Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

26.03.2018
Ярославль
588
ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ
Об итогах работы АО «ЯроблЕИРЦ» в 2017 году

Вчера и сегодня всех жителей России до глубины души тронула трагедия в Кемерово - там сгорел крупный торговый центр и погибли люди, в том числе дети. Мы соболезнуем родным и близким погибших. Кемеровчане - держитесь! Но надо понимать, что такие или схожие проблемы есть в любом российском городе. Нечто подобное может случиться везде. И везде так или иначе "выплывает" на поверхность одна причина - чиновники рассматривают госслужбу не как служение народу, а как место для получения высоких доходов. Прямым или косвенным способом. Речь сейчас идет вовсе не о зарплатах. В Ярославле мы пока отделались легким испугом и небольшим повышением тарифа по ЖКХ в связи с созданием "ЯроблЕИРЦ". В Кемерове дядечки в серых костюмах и ярких мундирах "расплатились" человеческими жизнями. Что дальше?..
ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ

Время неумолимо движется вперёд. Казалось, ещё совсем недавно для наведения порядка в Ярославскую область был направлен «генерал-губернатор» Дмитрий Миронов. Меж тем, летом исполнится уже два года, как он находится на хозяйстве. Столько же работает и новая команда Правительства под руководством тёзки главы региона – Дмитрия Степаненко. Справедливости ради стоит сказать, что за это время наметились кое-какие положительные сдвиги. Например, в дорожном хозяйстве или борьбе с долгостроями. Но были и откровенно сомнительные эксперименты. Сомнительные, если не сказать больше. По странному стечению обстоятельств, все они почему-то касались сферы ЖКХ. И пока что не закончились ничем хорошим. Первой была попытка передать от муниципалов к области полномочия по благоустройству. В итоге она была признана противоречащей закону и нарвалась на замечания прокуратуры. Следом в Правительстве вознамерились сосредоточить в своих руках функции по водоснабжению и водоотведению и создать единый областной водоканал. Реформа оказалась абсолютно не проработанной, столкнулась с противодействием со стороны органов местного самоуправления и к концу прошлого года забуксовала настолько, что Губернатору пришлось продлять «переходный период». Единственным завершённым проектом стал «Ярославский областной единый информационно-расчётный центр» (ЯроблЕИРЦ). Он работает уже больше года. Но и здесь всё «не слава Богу». Поскольку ни одна из поставленных при его создании задач так и не была выполнена. Во всяком случае, полностью. Изначально задуманная ради благой цели, эта контора продолжает генерировать проблемы и оставаться источником постоянной социальной напряжённости.

 

Начало большого пути

ЯроблЕИРЦ - табличка-1.JPGЯрославский областной единый информационно-расчётный центр был зарегистрирован в ноябре 2016 года и полноценно заработал с января 2017-го. К его деятельности с самого начала было много вопросов. Например, почему организация, ответственная миллиардные расчёты по жилищно-коммунальным услугам, создана в форме акционерного общества и фактически является частной структурой? Ведь на первых порах у Правительства региона не было даже блокирующего пакета акций (25% + 1 акция)! Не меньшее недоумение вызывало активное лоббирование услуг общества исполнительной властью. Даже Ярославское УФАС посчитало содействие региональных чиновников АО «ЯроблЕИРЦ» незаконным. А по итогам рассмотрения жалобы областному департаменту ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов было направлено предупреждение. Недостатки при создании регионального информационно-расчетного центра были установлены и прокуратурой. Что любопытно, в обоих ведомствах вскоре произошла смена руководства. Также оставалось непонятным, на основании чего было рассчитано агентское вознаграждение в размере 3,9% от общего объёма платежей. Хотя в других организациях эта цифра была вдвое, а то и вчетверо меньше! И так далее, и тому подобное.

Ткаченко на пресс-конференции.JPGПравительство, конечно, не отмалчивалось. Ответственный за ЖКХ вице-премьер Виталий Ткаченко поначалу регулярно проводил пресс-конференции и раздавал комментарии СМИ. Но ответы звучали как-то не очень убедительно. Впрочем, это было не важно, ибо всё покрывалось великими целями: сделать процесс оплаты коммунальных услуг прозрачным и унифицированным, устранить «лишних посредников» в лице управляющих компаний, а главное – остановить растущие долги. «Основным фактором необходимости внедрения подконтрольного Правительству Ярославской области единого областного информационно-расчетного центра стал рост задолженности управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов и ресурсоснабжающих организаций перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов», – говорили тогда чиновники региональной администрации.

