов-доноров станет в 1,5 раза больше. Впрочем, Центр тоже не окажется в убытке. Полномочный представитель Президента в УрФО и бывший министр строительства РФ Владимир Якушев на том же питерском форуме пояснял, что агломерации, вложив деньги в крупные инфраструктурные проекты, начнут генерировать гораздо больше федеральных налогов. Тем самым, будет пополняться российская казна.      

     Помимо Марата Хуснуллина, который является главным идеологом и куратором проекта развития агломераций, и Владимира Якушева, которые считаются креатурами московского мэра Сергея Собянина, идею активно поддерживает сам столичный градоначальник, а также министр экономического развития РФ и бывший губернатор Пермского края Максим Решетников. 

Собянин.jpg

Решентников.jpg

Таким образом, проект имеет мощное лобби. В случае его реализации в задуманном варианте, Правительством будет взят курс на своеобразное «укрупнение» регионов и повышение концентрации ресурсов в «точках притяжения» в виде центров агломераций (которые, в свою очередь, также будут разрастаться). 

113775_original.png

         При этом, нужно понимать, что такое объединение и «укрупнение» будет социально-экономическим, а не административным. Условно говоря, Ярославскую область не объединят в один субъект с Костромской. То же самое касается и других регионов. Во всяком случае, никаких официальных документов на этот счёт сегодня не имеется. Создание агломераций, прежде всего, должно стимулировать регионы и муниципалитеты к заключению соглашений о сотрудничестве и совместном развитии инфраструктуры. Но при этом, оставаться самостоятельными. Хотя тот же Марат Хуснуллин уже рассуждал о том, что 85 субъектов для России является избыточным. И даже приводил примеры целесообразности объединения Еврейской АО с Хабаровским краем, а также Курганской и Тюменской областей. Однако позиционировал это как частное мнение. 

          Что касается идеи создания агломераций как таковой, то в современной России она не нова. За последние годы об этом, в частности, говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко (в 2016 году) и глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов и действующий Председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин (в 2017 и 2020 годах). В настоящее время ряд экспертов выделяют на территории страны 17 урбанизированных ареалов с общей численностью населения, превышающей миллион человек каждый, и 25 «полумиллионных» агломераций (от 500 тысяч до 1 миллиона жителей). А ряд губернаторов (в Нижнем Новгороде, Самаре, Тюмени и других) уже сейчас активно развивают подведомственные им территории в «агломерационном ключе», поскольку связи областных центров с соседними городами и посёлками давно исторически сложились (Нижний Новгород – Бор, Самара – Тольятти и т.д.). Так что данный процесс – во многом, объективный. Главный вопрос: как с помощью государства придать ему максимальную эффективность. Поскольку в существующей концепции Правительства есть как плюсы, так и очевидные минусы.

 

Ускорение, перестройка, мобильность

          Что можно отнести к первым? Самое очевидное и главное преимущество – щедрые субсидии из федерального бюджета. Не зря же Марат Шакирзянович так подробно говорил про «опорные пункты» и направление дополнительных средств на их нужды. Очевидно, что подход к развитию через национальные проекты и выделение средств под ведущие агломерации отныне будет приоритетным для всей страны. Второй плюс плавно вытекает из первого и подразумевает создание комплексной социальной, коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Притом, акцент стоит сделать, прежде всего, на последнем элементе.

Основа жизнеспособности любой агломерации – прочные связи между её «ядром» и «периферией». Среди прочего, они предусматривают постоянную «маятниковую миграцию», когда люди из пригорода едут на работу в центр, а вечером возвращаются домой (либо трудятся в большом городе в течение недели, а на выходные уезжают на малую родину). Всё это невозможно, если нет нормальных автомагистралей и полноценного железнодорожного сообщения (желательно, скоростного), и часами приходится простаивать в пробках. Логичным дополнением к вышеперечисленному служит сеть пассажирских терминалов, грамотная логистика и, в идеале, авиасообщение.

