Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

20.11.2015
Ярославль
1133
Экономия везде. Кроме карман граждан.
Что ждёт ярославские дороги и транспорт в 2016 году?

Есть ощущение, что в 2016 г. ничего особенно хорошего с дорогами и общественным транспортом происходить не будет. Дорожный фонд сократится, существенные деньги уйдут в муниципалитеты, в области останутся сущие крохи. Общественный транспорт также ждут нелучшие времена. Везде экономия, везде... Кроме карман граждан.
Экономия везде. Кроме карман граждан.

На днях Ярославль накрыл первый серьёзный снегопад. На этот раз синоптики не ошиблись – всё случилось в точности так, как они говорили. Традиционное оправдание в стиле «зима подкралась незаметно» теперь вряд ли прокатит. Впрочем, наличие или отсутствие оправданий в любом случае не отменяет грядущих испытаний для новых дорожно-транспортных властей. Назвать их «новыми», конечно, можно с большой натяжкой. В департаменте транспорта, появившемся 1 ноября, на хозяйстве остался Олег Круглов (до этого руливший дорожным хозяйством области). А новорождённое управление дорожного хозяйства в мэрии возглавил Денис Зайцев (ранее также имевший прямое отношение к этой сфере по работе в «Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ»). Но как бы то ни было, а приближающийся семимильными шагами новый 2016 год действительно несёт им кучу сложных задач (на фоне которых уборка города может показаться детским лепетом). От того, насколько успешно эти задачи решат, будет зависеть не только судьба указанных выше многоуважаемых господ. А возможно, и кое-кого повыше.

2016-й – год выборный. Внимание к электорату должно быть повышенным. А чего хочет электорат, особенно на волне кризиса? Правильно: он хочет стабильности. А ещё – чтобы не было неприятных сюрпризов. Хотя бы применительно к главным «болевым точкам» нашей с вами современности. Дорожное хозяйство на пару с транспортным обеспечением занимают «достойное» место в списке этих самых «точек». И люди крайне восприимчивы к любым новостям, касающимся этих отраслей (наряду с уже набившим оскомину ЖКХ, доступностью формально бесплатной медицины и падающим ниже плинтуса качеством школьного образования). Так что чем меньше новостей со знаком «минус» будет в указанной епархии – тем лучше будет настроение у электората. Пока, к сожалению, поводов для огорчений хватает.


1. Дорожный фонд: муниципалам – всё, региону - ?

Для начала – о дорожном фонде Ярославской области. Судя по проекту бюджета на будущий год, он серьёзно «похудеет» и составит 3 миллиарда 976 миллионов рублей. Это рекордное сокращение с 2012 года. То есть, собственно, с того момента, как дорфонд был воссоздан. Более того, падение уже стало нехорошей тенденцией (данные отражены в таблице, цифры даны по состоянию на начало года, согласно закону «Об областном бюджете»). И вот теперь – «психологическая» отметка ниже 4 миллиардов. Причина сего печального положения – снижение акцизов на бензин вследствие общего ухудшения дел в «нефтянке». Притом, федеральных субсидий (как в этом году) пока что не ожидается. Или ожидается совсем по минимуму. Так что пока придётся жить на то, что есть. А тут ещё эти выборы, как назло!

Таблица 1.


2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г. (прогноз)

Объём дорожного фонда Ярославской области, млрд. руб.

