Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

23.01.2015
Ярославль
1965
БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ ИЛИ КРАСНАЯ ТРЯПКА ДЛЯ ГОРОЖАН
Сегодня, в пятницу опять пошел снег. И снова будут пробки на основных автодорогах Ярославля. И конца этому не будет, пока не наступит весна. Почему это происходит? Почему лет пять назад дороги успевали чистить, а сейчас нет? Сегодня мы открываем серию публикаций, в которых попытаемся разобраться что же такого произошло с уборкой города за это время?
БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ ИЛИ КРАСНАЯ ТРЯПКА ДЛЯ ГОРОЖАН

Так уж повелось в последние годы, что к списку двух традиционных российских бед Ярославль регулярно добавляет всё новые и новые. Первую беду оставим за скобками по причине отсутствия профильного медицинского образования и невозможности квалифицированно оценить масштабы беды (но не при отсутствии самой проблемы). С дорогами областной центр «отмечается» регулярно и не говорил про это только ленивый, притом ленивый в квадрате. Поэтому сосредоточим внимание на другом актуальном вопросе - зимней уборке города. Ибо вопрос этот волнует, наверное, 99% ярославцев – так пеших так и «конных». А качество этой самой уборки оставляет желать лучшего. Это выражаясь политкорректно. А говоря литературно - город снова стал похож на «Челюскин», затёртый во льдах и снежной каше. Что ж, попробуем разобраться – почему так?

Первая причина, на наш взгляд, состоит в банальном дефиците. Дефиците кадров. Точнее организаций, которые теоретически могут заниматься зимним содержанием дорог. А кадры, как известно, решают всё! По сути, весь перечень сводится к трём крупным «игрокам», повелителям грейдеров и тракторных щёток. Это компания ООО «Радострой», холдинг известного предпринимателя Вагинака Погосяна и недавно реорганизованное и обновлённое госпредприятие «Ярдормост». Конечно, в регионе есть ещё несколько менее крупных фирм из той же оперы. Но работают они, в основном, на локальных рынках и в «большой ярославской игре» участие почти не принимают. А «Ярдормост», в основном, занимается региональными дорогами и в город не идёт (по крайней мере, пока). Так что его в учёт брать не будем. Вот, собственно, и всё.

Первоначально конкурс на зимнюю уборку-2015, как известно, выиграл именно «Радострой». Падение составило почти 40%. Ну да к таким цифрам все давно привыкли. Тем более, что контракт в декабре фирма заключить не смогла. Поскольку из-за повышения ЦБ ключевой ставки (тот самый «чёрный вторник») банк приостановил рассмотрение заявок на выдачу банковских гарантий. Началась вторая часть «марлезонского балета». В роли «чёрного лебедя» на сцену вышла ООО «Трасса». Она была вторым участником конкурса, долго не шла на подписание контракта. В итоге документ был «оформлен» сторонами только вечером 30 декабря.

уборка1.jpg«Трасса» давно стала притчей во языцах. Наряду с компаниями ООО «ЯрАБЗ» и ООО «Автодор» её относят к холдингу Вагинака Погосяна, на которого сейчас заведено уголовное дело. О том, что «Трасса» может принадлежать Погосяну или является его аффилированной организацией, ярославским информагентствам в своё время говорил и депутат облдумы Сергей Шмелёв, и председатель фракции «Справедливая Россия» в муниципалитете Анатолий Каширин, и ряд других лиц. Хотя в учредителях компании Погосян, вроде как, и не значится. Рядовым же горожанам «Трасса» знакома, в основном, по многочисленным скандалами вокруг ремонта дорог и уборки города. «ЯрАБЗ» и «Автодор» тоже «отметились» на своём поле. Притом не только в Ярославле, но также в Рыбинске и Костроме. Особенно много нареканий было в соседнем регионе. В 2011 компания «ЯрАБЗ» выиграла там контракт на благоустройство городских дворов, но не выполнила работы к сроку. Костромичи не стали миндальничать. На подрядчиков было заведено уголовное дело, под раздачу попали и чиновники из городской администрации, а депутаты Костромской городской Думы обвинили «ЯрАБЗ» не только в нарушении сроков, но и в несоблюдении качественных нормативов. Вот такой жёсткий «сусанинский» стиль. В Ярославле до последнего времени особой жёсткости не было. И упомянутые компании регулярно выходили на конкурсы.

