Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

06.04.2017
Ярославль
2007
ПРАЙМЕРИЗ КАК «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭНДЕМИК»
Или сезон "уличных пантомим"

Вчера в Ярославле был отличный концерт группы ДДТ. Выйдя на сцену Ю.Шевчук помянул всех погибших во время взрыва в петербургском метро. И весь зал не сговариваясь, встал почтить память погибших как во время минуты молчания, хотя ее никто не объявлял. (Кто бы в итоге не стоял за организацией этой трагедии, у людей окончательно окрепло мнение в том, что народ и власть живут в параллельных мирах). Это был душевный порыв. Это была солидарность и понимание. Понимание того, как надо себя достойно вести в ситуациях, когда к тебе в дом приходит беда. Понимание того, что такое любовь, творчество, свобода, ответственность и уважение. И все это было среди людей, пришедших на концерт ДДТ. Как это ни парадоксально, но наша сегодняшняя публикация про иной мир. ИНОЙ. Быть может, для того, чтобы больше ценить мир настоящий.

ПРАЙМЕРИЗ КАК «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭНДЕМИК»

Если в современной российской политике и есть поистине уникальный феномен – так это предварительное голосование «Единой России». Тот, кто ещё не забыл школьный курс биологии, наверняка вспомнит понятие «эндемик». Для тех не помнит, поясним, эндемик - виды, роды, семейства животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале. Так вот, праймериз вполне можно считать своего рода «политическим эндемиком». Ибо в отечественной интерпретации это явление приобрело поистине экзотический характер и не встречается больше нигде. Оно не имеет ничего общего с «классическими» праймериз в тех же США (и процедура, и оценка результатов за кордоном принципиально иная). С другой стороны, «наши» праймериз представляют собой причудливый микс из противоречивых и даже взаимоисключающих элементов (впрочем, как и «породившая» их «Единая России»). Норма о проведении предварительного голосования закреплена в Уставе партии. Но его результаты не являются обязательными при выдвижении кандидатов. Процедура считается внутрипартийной. Но в ней может принимать участие любой избиратель. Праймериз не являются выборами в прямом смысле этого слова. Но предполагают дебаты и агитационную кампанию, которая иногда выходит даже более жёсткой, чем «настоящая». Одним словом, получается крутой замес. И во всё это скоро снова предстоит окунуться Ярославской области. Вопрос – зачем? И что из этого последует?

Кадровый голод или кто все эти люди?

Итак, очередные праймериз назначены на 28 мая. По информации с официального сайта предварительного голосования, они затрагивают два десятка регионов, в том числе Ленинградскую, Кировскую, Саратовскую, Пензенскую области, Камчатский, Краснодарский, Алтайский края и другие субъекты. По состоянию на 10 часов утра 4 апреля по стране было подано 1300 заявлений потенциальных претендентов на выборные должности (понятно, что сейчас их уже больше). Сбор документов продлится до 27 апреля

Бортников подает заявление.jpg

В Ярославле стартовал отбор кандидатов в депутаты муниципалитета. Попытать счастье в борьбе решили 52 человека (на ту же дату). Откровенно говоря, список получился весьма интересным. Прежде всего, отметим, что на «очередной заход» собрались идти 11 действующих депутатов городского представительного органа – Евгений Баранов, Игорь Бортников, Андрей Валиахметов, Роман Галагаев, Андрей Золотовский, Вадим Канашкин, Дмитрий Кузьмин, Андрей Лихачев, Евгений Мясников, Сергей Смоленский и Миша Халтян. Как минимум трое из них (Канашкин, Кузьмин, Лихачев) в своё время позиционировались как сторонники экс-мэра Ярославля Евгения Урлашова и входили во фракцию «Гражданская платформа». Но после ареста градоначальника дружно покинули её ряды и теперь решили заручиться поддержкой «партии власти». Что ж, рыба ищет, где глубже. Впрочем, среди участников праймериз есть и опытные партийные депутаты. Например, Сергей Смоленский и Миша Халтян. Оба избирались в муниципалитет ещё в 2004 году. По всей вероятности, список действующих или экс-парламентариев будет пополняться. Например, о своём желании участвовать в выборах уже заявил экс-председатель городского представительного органа Алексей Малютин (ныне дающий советы по патриотическому воспитанию врио Губернатора Дмитрию Миронову).

