Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

28.02.2018
Общество
1260
Ждем. Опасаемся. Ностальгируем. Надеемся (где-то глубоко в душе).

Реквием по прошлой «прекрасной» предсказуемой стабильной жизни. С прежним В.Путиным.

Ждем. Опасаемся. Ностальгируем. Надеемся (где-то глубоко в душе).

1 марта 2018 г. будет обнародовано Послание Президента РФ В.Путина Федеральному Собранию РФ. Удивительность этой процедуры в том, что старый Президент шлет «привет» новому Президенту. Ведь выборы будут 18 марта 2018 г. И потенциально может так получится, что кандидат в Президенты РФ В.Путин не станет Президентом РФ. Выборы все-таки предполагают некий элемент неожиданности. Но неожиданностей не будет. В этом никто толком не сомневается – ни Федеральное Собрание РФ, ни Правительство РФ, ни администрация Президента РФ. Все уверены в том, что В.Путин будет Президентом. Точка. Абзац. Отсюда весьма самоуверенная, но, однако же, вполне адекватная оценка текущей ситуации: послание самому себе из прошлого в будущее – это не фантастика, это - реальность. Но весьма краткосрочная. Послание – это некий план на будущее, некая предвыборная программа, которую мы все от В.Путина давно ждали и вот таки услышим. Пусть поздно, но это лучше чем никогда. Пусть таким незатейливым, но все-таки вполне определенным и понятным образом. Ждем. Содрогаемся. Ностальгируем. По раннему В.Путину образца начала 2000-х годов. Когда не было Посланий, но были реальные дела по укреплению российской экономики.

Однако откуда такая уверенность в безоговорочной победе В.Путина? Да, по данным опросов всех ведущих социологических компаний, электоральный рейтинг В.Путина – 70%. Это в целом по стране. При этом никто не приводит адекватных цифр по явке избирателей на выборы. Только ВЦИОМ три недели назад объявил явку в районе 80%. В эту цифру мало кто поверил. И правильно сделали. Реальная явка, дай бог, если и перевалит за 50% в целом по стране, то это будет большой удачей. В крупных городах РФ явка может быть и ниже 40%. К таким городам явно относятся Москва, С.Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Н.Новгород, Ярославль, и некоторые другие крупные города с населением более 500 тыс. человек. Города, где есть в немалом количестве активные и думающие люди. Высокая явка будет в национальных республиках, на юге, в сельской местности. Почему складывается такая ситуация, наверное, пояснять подробно не надо. 

елкин-политика-выборы-Путина-Путин-3737904.jpegПричины на поверхности – на выборах нет интриги: Грудинин так и не превратился в настоящего сильного протестного кандидата от левой оппозиции, К.Собчак вообще никак не заменила А.Навального и в целом как-то странно ведет свою избирательную кампанию, Жириновский как всегда валяет дурака, остальные кандидаты – «около ноля». Да и сами власти очень долго «сушили явку» на всех региональных и федеральных выборах. И надо признаться сильно преуспели в этом. А теперь, когда вдруг оказалось, что нужна высокая явка на выборах Президента РФ, где нет ни интриги, ни конкуренции, ни борьбы программ, нет вообще ничего интересного и значимого, что действительно хоть как-то могло повлиять на ситуацию в стране, ВДРУГ!!! не будет высокой явки на избирательные участки. И это тогда, когда администрация Президента ставила разнарядку на явку в 70%!!! ВДРУГ почему-то НЕТ ВЫСОКОЙ ЯВКИ! Чтобы ни говорили комментаторы сразу после выборов, народ на все старания власти по повышению явки ответит своим безразличием к выборам. Как говорится, какие выборы – такая и явка. И ни то, чтобы народ наш совсем уж безразличен к судьбам Родины. Просто мало кто видит смысла в таких выборах.

А зря. Власть-то действительно сильно заинтересована не просто в высоком результате В.Путина, но и в высокой явке. Этим показателем будет обеспечиваться т.н. легитимность победителя сразу после выборов – чем выше явка, тем больше мандат доверия избирателей.

