Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

02.11.2022
Ярославль
2457
МЕХАНИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРЫЗНИ

Или у кого зубы крепче?

МЕХАНИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРЫЗНИ

   Октябрь считается в России вторым и главным революционным месяцем, что подтверждается историей как минимум 20 столетия. Нынешний второй осенний месяц в Ярославской области также не обошёлся без своего рода потрясений. 25 числа депутаты Думы в кое-то веки с первого раза отказались согласовать важный губернаторский законопроект о заключении концессионного соглашения по теплоснабжению в г. Ростове Великом. Да ещё и выразили своё негодование членам Правительства за позднее внесение документов и очередное отсутствие в зале заседаний. При том с оппозиционерами (привычными критиковать чиновников по поводу и без) на этот раз солидаризовались и «единороссы», включая нескольких председателей постоянных комитетов. Конечно, назвать это «революцией» сложно даже с большой натяжкой. Тут больше подходит определение гениального Юлиана Семёнова из «Третьей карты» - механика мышиной возни (разумеется, исключительно в смысле аппаратной борьбы). Но и полностью отмахнуться от данного факта тоже нельзя. На будущий год Думе предстоят перевыборы. С большой долей вероятности – по новой схеме. Возможно – с сокращением депутатских мест. Поэтому сейчас народные избранники пытаются отстоять своё место под солнцем и самоутвердиться. Как в глазах избирателей и собственных коллег по цеху, так и перед исполнительной властью. Показать зубы – один из способов этого утверждения. Вопрос – насколько крепкими они окажутся.


Концессия раздора

Дума (1).jpg         Камнем преткновения на приснопамятном заседании 25 октября стал внесенный губернатором Михаилом Евраевым законопроект об утверждении заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения в городе Ростове Великом. Пусть уважаемых читателей не смущает столь сложная для восприятия формулировка. На самом деле, в  ней нет ничего лишнего. И чуть позднее мы объясним, почему. А пока вернёмся к сути вопроса. Как известно, концессия – это вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора объектов (как правило) недвижимого имущества, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, в результате чего инвестор получает возможность эксплуатировать объект на возмездной основе, собирая доход в свою пользу. Ничего личного – только бизнес!

         В конкретном случае концессионер обязуется за свой счёт обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию ряда объектов, находящихся в собственности Ростовского района, и осуществлять производство, передачу и распределения тепловой энергии и горячей воды на территории города. В общей сложности, инвестору передаётся 8 котельных, 3 тепловых пункта и 17,2 километра сетей. Взамен по соглашению он обязан реконструировать 7 действующих котельных и 3 указанных тепловых пункта от котельной ООО «АТР», построить 2 автоматические блочно-модульные котельные на улице Дружбы и в промзоне на Савинском шоссе, вывести из эксплуатации устаревшую котельную «Рольма» на улице Желябовской и проложить порядка 4,8 километра новых сетей. Все обновлённые объекты должны быть сданы в течение 5 лет с момента регистрации права владения и пользования. Само концессионное соглашение рассчитано на 30 лет, до 31 декабря 2052 года. Совокупный объём инвестиций составляет 834,9 миллиона рублей.

Рябченков.jpg         Сторонами соглашения выступает Ярославская область, Ростовский муниципальный район, два муниципальных унитарных предприятия Ростовского муниципального района и собственно концессионер в лице ООО «Яртеплоэнерго». Основным докладчиком в Думе выступал почему-то не глава района и не инвестор, а директор областного департамента ЖКХ Алексей Рябченков. Главные аргументы в пользу концессии со стороны Правительства региона сводились к следующему. 

Сети.jpg

Общий износ системы в Ростове составляет более 70%. Отдельные котельные эксплуатируются уже почти 100 лет, а сети – порядка 60 лет. Оборудование старое. Отсюда – высокая аварийность и большая теплопотеря. Концессия, по мнению властей, позволит существенно снизить общий износ, повысить КПД работы оборудования, сократить затраты на ремонт и сэкономить на энергоресурсах. В общей сложности, жить станет лучше (и, возможно, даже веселее) сразу 23,5 тысячам жителей Ростова.