Молодогвардейцы-2.JPG

Кроме опытных политиков в списке оказалось на удивление много студентов. К 4 апреля таковых было уже полтора десятка. Почти все являются членами «Молодой Гвардии «Единой России» (информация об этом также имеется на официальном сайте предварительного голосования). Такое ощущение, что начальнику ярославского штаба «молодогвардейцев» Антону Капралову выделили повышенную квоту (или дали разнарядку) на «комсомольцев». Не хочется обижать ребят, лишать их надежды на светлое будущее и по-стариковски осуждать юношеские амбиции. Но мечты насчёт быстрой партийной карьеры и какого-то вменяемого результата на голосовании, откровенно говоря, представляются несбыточными. Во-первых, новейшая история Ярославля не знает примеров, когда депутатами муниципалитета становились студенты. Максимально близко к этому рекорду в своё время приблизился Александр Грибов. Но и он получил свой первый мандат в октябре 2008 года, уже закончив ЯрГУ. Во-вторых, нормальная избирательная кампания стоит денег. А откуда они у студентов? Ведь это, как известно, народ бедный. Ну, в массе своей. А в свалившихся с неба спонсоров верится с трудом. В-третьих, даже при высоком уровне абсентеизма граждане ждут от кандидатов вменяемых программ и конкретных решений, а не сказок и фантазий на тему города-сада. Но для этого нужен опыт. Которого у студентов нет. А на одних красивых лозунгах далеко не уедешь. Тем более, что их набор у «креативных», «энергичных» и «инициативных» участников праймериз, похоже, достаточно ограниченный. По крайней мере, пока разговоры больше идут о самореализации, возможности выдвинуть очередную порцию новых идей (кажется, этим у нас уже занимается целая госкорпорация) и посмотреть на процесс изнутри. Всё это, конечно, хорошо. Но всё-таки немного наивно. Впрочем, желание растратить избыток энергии в политической борьбе вполне можно понять.

Ещё одно наблюдение. Из 52 человек, известных к моменту написания данной статьи, 28 человек были членами «Единой России», 7 значились сторонниками партии и 17 – беспартийными. Таким образом, доля последних составила 32,7%. В целом по стране беспартийных участников праймериз к концу марта было около 40%. Судя по всему, сами «единороссы» гордятся такой цифрой. Руководитель ЦИК партии Владимир Бурматов отметил, что она отражает «дух и смысл предварительного голосования – оно открывает двери в большую политику не только для членов партии, но для всех людей, пользующихся доверием и уважением в обществе, и самое главное – желающих улучшить жизнь людей в регионах». Между тем, сие обстоятельство является не столь уж важным. 

Как мы отмечали выше, результаты праймериз не являются обязательными при формировании окончательных списков кандидатов и нередко игнорируются. Известный специалист в области региональных политических процессов Александр Кынев отмечает, что реально выдвинутый список на выборы 2011 года совпал с результатами праймериз лишь в восьми региональных группах из восьмидесяти. Так что кого выдвигать в итоге – «своего» или беспартийного – в любом случае будут решать отдельно. 

Золотовский.jpg

С другой стороны, беспартийность вовсе не означает отсутствия сотрудничества и добрых отношений с партией. Из 11 депутатов, заявившихся на предварительное голосование, пять не являются членами «Единой России». Например, Андрей Золотовский. Но отсутствие партбилета не помешало ему быть выдвинутым «Единой Россией» на дополнительных выборах в муниципалитет в сентябре 2015 года и получить заветный мандат. Так что всё относительно.

