Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

07.06.2017
Ярославль
546
О ЧЁМ МОЛЧИТ СЕВЕРНЫЙ СФИНКС?

Альтернативные итоги ПМЭФ-2017

В прошедшие выходные в Северной столице закончился очередной, 21 по счёту, Международный экономический форум (ПМЭФ-2017). После освещения новостей в ярославском медиа-пространстве у рядового обывателя не должно было остаться сомнений, что нашу область в ближайшее время накроет затяжной инвестиционный дождь. От того не покидает ощущение, что пиара во всём этом было больше, чем самой экономики.
О ЧЁМ МОЛЧИТ СЕВЕРНЫЙ СФИНКС?

В прошедшие выходные в Северной столице закончился очередной, 21 по счёту, Международный экономический форум (ПМЭФ-2017). Некоторые считают, что после введения санкций статус мероприятия на мировой арене серьёзно пошатнулся. Но мы оставим рассуждения о его «международности» в стороне. Ибо для внутреннего рынка событие в любом случае остаётся знаковым. И регионам стоит ездить на подобные мероприятия и «светиться» перед политическим и экономическим истеблишментом страны. Ярославская делегация справилась с этой задачей на «отлично», можно сказать – блестяще! Даже несмотря на то, что создание регионального стенда обошлось казне в 15 миллионов рублей. Аккредитованные СМИ «губернаторского пула» выдавали статьи и трансляции с форума, словно горячие пирожки. Тональность, понятное дело, была самой, что ни на есть мажорной. После прочтения подобных новостей у обывателя не должно оставаться сомнений, что нашу область в ближайшее время накроет затяжной инвестиционный дождь. От того не покидает ощущение, что пиара во всём этом было больше, чем самой экономики. А политика в данном случае вовсе не является её концентрированным выражением. Скорее, наоборот.

Бочка мёда

Форум 1. Стенд Ярославской области.jpg

К сожалению, мы не располагаем текстами тех многочисленных соглашений, которые наша область заключила на форуме. И можем довольствоваться лишь общедоступными информационными сообщениями. Они бодры, веселы и полны веры в светлое завтра. Однако при внимательном рассмотрении многие из них звучат довольно обтекаемо и допускают весьма вольное толкование. Не будем ручаться за 100% точность анализа. Но, в отличие от «белодомских» пиарщиков, наши выводы по итогам ПМЭФ-2017 не будут столь радужными. По крайней мере – по отдельным направлениям. На наш взгляд, в той бочке мёда, которую так убедительно нахваливают журналисты и чиновники, всё же имеется и ложка дёгтя. Но об этом – чуть позже. А пока коротко напомним про основные достижения ярославцев в Северной столице:

· Соглашение о строительстве тепличного комплекса площадью 50 гектаров для выращивания овощей. Объём инвестиций – 5 миллиардов рублей.

Форум 3. Соглашение с МКБ (Менделеевский завод).jpg

· Соглашение с ПАО «Московский кредитный банк» о модернизации и развитии НПЗ имени Д.И. Менделеева в Тутаевском районе. Объём вложений – 4,5 миллиарда рублей.

· Соглашение с ОАО «Ярославский технический углерод» о строительстве четырёхзвездочной гостиницы в Красноперекопском районе Ярославля. Стоимость проекта – 3 миллиарда рублей;

· Соглашение с ООО «Космос Инжиниринг» о создании в Ярославской области инфраструктуры по сбыту сжиженного природного газа. Инвестиционный проект предусматривает, в том числе, строительство завода СПГ в Большесельском районе. Предварительная оценка работ – 2 миллиарда рублей.

· Соглашение с АО «Р-Фарм» о строительстве пятизвёздочного отеля в Ярославле. В проект предполагается вложить более 1 миллиарда рублей.

Форум 4. Соглашение с Татнефтью.jpg

· Соглашение с ПАО «Татнефть» о сотрудничестве в направлении развития и модернизации розничной сети автозаправочных станций на территории области. Общий объём инвестиций – 600 миллионов рублей.