И вот может так получится, что с легитимностью у великого В.Путина будут большие проблемы. У кого-кого? У Путина, у Путина. Да, именно так, как бы парадоксально это не звучало. И вроде бы и не должно это сильно беспокоить администрацию Президента, да вот беспокоит. И сильно. Не зря в Интернете появились все эти смешные ролики о том, что будет, если ты не пойдешь на выборы: геи на передержку в семье – это смешно, это прикольно, это оригинально, это необычно. Но только реально эти ролики никак не влияют на явку. У большого количества избирателей молодого и среднего возраста просто нет реальной заинтересованности идти на предсказуемые выборы. В этом нет БАЗОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ, жизненной необходимости – все равно ничего не изменится в реальной жизни, а если и изменится, то только в худшую сторону. Так или примерно так если и не говорят открыто, то реально думают очень многие избиратели. Безусловно, не все. Но очень многие.

Реалисты из администрации Президента во главе с С.Кириенко безусловно понимают важность высокой явки на президентских выборах. Как понимают они и то, что слабость позднего В.Путина будет заключаться как раз в том, что у него уже не будет повсеместной и массовой поддержки. А отсюда будет проистекать неоднозначность оценок решений власти со стороны населения уже после избирательной кампании. Путин после выборов должен будет принимать непопулярные решения. А с легитимностью уже будут проблемы. Отсюда будет проистекать дальнейшее падение рейтингов В.Путина. И чем это все закончится – одному богу известно.

Я уже писал ранее, что в принципе предвыборная программа В.Путина во многом понятна и уже определена теми действиями и решениями федеральной власти, которые были приняты уже в 2017 г. Они таковы:

Во внутренней политике это:
• Ужесточение налогового администрирования.
• Ужесточение требований к банкам (разорение средних и мелких банков), беспрецедентное усиление влияния госбанков.
• Очень дорогой кредит как для предприятий, так и для населения.
• Снижение роли малого и среднего бизнеса в экономике, увеличение роли крупных предприятий с госучастием.
• «Импортозамещение» под контролем государства и силами госкомпаний.
• Низкие цены на энергоносители на международных рынках, не позволяющие полноценно (как в прошлые годы) пополнять госказну.
• Отсутствие дешевых западных денег в экономике и как следствие – отсутствие крупных иностранных инвестиций.
• Усиление непрямого, косвенного налогообложения населения и предприятий через увеличение акцизов на товары широкого потребления (топливо, сигареты, алкоголь и т.д.).
• Снижение реальных денежных доходов населения.
• Разовые и небольшие выплаты социального характера для малообеспеченных категорий граждан.
• Консервация развития системы образования и здравоохранения.
• Ограничение свободы слова.
• Контролируемый властями выборный процесс.

 Во внешней политике это:
• Антироссийские санкции (ограничение притока дешевых западных денег, передовых технологий и крупных инвестиций) как следствие российской политики на Украине
• Замороженный длительный конфликт на Востоке Украины без особых реальных шансов позитивного выхода из него.
• «Победа» в Сирии (получение потенциальной возможности торговаться с Западом за влияние на Ближнем Востоке)
• Разворот на Восток (Китай, Индия, посредничество с Западом по вопросу Северной Кореи и т.д.).
• Допинговые скандалы в международном спорте, изоляция России в международном олимпийском движении.

То есть ничего хорошего ни для населения, ни для малого и среднего бизнеса в ближайшем будущем ждать не приходится. Плюс сюда явно прибавится проблема повышения пенсионного возраста. Реальные, а не декларативные приоритеты В.Путина понятны – сильное государство, сильная армия и другие силовые структуры, крупные промышленные корпорации, связанные с ОПК, государственные банки. Все, как говорится, для человека, все – для блага человека. И как говорили при Л.И.Брежневе, мы даже знаем имя этого человека. Избиратели наши становятся все грамотнее и грамотнее, и они уже не ждут от власти ничего хорошего. Они все время ожидают от нее какого-то подвоха, какой-то очередной мелкой пакости. На фокус-группах, которые я недавно проводил с избирателями, люди отмечали, что сразу после выборов ждут закручивания гаек со стороны государства и дальнейшего обнищания самых широких слоев населения. Печально, однако, это вполне адекватная оценка: готовимся к худшему, надеемся (где-то глубоко в душе) на лучшее. Эта формула многим поколениям русских людей помогала справляться с жизненными неурядицами и трудностями. А они снова – на пороге. Такие вот субъективные настроения превалируют сейчас у очень многих людей. 