         Для достижения этих целей были брошены существенные ресурсы. В течение прошлого года «ЯроблЕИРЦ» развернул бурную деятельность. Это подтверждают и цифры итогового отчета, представленного 16 марта на заседании профильного комитета областной Думы. Если в начале года у конторы имелось только одно отделение в Тутаеве, то к декабрю филиалов стало уже 28: 12 – в Ярославле, 5 – в Рыбинске, а также в Переславле, Ростове, Угличе, Тутаеве, Даниловском, Борисоглебском, Мышкинском, Некрасовском, Некоузском и Пошехонском районах. В штате информационно-расчетного центра числятся более 160 сотрудников. На обслуживание взято свыше 600 тысяч лицевых счетов, а начисления за жилищно-коммунальные услуги составили без малого 4 миллиарда 50 миллионов рублей. Данных о результатах финансово-экономической деятельности общества в открытом доступе нет. Однако кое-что всё-таки известно. В бюджет было перечислено 15 миллионов рублей налогов и сборов: 7,7 миллиона – на страховые взносы, 3,7 – НДФЛ, 3,5 – НДС. А судя по налогу на прибыль (пусть и весьма символическому – 22 тысячи 385 рублей), предприятие сработало не в убыток и закончило год «в плюсе». Вроде бы, всё хорошо. Если бы не одна маленькая деталь. Ни одна из поставленных задач фактически так и не была выполнена в полном объёме. Более того: с созданием «ЯроблЕИРЦ» появились новые проблемы. Как для граждан, так и для ресурсоснабжающих организаций.

 

Не было заботы – купили порося!

          Во-первых, расчёты за коммуналку не стали понятнее и проще. Совсем наоборот. С появлением новой областной структуры более-менее отлаженный процесс сначала просто стал давать сбои, а к лету превратился в настоящий хаос. Который захлестнул как минимум три крупнейших города – Ярославль, Рыбинск и Переславль-Залесский. Проблемы появились сразу по нескольким фронтам:

  • задержка с доставкой платёжных документов (это было повсеместно);
  • «двойные» квитации (особенно в Переславле и Рыбинске, где люди одновременно получали документы от муниципальной теплоснабжающей организации или местной управляющей компании и от «ЯроблЕИРЦ»);

  • начисление платы за несуществующие услуги (допустим, за горячую воду владельцам водогрейных колонок);

  • некорректное отражение данных.

 Новосёлова.jpg       Самая большая беда была с завышенными счетами за коммуналку. В июле только в Заволжском районе Ярославля с этим одномоментно столкнулись более 30 тысяч человек. У многих людей суммы оказались в три-четыре раза больше обычного! Аналогичная ситуация случилась и в Рыбинске. А в сентябре с той же проблемой столкнулись жители Дзержинского района областного центра. Все грехи руководители «ЯроблЕИРЦ» в лице генерального директора Любови Новосёловой или её заместителя Екатерины Гончаровой объясняли с поистине девичьей наивностью и на удивление просто. Как будто ничего криминального вообще не случилось. Задержку с квитанциями, например, списали на длительную обработку огромных массивов информации. А вину за неразбериху со счетами и завышенные суммы в квитанциях возложили на контрагентов (ООО «РКЦ-Заволжье», МУП «Теплоэнерго», АО «Ярославльлифт» и др.). Дескать, они некорректно отобразили или попросту не передали единому информационно-расчётному центру те или иные персональные данные абонентов: реестры платежей, показания приборов учёта, номера лицевых счетов и так далее. Но это – разговор в пользу бедных. Ведь конечные платёжки поступали ничего не подозревающим и ни в чём не виноватым гражданам уже из «ЯроблЕИРЦ». И именно там должны были решать все проблемы. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. В конце концов, людей не должны волновать междоусобные разборки с контрагентами. А трудозатраты на обработку данных – вообще личные трудности расчётного центра. Но там, как видно, отвели себе роль «белых и пушистых». В результате получилось то, что получилось.

         Гончарова.jpgСамое любопытное, отсутствие некоторых проблем подобного рода не гарантировано и в дальнейшем. По крайней мере, на упомянутом выше заседании думского комитета по ЖКХ были отмечены сложности с «Почтой России» (несвоевременная и некачественная доставка единых платёжных документов до клиентов, а также задержка в перечислении платежей) и отсутствие обновляемой информации по первичному регистрационному учету граждан. По словам заместителя генерального директора «ЯроблЕИРЦ» Екатерины Гончаровой, в настоящее время ЕИРЦ обслуживает только 130 тысяч лицевых счетов с регистрационным учётом, в остальных случаях он ведётся другими структурами, что ведёт к некорректному начислению оплаты ЖКУ из-за отсутствия информационного обмена. Ни первая, ни вторая проблема не решены на 100%. Одним словом, то ли ещё будет! Воистину: не было заботы – купили порося!