         Вроде бы, всё красиво. Тогда с чего вдруг парламентарии так «взбеленились»? На самом деле, для этого имелось сразу несколько причин. Во-первых, чисто психологическая. В Ярославской области уже есть опыт реализации концессионного соглашения в сфере теплоснабжения – в Рыбинске (концессионер - ООО «Рыбинская генерация»). И удачным его никак не назовёшь. От слова совсем. Общее количество аварий на сетях и оборудовании за отопительный сезон 2021-2022 годов составило почти полторы тысячив два раза больше, чем сезоном ранее. А инвестиционная программа концессионера на этот год подразумевает ремонт всего 5 километров сетей. Остальное приходится делать за счёт местного бюджета (50 миллионов) и льготного кредита (ещё 50 миллионов), то есть снова увеличивая нагрузку на казну.

         Во-вторых, массу вопросов вызывает выбор ростовского инвестора. ООО «Яртеплоэнерго» создано в середине сентября прошлого года. Его уставный капитал – 10 тысяч рублей. Правда, у общества есть учредитель в лице ООО «Каскад-Энергосбыт» (от которого, в свою очередь, нити ведут к ГК «Ташир» Самвела Карапетяна), которое несёт солидарную ответственность за «дочку». Его уставный капитал – уже 3 миллиона рублей, а чистые активы за 2021 год оцениваются в размере более 2 миллиардов. Но согласитесь, что для компании, работающей в коммунальной отрасли и представленной в двух десятках регионов страны, это не слишком большая сумма. Хватит ли её, если что-то пойдёт не так? Вопрос риторический. К тому же, ООО «Яртеплоэнерго» не будет выполнять строительно-монтажные работы. Это просто не предусмотрено его уставной деятельностью. Соответственно, будут привлечены сторонние фирмы. Насколько они справятся – тоже большой вопрос.

Гриднев.jpgХадзиев.jpg         В-третьих, существует ряд нюансов с финансированием соглашения. Львиную долю от его общего объёма в 834,9 миллиона рублей составляет займ федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 582,36 миллиона под 3% сроком на 25 лет. На вопрос депутата Константина Гриднева о том, кто будет возвращать эти деньги в случае неисполнения обязательств по концессии, первый заместитель главы Ростовского района Ахмет Хадзиев ответил, что если к тому времени средства будут вложены, обязательства закреплены за регионом. Потом, правда, поправился, отметив, что в первую очередь это задача концессионера.

         Была ли это обычная оговорка или нечто другое (хотя вопрос был задан вполне чётко) – неизвестно. Но очень не хочется, чтобы истинным ответом оказался первый, а областной бюджет вдруг оказался крайним. Второй источник (163,52 миллиона рублей) – это средства самого концессионера. Однако формирует их не что иное, как тариф. Иначе говоря, это выручка инвестора, которая будет получена уже в процессе реализации самого соглашения. Выходит, что вся работа будет идти за счёт займа Фонда и ещё 89 миллионов кредитных средств (третий источник). Другими словами – в долг. На этом фоне тревога парламентариев выглядит вполне уместной.

         Наконец, в-четвёртых, законопроект внесли в Думу поздно вечером в пятницу 21 октября. Опубликован на сайте он был только в понедельник. Тогда же его рассмотрели на внеочередном заседании профильного комитета. А уже во вторник от депутатов требовали принятия окончательного решения. При этом сам документ был предельно прост и сводился к формальному утверждению уже заключённой концессии (отсюда и громоздкое название, которое мы упомянули в начале статьи). Однако процедура есть процедура, и без участия депутатов было не обойтись. Внесение губернаторских законопроектов в последний момент является довольно частой практикой. Очевидно, на сей раз в Правительстве тоже решили «проскочить». Но вышла осечка.

         Дело в том, что текст самого соглашения, в отличие от закона, занимал 59 страниц мелким шрифтом. Времени на его изучение практически не было. А вопрос ставился важный. И, как принято говорить, электорально значимый. Как-никак речь о теплоснабжении нескольких тысяч жителей и передаче стратегического муниципального имущества. Поэтому депутаты потребовали объяснений

Боровицкий (2).jpg

Однако ни директор департамента ЖКХ, ни представитель концессионера, ни заместитель главы района, видимо, не оказались до конца убедительными. А попытка руководства областной Думы в лице спикера Михаила Боровицкого и его заместителя Николая Александрычева «продавить» вопрос вызвала обратную реакцию. 