· Соглашение с ОАО «Пошехонский рыбзавод» о создании предприятия по производству товарной форели. Проект обойдётся в 500 миллионов рублей.

На форуме подписали ещё несколько документов. Пожалуй, самых статусных по форме (если судить о подписантах) и одновременно самых «рамочных» по содержанию (если судить всё по тем же информационным сообщениям). Здесь не указаны конкретные суммы, так что просто перечислим их:

· Соглашение о сотрудничестве с АО «Российский экспортный центр», которое предусматривает полный комплекс поддержки для экспортно-ориентированных предприятий Ярославской области. Таковых более 200, продукцию из нашего региона покупают в 106 странах.

Форум 2. Соглашение с Ростехом.jpg

· Соглашение о сотрудничестве с Банком ВТБ. Взаимодействие подразумевает реализацию совместных инвестиционных программ, поддержку ярославского промышленного комплекса, предоставление кредитов.

· Соглашение с ГК «Ростех». Документ касается разработки, производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции организаций государственной корпорации, расположенных на территории области. Кроме того, «Ростех» реализует пилотный экосистемный проект «Умный город».

· Соглашения о сотрудничестве с Московской и Тульской областями. Пожалуй, самые загадочные документы. Кроме нескольких общих фраз – никакой полезной информации. Картину не прояснило даже бодрое интервью тульского губернатора и бывшего сослуживца руководителя нашего региона Алексея Дюмина.

Вроде бы, ничего не забыли. К слову, общий объём инвестиций по итогам форума оценивают в 21 миллиард рублей (с учётом всех 17 соглашений). Ах, да! Дмитрий Миронов также сообщил о реконструкции аэропорта «Туношна» и создании региональной авиакомпании. Таким образом, нынешний глава региона не изменил традициям и вслед за своими предшественниками решил заняться развитием нашего многострадального авиаузла. И последнее. На форуме была представлена местная разработка – велосипед для моря. Как будет использоваться это чудо техники, в новостях не уточнили. Но сам факт примечательный: в области изобрели велосипед! Пусть и подводный. Воистину, да не оскудеет талантами земля Ярославская!

Ложка дёгтя

С одной стороны, всё озвученное выше впечатляет. Невольно напрашиваются параллели с Международным инвестиционным форумом в Сочи в конце сентября прошлого года, который стал первым подобным мероприятием для новых областных властей. И тогда и сейчас регион отметился статусными соглашениями. Осенью – со «Сбербанком», «ВЭБ», «Лукойлом», сейчас – с «Ростехом», «ВТБ», «Транснефтью». И тогда и сейчас говорили о многомиллионных инвестициях. Осенние инвестиции что-то пока не пролились весенним дождем (ну если, конечно, не считать мощным инвестиционным "проектом" сокращение офиса Северного банка Сбербанка России). Питерский форум вообще стал чуть ли не самым «урожайным» за всю историю участия в нём ярославских делегаций. За многие проекты действительно можно порадоваться. Например, в сфере развития сельского хозяйства и поддержки реального сектора экономики. Но отдельные документы и сообщения, мягко говоря, вызывают недоумение. И наводят заставляют усомниться в их экономическом обосновании.