Та же «Трасса» полгода назад выиграла контракт по содержанию города на второе полугодие. С колоссальным падением более - 70%. Шуму после этого было много, о чём писали и что показывали многочисленные СМИ. А нарушения в банковской гарантии тогда нашли и Ярославское УФАС, и прокуратура, и даже областное УЭБиПК. Сейчас вопросы по предоставленной гарантии возникли снова. Но контракт всё равно заключили. Тут уж пришлось выбирать из двух зол - в противном случае город вообще мог остаться без подрядчика на уборку. Но танцы на одних и тех же граблях это, увы, не отменяет. Да и выбрать не из кого.

Второй причиной неудовлетворительной уборки мог стать ещё один дефицит – дефицит техники. Не будем вдаваться в подробности и анализировать ГОСТы, техзадания и другие нормативы, регламентирующие вопросы зимнего содержания. В них прописано всё: от того, сколько «рассола» лить на обледеневшую дорогу и до частоты вывоза скопившегося снега. Просто существуют опасения, что начав разбираться во всём этом, есть риск отыскать ещё большее количество нарушений, чем есть сейчас. Поэтому возьмём простую как электровеник статистику распределения техники при уборке города тремя организациями (четыре района из шести «Трасса» отдала на субподряд уже упомянутому всуе ООО «Автодор» и «Спецавтохозяйству по уборке города»). Все данные взяты из официальных источников. Для наглядности занесём их в таблицу. В ней легко, как на ладони, можно увидеть, как в первую рабочую неделю трудились подрядчики.

Распределение техники при уборке города Ярославля в течение первой рабочей недели 2015 года (источник – официальный сайт мэрии Ярославля)

Дата

«Трасса»

«Спецавтохозяйство»

(САХ)

«Автодор»

Итого техники, ед.

19.01.2015

3 (Кировский район)

17 (7 – Фрунзенский район, 10 – Красноперекопский район)

5 (2 - Ленинский район, 3 – Дзержинский район)

25

16.01.2015

24 (21 – Кировский, 3 – Заволжский)

29 (20 – Фрунзенский район, 9 – Красноперекопский район)

17 (10 – Ленинский район, 7 Дзержинский район)

70

15.01.2015

23 (18 – Кировский район, 5 – Заволжский район)

24 (16 – Фрунзенский район, 8 – Красноперекопский район)

16 (10 – Ленинский район, 6 – Дзержинский район)

63

14.01.2015

24 (18 – Кировский район, 6 – Заволжский район)

18 (6 – Фрунзенский район, 12 – Красноперекопский район)

16 (10 – Ленинский район, 6 – Дзержинский район)

58

13.01.2015

13 (10 – Кировский район, 3 – Заволжский район)

27 (14 – Фрунзенский район, 13 – Красноперекопский район)

14 (8 – Ленинский район, 6 – Дзержинский район)

54

Какие выводы напрашиваются их этой таблицы? Первое – компания «Трасса» почти всегда (исключение – один день 14 января) была не на первом месте по количеству работающей техники. А 13 и 19 января – вообще на последнем. А ведь она – генеральный подрядчик. «Спецавтохозяйство», и «Автодор» работают как бы у неё в подчинении. Повторяется история с содержанием города полугодовой давности, когда «Трасса» не обошлась своими силами и также отдала субподряд САХу. Конечно, законодательством это не запрещено. Но, как говориться, осадок остаётся. Как и снег после уборки такого генподрядчика.

