Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

21.08.2014
Ярославль
2215
Сказка о вкусной и здоровой пище из-за бугра или своё лучше

Человек на 80% это то, что он ест и пьет. А Вы знаете, что мы едим и пьем? Правда знаете? И читаете все то, что мелким-мелким шрифтом написано на этикетке покупаемых вами продуктов, купленных в супермаркете? И понимаете что это на самом деле означает? Если это так, то вам не надо читать эту статью.

Сказка о вкусной и здоровой пище из-за бугра или своё лучше

В наш пластиковый век слова «экологический», «натуральный» и «органический» воспринимаются почти как волшебные. Российский едок в массе своей небогат. Он покупает по принципу «лишь бы на 3 копейки подешевле». Простой гражданин РФ аленка.jpgпривык к эрзац-еде. Спреды вместо масла. Мозговой горошек из подкрашенного сухого гороха. Нашпигованные нитратами арбузы и морковь. «Майонезный соус» из одних добавок с грифом «Е». «Натуральный» фруктовый сок, сделанный из разбавленного сухого концентрата и имеющий отчетливый вкус аскорбиновой кислоты. Мороженое «с растительным жиром». Ни у кого уже давно не сводит скулы от диковатого словосочетания «ароматизатор, идентичный натуральному». И нет этому списку конца, и миллионы людей от Калининграда до Владивостока ежедневно и интенсивно копают себе могилы ложками и вилками. Вот только не надо поспешно обвинять меня в пропаганде! И в России не всё гуд.

- Здесь есть вообще ничего невозможно! Все безвкусное, все никакое! - жалуется мне по скайпу, уехавшая на ПМЖ в сытый немецкий город Кёльн приятельница по институту. – На наши эмигрантские доходы не разгуляешься. Овощи дешевые, но это сплошная гидропоника, их без почвы выращивают на щебне, поливая питательными растворами. Вкус – что огурец, что бумага! И остальное все тоже на заменителях – сладкие плитки вместо шоколада, соевое мясо и прочее. Полжизни отдала быза тарелку жареной картошки с огорода, но до моего огорода теперь почти три тысячи кэмэ.

Я пробую выяснить у моей германской жалобщицы: неужели в цивилизованной Европе негде купить натуральной еды? Она с тяжелым вздохом рассказывает о сети магазинов «Органик» в которых все натуральное – мясо парное, яблоки с дерева и без парафиновой защиты, молоко цельное, а отнюдь не разбавленное сухое, и не «ультрапастеризованное», а живое, которое скисает на второй день, как и положено молоку. Но… стоит вся эта вкуснотень в 3-5 раз дороже, чем овощи на гидропонике и сладкие плитки.

Прогулявшись по просторам Интернета, я быстро нашел предложения купить органические продукты, и был вынужден согласиться с моей эмигранткой: кусаются! Например, килограмм пшеничной муки без глютена стандарта «БИО Органик» стоит в интернет-магазине 193 рубля. 175 граммов печенья - 215 рублей. Бутылка лимонада 250 миллилитров - 122 рубля. Горькая стограммовая шоколадка без лактозы и лецитина – 237 рублей. Причина разноса цен в глобализации рынка, крупные торговые сети подчинили себе продовольственные конвейеры и качество продукции.

Рывкин1.jpgОднако в России есть люди, убежденные, что переход на производство органических (экологически чистых) продуктов – насущная необходимость сегодняшнего дня. Есть оказывается в России даже Союз органического земледелия, и в Ярославле есть его сторонники. С большим интересом я побеседовал с Виктором Рывкиным. Основной бизнес Виктора тоже связан с экологией – он директор Экоцентра «Доктор ЯРО», поэтому ему сам Бог велел верить в скорое появление на наших столах органических продуктов. И он верит, на вопросы отвечает твердо.

- Виктор Игоревич, Вам не кажется, что органические продукты – это нечто простым смертным недоступное?