4,55

4,46

4.27

3.97

Но хочешь – не хочешь, а выкручиваться и, как говорят чиновники, определять приоритеты надо. Поразмыслив над этим делом и проведя энное количество рабочих групп, фракция «Единая Россия» в облдуме порешила: приоритетами будут дворы! Почесав затылок, Правительство области согласилось: дворы так дворы! В итоге расклад такой. На ремонт дворовых территорий в дорожном фонде предусмотрена субсидия в 500 миллионов рублей. Ещё 360 миллионов заложено в программе «Благоустройство» (специально для этого созданной). Итого 860 миллионов выстраданных целковых. Все они будут распределены по муниципальным образованиям. Окончательная методика пока не озвучена. Но, скорее всего, давать будут пропорционально количеству постоянных жителей. При таком раскладе Ярославлю в целом достанется более 400 миллионов, Рыбинску – порядка 130, Переславлю – более 25. Остальное уйдёт в районы. Кстати, сама по себе методика, как говорят, вызвала бурные споры в депутатской среде. Законотворцы, избранные от крупных городов, ратовали за принцип распределения «по количеству жителей». Представители «села» настаивали на том, что субсидии нужно давать «по протяжённости дорог на территории муниципального образования». Крупные, но малонаселённые районы при таком раскладе выигрывали бы. Похоже, победила точка зрения первого лагеря. Впрочем, «адепты» второй группы тоже могут не унывать. Ибо для муниципалов предусмотрена и третья субсидия. Она «традиционная», заложена в областном дорожном фонде и составляет 600 миллионов рублей (кстати, как и в прошлом году). За её счёт в городах и районах могут ремонтировать местные дороги. А распределяется она как раз по километражу.

Итого, путём нехитрых математических вычислений, получаем общую цифру почти в 1.5 миллиарда только для муниципалов. Теперь вопрос: с чего такая щедрость? Ответ прост. Вспомним про наступающий год. И про инициаторов выделения указанных субсидий. Первое средство в борьбе за электорат – показать работу «на его же благо». Основной электорат находится в городах. Значит, их в первую очередь и надо «умаслить». Про селян совсем забывать тоже нельзя. Их доля, безусловно, не столь многочисленна, как у горожан. Зато они отличаются гораздо большей политической активностью. Вспомните, на каких избирательных участках в день выборов фиксируется наибольшая явка? Именно на «сельских». Опять же, где так показать работу, как ни на дорогах и во дворах? Депутаты согласовали выделение денег – значит, имеют полное право контролировать ход работ. А заодно «торговать лицом». По крайней мере, конкретные депутаты. Которым нужно «светиться» в преддверие грядущих выборов. Фамилии называть не будем – они итак известны.

Между тем, «заигрывание» с муниципалами имеет и обратную сторону. Речь идёт о ремонте областных дорог. Дорожный фонд, как известно, не резиновый. К тому же стремительно сокращается. И, по законам физики, если в одном месте (то бишь районах и городах) денег прибавилось, то по другому направлению их ровно настолько же сократят. Что и произошло. Итог - на реконструкцию дорог региональной собственности предусмотрено лишь 450 миллионов (для сравнения, в этом году – больше миллиарда). Притом, 200 из них отдают на корректировку проекта будущей Карабулинской развязки. Так что на выходе под реконструкцию остаётся 3-4 магистрали. И это также может не устроить большую часть граждан. Что касается нового строительства, то его в будущем году не будет вовсе. По крайней мере, если под это не выделят целевую федеральную субсидию. Одним словом, получается почти как у Муссолини (некоторые приписывают эту формулу и Франко): своим – всё, остальным – закон. Муниципалы снимут предвыборные «сливки», а области в целом предстоит затянуть пояс. Главное, чтоб не на шее. Хотя районам, конечно, тоже надо дороги строить. Это так, чисто по-обывательски.


2. Где деньги, Зин?

денег.jpg

То, что денег нет, это понятно! Выучили! И всё же: как можно пополнить дорожный фонд? Этим вопросом нет-нет, да и зададутся наиболее прогрессивные представители областного истеблишмента. Собственно, перечень источников известен и весьма ограничен. Акцизы (самый крупный из них), как мы уже сказали выше, в следующем году «просядут». Вряд ли стоит ожидать увеличения и по транспортному налогу (это второй по значимости источник). Продажи машин снизились, кризис, как-никак. А вот с ещё одним источником вполне можно поработать. Речь идёт о постах весового контроля. В начале октября в регионе прошла акция «На дорогу – без перегруза». Тогда буквально за один день на штрафах за перегруз (а с ним идёт огромное количество машин) удалось собрать более миллиона рублей. Эффективно, правда? Всего в области 4 поста. Наладить на них нормальную работу мешает куча несогласованных организационных, финансовых и правовых моментов (не будем утруждать читателей их перечислением). Вопрос не раз становился предметом обсуждения. И вот, кажись, сдвинулся с мёртвой точки. За счёт бюджета для ПВК намерены закупить необходимое оборудование (в том числе камеры для обработки штрафов в автоматическом режиме). А для обслуживания постов из «Ярдорслужбы» даже хотят выделить специальную структуру. Если всё получится – регион получит весьма неплохую прибавку в дорожный фонд.