Пожалуй, наиболее яркий пример – соглашение с «Ярославским техническим углеродом» о строительстве гостиницы. Проект запланирован с размахом. Четырёхзвёздочный отель представляет собой целый комплекс из двух башен (по 16 и 12 этажей) с двухуровневой подземной парковкой. Он расположится недалеко от «Арены-2000» и будет рассчитан на 230 номеров и 90 апартаментов. Завершить сие грандиозное начинание хотят уже во втором квартале 2018-го (то есть ровно через год). Вроде бы, смотрится круто. Но если проанализировать ситуацию, то картина получается несколько иная. Прежде всего, в Ярославле достаточно гостиниц. В том числе довольно крупных: «Любим» (270 номеров), «Юбилейная» (244 номера), «Которосль» (180 номеров), «Ибис» (177 номеров) и других. Есть и полноценные «четвёрки»: «Ринг Премьер Отель», «СК Роял», «Святой Георгий». Но вся штука в том, что они стоят полупустыми. В прямом смысле этого слова. К началу этого года заполняемость отелей в Ярославле составляла 50%. Эти данные озвучили не абы где, а в Правительстве области на специальном совещании под председательством вице-премьера Максима Авдеева. Если попытаться сделать градацию по времени года, то в пик туристического сезона (лето) цифра может возрасти примерно до 70%. Зато в межсезонье опустится до 35-40%. Так или иначе, говорить о 100% заполняемости сейчас не приходится. Так зачем строить ещё один отель, да ещё такой вместительный?

К тому же, статус «4 звезды» позволяет предполагать, что стоимость номеров там будет соответствующей. Учитывая ситуацию с доходами граждан, это вряд ли вряд будет пользоваться спросом у «массового туриста». Во всяком случае, российские путешественники наверняка будут выбирать гостиницы подешевле. Особенно если речь идёт об организованных турах. В апартаментах подороже, скорее всего, остановятся иностранцы и вип-гости. Но резонно предположить, что они вряд ли поедут в спальный район и с большой долей вероятности выберут центр. Благо, тамошние «четвёрки» уже успели себя зарекомендовать. Так что если уж и говорить о новом строительстве, то в первую очередь про гостиницы эконом-класса. В том числе приспособленных под размещение особых категорий гостей (например – детско-юношеских спортивных команд). На наш взгляд, востребованность таких отелей будет выше.

Здесь же стоит упомянуть и о планах по строительству ещё одной гостиницы. Инвестором выступает фармацевтическая компания «Р-Фарм». Денег, правда, вкладывают существенно меньше, чем «Техуглерод» - порядка 1 миллиарда. Да и само строительство продлится до 2021 года. Зато отель будет первым в городе пятизвёздочным! Но опять же – зачем? Не будут ли номера простаивать большую часть года? Кто будет выступать в качестве гостей? И окажется ли их количество достаточным хотя бы для относительной окупаемости проекта? Вопросы, вопросы… Не хочется строить каких-то домыслов. Но есть предположение, что привлечение туристов, возможно, вообще не является самоцелью инвесторов. А названные объекты выступают в качестве «социальной нагрузки». Например, в обмен на какие-то налоговые льготы или иные преференции от власти. Может быть ещё интересней: инвестиционные проекты как залог решения неких проблем бизнеса. Разумеется, всё это – теория. Но, повторимся, мы не имеем на руках ни текстов соглашений, ни экономического обоснования будущего строительства. Поэтому остаётся только предполагать.

Ещё один проект, заслуживающий особого внимания – «Умный город». Тот, который по линии «Ростеха». Суть проекта не вполне понятна даже узкопрофильным специалистам в IT-сфере. А всё неизвестное по определению вызывает настороженность. Судя по всему, «Умный город» будет развиваться сразу в нескольких направлениях. По некоторым из них также есть немало вопросов. Взять хотя бы составляющую под названием «Безопасный город» (система видеомониторинга и оповещения населения). Программа с аналогичным названием существует в Ярославле уже несколько лет и регулярно получает соответствующее финансирование. Так стоит ли городить огород и изобретать то, что уже изобретено и давно работает? Или направление «Светлый город», которое предусматривает установку светодиодного освещения. Нет, штука эта хорошая, полезная. И, наверное, действительно позволяет экономить миллионы рублей. Но вы можете представить, во сколько обойдётся замена светильников в целом городе? В десятки, если не сотни миллионов (общая стоимость всего проекта «Умный город» оценивается в 3,5 миллиарда). Всё это может стать для кого-то очень хорошей «кормушкой». Если уж покраска заборов на разделительных полосах наших улиц влетает в копеечку, то уж энергоэффективные лампочки – и подавно. Хорошо, если все расходы на себя возьмёт сам инвестор. А если нет? И городу ещё придётся «доплачивать» из своей казны? В общем, ещё один повод для размышлений.

