Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

04.08.2015
Ярославль
2657
ЛОКОМОТИВ НА ПЕРЕПУТЬЕ
Чиновники разного сорта так усердно отчитываются об успехах борьбы на фронте преодоления кризиса, что возникает ощущение, что и нет его, этого самого кризиса. Только вот цены «скачут», коммуналка, как обычно, растет… Возникает вопрос, а что в реальности происходит с экономикой, ее «локомотивами» - энергетикой, строительством, транспортом и логистикой? И так ли все хорошо?
ЛОКОМОТИВ НА ПЕРЕПУТЬЕ

Тем более что любая идея, если ее усиливать, переходит в свою противоположность. Например, умение ловко и красиво работать с информацией (призванное раскрыть реальную ситуацию), порождает изощренные инструменты пропаганды. Политики (вот не нужно обижаться на правду!) вооружены этим супер-оружием до зубов, вне зависимости от цвета знамен, и значков на лацканах. Послушаешь - послушаешь, потом посмотришь на результаты их вдохновенного труда, и делается скучно. Возникает острое желание пообщаться с человеком, который не бюллетени считает и не бюджет пилит, а делает нечто реально ощутимое. Например, кирпич.

Марченко фото от помощника.jpgГенеральный директор ЗАО «Норский керамический завод» Юрий Марченко за 40 лет работы участвовал в создании такого количества кирпича, что, наверное, хватило бы построить еще один Ярославль. Чем более реальных результатов человек достиг, тем он и интересен. А еще тем, что успешно избирался и в муниципалитет и в областную Думу…. и добровольно сошел с дороги депутата. По нашим временам – нестандартное решение. Налицо лучшие качества эксперта – профессионализм, солидные успехи и умение идти своим путем. Эксперт, расскажите, как у нас дела?

* * *

- Юрий Иванович, скажите, как специалист: какова реальная ситуация в строительном комплексе по России в целом и в Ярославской области в частности?

- Говорить о состоянии строительной отрасли во всей России, да и во всей Ярославской области, трудно, могу оценить положение дел в Ярославле, а уж Вы сами делайте выводы. Прошлый год был одним из самых интересных для строителей за очень долгое время. Ярославская область сдала более 700 тысяч квадратных метров жилья, это очень много. В целом по РФ построили даже больше, чем, бывало, в советские времена. Осенью-зимой случился небывалый бум продаж жилой недвижимости, включительно по январь нынешнего года покупатели буквально «сметали» все новые квартиры в Ярославле, особенно маленькие – «однушки» и небольшие двухкомнатные. Одна из главных причин – финансовая нестабильность. Обескураженные скачками курсов евро и доллара, люди стремились сохранить деньги, и спешно вкладывали все, что могли, в недвижимость. После плодотворного прошлого года осталось немало заделов, незавершенных строек, а ведь строители – такие люди: раз начали, то надо достраивать. Денег, скопленных после «бума покупок» на некоторое время хватило. В первом полугодии нынешнего года цифры по сданному жилью тоже оптимистические, но торможение по продажам ощутили уже в январе. А когда ипотеку подняли до 17%, покупателей не стало. Февраль и март были полностью «провальными». В апреле государство опомнилось, ввело льготную ипотеку - под 12-11,9%.

- Для нас это норма – ипотека под 11,9%?

ипотека.jpg– Скажу так - это лучше чем 17. Народ стал понемножку оживать, брать кредиты, но все равно до уровня ипотеки прошлых лет мы не дотягиваем. Это – определяющий показатель. Как ни крути, что ни придумывай, кредиты – основа работы строителей. В основном все равно через ипотеку народ жильё покупает. Поэтому сейчас вся строительная отрасль не то, чтобы замерла… Она стоит на перепутье, и как бы пытается определиться, куда пойти: вверх или вниз. Более реальный прогноз, к сожалению – вниз. Наш завод относительно благополучный, в этом году мы продали кирпича даже на 5 миллионов больше, чем в прошлом… Получается это потому, что ассортимент продукции у нас широкий, и работаем с крупными строительными компаниями не только в Ярославле, но и в Москве, Питере, Архангельской, Вологодской областях.

- Юрий Иванович, Вы меня запутали! Если спрос на норский кирпич растет, то почему строительство «на перепутье»? Почему «скорее вниз, чем вверх»? Есть кризис, или нет его?

гора поезд.jpg- Конечно, есть кризис. Я внимательно слежу за ситуацией у коллег. Предприятия строительной индустрии начинают затовариваться, на складах большие остатки, и это – предвестие кризиса. Осень и зима будут очень трудными. ЗАО «Железобетон», которым руководит мой давний и глубоко мной уважаемый партнер Андрей Александрович Паршиков, потеряло около 15% продаж по сравнению с прошлым годом, это – тревожный сигнал. Если у Паршикова перестают брать сваи и блоки, значит стройка «съёживается». Ведь любой дом начинается с бетона и заливки фундамента, а это значит, что будет заказ на кирпич и другие строительные материалы. Если сюда добавить, что завода ЖБИ «Арсенал» просто не стало, придется признать, что в целом обстановка тревожная. Для всех. Я знаю многих строителей, у которых иссякли оборотные средства и в планах стоит консервация строек до начала продаж.