денег2.jpg

А вот федеральные дороги уже нашли стабильный источник средств на ремонт. Собирать их будут с хозяев крупнотоннажных грузовиков. С 15 ноября проезд по указанным магистралям для всех фур массой свыше 12 тонн стал платным. Изначально Правительство страны утвердило цифру 3 рубля 73 копейки за каждый километр. Потом сжалилось. И понизило планку до 1 рубля 53 копеек. Правда, только до марта будущего года. Потом за километр придётся платить уже 3 рубля 6 копеек. Тех, кто платить откажется – оштрафуют. И нехило так, надо сказать. Для водителя предусмотрено наказание в 5 тысяч рублей. Владельцам придётся раскошелиться уже на 450 тысяч. При повторном нарушении – и вовсе на миллион. Думается, нет необходимости говорить, какую реакцию вызвали подобные меры среди дальнобойщиков. В Ярославской области они начали протестовать ещё за несколько дней до «часа икс». Всерьёз поговаривали о перекрытии дорог. Вопрос пришлось спешно рассматривать в стенах областной Думы. Профильный комитет собрал все заинтересованные стороны. Итогом длительного обсуждения стало обращение в адрес Дмитрия Медведева, содержащее несколько предложений. Во-первых, снизить оплату до 75 копеек за километр на первое полугодие 2016-го, а в дальнейшем не поднимать её выше полутора рублей. Во-вторых, ввести временный мораторий на сбор штрафов до мая будущего года (есть технические проблемы с их обработкой). В-третьих, подумать над снижением санкций. А то полмиллиона, в самом деле, как-то совсем по-драконовски. Услышат ярославцев в Москве или нет – покажет время. Но как-то отреагировать должны. Перевозчики настроены серьёзно. А перекрывать трассы за несколько месяцев до выборов, наверное, никому не надо.


3. Транспорт: приехали?

транспорт.jpg

С общественным транспортом ситуация может быть ещё драматичнее. Во-первых, продолжается объединение государственных АТП. Обо всех рисках этого процесса мы писали летом в статье «Повезёт ли тем, кто везёт?» (материал опубликован «Клубом социологов» 5 июля), так что не будем повторяться. Скажем только, что риски эти никуда не делись. А процесс продолжается. Точнее, он уже почти завершён. До 1 января на базе «Ярославского АТП» объединят шесть государственных предприятий (Ростовское, Пошехонское, Гаврилов-Ямское, Рыбинское, Шестихинское и Переславское). К началу ноября было закончено формирование организационной структуры и штатного расписания объединённого ГП. Организовано внедрение учётной системы. Новый устав предприятия проходит последние согласования. Пострадают ли от такой оптимизации пассажиры? Наступающий год покажет. А вот о возможных проблемах предприятий говорят уже сейчас. По крайней мере, если бы всё было хорошо, навряд ли директора двух из них (притом, чуть ли не самых успешных – Рыбинского и Шестихинского) стали бы увольняться. А это произошло. И как говорят, не без скандалов. По налогам новая структура точно проиграет, поскольку не сможет применять упрощённый режим (как это делали несколько «самостоятельных» АТП). А экономия на заработной плате, откровенно говоря, вызывает сомнения. Правительство продолжает настаивать, что она будет – за счёт сокращения административно-управленческого персонала. Однако вряд ли она покроет все издержки. Тем более, что первоначальные планы по сокращению людей, вроде как, были скорректированы в сторону снижения. Впрочем, даже сами чиновники указывают, что в 2016 году произойдёт снижение чистой прибыли. Пусть и символическое (на 2.5% по сравнению с 2015-м). Главное, чтобы эту прибыль потом не пришлось резко наращивать за счёт тарифа. В таком ключе все благие намерения, декларируемые чиновниками, сразу бы пошли прахом.

