Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.07.2018
Ярославль
1596
ПАРКОВКА КАК РОСКОШЬ

Или приключения ярославской мэрии в стране невыученных уроков

ПАРКОВКА КАК РОСКОШЬ

Вы обратили внимание, что после президентских выборов 18 марта наша горячо любимая власть начала системно «закручивать гайки»? Если нет – тогда Вы либо живёте не в России, либо входите в ближний круг главы государства. Но думается, что подавляющее большинство всё-таки заметило перемены. Не заметить было невозможно. В апреле-мае резко взлетели цены на бензин (это при растущей-то нефти). В июне нам объявили об увеличении ставки НДС и повышении пенсионного возраста (к тому же, по самому жёсткому сценарию). А с июля налоговая служба получит право проверять все индивидуальные «карточные» счета, и налагать штрафы в случае обнаружения «подозрительного» дохода (притом, под критерии «подозрительности» могут попасть любые регулярные переводы, включая деньги родственникам из другого города). Ну и, конечно, традиционное июльское повышение тарифов ЖКХ. Куда же без этой старой доброй традиции! Это так, самое основное. Первое, что пришло в голову. Короче, пояса придётся затягивать под самые уши. Единственным моральным утешением для противников курса нынешней власти может быть тот факт, что они за неё не голосовали. Утешение слабое, но хотя бы не так обидно. Но если с федералами это ещё может прокатить, то как воспринимать местных управленцев? К примеру, тот же высший командный состав ярославской мэрии. В отличие от обитателей высоких московских кабинетов, его не избирали, а назначали. А чудачеств отцы-командиры во главе с Владимиром Слепцовым наделали будь здоров! Однако все они рискуют померкнуть на фоне идеи ввести в Ярославле платные парковки, о которой активно заговорили на днях. Она не нова: три года назад это уже пыталась сделать команда Алексея Малютина. Но общественность восприняла такую инициативу «в штыки». А областная Дума поставила барьер планам ретивых чиновников (да, когда-то было и такое). И вот теперь история повторяется. На этот раз проект проработан ещё хуже, в нём чётко прослеживается «рука Москвы», а исполнительная власть полна решимости довести дело до конца.

 

Старая сказка на новый лад

 Обычно говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. Однако нынешний проект платного парковочного пространства существенно отличается от предыдущего. Притом, далеко не в лучшую сторону. Мы выделили три принципиальных особенности. Во-первых, вопрос проработан значительно хуже, нежели три года назад. Тогда власти довольно быстро определи:

·       количество платных стоянок (в первом варианте предусматривалось 2300 – 2610 мест, во втором – 1800);

·       конкретную дислокацию (на первом этапе – зона, ограниченная Волжской и Которосльной набережными, Богоявленской и Красной площадями, улицами Комсомольской, Ушинского и Терешковой, на втором – территория до улицы Победы и Октябрьской площади);

·       размеры оплаты (30 рублей за один час, 3000 рублей за месячный абонемент, плюс – различные льготные режимы);

·       часы работы (в первом варианте – с 8.00 до 20.00, во втором – с 9.00 до 19.00)

·       примерную стоимость, сроки окупаемости и способы реализации проекта.

Сначала в качестве приоритетного мэрия рассматривала концессионный вариант с заключением соответствующего соглашения сроком на семь лет при условии распределения 80% дохода в пользу инвестора. Но когда «запахло жареным» и над идеей навис медный таз, городские чиновники согласились на муниципальное казённое учреждение со 100% поступлением доходов в бюджет. Впрочем, это тоже не спасло «великих комбинаторов». Заслон поставили депутаты областной Думы. На первых порах вразумить молодых новаторов пытался мудрый экс-мэр Виктор Волончунас. Он терпеливо объяснял, что брать деньги за использование участков улично-дорожной сети, которые ещё вчера были совершенно бесплатными, и не предлагать людям ничего взамен – это моветон! Аргументы подействовали, но не в полной мере. Тогда тридцать депутатов во главе с председателем парламентского комитета по законодательству Андреем Крутиковым (ныне бесславно заканчивающим шестой созыв Думы в статусе внефракционного рядового депутата) внесли законопроект, отменяющий штрафы на нарушение правил пользования платными парковками. Без которых затея теряла всякий смысл. Конечно, депутаты вряд ли действовали исключительно из альтруистических побуждений. Скорее всего, имел место банальный конфликт интересов. Однако цель была достигнута. Мэрию упрекнули в плохой проработке вопроса. И в итоге поставили на нём жирный крест. Массовое введение платного паркинга отменили, оставив лишь две стоянки - на Богоявленской и Красной площадях (которые себя не окупили).Первый проект платных парковок.jpg