- Помните, в советское время была такая социологическая игра – «если бы я был директором»? Если бы Вы обладали большой властью, какие антикризисные меры приняли бы? Или все идет правильно? Ведь государство вроде субсидирует процентную ставку по ипотеке?

- То, что государство субсидирует ставку и пока не остановило программу расселения ветхого и аварийного жилья… ну, наверное, спасибо. Эта работа в какой-то степени дает возможность продержаться строителям и производителям стройматериалов. Но если посмотреть на ситуацию в целом, неплохо бы вспомнить о том, что любая экономическая нестабильность вселяет в работника неуверенность. Можно помочь строителям построить жилье, но ведь надо, чтобы его еще кто-то купил. А разве будет брать ипотеку человек, который ждет, что вот-вот на заводе начнутся сокращения? Пока люди живут в страхе перед увольнением или снижением зарплат – существенных улучшений ждать не приходится. Народ осторожничает, ждет, когда наступит ясность в перспективах, в политике, во всей обстановке в целом. Экономика страны – единый механизм. Строительство, может быть, и локомотив экономики, но не могут в строительстве хорошо идти дела, если в машиностроении они идут плохо. Другие факторы: упали цены на нефть, страна в санкционной блокаде, нет дешевых западных кредитов – это, конечно, отразится и на строительстве, никуда не денешься. Точных рецептов для всей страны «как стратегически исправить все и сразу», я давать не могу, просто не знаю их. Мы же немного не так развиваемся как весь остальной мир... А локальные меры можно предпринять. Дать населению дешевые кредиты. Может быть, нужны дополнительные жилищные программы. Мы на заводе, например, поддерживаем своих работников, субсидируя им процентную ставку. Это разрешено законом, люди платят только «тело» кредита, а проценты завод берет на себя. Но это один из вариантов частичного решения проблем строительной отрасли, а вообще-то, решать все надо в комплексе.

- Норский керамический кирпич - признанный бренд. Как заводу удалось достичь такого результата?

- Наш завод был исторически обречен на то, чтобы его продукция стала брендом. Он сам - бренд. Это первый в Советском Союзе завод-автомат, таких да него не было. Все заводы, которые строились позже 1977 года в СССР и России, были производными от нашего. Норский завод служил образцом и для проектировщиков, и для строителей. Завод стабилен и успешен еще и потому, что в новое время он сохранил некоторые черты социалистического предприятия. С гордостью можно говорить, «Норский керамический завод» - социально ориентированное предприятие. Мы сохранили коллективные договора, материальную помощь, помощь в приобретении квартир и многое другое. А если правильно к людям относиться, то и отдача будет соответствующая.

- У Вас совсем нет проблем со спросом на продукцию?

- Пока нет.

- Значит, Норский завод вне кризиса, и никакой антикризисной политики не требуется?

- Ничего подобного! Еще как требуется. Когда грянул кризис 2008-2009 годов, мы оказались мало подготовленными. Удар был сильный, но и урок хороший. Поэтому к нынешнему кризису мы начали готовиться давно. Мы старались поднять производительность труда и снизить себестоимость продукции. Результат такой: в 2007 году завод выпускал 100 миллионов штук кирпича, работало 720 человек. Сегодня работает 410 человек, выпускаем те же 100 миллионов. Каждый год, начиная с 2009-го, мы не менее 150-200 миллионов рублей вкладываем в развитие производства. Много занимались энергетикой, построили собственную мини-ТЭЦ. Теперь у нас киловатт стоит чуть больше рубля, а в городе - почти пять.

- А сокращения работников продолжаются?

- Да, в начале года у нас работало 450 человек, сейчас 410. Но сокращаем максимально деликатно, со всеми выплатами, и в основном пенсионеров.

- Есть ли резерв антикризисных мер, или все, что можно, уже задействовано?

- Задел есть. Еще не все купленное в предыдущие годы оборудование установлено. Новый пресс нужно смонтировать, установить вальцы тонкого помола, но пока это не получается, потому что для установки такого оборудования нужно на время останавливать производство, а этого мы себе не можем позволить уже больше года – спрос на продукцию заставляет работать без остановок.

- Сейчас рынок предлагает сотни видов новых строительных материалов. Кирпич на их фоне кажется архаичным. Или он чем-то лучше, чем новые материалы?

- Говорят: есть «мерседес», и есть все остальные автомобили. А скажу так: есть кирпич, и все остальные стройматериалы. Я ничего и никого не критикую, но факт остается фактом: самые комфортные и долговечные дома – кирпичные. Особенно благоприятны для проживания дома, построенные из керамического кирпича. Он создает особый микроклимат, что важно для людей с ослабленным иммунитетом. Поэтому альтернативы кирпичу нет. Минус использования кирпича - он требует много ручного труда, стройка идет медленнее. Зато результат «на выходе» – вне конкуренции. Сейчас строим квартал «Норские резиденции» и я уверен, что многих покупателей привлекает именно то, что дома кирпичные.