- Нет, не кажется. Бытует мнение, что органические продукты – это еда для «золотого миллиарда», а органическое сельское хозяйство – это бизнес для олигархов. Проще говоря, еда, которую олигархи производят для других олигархов. Но если посмотреть на факты и данные исследовательской компании TNS, то сегодня органику в России в первую очередь покупают домохозяйки, мамы для своих детей– 45%, приверженцы здорового образа жизни – 30%, те, кто по состоянию здоровья вынужден есть здоровую еду (аллергики, диетики, беременные, кормящие и т.д.) – 10%. А это уже 85% всего потребления органики. И лишь 10% - это сегмент Luxury и 5% те, для кого органика – дань моде. Говорить об органике как о еде для богатых не приходится. Согласно другому исследованию компании РОМИР, 58% россиян готовы покупать экологически чистые продукты питания. По данным исследования Фонда «Посткризисный» 21% населения России, хорошо знает, что такое органические продукты и стремится покупать именно такие.

- А может быть обычные дешевые продукты не столь уж опасны?

- Массовое беспокойство засильем нездоровых продуктов растет, и оно не напрасно. вода.jpgКоличество «болезней из тарелок» растет в геометрической прогрессии. По данным НИИ питания РАМН, от 30 до 50% всех заболеваний в России связаны с нарушениями питания, что приносит государству ежегодный экономический ущерб до 13 триллионов рублей. Вдумайтесь - триллионов! Смертность от элементарно-зависимых заболеваний в России намного выше, чем в развитых странах. Среди факторов риска, убивающих россиян, недоедание фруктов и овощей занимает 13% и находится на четвертом месте, сразу после употребления табака. Большинство заболеваний, связанных с питанием (сердечно-сосудистые, онкологические, ожирение, сахарный диабет и целый «букет» других недугов) - это управляемые патологии, смертность от этих заболеваний можно снизить, благодаря качественному питанию.

Сегодня Россия на 16 месте по уровню смертности в мире. Наши соседи в «гробовом» рейтинге - Зимбабве, Чад, Сомали, а ситуацию с качеством продуктов я бы оценил как катастрофическую. Стремление есть здоровую пищу – это вопрос национальной безопасности.

- Но почему? Почему продукты у нас такие некачественные?

- Основных причин две. Первая – слабость системы контроля качества. Техрегламенты и крыжовник.jpgограничения не соблюдаются и не контролируются. Поэтому в продуктах полно химических удобрений, ГМО, гормонов роста, антибиотиков, пищевых добавок и трансжиров. После отмены ГОСТов должны были появиться 300 техрегламентов, а реально появилось не более 30, остальная продукция производится по техусловиям, которые пишут сами производители. Отечественные лаборатории обеспечивают только микробиологическую и радиационную безопасность продуктов. Лабораторий мало, параметры проверки продуктов снижены. Так, продукты проверяют лишь на наличие четырех пестицидов, а остальные 450 остаются на совести производителей. Из 35-40 антибиотиков, применяющихся в сельском хозяйстве, продукты проверяют на 4-5. В Америке контролируется 3 тысячи пищевых добавок, у нас из разрешенных к применению 476 (консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы) нет контроля ни за одной. Между тем, в год человек съедает от 2,5 до 9 кг этих пищевых добавок. К примеру, в ЕС применение антибиотиков меньше на порядок, но минеральных на порядок морковь.jpgбольше чем в России. У нас их больше «растаскивают» чем применяют, но на одном навозе качество не получить. Есть в России головы разработавшие экологическое земледелие, но его применение сложно внедрить по причине отсутствия программ, ответственности самих «колхозников». Только использование сапропеля в Ярославской области до 90-х доказало получение качественных продуктов, к примеру сравнивали французский из Пуатье и наш ростовский горошек по питательным элементам, наш в 2 раза полезней. Однажды на совещании по проблемам озера Неро столкнулся с невежеством, представитель Департамента АПК отстаивала необходимость программ обеспечения минудобрениями, и сравнивала «ценные» концентрированные минудобрения с «неэффективным» сапропелем. Поясню, это разные продукты не заменяющие друг друга, а скорее исключающие, т.к. сапропель многокомпонентное полезное ископаемое – мелиорант, возрождающий плодородный слой. Учёные продвинулись дальше. Есть разработка ярославны доктора сельхоз наук О.Б.Хохловой - ферментированные удобрительно-мелиорирующие смеси на основе сапропеля и много другое. Этим нужно заниматься!