Безусловно, затея Алексея Малютина и Игоря Блохина была откровенно авантюрной. И сути вопроса это не меняет. Но по сравнению с нынешним проектом их детище выглядело на редкость продуманным и конкретным. Единственное, что имеется сегодня – это «дорожная карта» из 38 пунктов и 3 основных разделов: подготовительная стадия; проведение конкурса и заключение концессионного соглашения; реализация проекта. Пока всё находится на первом этапе, который подразумевает:

·       создание рабочей группы по реализации проекта платных парковок;

·       предварительную проработку границ зон платных парковок на улично-дорожной сети;

·       подготовку пакета документов для проведения конкурса;

·       подготовку и утверждение нормативно-правовой базы по организации и использованию платных парковок;

·       формирование статьи в городском бюджете в целях финансирования мероприятий по концессионному соглашению;

·       определение помещения, выделяемого под центр обработки данных;

·       утверждение мест установки оборудования (паркоматов);

·       согласование вида и мест установки дорожных знаков, а также согласование поправок в схеме организации движения;

·       проведение переговоров со всеми контрагентами (поставщиками оборудования) и сервисными организациями;

·       другие мероприятия (всего 17 пунктов и подпунктов).

По идее, все детали должны были уточнить именно на первом этапе. Но по состоянию на 25 июня лишь создали рабочую группу, передали помещения под центр обработки данных, подготовили проект закона о введении штрафа за нарушение правил пользования платными парковками и разработали методику расчета их оплаты. На этом всё. Ни стоимости машиноместа, ни примерных затрат, ни сроков окупаемости пока не указано. Чётко не озвучены даже места платных стоянок – предварительно их определят только к 29 июня. Ясно, что это будет зона ЮНЕСКО. Но вот какие именно участки улиц – не понятно. Одним словом, конкретики почти нет.

 

Поспешишь – людей насмешишь!

Второе отличие – несмотря на слабую проработку, реализацию проекта намерены провести в крайне сжатые сроки. Согласно всё той же «дорожной карте», основные мероприятия подготовительной стадии должны завершить до 1 августа. После чего власти сразу собираются приступить к проведению конкурса и заключению концессионного соглашения. Этот этап расписан по дням (имеются в виду рабочие дни) и включает следующие основные пункты:

·       принятие Постановления высшего исполнительного органа власти региона о заключении концессионного соглашения – 5 дней;

·       принятие решения уполномоченным органом об утверждении конкурсной документации и назначении конкурсной комиссии – 3 дня;

·       размещение конкурсной документации – 1 день;

·       подача заявок на участие в конкурсе – 45 дней;

·       рассмотрение заявки и направление предложения представить предложение о заключении концессионного соглашения – 3 дня;

·       направление предложения о заключении концессионного соглашения – 5 дней;

·       рассмотрение предложения и принятие уполномоченным органом о заключении концессионного соглашения с единственным участником – 3 дня;

·       направление проекта концессионного соглашения единственному участнику – 3 дня;

·       получение обеспечения обязательств по концессионному соглашению – 15 дней;

·       заключение концессионного соглашения – 5 дней.

Если учесть, что данные сроки указаны «по максимуму» (допустим, подача заявок может пройти в течение 30 дней), данный этап может завершиться в течение двух – двух с половиной месяцев. Далее – исключительно реализация проекта. 

Конечно, на закупку оборудования, пуско-наладочные работы и тестирование также уйдёт какое-то время. Но в данном случае нет предела совершенству. Тем более, что концессионер наверняка будет заинтересован в скорейшем переходе к эксплуатации платных парковок. Поэтому не исключено, что первые из них, теоретически, могут появиться уже в начале зимы. В прошлый раз на реализацию проекта отводили больше времени. О самих парковках заговорили ещё весной 2015 года. 17 июня появилось Постановление мэрии № 1140, в приложении к которому содержался полный перечень платных мест. А непосредственное появление парковочного пространства планировали в январе 2016 года. То есть путь от идеи до воплощения занимал на несколько месяцев дольше, чем сейчас. А проработка, повторимся, была на порядок лучше. В общем, не получилось бы сейчас как в известной пословице: поспешишь – людей насмешишь! Конечно, сроки нынешнего проекта ещё могут быть скорректированы. Но мы исходим из тех данных, которые есть на сегодняшний день, и которые указаны в «дорожной карте», разработанной мэрией и представленной на суд депутатам муниципалитета. 