 Очередь.jpg        Во-вторых, множество претензий касалось качества обслуживания населения. «ЯроблЕИРЦ», который, по словам чиновников, был призван осчастливить широкие народные массы и показать принципиально новый качественный уровень обслуживания, оказался банально не готов к работе с таким количеством людей. Когда начались проблемы со счетами, в офисы расчётного центра (а их тогда было совсем немного) выстраивались огромные очереди. Особенно показательными были Ярославский (на улице Терешковой) и Рыбинский (на улице Плеханова) филиалы. Позже клиентам настойчиво рекомендовали отправлять свои вопросы по электронной почте либо звонить по телефону. Но первый способ оказался трудноосуществимым для людей старшего поколения (интернетом обзавелись отнюдь не все бабушки), а телефонные линии были постоянно перегружены. По свидетельству самих абонентов, нередко звонки просто сбрасывали. При этом, колл-центр появился только в ноябре 2017 года. Сейчас сеть подразделений, конечно, расширена. Но в контору по-прежнему поступает порядка 300 обращений ежемесячно.

        За все надо платить.jpg К тому же, охват населения услугами «ЯроблЕИРЦ» так и не стал столь массовым как планировалось изначально. За первый год на его обслуживание планировали перевести не менее 80% жителей. По факту получилось только 60%. Как следует из информации самого расчётного центра, по сей день отсутствуют подразделения в Брейтовском, Большесельском, Гаврилов-Ямском и Любимском районах. Собственных офисов также не имеется в Переславском, Рыбинском и Ярославском МР. Очевидно, руководство «ЯроблЕИРЦ» полагает, что их жители без труда смогут обслуживаться в райцентрах. И ничего, что добираться до них нужно несколько десятков километров. В общем, ненавязчивый советский сервис. Хотя советский, пожалуй, был получше!

         В-третьих, похоже, не увенчалась успехами и борьба с растущей задолженностью. Во всяком случае, если судить по конкретным примерам. Возьмём самую больную для власти (да и для области в целом) тему – долги за газ. Возобновляя в нашем регионе программу синхронизации, «Газпром» ставил конкретное условие: реструктуризировать просроченную задолженность и обеспечить строгое исполнение текущих платежей. Если по первому пункту наметились определённые подвижки (главным образом с «ТГК-2»), то по второму всё оказалось печально. Например, два крупнейших муниципальных предприятия, МУП «Теплоэнерго» в Рыбинске и МУП «Спектр» в Переславле, значительно увеличили задолженность за 2017 год. Первое – на 286 миллионов (с 408,3 до 694,3), второе – на 120,2 миллиона (с 96,1 до 216,3). При этом, сам «ЯроблЕИРЦ» уверяет, что собираемость, допустим, по рыбинскому предприятию составила 89%. А неурядицы списывает на тот факт, что судебно-претензионная работа велась в течение не всего года.

 Иванов.jpg        В свою очередь, «изнутри» самого предприятия ситуация видится по-иному. Леонид Иванов, руководивший МУП «Теплоэнерго» в первом полугодии 2017 года, ещё весной обращал внимание на две проблемы. Первая – это дорогое обслуживание. По оценке директора, муниципальное предприятие будет терять на процентах около 60 миллионов рублей. «Кому их лучше заплатить – «Межрегионгазу» или ИРЦ? В случае с ЯрОблЕИРЦ это будут чистые убытки МУПа», - отмечал он в комментарии изданию «В городе R» в марте прошлого года. Иными словами, те средства, которые по идее могли получить газовики, ушли новой структуре. Вторая проблема – незаконный характер действий. Позволим себе привести ещё один комментарий Иванова в той же статье: «Если бы мы протокол совещания в областном правительстве 14 февраля сдали в антимонопольный комитет, думаю, мы имели бы второе представление о недопустимости принуждения к заключению договоров. По закону мы должны выбрать поставщика услуг не менее чем из трех предложений. Сегодня мы провести конкурс не можем, предложение лишь одно». Разве не на то же самое обращали внимание в областном УФАС? Начальник которого, как мы писали выше, оставил свой пост аккурат после подобных замечаний. Несколько позже был расторгнут контракт и с Леонидом Ивановым. Согласитесь, мало похоже на случайное совпадение. Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: предприятие нарастило долги в период работы с единым областным расчётным центром. Хотя задача ставилась прямо противоположная. И ЕИРЦ с ней не справился.

         Думается, что этот и все остальные моменты не могут не видеть в Правительстве Ярославской области. По имеющейся информации, намечены даже перемены в руководстве акционерного общества. Во всяком случае, в кулуарах ходят слухи об отставке Любови Новосёловой и её возможном выдвижении в качества кандидата в областную Думу на сентябрьские выборы. Хотя штатные изменения – отнюдь не главная задача в сложившейся ситуации. Главная – это устранение проблем при обслуживании клиентов и взаимодействии с контрагентами. Как видно, за прошедший год их накопился вагон и маленькая тележка. Первый блин получился комом. Посмотрим, как будет дальше.

  

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Что Вы ждете от 2019 года?