Помимо субъективных ощущений от текущей политической ситуации, есть еще и объективные показатели. Например, это – длинные динамические ряды электорального поведения избирателей в эпоху В.Путина (президентство Д.Медведева мы также считаем эпохой В.Путина). То есть показатели реального голосования избирателей с 2000 по 2018 гг. 18 лет путинской эпохи показали только одно – явка на выборах снижалась, показатели официальных кандидатов были в целом выше, когда явка была невысокой. Посмотрите, например, динамику электоральных показателей по выборам Президента РФ на примере Ярославской области (см. таблицу, официальные данные ЦИК).

 

       2000 г.          

       2004 г.          

        2008 г.           

       2012 г.         

      2018 г.              

    количество кандидатов     

10

6

4

5

8

    явка

72,15%

61,3%

60,8%

63,5%

?

   результат победителя

63,6%

70,8%

63,6%

54,5%

?

 

Приведенные данные говорят о том, что самые высокие показатели по явке были в 2000 г., когда было самое большое количество кандидатов Президенты (10). Далее показатели по явке падали. Явно результат 2018 г. по явке должен быть ниже, чем в 2012 г. (тогда хотя бы было какое-либо подобие борьбы и желания показать достойный результат с помощью открытой публичной борьбы после низкого результата «Единой России» на выборах в ГосДуму РФ). В целом результаты победителей сильно коррелируют с процентом явки и количеством кандидатом на выборах. Самый достойный результат В.Путин показал на выборах в 2000 г., кода он получил более 63% голосов избирателей при 10 кандидатах-конкурентах. Самый «плохой результат» В.Путин получил в 2012 г. при 5 кандидатах (самая низкая явка - 63,5%). Возможно результаты В.Путина в 2018 г. в Ярославской области будут выше результатов 2012 г. Сейчас электоральный рейтинг В.Путина в Ярославской области составляет 60%. Однако вот явка в отдельных городах не дотягивает и до 40%. Возможно, она подрастет и избирком покажет явку более 50% по региону в целом. Возможно, так и будет. Только вот все равно результат по явке должен быть самым плохим за всю историю президентских избирательных кампаний с 2000 г. И так будет по всем центральным регионам и крупным городам страны. Если, конечно, не произойдет за последние дни до выборов что-то экстраординарное.

И что будет делать В.Путин? Сделать вид, что так и было изначально задумано - не получится. Открутить назад историю также не получится. Придется что-то делать. И что-то показывать. А как-то аргументировать свои действия. И это вовсе необязательно будет именно то, что завтра В.Путин продемонстрирует Федеральному Собранию РФ. Политическая ситуация после 18 марта 2018 г. будет другая. Всеобщего «одобрямса» не получится. Будет пассивный протест. Будет молчаливое безразличие, которое рискует со временем превратиться в серьезную политическую турбулентность. И власти придется на ходу менять свою политику. По сути начать импровизировать, что-то изобретать, искать необычные, нестандартные ходы и решения.

Так что вы можете смотреть или не смотреть Послание В.Путину самому себе 1 марта 2018 г. К реальной политике это будет иметь весьма опосредованное отношение. Повторюсь, политическая реальность после 18 марта 2018 г. будет другая. И она для власти должна быть не очень приятная. Если не сказать больше. Безразличие к национальному лидеру со стороны «пассивной» половины населения невозможно будет просто так проигнорировать. С этим надо будет что-то делать. А вот что делать предстоит решить В.Путину и его команде очень быстро, буквально в течение марта-апреля 2018 г.

Так что ждем. Опасаемся. Ностальгируем. Надеемся (где-то глубоко в душе).

 

Евгений Голубев

Опрос
В середине июня в России стартовала пенсионная реформа. Как Вы относитесь к правительственному варианту пенсионной реформы, суть которой заключается в повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин до 63 лет?