Плакат Галагаева.png

Если делить претендентов по гендерному принципу, то представительниц прекрасного пола по-прежнему значительно меньше, чем сильной половины человечества. Из 52 претендентов 42 мужчины и всего 10 женщин. Большинство из которых – как раз студентки. Стоит отметить и несколько конкретных кандидатов. Например, уже упомянутого Романа Галагаева (действующий депутат, сын бывшего областного парламентария и экс-директора табачной фабрики Владимира Галагаева) и Екатерину Волончунас (студентка ЯрГУ, внучка первого мэра города Виктора Волончунаса). Так что в муниципалитете 7 созыва потенциально могут оказаться представители уже двух «политических» династий. Кроме того, на праймериз заявились Дмитрий Соколов (в прошлом известный как помощник сенатора Анатолия Лисицына и участник инцидента с оппозиционером Ильёй Яшиным), Артур Ефремов (секретарь политсовета ярославского городского отделения партии), Сергей Фефилин (руководитель исполкома в том же отделении), Дмитрий Петровский (ранее имевший опыт участия и в праймериз «Единой России», и на выборах в ГД РФ от «Российской партии пенсионеров за справедливость»). Плюс – врачи, педагоги и даже рабочие. Но если во времена КПСС для представителей этих уважаемых профессий была предусмотрена определённая квота, то сейчас в это верится с трудом. Конечно, не будем делать преждевременных выводов. Но при наличии такого количества действующих депутатов и партийных функционеров, массовый триумф «рабочих» людей и прогрессивного студенчества кажется маловероятным. Если так, то зачем в принципе нужно предварительное голосование? Неужели ради одной возможности начать раннюю агитационную кампанию и «пропиарить» кандидатов-фаворитов? Или какой-то минимальный отсев всё же предусмотрен? Увы, эти предположения и вопросы остаются без ответа.

Грузите апельсины бочками

Впрочем, вне зависимости от проведения праймериз, на руку представителям «Единой России» могут сыграть несколько обстоятельств. Прежде всего – проект «Решаем вместе», который реализуется местной ячейкой «партии власти» в тандеме с врио губернатора Дмитрием Мироновым. Мы уже не раз писали про эту программу, так что не будем заострять на ней внимание уважаемых читателей и снова задаваться вопросом, чего в ней больше: губернаторского или партийного? В принципе, проект выгоден и тем, и другим, поскольку позволяет использовать бюджетные деньги и «светиться» на встречах с населением. Эти встречи продлятся до 15 апреля. К слову, на 27 марта уже состоялось более 350 собраний по отбору объектов. А всего запланировано более 500. Они пройдут по всей области. И больше всех их будет как раз в Ярославле. По имеющейся у нас информации, на конец марта в областном центре было запланировано 118 проектов в рамках «инициативного бюджетирования» и более 70 встреч. Естественно, на них не возбраняется присутствовать и потенциальным кандидатам в депутаты муниципалитета. Хорошая возможность для общения с электоратом, не правда ли? А если повезет – то и для «разъяснительной работы». Официальная то агитация – она когда ещё начнётся? А тут прямой доступ к народу и «реальные дела» в одном флаконе. В общем, круто!

Весьма показательными являются и изменения в региональном избирательном законодательстве. Соответствующие поправки уже внесены в областную Думу Избирательной комиссией и даже одобрены в первом чтении. Принципиальных изменений немало – больше десятка. Одно из них – увеличение предельных сумм расходов кандидата и избирательного объединения за счет средств избирательного фонда в 2,5 раза. Притом, эта норма касается и губернаторских, и думских, и муниципальных выборов. Например, расходы кандидата на выборах в муниципалитет Ярославля могут доходить до 5 000 000 рублей, а предельная сумма расходов избирательного объединения – до 15 000 000 рублей. Между тем, многие представители «Единой России» (особенно из числа действующих депутатов) - люди обеспеченные. И вполне способные оплатить полноценную агитационную кампанию. В отличие от большинства оппозиционеров. Или своих же конкурентов по праймериз из числа студентов, врачей, инструкторов автошкол или рабочих градообразующих предприятий. Притом, сделать это не «втихую», а вполне официально. И партии хорошо, и кандидату – «зелёная улица».