Вторая причина низкого качества нашей еды - множество переработок и заморозок, которые переживает любой продукт прежде, чем попасть на наш стол. Никаких витаминов, минералов, микронуклиентов в них не остается. Директор НИИ питания РАМН Виктор Тутельян сказал: «С пищей необходимо получать около 200 соединений, больше половины из них незаменимые, выработать их организм не может. Их длительное недополучение приводит к болезни. Очень длительное – к смерти».

- Мы что все - смертники?

- Для горожан здоровая пища практически недоступна. Импорт продуктов в крупных городах достигает 80% и большинство из этих продуктов напичкано гормонами, антибиотиками, химикатами, ГМО.

- Может быть, дело в том, что законы не регламентируют требования к качеству еды?

- Ошибаетесь. Если Вам кажется наивным брать во внимание право на здоровье прописанное в Конституции, читайте Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", там все написано – и про гормоны, и про пестициды - ст.17 п. 3. Требованиям этого закона могут соответствовать только органические продукты. Законодательное право на экологически безопасную пищу в России имеют дети – 26 миллионов человек, беременные и кормящие – около 3 миллионов, и неисчислимая армия диетиков. Одних аллергиков 40 миллионов! А это уже никак не узкий рынок.

- Сельское хозяйство «в загоне». Кто в состоянии производить органические продукты?
- ЛПХ - личные подсобные хозяйства, те самые «шесть соток». В 2012 году на них вырастили не менее чем на 1,850 триллионов рублей в фактических ценах натуральных продуктов. По данным мониторинга «Союза органического земледелия» порядка 5% ЛПХ готовы хоть сейчас регистрироваться как юридические лица и платить налоги.

- Но кто у них купит? Дорого же!

- Не так страшен черт, как его малюют. Органическая еда на 50%-100% дороже, чем продукты убивающие нас. Я уже говорил – многие готовы платить такую цену. Потенциальный рынок реализации экологически чистых продуктов в России - 300-400 млрд. рублей к 2020 году.

- Что мешает огородникам начать производить органические продукты на продажу уже сейчас?

рыба.jpg- Правовой вакуум. Нужно разработать и принять технический регламент на органическую сельскохозяйственную продукцию, национальный стандарт качества экологической чистой продукции и Закон «Об органическом сельском хозяйстве». На первых порах для легализации рынка этого будет достаточно.

- Бытует мнение, что многие хорошие идеи в России разбиваются о недостаток финансов на их реализацию. Вы уверены что госчиновники и депутаты с пониманием отнесутся к идее легализации органического земледелия?

- Как говорил Остап Бендер: «Полную уверенность вам даст только страховой полис». Я не прогнозирую реакции чиновников. Я согласен, что бесплатных прогрессивных проектов не бывает – любой требует вложений. Однако выгоды от предлагаемой легализации органического земледелия столько весомы, что могут покрыть расходы на любой проект и вообще сделать страну богаче и уверенней.

Россия со своими 20% мировых запасов пресной воды в мире, 9% пахотных земель, 58% мировых запасов чернозема и 40 миллионами гектаров залежных сельскохозяйственных земель долго не получавших химизации, может всерьез рассчитывать на то, что к 2020 году может занять на мировом рынке органических продуктов более 15%, а его емкость – 25 миллиардов долларов. Улучшение плодородия почв практически неизбежное при органическом земледелии в деньгах принесет России выгоду 20-40 миллиардов рублей. А ВВП Российской Федерации в первые два года, после принятия Технического регламента на органическую продукцию вырастет на 170 млрд. рублей. Есть и другие позиции, позитивный финансовый эффект от которых пока не подсчитан, но даже неспециалисту ясно что он будет очень велик.

На 1 гектар обрабатываемой земли земледелец-органик тратит в 2,85 раза меньше энергии, чем традиционный колхозник. А снижение выбросов парниковых газов на 30-50%? Но главное - спасение от банкротства сотен тысяч мелких и средних ферм (рост доходов 100-300%), возможность развития органического сельского хозяйства в депрессивных регионах, в которые как в черные дыры вваливаются государственные дотации. Органическое земледелие – это экономический шанс для села стать самостоятельным, для потребителя продуктов – здоровым, а для страны – если не богатой, то значительно более стабильной. Была бы воля - деньги будут.

Беседовал Аскер Замиров

P.S. А что думают об этой проблеме представители пищевой промышленности, мы расскажем в последующих публикациях.

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?