парковка3.jpg

     

 Ищи, кому выгодно!

парковка4.JPGНаконец, третья особенность – создавать парковочное пространство намерены через концессионное соглашение. То есть главные деньги будет вкладывать инвестор. Он же будет получать и основной доход от реализации проекта на период действия данного соглашения. Три года назад мэрия первоначально пошла по такому же пути. И к августу 2015 году даже проработала основные условия документа. Но позже, как было сказано выше, пересмотрела подход в пользу муниципального казённого учреждения. Стоит отметить, что такого способа сегодня придерживаются в большинстве городов. Притом, вне зависимости от количества жителей и самих парковок. В Нижнем Новгороде администрированием платного парковочного пространства (всего 295 мест) занимается МКУ «Центр организации дорожного движения города». В Твери (548 мест) аналогичные функции возложены на МБУ «Зеленстрой». В Калуге (846 мест) – на МКУ «Служба единого заказа городского хозяйства». В Белгороде (2257 мест) – на МКУ «Белгородское парковочное пространство». Наконец, выбор в пользу государственных учреждений в качестве администраторов сделали даже в Санкт-Петербурге (2907 мест) и Москве (более 50 тысяч мест). Ярославские власти как всегда решили «соригинальничать».

Но удивителен даже не столько сам выбор, сколько потенциальный концессионер. Поскольку в качестве такового называют не абы кого, а государственную корпорации «Ростех» (либо одну из её структур). А саму идею создания платных парковок могут реализовать в рамках проекта «Умный город». Разумеется, определять инвестора будут по конкурсу. Но опыт последнего времени (к примеру, выбор единого регионального оператора по обращению с ТБО) показывает, что эта процедура, во многом, носит формальный характер. Иными словами – кому надо, тот пройдёт. Но, повторимся, последнее слово – за конкурсной комиссией. Ситуация с «Ростехом» удивительна хотя бы потому, что первоначально «Умный город» рассматривался исключительно как инвестиционный проект. Соответствующее соглашение с Правительством Ярославской области было подписано на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме. Проект планировали реализовать по нескольким направлениям (безопасность, транспорт, туризм, экология), а объём вложений оценивали примерно в 3,5 миллиарда рублей. Но если платные парковки станут частью «Умного города», то за проект фактически придётся платить самим ярославцам. Ничего не скажешь, хороший «подарок» по итогам ПМЭФ! «Инвестиционная» составляющая «Ростеха» будет сведена лишь к обустройству самих стоянок и их обслуживанию. А с учётом того, что любая концессия предполагает прибыль для концессионера, госкорпорация под руководством хорошего знакомого ярославского Губернатора Дмитрия Миронова вряд ли останется внакладе. В общем, ищи, кому выгодно!

И ладно бы «Умный город» отвечал своему названию, и работал без сбоев. Но абсолютное большинство жителей областного центра наверняка помнят громадную пробку на Московском проспекте в последний день нынешней зимы. Гигантский затор чуть ли не от улицы Калинина возник из-за неправильно настроенных светофоров. В свою очередь, сам сбой произошёл по причине «подготовки пилотного проекта по реализации «Умного города». Не будем вспоминать подробности этой крайне неприятной истории, закончившейся для тысяч ярославцев опозданием на работу или учёбу, а для многих – ещё повреждениями своих «железных коней». Но если представить, что нечто подобное произойдёт на узких улицах исторического центра (например, из-за неработающего шлагбаума или «зависшего» паркомата) – становится реально страшно. Поэтому властям придётся крепко подумать на предмет предварительных испытаний. Разумеется, если мысли делать платные парковки через указанный проект в итоге найдут своё материальное воплощение.