Ещё два изменения в большей степени затрагивают работу избирательных комиссий. Первое касается процедуры утверждения председателей ТИК. Если раньше их избирали, то теперь будут назначать непосредственно из областной Избирательной комиссии. Во-вторых, законопроект предусматривает возможность образования избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктах местностях. В исключительных случаях это возможно даже за три дня. Естественно, данные поправки напрямую никак не затрагивают «Единую Россию». Ровно, как и любое другое политическое объединение. Но конкуренты «партии власти» уже усмотрели в этом возможность для злоупотреблений. Оппозиция считает, что назначение руководителей территориальных избиркомов председателем областной комиссии сделает их зависимыми от его воли и указаний. А значит – в теории может дать повод исполнять некоторые «особые поручения». 

Захаров-2.jpg

Возможно, масла в огонь в этом плане подливает история с назначением в Ярославскую область Олега Захарова. Напомним, в феврале он сменил своего тезку Олега Килипченко, утвержденного председателем Избирательной комиссии региона буквально за месяц до того. С чего ярославский Олег Юрьевич решил написать заявление об уходе, и к чему была эта рокировка – так никто и не объяснил. А при отсутствии официальной информации тут же родилось несколько версий, главная из которых сводилась к тому, что новому руководству в преддверие выборов 10 сентября нужен «свой» человек в облизбиркоме. Стоит ли удивляться, что на фоне таких разговоров оппозиция воспринимает инициативы избиркома с подозрением? То же самое касается избирательных участков на территории воинских частей. Конкуренты «Единой России» уверены, что не всегда смогут отследить их создание и обеспечить контроль за их работой с помощью наблюдателей. А то, чего доброго, ещё строй новобранцев к урнам водить начнут. Наверное, такие рассуждения тоже нельзя назвать 100% надуманными. Во всяком случае, в Ярославле есть примеры споров вокруг результатов голосования на подобных закрытых участках (например, в Заволжском районе). В общем, некоторая пища для размышлений имеется. Хотя оценивать необходимость указанных поправок (как и их проработку) мы, пожалуй, не возьмёмся. Тем более, что пока они приняты лишь в первом чтении.

Послесловие

Что получается в сухом остатке? Первое. Список победителей праймериз можно предугадать заранее и с большой долей вероятности. Не взирая на, казалось бы, достаточное количество конкурентов. «Новые лица», конечно, не исключены. Но по сути это будут люди всё того же круга, что и основная часть фаворитов. Второе. Возможность для бесплатной агитации дана уже сейчас. А лимиты платной, по всей вероятности, скоро увеличат в два с половиной раза. И что-то подсказывает, что граждане с тугими кошельками и политическими амбициями пойдут на выборы вне зависимости от результатов праймериз и даже от участия в них. Третье. Новое руководство области заинтересовано, чтобы предстоящее 10 сентября голосование прошло гладко. Резонно предположить, что кандидатов в любом случае будут отбирать заранее и под бдительным присмотром соответствующих функционеров из регионального Правительства. Притом, пропуская через игольное ушко. Если так, то победители праймериз будут известны ещё до их начала. А само предварительное голосование станет не столько политическим, сколько «театральным» действом. Образно говоря, «спектаклем». Вот только на кого он рассчитан? По большому счёту, «в плюсе» оказываются лишь кандидаты-фавориты (заранее начинающие агитацию и имеющие возможность наращивать её в случае официального выдвижения) да приставленные к ним политтехнологи (последнее время, в основном, заезжие). С остальными участниками всё ясно. Для сотрудников партийных аппаратов это ещё одна дополнительная нагрузка (очевидно, далеко не всегда вызывающая положительные эмоции). А граждане вряд ли проникнутся большим интересом к внутрипартийным выборам. Чего греха таить, они и «настоящими» интересуются слабо. Выходит, что это даже не «спектакль», а скорее «уличная пантомима», в которой «актёры» существуют как бы сами по себе, а «зрителями» оказываются случайные прохожие. Правда, настоящая пантомима обходится практически даром. А праймериз стоят денег. Больших денег. Очень больших. И от того невольно задумываешься: а стоит ли игра свеч? И нужно ли тратить миллионы рублей на подобные мероприятия? Может, лучше направить их на что-то более осязаемое? Хотя бы на ту же программу «Решаем вместе!». Думается, пользы было бы больше.

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

P.S. А это другой мир...

Юрий Шевчук.jpg

Шевчук2.jpg
Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?