         В результате депутаты дважды проголосовали против законопроекта (после чего в обсуждении следовало бы ставить точку). И лишь предложение председателя профильного комитета по экономической политике Ильи Осипова принять документ в первом чтении, а после дать время на изучение документа и спокойное обсуждение всех спорных вопросов, спасло чиновников областного Правительства от окончательного конфуза. В итоге через неделю законопроект прогнали через внеочередное заседание Думы, и уже там приняли окончательно. Но рискнём предположить, что эта неделя была не самой приятной для ответственных лиц из Правительства региона. Во всяком случае, депутаты создали весьма недвусмысленный прецедент. Который должен заставить исполнительную власть как минимум задуматься об улучшении взаимодействия взаимодействии с парламентом.


Политический покер

         Строго говоря, поводов для этого было достаточно и без истории с законопроектом о ростовской концессии. К примеру, депутаты не единожды выражали недовольство отсутствием большинства членов Правительства и лично губернатора на заседаниях парламента. С приходом Михаила Евраева начиналось всё хорошо. За первый квартал в статусе врио главы Ярославской области с октября по декабрь 2021 года он  побывал в Думе даже дважды, а также отдельно встретился со всеми фракциями. Вовремя был представлен и ежегодный отчет о работе органов исполнительной власти в апреле. С оглядкой на шефа дисциплину соблюдали и его подчинённые. Но потом что-то пошло не так. Губернатор стал игнорировать Думу. Представители «высшего командного состава» тоже перестали жаловать её своим вниманием: нередко в зале присутствовали максимум два-три заместителя Михаила Яковлевича.

         Между тем, озвученные в стенах законодательного собрания вопросы порой требовали всестороннего обсуждения. Скажем, продолжение «транспортной реформы». Когда Дума принимала закон о передаче полномочий по организации пассажирских перевозок в Ярославле и Ярославском районе на уровень области, депутатам обещали предоставить всю необходимую информацию о порядке действий и финансовые расчёты. И сделать это в сентябре. На дворе ноябрь, но особой конкретики о реализации «реформы» до сих пор нет. Есть только общие цифры затрат на двухлетний период (15,8 миллиарда рублей) и расходов на новое казённое учреждение. Плюс – примерные планы по обновлению подвижного состава (670 автобусов, 47 трамваев).

         Больше – ничего: ни тарифов, ни маршрутов, ни дат проведения конкурсов, ни развёрнутых требований к их участникам. Между тем, новая схема должна заработать уже с марта. А закон вступит в силу и вовсе с 1 января. Так что интерес и даже обеспокоенность парламентариев вполне понятна. Особенно в контексте обращений, которые постоянно поступают от граждан по данному поводу. Аналогичная ситуация – с сокращением государственных и муниципальных служащих, объявленным губернатором ещё несколько недель назад. Здесь озабоченность народных избранников вызывают вопросы достаточной обеспеченности населения необходимым количеством специалистов (особенно на селе) и будущего трудоустройства самих служащих. Поскольку, если планы правительства будут реализованы в полной мере, число попавших под сокращение людей пойдёт на сотни и даже на тысячи. А это – потенциальный электорат, в том числе для депутатов. И терять его совсем не хочется.

Авторитет упал.jpg         В связи с чем Советом Думы, который утверждает вопросы повестки дня, ещё 18 октября было принято решение запросить в Правительстве подробную информацию по поводу сокращений, заслушать её на заседании парламента через неделю и задать все интересующие вопросы. Однако чиновники не только не подготовили указанные сведения, но и особо не удосужились даже объяснить причину такого «демарша». Ограничившись тем, что информация будет предоставлена и заслушана на одном из следующих заседаний. Что и довёл до сведения коллег спикер Михаил Боровицкий. Однако «олимпийское спокойствие» председателя разделили далеко не все. Более того: ситуацией возмутились не только представители оппозиции, но и руководители сразу трёх комитетов из «Единой России» - Илья Осипов, Лариса Ушакова и Алексей Калганов. Вопрос обсуждали минут 15, и на повышенных тонах. В итоге решили принять протокольную запись, что информация от Правительства будет предоставлена через неделю.

