Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

27.10.2015
Общество
1778
Единство, однозначно! А может и нет...
Выборы 13 сентября 2015 г. стали последней репетицией перед "большими" выборами в ГосДуму РФ 2016 г. Партия власти практически везде победила, о чем бодро и радостно она сообщила широкой публике. Однако при всей бодрости рапортов при более глубокой и адекватной оценке результатов выборов, оказывается, что власть до сих пор боится (и небезосновательно) протестных настроений, которые так или иначе, но постоянно дают о себе знать. Однако она научилась работать и бороться с протестом. И весьма эффективно. Такую бы эффективность, да в деле борьбы с экономическим кризисом...
Единство, однозначно! А может и нет...

Прошло уже больше месяца после выборов 13 сентября 2015 г. В рамках этого единого дня голосования проходило сразу несколько различных кампаний – выборы Губернаторов, выборы в законодательные собрания регионов (как по партийным спискам, так и по одномандатным округам), выборы в местные (муниципальные) органы власти, наиболее интересными из которых были выборы по партийным спискам в муниципалитеты крупных городов (как правило, региональных центров). Федеральные СМИ сразу по итогам выборов 13 сентября массово донесли до жителей России только две основные мысли – победа «Единой России» была убедительна и безусловна, явка избирателей на участки была высокой и превысила 51%. Нам представляется, что ситуация гораздо более сложная и неоднозначная. Сегодня мы представляем свои мысли по поводу итогов выборов в законодательные собрания регионов по партийным спискам. И тут уж точно нет такой радужной и однозначной картины, которую нарисовали нам федеральные телеканалы. Особенно все это интересно с точки зрения приближающих выборов в ГосДуму РФ, поскольку результаты этих выборов последние, на которые можно вполне официально опираться.

Республика Коми

Белгородская область

Воронежская область

Челябинская область

Ямало-Ненецкий АО

явка, %

50,8%

53,9%

50,4%

41,3%

69,3%

досрочное голосование, %

9,2%

0,0%

0,0%

2,8%

6,4%

Единая Россия

58.1%

62.3%

73,8%

56.2%

70.1%

КПРФ

7.4%

13.1%

10,9%

11.7%

6.2%

Справедливая Россия

10.0%

8.2%

5,5%

15.9%

5.9%

ЛДПР

11.6%

6.8%

6,1%

10.0%

13.3%

Яблоко

1.2%

1,0%

1.9%

Патриоты России

1.1%

0.8%

0,6%

Родина

2.5%

1.7%

Коммунисты России

4.2%

2.2%

За Справедливость

0.9%

Российская партия пенсионеров за справедливость

2.9%

Зеленые

1.0%

Гражданская платформа

0.7%

Калужская область

Костромская область

Новосибирская область

Рязанская область

Магаданская область

Курганская область

явка, %

35,9%

35,7%

30,6%

37,3%

33,6%

30,4%

досрочное голосование, %

1,6%

0,0%

2,5%

1,9%

8,4%

0,9%

Единая Россия

56,9%

50.9%

44.6%

62,7%

57.7%

56,7%

КПРФ

9.8%

14.5%

24.5%

12,7%

11.4%

13,2%

Справедливая Россия

7.7%

11.1%

10.6%

8,6%

13.5%

10,3%

ЛДПР

10.0%

8.6%

10.3%

8,2%

9.9%

13.6%

Яблоко

1.6%

2.5%

2.4%

1,1%

Патриоты России

1.9%

0.4%

0.9%

1,0%

1.9%

1,4%

Родина

0.2%

1,4%

Коммунисты России

3.5%

3.6%

1,9%

За Справедливость

0.3%

1.7%

Коммунисти-ческая партия социальной справедливости (КПСС)

1,3%

1,7%

Российская партия пенсионеров за справедливость

Зеленые

0.5%

1,1%

Гражданская платформа

1.9%

ДПР

0.7%

0.4%

Правое дело

1.2%

Города России

0.2%

Партия свободных граждан

0.2%

РПР-ПАРНАС

2.3%

Политическая партия "Против всех"