          Туношна (1).jpgПрименительно к Ярославской агломерации напрашиваются следующие приоритетные проекты. Во-первых, новое дыхание должен получить аэропорт «Туношна». Раз уж в одном из вариантов мы претендуем на роль межрегионального центра, без полноценных «воздушных ворот» не обойтись. Не зря же в «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» указано, что проект Транспортно-пересадочный узел «Золотое кольцо» является одной из ключевых инициатив развития региона. Начать стоит с усиления грузоперевозок, некогда игравших главную роль в жизни аэропорта. После можно перейти к наращиванию пассажиропотока. Справедливости ради стоит отметить, что за пять последних лет он вырос в четыре раза (с 15,8 тысячи в 2016 году до 64,7 тысячи в 2020). Но пока это всё равно очень и очень незначительные цифры.

        Карабулинская развязка (1).jpg  Крайне необходимы Карабулинская развязка с третьим мостом через Волгу. Как бы мы не оценивали их перспективы, без этих объектов активно развивающиеся Фрунзенский (по сути, всё костромское и московское направление) и Заволжский районы продолжат стоять в километровых пробках. Само собой, необходимо продолжать (и даже усиливать) ремонт существующих и строительство новых дорог: делать давно обсуждаемый обход Ярославля, приводить в порядок Юго-западную окружную дорогу, соединять проспект Дзержинского с Тутаевским шоссе и так далее. Также нужно продолжать создавать новые логистические центры. Отчасти эта задача уже реализуется. Наиболее ярким примером служит Распределительный центр «Магнит» в Ярославском районе и аналогичный объект «Пятёрочки» по соседству.

Фармкластер (1).jpgЕщё одним шагом должно стать дальнейшее развитие технопарков и промышленных площадок различных типов в Ярославле, Тутаеве, Гаврилов-Яме, Рыбинске, Ростове. Возможно, с упором на развитие нескольких ведущих кластеров – машиностроительного (дизелестроение), фармацевтического, лакокрасочного и других. Наконец, в плане социальной политики потребуется дальнейшее строительство школ и детских садов, а также объектов здравоохранения (поликлиники и врачебные амбулатории) в двух крупнейших городах региона и их пригородных районах. Отчасти это уже реализуется.

Третий плюс следует из первых двух. В идеале, он предполагает повышение уровня комфорта и качества жизни для малых населённых пунктов на «периферии» агломерации. Их жители получат более широкие возможности пользоваться благами «большого города» или ближайшего «опорного пункта». При этом затраты на проживание будут существенно ниже. А сами жители окажутся избавлены от постоянного шума и суеты крупного делового центра. Наконец, в-четвёртых, будет создан общий рынок труда, который отчасти позволит решить перекосы в сфере занятости и безработицы. Уже сегодня на работу в Ярославль ежедневно ездят жители Тутаева, Гаврилов-Яма, Семибратова, Бурмакина и других городов и весей. Город испытывает потребность в данной рабочей силе. Но для самих людей такие вояжи пока сопряжены с целым рядом сложностей. Создание агломерации с соответствующей инфраструктурой позволят их разрешить.


«Эра хищных городов»

имеет значение.png Теперь перейдём к минусам. Или, правильнее сказать, объективным трудностям. Первая из них актуальна для межрегиональных агломераций, то есть в принципе может коснуться и нашей области. Объединение затрагивает слишком разные субъекты. Прежде всего, с точки зрения бюджетной обеспеченности. Эта разница бросается в глаза даже в Московской (доходы Москвы в нынешнем году прогнозируются на уровне 2,6 триллиона рублей, Подмосковья – 589 миллиардов) и Питерской (бюджет Санкт-Петербурга запланирован в размере 651 миллиарда рублей, Ленинградской области – 155,3 миллиарда, Новгородской – только 39 миллиардов) агломераций. Что уж говорить про Казанскую (бюджет Татарстана – 274 миллиарда, Марий Эл – 40 миллиардов) и Краснодарскую (доходы края – 294 миллиарда, Адыгеи – 26,5 миллиарда).