         Недовольство думцев по перечисленным вопросам (и не только по ним) вполне объяснимо. В следующем сентябре будут выборы нового состава областного парламента. По сути, кампания уже началась. И действующие депутаты хотят выглядеть в глазах избирателей принципиальными борцами за народное счастье. Рискнём предположить, что при обсуждении бюджета на 2023 год (соответствующий законопроект был внесён в Думу поздно вечером 31 октября), которое начнётся буквально с понедельника 7 ноября (тогда стартует серия закрытых совещаний с членами Правительства), думцы станут особенно активно бороться за деньги на благоустройство дворов и ремонт проездов, а также за выделение «депутатского миллиона» на решение иных вопросов местного значения. И некая «жёсткость» последнего времени также может объясняться торгом за дополнительные средства. Дескать: покажем зубы и топнем ногой, дабы Правительство было более сговорчивым. В общем, этакий «политический покер»: кто кого переблефует.

         Вместе с тем, депутатам важно не переборщить и не переиграть в самостоятельность по отношению к Правительству. Блок «внутренней политики» никто не отменял. И именно с его кураторами придётся согласовывать перечень конкретных кандидатов в депутаты. Тем более, что схема выборов в Думу может поменяться. По нашим сведениям, сейчас рассматривается три варианта. Первый – оставить всё, как есть: 50 депутатов, половина из которых избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Единственное, что поменяется – границы отдельных округов в связи с изменением численности избирателей. И то незначительно. Второй вариант – численность депутатского корпуса остаётся неизменной, либо незначительно сокращается (до 48 человек), но при этом по спискам избирается 25%, а по округам – 75%. Наконец, третий вариант: количество мест в Думе сокращается до 37-38 человек, 25 из которых избирается по округам, а 12-13 – по спискам.

         Официальная позиция Москвы по данному вопросу должна быть известна в ноябре. Вероятность значительного сокращения числа парламентариев пока представляется маловероятной. Депутаты вряд ли дадут «порезать» самих себя. Более реалистичным кажется второй сценарий, особенно в рамках курса на постепенный отказ от выборов по партийным спискам (все помнят, что сентябрьские выборы в Муниципалитет Ярославля вообще прошли исключительно по округам). Полностью отменить списки в Ярославской области вряд ли возможно – слишком протестный у нас регион, и слишком громкий резонанс это вызовет. Но сократить количество самих «списочников» возможно вполне.

         Поэтому если оставят именно второй вариант, однозначно может усилиться борьба за места в списках. Да и за распределение по конкретным округам тоже (поскольку их станет больше). И здесь слово профильного заместителя губернатора может оказаться решающим. Так что, повторимся, вступать с Правительством в открытое противостояние депутатам, собирающимся в новый созыв, абсолютно нерезонно! В завершении стоит отметить, что на таком фоне постепенно обостряется кулуарная борьба и в самой Думе. Есть сведения, что действующему председателю Михаилу Боровицкому пророчат место в Совете Федерации. Но, как говорится, это не точно. Пример Николая Бурляева – красноречивое тому подтверждение. Так что Михаил Васильевич может пойти и в новый состав. Но здесь у него намечаются более молодые и амбициозные конкуренты.

Боровицкий (3).jpgОсипов (2).jpg         В частности, сегодня всё более заметным становится Илья Осипов. К слову, именно он ставил вопрос по информации о сокращении госслужащих (и до конца отстаивал его рассмотрение) и технично разрулил ситуацию с концессией, в то время, как Боровицкий на каком-то этапе откровенно «поплыл». Трения между Боровицким и Осиповым видны уже невооружённым глазом. К тому же не будем забывать, что в 2013 году Осипов уже был председателем Думы. Так что возможно возвращение. Кроме того в будущем составе Думы может оказаться немало новых лиц. Например, экс-сенатор Сергей Берёзкин или бывший председатель Муниципалитета г.Ярославля Артур Ефремов вкупе с целым рядом коллег по городскому представительному органу. И многие из них наверняка также будут претендовать на руководящие посты.

         Одним словом, в ближайшее время нас ожидает очередной раунд большой политической игры, исход которой станет понятным, судя по всему, уже в будущем году. Главное, чтобы всё это не вышло боком простым ярославцам. Им и без того забот хватает. Так что оставим кесарю кесарево. И понадеемся, что сильные мира сего не слишком увлекутся процессом. 

                                                                                                                                                         ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?