0,8%

В этой сводной таблице (сделанной, кстати, на основании вполне официальных данных ЦИК, размещенным в Интернете) приведены данные по итогам выборов по партийным спискам в законодательные собрания регионов нам показались интересными и заслуживающими пристального внимания следующие моменты:

· Явка избирателей в 6 регионах из 11 была ниже 50%, в 5 регионах она была ниже 40%. В двух регионах явка избирателей еле-еле превысила 50% (республика Коми и Воронежская область), что говорит о том, что местные власти сильно старались «натянуть» явку на нужный результат (выше 50%). Получается, что дату выборов в начале сентября партия власти выбрала правильно. Низкая явка на выборах – залог успешной кампании «Единой России».

· Играми с досрочным голосованием явно увлекались администрации 3 регионов – республики Коми, Магаданской области и Ямало-Ненецкого АО. Да, это все северные регионы, где значительная часть мужского населения работает вахтовым методом. Но уж больно здесь высоки проценты досрочного голосования, да и каким-то чудесным образом здесь проценты «Единой России» существенно выше 50%.

· У «Единой России» во всех регионах кроме двух, процент голосования сильно за 50%. А вот в Новосибирской области ЕР получила всего 44,6% при явке 30,6%, и в Костромской области - 50,9% при явке 35,7%. И это при том, что в Костромской области выборы в ЗС были совмещены с выборами Губернатора, где кандидат от партии власти С.Ситников, имел гораздо более сильные позиции, чем все остальные кандидаты. Проценты высокие, однако, очевидно, что они получены при общей низкой явке избирателей. Не вызывает сомнений высокий результат ЕР, пожалуй, только в 3 регионах – Ямало-Ненецком АО, Воронежской и Белгородской областях. Здесь и явка была высокая, и есть позитивные результаты деятельности Губернаторов. При более высокой явке избирателей, какая должна быть на выборах в ГосДуму РФ, проценты ЕР должны превратиться в меньшие значения (насколько меньшие никто не знает).

· КПРФ набрала более 10% в 7 регионах, наиболее высокие показатели продемонстрировали две области – Новосибирская (24,5%) и Костромская (14,5%). И в той, и в другой области во главе региональных организаций стоят сильные политические лидеры (А.Локоть и В.Ижицкий). Именно в этих областях самые высокие показатели среди всех регионов оказалось у партии «Яблоко» (2,4% и 2,5% соответственно). Таким образом протестный потенциал у избирателей сохраняется, хотя она пока не выходит за предсказуемые для власти рамки и границы.

· «Справедливая Россия» более 10% набрала в 5 регионах из 11. Во всех регионах эта партия набрала более 5% голосов избирателей, что, по всей видимости, ей гарантирует прохождение в ГосДуму РФ по партийным спискам. Годом ранее это вряд ли мог кто-либо гарантировать.

· ЛДПР более 10% набрала в 5 регионах из 11. История очень похожая на результаты «Справедливой России». ЛДПР также во всех регионах набрала более 5%, что также в целом подтверждает ее небезосновательные претензии на прохождение в ГосДуму РФ в сентябре 2016 г.

· Партии-спойлеры особенно ничем не отличились – результатов высоких не получили, но роль свою выполнили. Их задача была оттягивать голоса у основных парламентских оппозиционных партий. На этой ниве преуспели:

«Коммунисты России» в 5 регионах они получили более 1,9% голосов и особенно отличились в республике Коми (4,2%),

«Патриоты России» в 4 регионах набрали более 1% голосов избирателей,

«Российская партия пенсионеров за справедливость» в Белгородской области (2,9%),

«Родина» в республике Коми (2,5%) и Ямало-Ненецком автономном округе (1,7%),

партия «За Справедливость» в Магаданской области (1,7%),

«Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС) в Магаданской (1,7%) и Калужской областях (1,3%).