Кстати, о тарифах. Скорее всего, летом будущего года подорожает проезд в городском общественном транспорте Ярославля. Официально об этом пока никто не сказал. Но осторожные намёки в мэрии уже звучат. Притом, на довольно высоком уровне. По всей вероятности, речь идёт о повышении на 2 рубля – до 20 целковых. В принципе, если посмотреть на данные статистики, то к этому действительно идёт (см. таблицу). На протяжении последних лет стоимость билета традиционно растёт раз в два года. Последнее повышение было в августе 2014 года. Если тенденция продолжится, то новый «подарок» стоит ждать уже через несколько месяцев. Скорее всего, подорожает и проезд в маршрутках. Они не меняли расценки уже более трёх лет. И, если следовать всё той же закономерности, должны сделать это опять-таки в следующем году. Единственное, что теоретически могут предпринять власти – это как-то отсрочить повышение до осени. Чтобы не нервировать людей перед выборами. Впрочем, возможно, никакого повышения и не будет вовсе. Чудеса тоже случаются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Таблица 2


2008 г.

(июль)

2010 г.

(октябрь)

2012 г.

(июнь)

2014 г.

(август)

Стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте, руб.

10

12

16

18

Стоимость проезда в маршрутных такси,руб.

15

15

18

18



Планы мэрии по поводу реформирования городского транспорта, судя по всему, вообще готовятся грандиозные. Официально стратегию ещё не представляли. Но судя по просачивающейся (в том числе из самой администрации) информации, работать будут комплексно. Помимо появления скоростного трамвая (этот проект близок скорее к фантастическому, так что оставим его без комментариев), речь идёт также об объединении ПАТП-1 и «Яргорэлетротранса» (очевидно, с последующей продажей высвободившихся мощностей), замене некоторых троллейбусных направлений автобусными (как минимум, по 4 маршруту на Полушкиной роще) и сокращении части маршрутов. «Частники» от транспорта, судя по всему, пострадают в меньшей степени, нежели «муниципалы». Что даёт повод вновь строить предположения насчёт усиления «лоббистов от бизнеса». Подчеркнём – лишь предположения. Для конкретных выводов пока слишком мало данных.

А вот где бизнес точно не окажется в пролёте, так это в части обустройства платных парковок. В среду, 18 ноября, муниципалитет Ярославля, несмотря на оперативную паузу в середине осени, всё-таки утвердил перечень имущества, предназначенного к передаче по договору концессии для организации парковочных мест в зоне ЮНЕСКО. Лёд тронулся. Если не возникнет ничего экстраординарного, платные парковки начнут действовать уже весной. Депутаты от оппозиции, как не сложно догадаться, были против такого решения. Но ни переданные петиции от горожан, ни призывы к разуму, чести и совести позицию большинства не изменили. Эффект будет виден несколько позже. Но сложно представить, что ярославцы встретят дополнительные затраты (по 30 рублей за час стоянки) на позитиве. Особенно на фоне традиционного роста тарифов ЖКХ, повышения цен на продукты питания и товары первой необходимости и возможного подорожания проезда (не в городском, так в пригородном или междугородном сообщении).

Одним словом, по всему выходит, что наступающий год всё-таки принесёт немало неприятных сюрпризов жителям области. Власть предержащим, наверное, стоит задуматься об этом. Ровно, как и о рисках, которые могут нести принятые решения. В противном случае народ просто может дать свою оценку этим решения на выборах в сентябре. И вряд ли она будет «удовлетворительной».


ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

Опрос
Как Вы думаете, у кого больше всего шансов победить на выборах Президента РФ?