      В Ярославской и Костромской области разница не столь велика – всего в два раза (доходная часть казны у нас – 78,5 миллиарда рублей, у соседей – 39,5 миллиарда). К тому же, в отличие от обеих столиц и Татарстана, мы являемся дотационными регионами. А исполнение бюджета Костромской области и вовсе находится под сопровождением Федерального казначейства. Так что возможное перераспределение потоков от «богатого» соседа к «бедному» для нас не столь актуально. Но о тех же федеральных дотациях так сказать уже нельзя. Так что объединение, как и в вышеперечисленных случаях, может получиться не вполне равноценным.

Второй минус – риск оттока населения из регионов, оказавшихся за пределами агломерации, а при неблагоприятном развитии событий – даже с «периферии» самой агломерации. Как отметила в комментарии ИА «URA.RU» старший научный сотрудник Центра демографических исследований Высшей школы экономики Екатерина Щербакова, создание агломераций и последующее укрупнение регионов «будет усиливать тенденцию обезличивания». Жители отдаленных территорий страны просто начнут активно переезжать туда, где лучше. Похожую точку зрения в интервью журналу «Эксперт» выразил и специалист лаборатории общественной географии и страноведения географического факультета МГУ Андрей Трейвиш.

сокращение населения.jpgНа примере других государств, похожих на Россию по территориально-демографическому типу (Канада, Австралия), он показывает, что на первом этапе возникают точки роста в виде городов или других крупных центров, а на втором наработанные там технологии распространяются обратно на периферию. Однако риск такого пути развития для России состоит в том, что она – страна с постоянным сокращением населения, и обратной волне здесь просто может оказаться некуда идти. На периферии не останется населения, которое могло бы пожать плоды технического прогресса. В более глобальном смысле правомерно говорить даже о том, что бесконтрольное развитие агломераций может означать ползучий отказ социального государства от поддержания уровня жизни граждан независимо от места их проживания. Для нашей страны это крайне опасная тенденция, которую ни в коем случае нельзя допустить.

              Третья сложность может состоять в том, что при создании агломераций снизится и без того невысокая роль органов местного самоуправления. Во всяком случае, у руководителей субъектов может возникнуть соблазн взять себе ряд муниципальных полномочий. Скажем, при реализации крупных инвестиционных проектов. Тогда ОМСУ окажутся за бортом, потеряют интерес к объединению, и вряд ли будут искренне ему способствовать.

        борьба за ресурсы.jpg  Четвёртый момент – конкуренция между самими агломерациями за ресурсы и внимание федерального центра. Если пустить этот процесс на самотёк, он рискует перерасти в настоящую «бюджетную войну всех против всех». Наступит своеобразная «эра хищных городов», как в известном фантастическом произведении. В лучшем случае, такой «муниципальный дарвинизм» приведёт к очередным перекосам в финансовой обеспеченности субъектов. В худшем – может вызвать волну социального недовольства.

          Наконец, в пятых, нельзя забывать о том, про что мы говорили выше: создание агломераций не равно административному объединению регионов. На сегодняшний день разговоры о таком объединении вызывают как неприятие местных элит, так и недовольство населения. Что уже привело к негативным последствиям (например, при недавней попытке «слить» Архангельскую область и Ненецкий автономный округ). Так что здесь также нужно действовать предельно осторожно. Тем более, что в случае создания межрегиональных агломераций итак остаётся масса вопросов. К примеру, в сфере налоговой политики. Когда жители небольшого города (скажем, Волжска в Марий Эл) массово ездят на работу в соседний регион (скажем, в Казань) и платят там тот же НДФЛ, но все расходы по поддержанию городского хозяйства должен нести местный бюджет. Здесь тоже есть, над чем подумать.

          Одним словом, вопросов пока много. Идея создания и развития агломераций продиктована самой жизнью, поэтому является вполне логичной и жизнеспособной. Главное – не делать резких движений и продумывать всё до мелочей. А прежде всего – не бросать тех, кто по тем или иным причинам оказался на «периферии». В противном случае все благие побуждения обернутся «пшиком», а 401-й относительно честный способ улучшить жизнь в регионах страны – очередной авантюрой в стиле великого комбинатора. 

 

ИВАН ТИХОНОВ

 

 

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?