 

Аргументы и контраргументы

Платная парковка на Богоявленке.JPGНесмотря на то, что идея ввести в Ярославле платные парковки находится на начальной стадии, многие депутаты муниципалитета уже поспешили её поддержать. Их основные аргументы вполне предсказуемы: это способ пополнения бюджета, возможность разгрузить зону ЮНЕСКО от припаркованных автомобилей и заставить жителей города больше пользоваться общественным транспортом. Кто-то также вспомнил про опыт Москвы и заграничных европейских городов. Однако все эти тезисы не вполне состоятельны. Например, доходы городского бюджета до сих пор не определены. Поэтому говорить о выгодах для казны как минимум преждевременно. К тому же, городу наверняка придётся самому вложиться в проект – иначе как понимать один из пунктов «дорожной карты»: формирование статьи в бюджете в целях финансирования мероприятий по концессионному соглашению?

Вспоминать Москву вообще некорректно. Хотя бы потому, что в столице нашей Родины предусмотрена более чем развитая инфраструктура общественного транспорта. «Мосгортранс» регулярно обновляет свой парк. Ежегодно вводят новые участки линий метро с дополнительными станциями. Развивается внуригородское железнодорожное сообщение. Строятся современные пересадочные терминалы. У нас же уже десяток лет не могут освоить одну Карабулинскую развязку (которая, к слову, полностью решила бы проблему пробок во Фрунзенском районе). А в каком состоянии находится подвижной состав муниципальных предприятий (из-за чего автобусы, троллейбусы и трамваи регулярно не выходят на линию) – и говорить не приходится! Износ доходит до 90%. Так что уже если и сравнивать со столицей, то со всех сторон.

Прага - парковка (2).jpgТо же самое касается и зарубежных городов. Допустим, в той же Праге выделяют сразу несколько зон платной парковки (в зависимости от правил пользования, продолжительности стоянки и размера оплаты). А на границах данной территории находится большое количество многоуровневых паркингов. Некоторые из них бесплатны, в некоторых стоимость оплаты является весьма щадящей. 

Многоуровневая стоянка в Праге (1).jpg

Таким образом, для людей, предпочитающих автомобили общественному транспорту, предусмотрена альтернатива

У нас про это пока ничего не известно. Хотя в своё время городским чиновникам настоятельно предлагали продумать обустройство бесплатных парковочных мест и так называемых «стоянок подскока» - свободных территорий на границе «платной зоны». И даже называли несколько вариантов. Например, рядом с недостроенной гостиницей «Чайка» или у концертно-зрелищного центра «Миллениум».

Без всего названного выше разгрузить исторический центр даже после введения платы за парковку в полной мере вряд ли получится. А если властям так хочется порядка в зоне ЮНЕСКО – его можно навести и без всяких нововведений. Достаточно лишь контролировать соблюдение ПДД и спрашивать за их нарушение. Не верите? Тогда пройдите по центральным улицам в разгар рабочего дня, обратите внимание на имеющиеся знаки, и посмотрите, как паркуются отдельные автовладельцы. Пара нормально организованных рейдов даст «улов» в несколько десятков нарушителей. Составьте протоколы, выпишите штраф – и как минимум, часть из них в следующий раз подумают, оставлять ли своё авто в неположенном месте. Опять же, казне лишний доход. Главное – следить за этим и «не спускать на тормозах». А у нас не следят и спускают. После чего рождаются идеи о платных парковках.

Одним словом, наведение порядка требует комплексного подхода: обновления парка общественного транспорта, оптимизации маршрутов, гибкой ценовой политики, обустройства альтернативных стоянок и так далее. У нас же ничего этого нет. Единственный правильный шаг, на сегодняшний день сделанный властями – начало разработки комплексной схемы организации дорожного движения городской агломерации «Ярославская». Конкурс выиграло ФАУ «РОСДОРНИИ». Но эта работа ещё в самом начале пути. И какие выводы будут сделаны чиновниками после подготовки указанной схемы (и будут ли сделаны вообще) – неизвестно. Пять лет назад у нас уже пытались исследовать городскую транспортную инфраструктуру. Но ничем принципиально новым это не закончилось. Что же касается платных стоянок, то, судя по всему, урок трёхлетней давности не пошёл городской администрации на пользу. К сожалению, расплачиваться за это вновь придётся рядовым ярославцам. Но их, как водится, никто не спрашивает.

 

 

ИВАН ТИХОНОВ


Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?