Item Item Item Item Item Item Item Item Item Item
О проекте Команда Звонковый центр Новости Контакты
gbEng

14.04.2022
Социсследования
2479
Онлайн-опрос "Как Вы живете после марта?"
      13 апреля 2022 г. мы закончили очередную волну онлайн-опросов жителей России. Тема опроса была "Как Вы живете после марта?". За время с начала проведения последнего нашего онлайн-опроса прошло полтора месяца. За столь короткое время произошли просто таки глобальные изменения, которые серьезно поменяли мировосприятие очень многих людей. Мы даже не говорим про санкции и ажиотажный спрос на продукты первой необходимости, которые были в марте. Мы в первую очередь говорим о каналах коммуникации, которые за это весьма непродолжительное время весьма серьезно изменились. По крайней мере в Интернете. Да и не только в Интернете. 
Онлайн-опрос "Как Вы живете после марта?"
      Напомним, что сначала компания "Meta" (соцсети Facebook и Instagram) запретила платное продвижение товаров и услуг на территории России, а затем Роскомнадзор по решению суда заблокировал эти соцсети как экстремистские. VPN, конечно, никто не отменял, однако сам факт блокировки, конечно, серьезно должен был повлиять на все, что происходило в рунете.
       Поскольку наш последний общероссийский онлайн-опрос закончился буквально накануне начала военной спецоперации (буквально 16 февраля с.г.) мы имели уникальную возможность сравнить ситуацию "до и после".   Так получилось совершенно случайно. 
      Сейчас мы приводим только самые первые результаты того, как стали работать коммуникации в российской части Интернета с точки зрения достижимости респондентов по онлайн-опросам, не привязанных к панелям респондентов. Эти данные о многом говорят даже не в привязке к онлайн-опросам (см. диаграммe ниже).

Достижимость-онлайн-опросов (1).jpeg
         Что помимо голых цифр, мы заметили:
1) Люди стали хуже откликаться на просьбу поучаствовать в социологическом онлайн-исследовании. Ранее 1000 анкет мы набирали за 4 дня, теперь на это мы потратили 7 дней. Также возросла доля тех, кто участвовал в опросах за вознаграждение. До начала спецоперации мы фиксировали долю тех, кто участвовал в онлайн-опросах за вознаграждение, на уровне 8-15% (это сильно зависело от темы исследования). Сейчас таковых стало 35% от количества всех респондентов. Мы благодарны всем тем, кто принял участие в опросе, в т.ч. на условиях участия в благотворительной акции (а их подавляющее большинство). Напомним, что все вырученные деньги мы потратили на нужны беженцев из Мариуполя, которые сейчас располагаются на двух ярославских турбазах - в Сахареже и Сосновом бору.
2)  Istagram скорее мертв. Это связано не только с блокировкой этого ресурса Роскомнадзором и запретом компанией "Meta" на платное продвижение на территории России, но и с особенностями внутренних настроек этой сети, когда по ссылке внутри этой сети можно было пройти только настроив определенным образом платную рекламу. В ином случае, приходилось и теперь приходится тупо копировать ссылку и бросать ее в другое место. А это неудобно, от слова "совсем". Поэтому пока Instagram находится в России в плачевном состоянии - это тупиковая ветвь для проведения онлайн-опросов в России. И никакой VPN здесь не поможет. Пока про этот канал можно забыть.
3) Facebook немного в другом положении. Он тоже запрещен как экстремистский ресурс и не позволяет проводить платную рекламу, однако чуть более жив, чем Instagram. Дело в том, что в России этот ресурс считался прибежищем интеллектуалов, интеллигенции. Эта среда ценит свое окружение и старается поддерживать связи внутри сети. Да, facebook также стало неудобно пользоваться, постоянно нужен VPN, но тут нет "замысловатых" настроек как в Instagram и шансов на выживание у этой сети по сравнению с Instagram чуть больше. Хотя миграция постоянных пользователей групп facebook в российскую сеть VK, а также в Telegram весьма заметна. И есть ощущение, что, если блокировка этой сети затянется на года, то мало кто  будет к ней возвращаться. Все привыкнут к формату VK, и останутся там если и не навсегда, то надолго.
4) Согласно официальных отчетов сети "Одноклассники", эта сеть выросла на 9,5% по количеству официальных пользователей за последний месяц. Однако в отношении достижимости респондентов по онлайн-опросам в этой сети наметился скорее обратный тренд. У нас по итогам онлайн-опроса получился некоторый откат. Небольшой, но все же.  Хуже (в смысле реже) стали отвечать люди пенсионного возраста. Это явное последствие шока от начала спецоперации в Украине. Особенно "плохо" (в смысле достижимости) стали отвечать мужчины пенсионного возраста и жители сельской местности. А они, если и присутствуют в соцсетях, то только в "Одноклассниках". Отсюда - некоторый отток.
5) Можно сказать, что в сети VK перестал работать таргет. По крайней мере, если в тексте поста есть слова "Украина", "беженцы", "война", "социально-политические опросы", если картинка вызывает хоть какие-то эмоциональные связи с украинскими событиями и их последствиями, то российские сети, которые принадлежат Mail.ru, просто не пропускают платную таргетированную рекламу. Из 6 аккаунтов, которые мы пытались задействовать в платном продвижении, сработал только один и то только тот, который вообще никак не был связан с социологией и опросами. Оказалось, что в VK необходимы максимально нейтральные формулировки в тексте поста и максимально нейтральная картинка. Вот такая получилась неожиданная ситуация. Российские соцсети блокируют платное продвижение, скорее, на всякий случай. Хотя исключить, что это элементы такой своеобразной военно-полевой цензуры также нельзя. Но в принципе, если хорошо подумать, то эти запреты можно обойти. Мы варианты такие нашли. 
6) Мессенджеры также скорее мертвы с точки зрения продвижения онлайн-опросов. Но они и ранее не были массовыми каналами. Telegram, правда, несколько вырос за счет аудитории facebook, но пока все-равно не является массовым каналом. Хотя вполне возможно, что в этом году он сможет показать весьма бурный рост. Он - единственный по-настоящему конфиденциальный канал интернет-связи, а это ныне очень ценится. И не только элитами. Но обычными людьми.
7)  Социальная сеть "ВКонтакте" явно здорово выиграла от последних событий и сегодня массовые онлайн-опросы в России, не привязанные к базовым онлайн-панелям, в ряд ли возможны без использования этой сети. Эта социальная сеть имеет все шансы стать своеобразным монополистом в рунете. Не забываем о том, что VK и "Одноклассники" принадлежат одной и той же компании (Mail.ru). Если "Meta" не вернется в Россию во всем своем многообразии (а шансы на это минимальны, не для того закрывали американские соцсети, чтобы давать им возможность возвращаться), то именно российские cоцсети, принадлежащие Mail.ru, будут определять контент соцсетей в России. И будут ли там какие-либо послабления - толком никто не знает. Всего скорее даже сами собственники Mail.ru.

                                                                                                                                                Евгений Голубев









Опрос
Какое событие в жизни страны Вы хотели бы, чтобы случилось в 2024 г.?