- «Норские резиденции» - проект чисто ярославский, или есть иногородние соинвесторы?

- Проект именно ярославский. Работают «Эколлайн» и «Норский керамический завод», к партнерам можно отнести ЗАО «Железобетон», других соинвесторов нет. Когда создавали проект с Олегом Алексеевичем Жаровым – денег хватило только на выкуп площадки. Начало строительства прокредитовано одним из российских банков.

- Какие задачи решаются по бизнес-плану проекта? И решаются ли они?

Норское.jpg- Все идет по плану, ничего не меняем. В итоге построим 59 домов, 138 тысяч квадратных метров жилья. В 2013 году сделали проект. В 2014-м провели сети для всего квартала и построили первые 3 дома. Естественно, проект разделен на очереди, 5 декабря 2014 года ввели все объекты первой, к концу этого года концу года завершим вторую, третью и четвертую очереди.

- Почему именно малоэтажное жилье? Ведь гораздо выгоднее строить высотки?

- Не совсем так. Это наш сознательный выбор. Во-первых, на рынке недостаточно именно малоэжтажного жилья. Во-вторых, мы хотим дать жителям «Норских резиденций» дополнительные преимущества. Если бы здесь выросли девятиэтажки, жители столкнулись бы со столпотвореним. У большинства машины, ставить в многоэтажках их негде, а люди уже не хотят жить в толчее. Все больше ценятся нормальные стоянки для машин, огороженная территория и другие удобства.

- Есть еще какие-то особенности у проекта? Чем «Норские резиденции» отличаются от других новостроек?

- Наши плюсы - квартиры с отделкой, чуть более высокие, чем обычно, потолки (2м 70 см), и автономные газовые котлы. Они очень нравятся людям, потому что позволяют регулировать отопление. Уезжаешь – поставил на минимум, экономия получается очень приличная. Мне кажется, мы не ошиблись в расчетах и предложили то, чего люди ждали. Проект реализуется. На рынке оказалось не очень много игроков, предлагающих такой же, как у нас, класс жилья.

- Реализуя проект, наверняка приходится взаимодействовать с мэрий, а там все время меняется руководство. Не возникает проблем?

- Нет, все в порядке. Люди, которые занимаются строительством, остаются на своих местах и при смене руководства. Да и обязанности мэра у нас исполняли до сих пор вполне вменяемые люди. С Александром Нечаевым было приятно работать, с Алексеем Малютиным, думаю, будет не хуже. Мы ведь ничего не просим, кроме поддержки при решении документальных и организационных вопросов. Пока встречаем понимание, не мешает никто. «Норские резиденции» - первый на моей памяти проект, который идет так гладко. Возможно, отчасти потому, что не работаем с тепловиками, и по электрике выбрали альтернативное решение.

- И все-таки Норское – район окраинный. Как будет с детским садом, магазинами, школой? Кто все это обеспечит?

- К концу сентября проект детского сада будет готов. Есть договоренность с Александром Князьковым и Алексеем Малютиным, что, когда проектно-сметная документация будет сделана, наш садик включат в целевую программу. Разумеется, параллельно ищем поддержки и в Совете Федерации, и в Государственной Думе РФ. Строительство супермаркета площадью 600-800 метров в планах есть. Пока, временно, договорились с одним из местных мясокомбинатов, будет временный магазинчик на 50-60 квадратных метров. Школы новой, наверное, пока не нужно, будем заботиться о нашей, 17-й. Она перспективная, недаром у нас самый молодой в России директор школы. 24 года ему, энергии не занимать! Работаем с освещением на Большой Норской и в Красноперевальском переулке, ставим светофоры. Я думаю, будем нормально жить. Кстати, многие продают квартиры в Брагино, и переезжают в «Норские резиденции». Чудеса? Понимаю, трудно поверить, но факт. Переезжают.

- Вы были депутатом областной Думы. Почему не захотели продолжать, избраться на еще один срок?

- Я сознательно принял решение. Скажем так - как депутат я себя исчерпал. Опыт приобрел, посмотрел как работают муниципалитет и Дума, и решил, что достаточно. Депутатская деятельность отнимает слишком много времени. К тому же я больше работал здесь, с людьми. Фактически я и сейчас делаю то же самое, что делал, когда был депутатом. Люди также с просьбами идут, как и тогда. Только на заседания не хожу, но это и к лучшему, могу больше времени заводу отдавать. По большому счету ничего в моей жизни не поменялось.

* * *

Странное это состояние – стоять на перепутье. Нехорошее, даже если надеешься на лучшее – все равно гуляет под сердцем сквознячок и против воли лезет в голову былинное: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь…». А уже если «на перепутье» – целая отрасль (или целая страна), то происходящее и вовсе может показаться дурным каламбуром. И надежда – на здравомыслящих людей, которые умудряются работать и реализовывать масштабные проекты даже в таких условиях.

Константин Мышкин

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?