Опять же по статистике, выходит, что больше всего техники в среднем исчислении выставляло именно «Спецавтохозяйство». С точки зрения обывательской логики это понятно. В зоне его ответственности - два крупнейших района, Фрунзенский и Красноперекопский. А это такие жизненно важные направления, как Московский проспект и проспект Фрунзе, Суздальское шоссе, улицы Большая Фёдоровская и Гагарина. Местами на этих проезжих частях – о чудо – был даже вычищен от снега бордюрный камень! А вот не менее крупный Заволжский район (ответственность «Трассы») довольствовался всего несколькими единицами техники. Максимум на борьбу со снегом туда отряжали 6 машин, но чаще – 3. А ведь Заволга – часть города не только внушительная по населению, но и самая протяжённая. При этом, микрорайоны ещё и сильно разбросаны. Не особо много техсредств досталось и Дзержинскому району. Сложно сказать, выполняли ли подрядчики трёхсменный график, о котором периодически напоминали в Агентстве по муниципальному заказу ЖКХ. Но даже если это было так, рабочим пришлось бы трудиться без остановки круглые сутки, чтобы при существующих ресурсах выполнить весь объём работы. А вот в это верится уже с трудом. Хотя, чудеса тоже бывают.

В-третьих, напоследок, нельзя не вспомнить ещё один, момент, который из-за ненадлежащейDSC_7271.jpg уборки города как-то отошёл на второй план (хотя и не был полностью забыт). Это уборка дворов и чистка тротуаров. Ведь именно по ним, зажатым между домами и нечищеной проезжей частью, как между Сциллой и Харибдой, вынуждены передвигаться горожане! И здесь снова напрашивается аналогия с кораблём. Идти по тротуарам в нынешнем январе не проще, чем по мокрой палубе во время качки. А ленточки, якобы сигнализирующие об опасных местах возможного схода снега, сиротливо висят на своих хилых опорах и напоминают остатки разорванного бурей такелажа.

Знающие люди, конечно, могут возразить, что уборка дворов находится под ответственностью управляющих компаний. А приведением тротуаров в «нормативное состояние» или просто в божеский вид должны заниматься собственники зданий, к которым относится и прилежащая территория. Всё так, если бы не одно «но». Во-первых, управдомов в городе не так много. И при наличии многочисленных «советов домов», околокоммунальных общественных организаций и другой более или менее «тяжёлой артиллерии» договориться с ними по-джентельменски о нормальной уборке, наверное, не составит большого труда. Особенно учитывая немалое количество всякого рода штабов, планёрок и «летучек» на эту тему в мэрии. Во-вторых, совладельцами многих крупных управляющих компаний является сама городская администрация. И повлиять на политику «своих» же активов, вроде как, ещё проще. Ну и, в-третьих, тротуары рядом с муниципальными учреждениями после праздников в отдельных местах выглядели даже хуже, чем у «частных лавочек».

Так, вообще не убирался тротуар у МУК «Городской джазовый центр» на Большой Октябрьской улице. Почти не видно было работу у дома департамента образования мэрии Ярославля на Волжской Набережной. Плотный слой льда образовался на территории, прилегающей к зданиям городской избирательной комиссии и управления земельных ресурсов мэрии на улице Нахимсона. Хотя находящийся буквально за углом на Андропова вход в Центральный рынок (тоже, разумеется, муниципальный) был в очень приличном состоянии. Такие же почти образцовые тротуары располагались буквально в нескольких метрах рядом с Управлением транспорта и Комитетом по рекламе. Значит, могут, когда захотят?

Объективности ради, нужно признать, что с уборкой «грешили» не только городские структуры, но и региональные. И даже федеральные. Не в лучшем виде в первые послепраздничные дни снег2.jpgбыли тротуары у отдельных корпусов ЯГПУ и ЯрГУ имени Демидова. А у здания Главпочтампта на Богоявленке образовался просто идеальный каток. И если бы Илья Авербух захотел в эти дни привезти в Ярославль своё знаменитое «Ледовое шоу», можно было бы не заморачиваться на «Арену-2000». И собирать фигуристов прямо на одной из центральных площадей. Кстати, о площадях. Апофеозом всей январской кампании стала Советская площадь, которая за последние дни не убиралась вообще! Что является уж совсем тревожным симптомом «болезни». Поскольку оставлять снег прямо на виду у губернатора и депутатов облдумы для подрядчиков всегда считалось не комильфо. Но времена, видимо, меняются.

В этом вопросе, конечно, можно запугать санкциями (ох уж это слово!), привлечь к ответственности, выдать предписание и так далее. Но гораздо проще соблюдать и поддерживать элементарный порядок. Тем более, на это не нужно тратить огромных денег. Глядишь, и город стал бы лучше!


снег3.jpg

ВИКТОР ПАРФЁНОВ

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?