Аэропорт Туношна-2.png

Берут сомнения и насчёт очередной модернизации ярославского аэропорта. Напомним, что Дмитрий Миронов сообщил о создании региональной авиакомпании «Ярославия» и упомянул о концепции развития нашего авиаузла. Здесь трудно не согласиться с известным общественником Андреем Алексеевым: «на моей памяти это четвёртый губернатор Ярославской области, который анонсирует нам развитие «Туношны». Из четырёх». Казалось бы, всё только успокоилось после прошлогодних фантастических проектов, о которых говорил тогдашний зампред правительства Михаил Крупин (ныне трудящийся детским уполномоченным). Несколько месяцев назад в аэропорт пришёл новый директор – Анатолий Козлов. Была озвучена вполне здравая программа действий, предусматривающая несколько последовательных шагов. А именно – расширение взлётно-посадочной полосы до 60 метров (для приёма широкофюзеляжных самолётов); реконструкция существующего здания аэровокзала (чтобы уйти от реверсивной схемы, когда один зал работает или на вылет, или на прилёт, что значительно увеличивает время обслуживания рейса); организация полноценной линейной станции по техническому обслуживанию воздушных судов. Всё выглядело логичным, а самое главное – осуществимым. И вдруг как гром среди ясного неба – региональная авиакомпания.

Откровенно говоря, даже не хочется вдаваться в рассуждения, насколько это обоснованно при существующем пассажиропотоке в 15,8 тысяч человек в год (данные 2016 года) с парой-тройкой регулярных рейсов, и во сколько это обойдётся казне. Ответ, вроде бы, и так очевиден. Идея чем-то напоминает недавние планы по строительству в «Туношне» причала, проведения железнодорожного сообщения и увеличению пассажиропотока более чем в 150 раз. Правда, сейчас про эти планы предпочитают не говорить. Очевидно, нас ждёт очередная новая стратегия со стратегическими же задачами.

Татнефть-2.jpg

В принципе, можно отметить и другие проекты. То же соглашение с ПАО «Татнефть». Журналисты дали весьма обтекаемую формулировку: «сотрудничество в направлении развития и модернизации розничной сети автозаправочных станций на территории Ярославской области». Трактовка может быть предельно широкой. Условно говоря, под модернизацию может попадать даже замена вывески при въезде на автозаправку. А новое строительство может быть сведено к минимуму. Соответственно, как и создание дополнительных рабочих мест. Возможно, всё это не так. Но никакой расширенной информации ярославский «Белый дом» не даёт.

Одним словом, говорить об успехах питерского экономического форума для Ярославской области стоит с определённой оговоркой. А считать инвестиционную политику нашего региона прорывной пока что вряд ли возможно. Объективных критериев для такой оценки не так много. Но они есть. В качестве одного из них самой властью предложен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. Его свежие результаты на форуме представило Агентство стратегических инициатив. По сравнению с прошлым годом Ярославская область улучшила свои позиции на три пункта и заняла 25 место. Вроде бы, неплохой показатель. Однако если посмотреть на 20 лидеров (в открытом доступе есть только они), то наш регион обходят сразу 10 соседей по ЦФО: Москва, Тульская, Калужская, Воронежская, Московская, Тамбовская, Костромская, Липецкая, Владимирская и Ивановская области. Притом, некоторые «рванули» сразу на 13, 14 и 15 позиций вверх. Так что почивать на лаврах пока рановато. Чтобы заявленные планы совпадали с реальностью, впереди предстоит ещё очень большая работа.

ИВАН ТИХОНОВ

Опрос
Каких действий Вы ждете от вновь избранной региональной власти?