Все эти партии оттягивали голоса у КПРФ и «Справедливой России». И как видим, в отдельных регионах это удалось сделалось весьма успешно и эффективно. Партии-спойлеры по серьезному отобрали от 4,6% голосов в Костромской области до 7,8% в республике Коми, явно предназначенных КПРФ и «Справедливой России». Особенно преуспели на этом поприще «Коммунисты России». Смеем предположить, что минимум 4 партии-спойлера будут допущены до федеральных выборов, цель которых будет только одна – оттягивать голоса избирателей левого политического спектра от КПРФ и СР. Эти партии – «Патриоты России», «Родина», «Коммунисты России» и «Коммунистическая партия социальной справедливости» (КПСС). Результаты региональных кампаний показали, что эта тема работает и просто включением в бюллетень разнообразных партий, в названии которых есть слова «коммунисты / коммунистическая» и «справедливость / справедливый», «патриоты», «родина» дает «оттягивающий» эффект, который может в общей сложности дать до 8%, а при более высокой явке и до 10%. Неплохо, правда?

· Либеральный спектр партий в целом на выборах провалился. Самый высокий показатель показала партия «Яблоко» в Костромской области (2,5%). «РПР-ПАРНАС», которая была зарегистрирована на выборах только в Костромской области, несмотря на большой десант московских волонтеров партии, также не набрала много голосов – всего 2,3%. Из других партий либерального толка относительно приличным результатом может похвастаться только «Гражданская платформа» в Новосибирской области (1,9%). Понятно, что власть на региональных выборах экспериментировала. Такой экспериментальной площадкой стала Костромская область – здесь было зарегистрировано аж 15 партий (больше не было нигде) среди которых была даже партия «Против всех». Не графа «против всех», а именно партия «Против всех». Не хило, да? Понятно что делали кремлевские политтехнологи в Костромской области – они пытались создавать модель разновекторной борьбы с партиями как на левом фланге, так и на правом. Против «РПР-ПАРНАС» (а именно этим критерием определялось успешность или неуспешность работы провластных политтехнологов на выборах сентября 2015 г.) двинули свои партии-спойлеры – Демократическую партию России, никому неизвестную партию свободных граждан, партию «Города России». А в загашнике у властей всегда есть еще такие «свои» карманные партии как «Правое дело» и «Гражданская платформа». Так что, если РПР-ПАРНАС и допустят до федеральных выборов (что еще не факт), ее также обложат партиями-спойлерами, которые будут оттягивать голоса либерально-настроенной публики. Правда, на правом фланге у либеральных партий нет таких выдающихся результатов как на левом, здесь явно диапазон возможностей по оттягиванию голосов лежит в районе 1-2%. Но для таких крупных городов как Москва, С.Петербург, Екатеринбург, Н.Новгород, Новосибирск 1-2% - это большие значения, которые могут выражаться десятками тысяч избирателей.

Какие выводы можно сделать из вышеперечисленных цифр и наблюдений:

1. Партия власти боится протестных выборов и поэтому усиленно к ним готовилась (и продолжает готовиться), а именно:

· изменила сроки голосования (теперь это не декабрь, а сентябрь),

· вернула одномандатные округа, куда явно отправит работать наиболее сильных харизматичных кандидатов,

· изменила границы одномандатных округов для того, чтобы перемешать избирателей больших протестных городов с более лояльным сельским населением,

· допустила до выборов множество политических партий, основная роль которых заключается в не в том, чтобы победить на выборах, а оттягивать голоса избирателей как с левого политического фланга, так и с правого,

· поэкспериментировала на региональных выборах и получила бесценный опыт, которым всего скорее достаточно эффективно распорядится в декабре 2016 г.

2. Формально власть практически готова к выборам, она снова ждет протеста, но уже знает как более или менее эффективно с ним работать и бороться. Это не только сильная и эффективная агитация и пропаганда, это еще и масса политтехнологических и технических вопросов и вопросиков, которые кладутся в общую копилку будущего успеха.

3. Осталось сделать еще немного – постараться успеть, чтобы к сентябрю 2016 г. были хотя бы какие-то видимые успехи по борьбе с экономическим кризисом. А с этим явно дела обстоят гораздо сложнее. Иначе, все старания могут выйти боком.

Евгений Голубев  

Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?